Конспект по развитию речи "Хлеб от поля до стола" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ромашова Юлия Сергеевна

Конспект "Хлеб от поля до стола" старшая группа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_ot_polya_do_stola.docx39.25 КБ

Предварительный просмотр:

                        Конспект НОД по  развитию речи в старшей группе

                                        «Хлеб от поля до стола»

Цель: Способствовать знакомству детей с процессом посадки  зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи; дать детям представление о том, что хлеб – один из основных продуктов питания человека; о том, что хлеб бывает разнообразный  белый (пшеничный), чёрный (ржаной), со злаками, отрубями.

Образовательные задачи:

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания.
Познакомить с разнообразием хлебобулочных изделий.
Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.

Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.

Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Развивающие задачи:

Развивать грамматический строй речи (образованию родственных слов к слову «хлеб»).
Обогащать словарь детей.
Обогащать словарь детей существительным и названиями профессий.
Побуждать связному монологическому высказыванию, развивать слуховое внимание.
Продолжать развивать предпосылки ценностно - смыслового восприятия и понимания стихотворений о хлебе.
Воспитательные задачи:

Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения детей друг к другу.
Приобщать детей к словесному искусству.
Побуждать координировать речь с движениями, развивать творческое воображение и подражательность.

Методы:

1.Словесные – художественные средства (фольклор, пословицы, поговорки), чтение стихов, загадывание загадок, чистоговорки; беседы; решение проблемной ситуации; работа с мнемотаблицей;  дидактическая игра по ТРИЗУ «Дружба хлеба с другими продуктами питания».

2. Наглядные – иллюстрации, презентация «Хлеб от поля до стола».

3. Практические – психогимнастика «Колоски в поле»;  этюд «Колоски» (движения в соответствии с текстом); рассматривание зерен пшеницы и ржи; создание панно «Колосок нашей группы».

Приемы:
1. Игровой.

2. Похвала.

3. Поощрение.

Предварительная работа:

1.Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе.

2. Рассматривание репродукции картины Шишкина «Рожь».

3. Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий.

4. Чтение художественной литературы: сказки – «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Колосок», «Легкий хлеб».

5. Дидактические игры: «Назови профессию», «Что сначала, что потом»,  «Что лишнее?», « Узнай и назови».

Ход  НОД.

Организационный момент:

Психогимнастика:

Ребята, представьте, что мы в поле.

Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте),

Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал.

Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимите  руки вверх).

Колоски тянуться к солнышку (почувствуйте  напряжение в руках).

Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, уроните голову на плечи, опустите плечи, туловище  на пол).

Но вот полил  дождик, ожили наши колоски, снова тянуться к солнышку (поднимитесь).

В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу),

А теперь изобразите колоски – толстячки, превратились в колоски – худышки.

Вот,  сколько замечательных колосков выросло в поле! (улыбнуться).

Вводная часть: Ребята, послушайте загадку:

Отгадать легко и быстро

Мягкий, белый и пушистый

Он и черный, он и белый

А бывает подгорелый  (хлеб)

Проблемная ситуация: Ребята, вчера я увидела такое, что затронуло меня до глубины души. Когда я проходила возле мусорного контейнера, на земле лежал хлеб, а рядом подростки играли хлебом в футбол. Разве такое возможно? Вы видели такое когда-нибудь?  Какое у вас было настроение? Вас это радует или расстраивает?

Есть такие слова – хлеб всему голова!

Русский народ испокон веков уважительно относился к хлебу. И он был самым главным на столе. Его берегли, не выбрасывали, всегда доедали, крошки отдавали птичкам, а черствый хлеб скармливали домашним животным.

Самым плохим поступком считалось уронить хотя бы крошку, самым плохим, растоптать крошки ногами.

Хлеб в старину называли «жито». Как вы думаете, почему?  Это название произошло от слова «жить».

Люди очень ценили хлеб!

Мы недавно с вами проговаривали пословицы и поговорки о хлебе. Кто запомнил?

«Хлеб - всему голова»; «Хлеб – наш кормилец»; « Без хлеба сыт не будешь»; «Кто ест хлеб - всегда здоров».

Трудно и тяжело достается хлеб.  Многие люди помогают ему дойти до стола.

Но как же он появляется? Откуда он берется?

Основная часть: Предлагаю совершить виртуальную экскурсию, чтобы узнать все о хлебе.

Его долгий путь от поля до стола.

А чтобы ничего не забыть и другим рассказать, мы снимем все на камеру.  Ребята, вы  согласны?

Тогда начнем!

Презентация «Хлеб от поля до стола»

Предлагаю поиграть и о хлебе рассказать.

Как мы назовем хлеб ласково? (хлебушек)

Как называется завод, где изготавливают хлеб? (хлебозавод)

Как называют человека, который работает на тракторе? (тракторист)

Человека, который работает на комбайне? (комбайнер)

Кто выпекает для нас вкусный хлеб? (пекарь)

А что пекут для нас наши мамы и бабушки? (пироги и оладушки)

А, вы знаете, ребята, что у хлеба есть родственники? Как вы думаете, о чем это я? Что за родственники?

Посмотрите (показ  муляжей)

Правильно - это булочки, калачи, бублики, пироги, ватрушки, крендельки, батоны, сушки и т.д.

Как мы назовем это одним словом? (хлебобулочные изделия)

Повторим чистоговорки:

Шки, шки, шки – мы любим пирожки

Жок,жок, жок- кушай детка пирожок

Ач, ач, ач- вот тебе калач

Чи, чи, чи – мы любим калачи.

Долго с вами мы играли и немножечко устали.

Физминутка «Колоски»

Превратимся в колоски  и отдохнем мы от души!

«Посажу я в землю хлебное зерно (присесть),

Из земли поднимется колосом  оно (подняться, руки вверх).

Много, много зернышек в этом колоске (кружиться вокруг себя),

Вот  уже лежат они на моей руке (протянуть руки вперед).

Посажу их в землю,  и пойдут ростки (присесть),

Весело потянуться к солнцу колоски (потянуться на носочки).

Не один уже, вот, сколько их растет (взяться за руки, сделать  кружок),

Так я буду делать каждый, каждый год (поднять руки).

А однажды на поле выйду поутру (круг большой сделать),

Как один  я хлеба столько соберу (пожать плечами).

На моей ладошке хлебное зерно (показать руки)

Посажу я в землю, пусть растет оно! (присесть)».

Пока мы с вами играли, у нас в группе, появились колоски.

Посмотрите, в колоске не одно зернышко, а много.

«Колосок, как будто дом, много комнат в доме том,

В каждой комнате зерно спелой зрелостью полно».

Что это за колоски?  Кто знает?

Люди, выращивая хлеб,  сажали в землю не только зернышки пшеницы, но и такой зерновой культуры, как рожь.

Какие колоски? (пшеничные, ржаные)

Колоски пшеничные и ржаные. Чем они отличаются друг от друга?

Какой получается хлеб из этих колосков? (пшеничный - белый и ржаной - темный)

(просмотр иллюстраций)

Так, как же к нам хлеб пришел?

Посмотрим, что же мы с вами сняли на камеру.

Но вот беда, у нас пропал звук,  и  исчезло изображение.

Но мы не будем расстраиваться, ведь вы у меня – помощники.

Кто из помощников хочет рассказать  путь хлеба от поля до стола?

Я вам немного помогу, картинки в помощь подарю.

Попробуем по картинкам проследить долгий путь хлеба.

(Рассказы детей по мнемотаблице).

Мне очень приятно слышать, как Таня запомнила последовательность!

Дима очень порадовал меня своими знаниями!

Тимофей был очень внимателен  на экскурсии! и т.д.

Ребята, а вы знаете, что у хлеба есть не только родственники, но и друзья.

Хлеб дружит со многими продуктами питания.

Игра ТРИЗ с использованием картинок.

Посмотрите и угадайте, что получиться?

Хлеб +масло +сыр +колбаса= бутерброд

Хлеб + огонь в печи = сухари

Хлеб + мясо + мясорубка = котлета.

Ребята, сегодня мы много узнали с вами о зернышке, колосках , хлебе, как хлеб к нам на стол пришел.

Вы, наверное,  обратили внимание, что у колоска очень много зернышек, как и нас с вами.

Мы чем-то похожи с колоском. Такие же дружные, как зернышки.

Предлагаю создать колосок нашей группы.

Продуктивная деятельность.

Посмотрите, что у меня есть! (зернышки пшеницы; ниточка; готовая картина, облепленная пластилином)

С вашего позволения, я прилеплю стебелек колоска, а вы зернышки, договорились?

Вот вам зернышки, прилепите каждый свое зернышко к стебельку.

Вот и получился колосок нашей дружной группы. Поместим его в наш уголок «Веселый карандашик».

Итог: Пока мы с вами создавали панно, наши муляжи хлебобулочных изделия превратились в ароматные калачики!

Повторим скороговорку:  чи, чи, чи – мы любим калачи.

И представляете, заработала наша камера!

Рефлексия:

И в заключении  нашей экскурсии,  предлагаю послушать замечательную песенку про хлеб и полакомиться вкусными калачиками.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по развитию двигательной активности в первой младшей группе

Конспект по  развитию двигательной активности в 1 младшей группе.Воспитатель: Ребята, скоро праздник, а какой я не знаю. А вы знаете?  (Новый год). Да, скоро к деткам придёт дедушка Мороз со...

Конспект к экскурсии на футбольное поле в старшей группе .

"  Экскурсия на футбольное поле"  со старшей группой . Цель: Познакомиться поближе с местом , где спортсмены   играют в футбол,  знакомство с   табло, воротами,...

Подборка конспектов по развитию речи для офтальмологических и логопедических групп.

Конспекты составлены с учётом индивидуальных особенностей детей, посещающих офтальмологические и логопедические группы ДОУ....

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Конспект занятия "Развитие эмоциональной сферы дошкольников второй младшей группы"

Занятие педагога психолога с детьми 3-4 лет. Занятие составлено на основе сказки Колобок и направлено на ознакомление детей с базовыми эмоциями, преодоление детского негативизма, развитие навыков само...