Занятие по развитию речи и обучению грамоте "Дикие звери наших лесов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мешкова Татьяна Александровна

Данный материал предназначен для автоматизации и дифференциации звуков "С"и "З"; обогащать словарный запас по теме занятия; формировать навык составления рассказа с опорой на иллюстративный материал и поставленные вопросы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zveri_nashih_lesov.docx48.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте детей подготовительной группы

Тема: « Дикие звери наших лесов»

Цели:  

  •  Автоматизация и дифференциация звуков С-З;
  • Активизировать и обогатить словарный запас по теме «Дикие животные наших лесов»;
  • Формировать навык составления рассказа с опорой на иллюстративный материал и поставленные вопросы.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье».

Программные задачи:

Развивающие:

  • Развивать навык усидчивости, самоконтроля и прилежания;
  • Развивать звукопроизношение;
  • Развивать диалогическую речь;
  • Развивать речевое дыхание;
  • Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
  • Развивать память и внимание.

Образовательные:

  • Уточнять, закреплять, пополнять и систематизировать знания о диких зверях наших лесов;
  • Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативную культуру;
  • Воспитывать познавательный интерес;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, к среде обитания зверей.

Здоровье сберегающие:

  • Соблюдать правильную осанку, режим охраны зрения;
  • Чередовать статические и динамические задания;
  • Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование:

  • Презентация «Дикие животные наших лесов»;
  • Мяч.  

Предварительная работа:  

  • Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Лесные сказки», В.                                                  Бианки «Белки»;
  • Художественное творчество (рисование, изготовление мини-книжки по мотивам  сказки «Колобок»).

Ход НОД:

1.Организационный момент

Воспитатель:

-Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся! Поприветствуем гостей! (Дети садятся на стулья).

В.: -Ребята, скажите какое сейчас время года? (Ответы детей). А перед весной какое время года было?( Ответы детей). Мы с вами ни так давно простились с холодной зимой.

Слайд 2 (зимний лес)

В.: - Я приглашаю вас и наших гостей в путешествие в мир животных, в зимний лес. Посмотрите, какой красивый лес! Всё засыпано снегом: земля, деревья и кустарники. Представьте, что мы в лесу!

Упражнение на автоматизацию звуков:

-Подул ветер, завыла вьюга: з – з - з (с усилием звука)

-Шумят ели, сосны: ш-ш-ш

-Стихает вьюга: с-с-с.

-Представьте себе - какого диким животным в лесу зимой!

-Сейчас я загадаю вам загадки, а вы будьте внимательными и постарайтесь отгадать их.

Загадки:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы-

Уши больше головы? (заяц)

Летом по лесу гуляет,

Зимой в берлоге отдыхает (медведь)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт (лиса)

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит (ёж)

По веткам прыгает, да не птица,

Рыжая, да не лиса (белка)

Кто осенью холодной

Ходит злой голодный (волк)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (лось)

2. Основной этап (актуализация знаний)

Упражнение « Назови семью» (активизация словарного запаса)

Слайд 3:

В.: - Заячья семья – зайчиха, заяц, зайчонок (пример);

Слайд 4:

В.: - лисья семья - …(ответы детей)

Слайд 5:

В.: -  Ежиная семья  - … (ответы детей)

Слайд 6:

В.: - беличья семья - …(ответы детей)

Слайд 7:

В.: -волчья семья - …(ответы детей)

Слайд 8:

В.: - лосиная семья -… (ответы детей)

Слайд 9:

В.: -медвежья семья -… (ответы детей)

3. Изучение нового материала

Слайд 10: (общая картинка зверей)

В.: Звери не похожи друг на друга. Одни большие, а другие маленькие. У одних длинные уши, у других короткие, у некоторых зверей длинные  и пушистые хвосты, а у некоторых хвостики еле-еле видны.

А сейчас мы с вами поиграем в игру.  

Игра «Скажи наоборот»

-У лисы длинный хвост, а у зайца…(короткий)

-у медведя толстые лапы, а у лисы…(тонкие)

-у лисы мягкая шерсть, а у кабана щетина…(жесткая)

-У волка короткие уши, а у зайца…(длинные)  

 -У волка большие (острые) зубы, а у полевой мыши зубки… (маленькие)

В.: Молодцы! Справились с заданиями. А теперь немного отдохнём, выходите на лесную полянку.

Слайд 11. Двигательно-речевая миниатюра с увеличенной двигательной активностью «Превращалки»

Я хочу побыть немножко

Самолётом! Полетать

Над лесами, над полями (Летают)

А потом лошадкой стать.

И галопом, и галопом

По полянке поскакать (Скачут галопом)

А затем по океану,

Как огромный пароход, (Расставив широко руки и ноги, раскачиваются)

Плыть направо и налево,

Плыть назад и плыть вперёд ( Как бы берутся за штурвал, поворачивая его вправо и влево)

Превратиться в грузовик.

И поехать быстро-быстро

По дорожке напрямик (Вращая руль переходят на бег, выстраиваясь друг за другом змейкой)

А потом, как серый зайчик,

До лесочка доскакать (Скачут, как зайчики)

Тихо спрятаться под кустик (Приседают, обхватывая себя руками)

И опять собою стать (Выпрямляясь, подпрыгивают, поднимая вверх руки)

Дыхательное упражнение «Дыхание». – Тихо – тихо мы подышим, сердце мы своё услышим.

Исходное положение – основная стойка. 1 – медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнёт расширяться, прекратить вдох и сделать паузу на 4 секунды; 2 – плавный выдох через нос (2 раза). Дети садятся на стулья.

В.: -Ребята, вы знаете чем питаются дикие животные?

Слайд 12: (травоядные животные: лось, олень, кабан)

В.: Одни животные едят листья и траву. Они так и называются – травоядные. У всех травоядных на ногах копыта .

Слайд 13: (хищники: рысь, волк, медведь)

В.: А вот рысь и волк – хищники. Они охотятся на других животных, траву они не щиплют. Медведь тоже считается хищником, но он охотится очень редко. Очень любит различные ягоды, мёд диких пчел.

Слайд 14: (грызуны: зайцы, белки, мыши)

В.: Зайцы очень любят грызть кору деревьев и кустарников. Белки и полевые мыши тоже грызут всё, что им по зубам: грибы, шишки, корешки разные. Поэтому все они – и зайцы, и белки, и мыши – называются грызунами. 

Слайд 15

-Пока зверьки маленькие, мамы кормят своих детёнышей молоком. Вот почему их – и травоядных, и хищников, и грызунов – называют млекопитающими.

В.: Молодцы ребята.

В.:- Диких животных можно разделить на две группы:

- первая группа – те животные, которые зимой спят – уходят в спячку.

- вторая группа – те животные, которые не спят зимой;

Слайд 16: (звери – сони)

В.: - Говорят, что зимой медведь «лапу сосет». Просто в середине зимы кожа на лапах начинает чесаться, зудеть, меняться, вот он во сне и слизывает старую кожу.

Барсук начинает готовиться к зиме осенью. Он много ест, а затем сгребает листья, устраивает себе мягкую постель и ложится на зиму спать.

На зиму ёж сворачивается клубком в логове, утеплённом мхом, листьями и травой, и спит более шести месяцев. Всё это время он не ест и не двигается.

Гимнастика для глаз «Филин»

Филин днём всё время спит – (на счёт 1-4 закрыть глаза)

А ночью во все глаза глядит – (на счёт 5-6 открыть широко глаза, смотреть вдаль) Так 4-5 раз.

3. Закрепление изученного материала

Слайд 17:

В.: - Наше путешествие подошло к концу, но зимний лес приготовил вам хитрые вопросы и прислал вам волшебный снежок.

Проблемные вопросы:

  • Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
  • Как хвост лисе помогает? (Заметает следы при преследовании; в сильный мороз она им укрывает нос и лапы.)
  • Как помогает хвост белке? ( Белка прыгая с дерева на дерево и расправляет свой пушистый хвост, как парашют – он помогает ей держать равновесие; укрывает в зимнюю стужу.)
  • Каких животных можно назвать – звери – сони? (Медведь, ёж, барсук.)
  • Какие звери не впадают в спячку? (заяц, лиса, волк, лось, кабан)
  • Каких животных можно назвать – грызунами? (Полевая мышь, заяц, белка.)
  • Каких животных можно назвать – хищниками? (Волк, рысь, медведь)
  • Каких животных можно назвать – травоядными? (Лось, олень, кабан – копытные.)  

4. Итог НОД.

В.: -Молодцы, ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Мы с вами много знаем о диких животных, о их жизни. Обязательно поделитесь новыми знаниями со своими родителями, друзьями.

В заключении мне бы хотелось донести до вас слова известного писателя Михаила Пришвина, который любил природу и много писал о ней, он сказал:

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца

С великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы

Сокровища охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна вода – будем охранять наши водоёмы.

 В лесах разные ценные животные – будем охранять наши леса.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы.

А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину!  

В.: - Занятие закончено, попрощайтесь с гостями. Вы молодцы!

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа с углубленным изучением иностранного (английского) языка № 1245»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

по адресу: Кировоградская улица, дом 19А

   

Конспект открытого занятия по развитию речи  и обучению грамоте для детей подготовительной группы с использованием ИКТ

Тема: «Дикие звери наших лесов»

Подготовила и провела воспитатель

 подготовительной группы №10

 Мешкова Т. А.

Москва 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)

« Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ДИКИЕ ЗВЕРИ НАШИХ ЛЕСОВ И ИХ ДЕТЁНЫШИ"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звери зимой"

Учить детей пересказавать близко к тексту услышаный рассказ.Развивать монологическую речь....

Презентация для занятия по развитию речи и обучению грамоте на тему "Дикие звери наших лесов"

Наглядный материал-презентация предназначен для автоматизации и дифференциации звуков "С"и "З"; обогащать словарный запас по теме занятия; формировать навык составления рассказа с ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Животные нашего леса»

Цель: Расширить словарный запас дошкольников и закрепить знания о животных нашего леса....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звери зимой"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Звери зимой"...