Методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Вильмсен Ксения Николаевна

В данной статье представлены методические рекомендации при обучении  дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам. Обучение данному виду рассказывания является один из наиболее сложных как для воспитанников, так и для педагогов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности  по физическому  направлению  развития воспитанников  № 9 «Алёнка»

Консультация для педагогов ДОУ

«Методические рекомендации при обучении  дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам»

Одна из важнейших задач детского сада — развитие у детей связной речи на основе овладения литературным языком, поскольку оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием личности. Освоение ребенком языка, связной речи дает ему возможность рассуждать, спрашивать, делать выводы, свободно общаться.

Вся работа детского сада по речевому развитию детей готовит их к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других и выражать свои мысли, используя распространенные предложения, умение составлять небольшие связные рассказы.

Овладение монологической речью — рассказыванием — особенно важно для будущего школьника. В школе этот навык будет развиваться и закрепляться, но основы его должны быть заложены именно в дошкольном детстве.

Для обучения детей рассказыванию в детском саду всегда широко используются картины (предметные, сюжетные, серии картин).

К сожалению, в последнее время педагоги ДОУ отмечают, что связная речь у большинства дошкольников оказывается недостаточно сформированной, дети испытывают значительные трудности при пересказе текстов, придумывании сказок и рассказов. А самые большие затруднения вызывает у ребят составление рассказов по пейзажным картинам.

При составлении подобных рассказов отмечаются следующие ошибки.

Рассказы бедны, однотипны, схематичны, подражательны. Дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании требуют помощи взрослого, повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден. Часто рассказы сводятся к простому перечислению изображенных объектов,  используются однообразные образные языковые средства, допускаются ошибки в использовании сложных синтаксических конструкций. Между предложениями возникают большие паузы.

Проведение занятий по обучению рассказыванию нередко вызывает у педагогов серьезные затруднения, касающиеся как методики обучения, так и подбора соответствующих демонстрационных картин (имеющиеся во многих детских садах наборы картин морально и физически устарели). Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Описание пейзажных картин – один из наиболее сложных видов рассказывания, которому обучают детей старшего дошкольного возраста.

ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН

  • содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
  • картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
  • картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению.
  • не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.

Для составления рассказов в детском саду рекомендуется использовать такие пейзажные картины, как «Золотая осень» И. Левитана; «Весна. Большая вода» И. Левитана и «Березовая роща» А. Куинджи; «Утро в сосновом бору» И. Шишкина; «Грачи прилетели» А.К. Саврасова и другие картины.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  1. Подготовительный этап.

Перед рассматриванием пейзажных картин рекомендуется провести наблюдения за природой (прогулки и экскурсии в лес, в парк в разное время года), сопровождая их чтением стихов русских поэтов. Наблюдения над явлениями природы помогают детям более тонко воспринимать произведения искусства, воспитывают в них чувство единения с природой. По возможности необходимо организовывать экскурсии на выставки в художественный музей (возможны виртуальные экскурсии, рассматривание открыток, альбомов).

Формированию художественного восприятия помогает слушание поэтических и музыкальных произведений. Это стихи русских поэтов о временах года, музыкальные произведения П. Чайковского, А. Вивальди, Р. Шумана, Г. Свиридова.

Полезно знакомить воспитанников с описаниями природы в произведениях В. Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина. И. Соколова – Микитова и других авторов, особо обращая внимания на различные образные языковые средства, сравнения и т.д.

  1. Беседа по картине

Общим приемом для разных возрастных групп являются вопросы педагога, которые способствуют целостному восприятию картины, концентрируют внимание детей на самом главном, помогают сделать логические выводы. Здесь хочется предостеречь педагогов от использования шаблонного вопроса: «Что нарисовано на картине?». Этот вопрос сразу снижает интерес детей к картине и занятию в целом, ответы превращаются в простое перечисление изображенных объектов. Вопросы педагога должны подводить детей к последовательному и осмысленному восприятию содержания картины, учить выделять в ней главное, отмечая яркие детали. Начиная со старшей группы, воспитатель должен задавать такие вопросы, которые побуждают ребенка отвечать развернуто и связно. Например: «Что художнику хотелось рассказать нам про этот лес?», «Почему художнику хотелось рассказать нам про этот лес?», «Почему художник так назвал свою картину?», «Что художнику кажется интересным, красивым?»,  «Про что ?..», «О чем?....». Излишне дробные вопросы не стимулируют к развернутым ответам и мешают целостному восприятию картины.

Во всех возрастных группах может активно использоваться прием совместных речевых действий. Например, педагог начинает описание, а дети заканчивают его.

Учить детей внимательно «всматриваться» в картину помогают следующие приемы: «воображаемое вхождение в картину», «сравнение двух пейзажных картин одной тематики», «придумывание названия картине», «придумывание картине начала или конца».

На этом этапе также используются игры и лексические упражнения с целью активизации речевого высказывания, развития умения использовать средства выразительного раскрытия образа (использование синонимии и антонимии слов, расширение синтаксических конструкций предложений): упражнения «Скажи по-другому», «Какой? Какая? Какие?», «Продолжи предложение», «Оживи картинку» и другие упражнения.

Здесь же на помощь детям приходят такие приемы ТРИЗ, как «Подзорная труба», «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный»,  «Волшебники: «Вижу», «Слышу», «Чувствую»; «Палитра», «Да/нет» - игра на угадывание объекта по наводящим вопросам (особое внимание здесь уделяется местонахождению объекта на картине и по отношению к другим объектам).  Такие игры направлены на активизацию внимания детей.

  1. Составление описательного рассказа.

На данном речевом этапе, закрепляются навыки составления описательного рассказа по картине; происходит дальнейшее развитие грамматического строя и связной речи. Решение поставленных задач осуществляется с помощью различных методов и приемов, таких как: речевой образец воспитателя, составление плана рассказа совместно с детьми, использование мнемотаблиц, моделирование (с использованием геометрических фигур, символов или трехмерного «оживления» картины), рассказ от имени героя, составление рассказов-загадок и т.д.

Итогом последнего, творческого этапа может стать создание альбома рассказов детей по пейзажным картинам. Альбом включает репродукции пейзажных картин и рассказы детей по этим картинам, записанные родителями, воспитателями. Альбом помещается в речевой центр, дети рассматривают его под руководством педагога или самостоятельно, слушают составленные ими рассказы.

ОЦЕНКА

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей. В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ». Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Таким образом, разработанная поэтапная, систематическая работа позволяет успешно решать задачи развития художественного восприятия детей, связной монологической речи, образности и выразительности речи и делает работу по развитию связной речи продуктивной, содержательной, творческой.

Список использованной и рекомендованной литературы

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Академия, 2006. - 400 с.
  2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6 -7 лет с ОНР. Опорные картинки и планы. – М.: Гном, 2011. – 60 с.
  3. Глухов В.П. особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Грааль, 2010 – 157 с.
  4. Нищева Н. В. Круглый год. Серия демонстрационных картин и конспекты интегрированных занятий. Выпуск 1.: Уч.-нагл. пос. / Худ. Е. А. Бородачева. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
  5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. – М.: Владос, 2005 – 47 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи по теме: «Составление рассказа по пейзажным картинам» в подготовительной группе

Программное содержание:1. Закрепить умение составлять рассказы по пейзажным картинам ранее рассмотренным, употребляя образные выражения, красочные прилагательные.Картины: Глущенко «Зимний день»Шишкина...

ТЕМА: «Рассматривание и составление рассказов по пейзажной картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

конспект образовательной деятельности, для групповых занятий с детьми старшей группы...

«Методические рекомендации при обучении дошкольников составлению рассказа по пейзажным картинам»

Одна из важнейших задач детского сада — развитие у детей связной речи на основе овладения литературным языком, поскольку оно тесно связано с умственным, нравственным и эстетическим развитием лич...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Конспект НОД по речевому развитию  для детей старшего дошкольного возраста на тему:  «Составление рассказа по пейзажной картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»  ...