Проект «В гостях у Маслёнушки»
проект по развитию речи (средняя группа)

Якушева Лира Александровна

Проект «В гостях у Маслёнушки» рассчитан на детей среднего дошкольного возраста. Его участники – педагоги, дети, родители. В ходе проекта проходят выставки, дегустации, культурно-массовые мероприятия по встрече и проводам масленицы. Воспитатели организуют с детьми показ компьютерных презентаций, беседы, игровую и продуктивную деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «В гостях у Маслёнушки»

для детей среднего дошкольного возраста

http://dkmagistral.ru/wp-content/uploads/2018/02/sudarynya-maslenitsa.jpg

МБДОУ детский сад № 12

Якушева Лира Александровна,

Молчанова Марина Ивановна – воспитатели

Бочарникова Светлана Васильевна –

музыкальный руководитель

2021г.

Проект «В гостях у Маслёнушки»

Пояснительная записка: Проект «В гостях у Маслёнушки» рассчитан на детей среднего дошкольного возраста. Его участники – педагоги, дети, родители. В ходе проекта проходят выставки, дегустации, культурно-массовые мероприятия по встрече и проводам масленицы. Воспитатели организуют с детьми показ компьютерных презентаций, беседы, игровую и продуктивную деятельность.

Паспорт проекта:

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

База реализации проекта: МБДОУ детский сад № 12.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: c 3 марта по 12 марта 2021г.

Трансляция проекта: Педагогический совет МБДОУ детского сада № 12.

Актуальность: Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народных традиций. Народные традиции является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного воспитания детей. Празднование Масленицы один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русских традиций, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и  смысл этого праздника. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Проблема: Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.

Задачи.

Для детей.

Образовательные:

  • Расширить представления детей о русском народном празднике Масленица его обычаях и традициях.
  • Обогатить духовный мир детей, через ознакомление различными формами русского народного фольклора.
  • Привлечь родителей к активному участию проектной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к народным праздникам, традициям, культуре, истории своего народа.

Развивающие:

  • Развивать творческие способности, интерес к совместной деятельности.
  • Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, чуткость внимание и понимание друг к другу.

Для педагогов.

  • Совершенствование профессионального уровня педагогов.
  • Рост творческой активности педагогов.
  • Развитие навыков планирования.
  • Создание  условий для взаимодействия с семьями воспитанников.

Для родителей.

  • Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в детском учреждении и в семье.
  • Привлечение родителей к совместной  вместе с детьми и педагогами деятельности.

Предполагаемый результат: В реализации данного проекта будут задействованы воспитанники, родители (законные представители), педагоги дошкольного учреждения. Реализация проекта «В гостях у Маслёнушки» способствует  приобщению детей и взрослых к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Материально - техническое обеспечение проекта:

наглядные: рассматривание репродукции картин; альбомов; просмотр презентаций;

словесные: беседы, прослушивание русских обрядовых песен, наигрышей; разучивание игр – забав, закличек, потешек, частушек, пословиц.

игровые: дидактические игры; сюжетно – ролевые игры; подвижные игры; развлечения.

практические: продуктивная деятельность.

Этапы реализации проекта:

I этап с 3.03 по 5.03

  • Формулирование целей и задач проекта
  • Изучение литературы по теме проекта
  • Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта
  • Оформление предметной среды группы.

II этап с 9.03 по 11.03практическая деятельность по решению проблемы. Проведение бесед о празднике, о его праздновании на Руси. Наблюдения за изменениями в природе. Отгадывание загадок по тематике проекта. Чтение и разучивание закличек, поговорок, стишков, дразнилок, частушек. Знакомство детей с пословицами о масленице. • Разучивание хороводных игр, русских народных песен. Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица». Консультация для родителей. Развлечение «Широкая масленица». Выставка творческих работ «Широкая Масленица».

III этап с 12.03 итог - Презентация проекта «В гостях у Маслёнушки». Проведение праздника «Широкая Масленица»

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

3.03.2021г - 5.03.2021г

Цель: Создание положительной мотивации у воспитанников и их родителей.

Вхождение в проблему, принятие задач, пробуждение у детей интереса к теме проекта, накопление знаний.

Мероприятия

Участники

Составление конспектов занятий и подготовка к празднику.

  • Подбор стихов, песен, малых форм русского фольклора.
  • Подбор книг, иллюстративного материала и репродукции картин.
  • Подбор дидактических игр.
  • Подбор музыкального репертуара.
  • Подбор  дидактических игр и художественной литературы

Педагоги.

Оформление уголка «В гостях у Масленушки»

  • Рассматривание альбома масленичные гуляния в картинах русских

художников: К. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы»; В. Суриков «Взятие снежного города»; С. Соловьёва «Тройка»; А. Степанов «Катание на Масленицу»; Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве» и т.д.

  • Рассматривание иллюстраций « Русские народные костюмы».
  • Рассматривание иллюстраций различных русских лакомств.

Консультация для родителей:

  • «Празднование Масленицы»

Взаимодействие с родителями.

  • Выставка рисунков в группе, в холле детского сада «В гостях у

Масленушки»

  • Рассказы родителей  о существующих (сохранившихся) традициях в семье празднования Масленицы в семье.
  • Приобщить родителей к подбору народного фольклора по теме проекта для создания картотеки.

Педагоги.

Педагоги, родители.

I I  этап – основной

Практическая деятельность по достижению поставленной цели, решение задач проекта.

1 неделя (9.03.21г. – 11.03.21г.)

Познавательно – коммуникативная деятельность

«Первый блин - Встреча»: Рассказ педагога: «Почему масленица называется масленицей» - Расширение знаний о народном празднике Масленицы; развитие интерес к русской народной культуре.

Просмотр фильма «Масленица. Смешарики». Интернет-ресурс.

Рассматривание репродукции картины Б.М. Кустодиев «Масленица».

Физкультминутка «Брынцы – брынцы» 

Пальчиковая гимнастика «Масленица» - развитие мелкой моторики,  

координации движений пальцев рук.

Чтение сказки «Как весна зиму поборола».

Дидактическая игра «Масленичка» - развитие мыслительных операций.

Подвижная игра «Солнце»,  «Золотые ворота»  - развивать ловкость, быстроту реакции, уверенность.

Задания для родителей: Беседа с детьми о существующих (сохранившихся) традициях празднования Масленицы в семье.

Педагоги

Родители, воспитанники

Социально-коммуникативное развитие

второй день Масленицы «Заигрыши». 

Беседа НОД «Все гулять, резвиться вышли, как один!» - Ознакомление с историей русского костюма; жанрами народного фольклора, играми с характерными для них обрядами.

Рассматривание альбома «Русские народные костюмы».

Просмотр презентации «Обрядовые куклы-обереги».

Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Кухня».

Задания для родителей: Подготовка к семейному конкурсу «Лучший рецепт блинов и их изготовление».

Речевое развитие

третий день Масленицы «Лакомки»

Рассматривание иллюстраций различных русских лакомств.

Беседа НОД «Лакомка» - Знакомство с обрядами праздничной кухни, русскими традициями гостеприимства.

Хороводная игра «Галя  по  садочку  ходила» - познакомить детей с новой народной русской игрой, развитие речи с движением.

д/и «Матрешка» - закрепление и уточнение навыка сравнения предметов по высоте на глаз. Умения пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже). Совершенствование навыка раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке.

д/и «Собери платочек» - разрезные картинки

Знакомство с пословицами и поговорками про Масленицу - уточнить и закрепить представления детей о жанровых и языковых особенностях пословиц и поговорок.

Задания для родителей:

Художественно-эстетическое развитие

четвертый день «Разгуляй» - Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям, фольклору, русского народа.

Рассматривание альбома масленичные гуляния в картинах русских художников: К. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы»; В. Суриков «Взятие снежного города»; С. Соловьёва «Тройка»; А. Степанов «Катание на Масленицу»; Н. Серракаприола «Катальные горы на большой Неве» и т.д.

Лепка из пластилина «Угощение на масленицу»-

Пальчиковая гимнастика: «Мама нам печёт блины».

Рисование «Мы блиночков захотели» - Совершенствовать навыки рисования карандашом.

народная игра «Перезвон» - создание радостного настроения, развитие слухового внимания.

Задания для родителей: раскрасить раскраски по теме «Масленица» для создания выставки «В гостях у Маслёнушки»

Музыкальное развитие

  • Прослушивание русских обрядовых песен «Как на масляной неделе», «Ой блины мои блины»; русских народных наигрышей «Здравствуй, красная весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка»;
  • заучивание масленичных закличек - уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении закличек.
  • Заучивание масленичных частушек - поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
  • Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…».
  • Помощь в организации создания элементов игр-соревнований.
  • Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица.

III этап – заключительный

12.03.21г

Итоговое мероприятие. 

  • Проведение праздника «Широкая Масленица»
  • Презентация проекта «В гостях у Маслёнушки»

Используемая литература:

Материалы из периодических изданий

  1. Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе – М.: «Школьная Пресса» 2003г.
  2. Даймедина И.П. Поиграем, малыши — М., Просвещение, 1992
  3. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские подвижные игры СССР: Пособие для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение, 1988.
  4. Мельникова Л. И., Зимина А. Н Детский музыкальный фольклор в дошкольном образовательном учреждении ООО «Гном-Пресс» 2000г.
  5. Павлова П.А., Горбунова И.В. «Расти здоровым,малыш!» Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006
  6.  «Весенние праздники, игры, забавы для детей», Москва «Творч. центр» 1998 г. В. М. Петров
  1. «Детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях», Л. И. Мельникова, Москва 2000 г.
  2. «Фольклор-музыка-театр» С. И. Мерзлякова, Москва 1999 г.
  3.  «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М. А. Давыдова, Москва 2007 г.
  4. «Народные игры в детском саду», Л. А. Лялина, Москва 2008 г.
  5. «Бабушкины забавушки», Л. Н. Капранова, Ростов-на-Дону 2008 г.
  6. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г. А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Интернет — источники

https://япедагог.рф/долгополова-н-в-широкая-масленица/

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/02/13/kartoteka-igr-k-maslenitse

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/21/shirokaya-maslenitsa

Итоги проекта:

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями народной культуры. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель – сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Непосредственная  образовательная  деятельность по ознакомлению  дошкольников  с  народным  праздником  «Масленица»

(совместная  деятельность взрослого и детей)

Понедельник «Первый блин - Встреча»

Воспитатель: Кажется, совсем недавно мы встречали Новый год, радовались рождественским праздникам и русской зиме с ее белыми снегами, санками, играми, сильными трескучими морозами. Но вот появилось солнце яркое, веселое, длиннее стал день, и мы понимаем, что скоро наступит весна.

Зима силу теряет, чуете?

Тёплые дни наступают

Пора зимушку провожать

Весну - красну встречать.

Еще у древних славян был праздник, знаменовавший собой проводы зимы. Из далеких языческих времен пришла к нам Масленица, честная Масленица, широкая Масленица. Любили на Руси Масленицу - праздник озорной, веселый, отчаянный.

Масленица несла свет и радость скорой весны.  Ее повсюду ожидали с большим нетерпеньем. В народе говорили: '"Хоть с себя заложить, а Масленицу проводить". Считалось, что если плохо отпраздновать ее, то придется жить в горькой нужде. Масленицу называют широкая. Как вы думаете почему? Масленица была самым весёлым и разгульным праздником. Длился праздник целую неделю! Ярмарки, уличные игры, скоморохи, пляски, песни. За это и величали в народе широкой Масленицей!

Имя свое Масленица получила от обильной и масляной еды, которой полагалось угощаться всю неделю. По народным поверьям необходимо было помочь солнцу победить злую морозную зиму, и любимой на Масленице едой были блины круглые, румяные, с пылу, с жару, похожие на лик солнца. Объедание - самая примечательная черта праздника. Это должно символизировать сытую жизнь в течение года.

Масленицу величаем

И чего ей только не обещаем:

Реки сметаны, Горы блинов,

Лишь бы скорей приехала она

Честная, веселая, широкая боярыня

Во многих семьях блины начинали  печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись большие во всю сковородку, тонкие, легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, яйца, икра и т.д. Масляный блин - символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровых людей. Как в пословице говорится: "Без блинов не Масленица". "Блин красив и горяч, как горячее всё прогревающее солнце".

Чтение  стихотворения «Масленица»

Этот  праздник  к  нам  идет

Раннею  весною,

Сколько  радостей  несет

Он  всегда  собою!

Ледяные  горы  ждут,

И  снежок  сверкает,

Санки  с  горок  вниз  бегут,

Смех  не  умолкает.

Дома  аромат  блинов

Праздничный  чудесный,

На  блины друзей  зовем,

Будем,  есть  их  вместе.

Шумно, весело  пройдет

Сырная  Седмица,

А  за  ней – Великий  пост,

Время, чтоб  молиться.

Воспитатель:

Масленицу начинаем отмечать с понедельника. Ей устраивали встречу. Каждый день Масленицы имеет свое название.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер...

Накатавшись вволю, все блины едят.

Понедельник - "Встреча", гостей встречали и Масленицу тоже.

Ребята скатывались с гор на салазках, кричали: "Приехала Масленица! Приехала Масленица!" Девушки приносили на гору с собой блины, клали их на голову, когда пели песни о Масленице. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. 

Физкультминутка (выполняется в парах).

Брынцы - брынцы, (ладушки)

 Пеките блинцы! (хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)

 Мажьте масленее (поглаживают друг другу ладони)

 Будьте повкуснее!

 Трын - трынца, (ладушки)

 Подайте блинца! (протягивают руки вверх ладонями)

Воспитатель: Дети в этот день обходили дома, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блин.

Тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка -прибавышка,

Масляный кусок!

Тетушка, не скупися,

Масляным кусочком поделися!

Вторник «Заигрыши».

Воспитатель:  Вторник - "Заигрыш".

"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин.

В этот день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях. 

Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла. Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!".

Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица". Что же самое главное в Масленице? Ну, конечно, блины! Без них нет и Масленицы. Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блинцы, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца.

Блин хорош не один.

Блин не клин, брюхо нерасколет!

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

Уж вы, блины мои, уж блиночки мои!

Широкая Масленица, мы тобою хвалимся,

На горах катаемся, блинами объедаемся!

Есть старая русская игра "Золотые ворота", в нее-то мы и поиграем.

Разучивается  игра "Золотые ворота". Половина участников игры встают в круг лицом к центру, подняв вверх сцепленные руки. Через эти "ворота" пробегает цепочка остальных игроков, взявшись за руки. При этом они обегают каждого из стоящих змейкой.

Стоящие произносят:

Золотые ворота пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй - запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последней фразе опускают руки. Те, кто остался внутри круга, встают в него, увеличивая число "ворот". Не пойманные, восстанавливают цепочку и снова бегут.

Два-три игрока, которых не поймали, считаются победителями. Запрещается останавливаться перед "воротами", боясь быть пойманными, нельзя расцеплять руки, нельзя заранее опускать руки (закрывать "ворота").

Знакомство с народной  игрой.

Давайте и мы с вами попробуем "испечь блины".

Игра "блины".

Дети делятся на две команды. Каждая команда получает "сковородки" (теннисные ракетки), "блины" (вырезанные из бумаги или пластинки).

Воспитатель:  Ваша задача добежать до финиша со "сковородкой" и "блином" в руках так, чтобы "блин" не упал.  Там положить "блин" в тарелку, не прикасаясь к нему руками. Если "блин" упал, участник выбывает из игры. Та команда, которая быстрее и без потерь "испечет" все "блины" считается победительницей.

Среда

Воспитатель: Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.

                        Каждая хозяюшка колдует у печи.

                    Кулебяки, сырники - всё им удаётся.

                   Пироги и блинчики - всё на стол мечи!

Среда - "Лакомка", готовили самые вкусные блюда и, конечно же, блины. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами. Самым главным событием в этот день было посещение зятьями тещи, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир, если зять был по душе.

Игра «Галя  по  садочку  ходила».

Правила игры:

Дети становятся в круг, не держась за рук. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя,

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

Четверг

Воспитатель: А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.

                            Ледяные крепости, снежные бои...

                   Тройки с бубенцами на поля выходят.

                         Парни ищут девушек - суженых своих.

"Разгуляй", "Перелом" - так называют четверг. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. 

Чтобы помочь солнцу, катались на лошадях "по солнышку" (по часовой стрелке), исполняя различные обрядовые песни. Парни и девушки катались с горок в санях (демонстрация картины). Сани по этому случаю украшались цветными лоскутами, увешивали, бубенчиками. На лошадей, надевались расписные дуги. Парни демонстрировали свою удаль, лихо, запрыгивая в несущиеся сани. Главное мужское дело в этот день - оборона и взятие снежного городка. Как это проходило?

На реке взрослые и дети строили из снега и льда крепость с башнями, стенами и воротами. Внутри крепости помещалась "стража". Потом  атаковали крепость. Стража крепости оборонялась. После окончания боя победители и побеждённые вместе шли пировать.

Посмотрите, это  картина  художника В.И.Сурикова « Взятие  снежного  городка». Давайте  вместе  рассмотрим  её (рассматривание  картины вместе с детьми).

Давайте  поиграем.

Проводится игра: "Петушиный бой".

От каждой команды выбирается по одному представителю. Рисуется круг, в который становятся два участника. Левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом вытолкнуть противника из круга.


Пятница

Рассказ  воспитателя:  ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ"...

                                Тёща приглашает зятя на блины!

                                   Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,

                                     Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.

"Тещины вечерки" наступали в пятницу. Папы  приглашали  вашу  бабушку, мамину  маму на  блины. Бабушка  обязательно  должна  была  прийти  и  отведать  блинов. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Рассказ  воспитателя:  Близится СУББОТА - "УГОЩЕНИЯ".

                                       Вся родня встречается, водит хоровод.

                                    Праздник продолжается, общее веселье.

                                         Славно провожает Зимушку народ!

Суббота - "Посиделки".

В этот  день  все  родственники  папы  ходили  в гости к  вашей  маме.

А для ребятишек продолжались масленичные забавы: катание с горок, игра в снежки, катание на лошадях. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова.

Игра "Снежки" (проводится  как в группе, так и на улице)

Дети делятся на 2 команды. Каждая команда получает по ведёрку с шарами (или снежками из ткани). На небольшом расстоянии от команд ставятся пустые ведёрки. Даётся задание попасть снежком в пустое ведёрко. Команда, набравшая большее количество снежков считается победительницей. (За каждый снежок команда получает жетон.):

Рассказ  воспитателя: ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

                       Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".

                        Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,

                               Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...

Завершало Масленицу воскресенье - "Прощеный день".  Родственники и друзья  просили прощения друг у друга за огорчения и обиды. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили:"Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.

С утра ребятишки собирали дрова для костра жечь Масленицу.

Ельник, березник

На чистый понедельник!

Уж то ли дрова - Осиновы дрова,

Березовы дрова! Подавайте их сюда

На Масленицу, на горельщицу!

В воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по улицам до темноты с песнями, с шумом, а поздно вечером подъезжала к приготовленному костру. У масленичного костра собиралось всегда много народу. С Масленицей прощались и в шутку, и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли: "Масленица, прощай! На тот год опять приезжай!"  Мы катались с горы от зари до зари, А сегодня в воскресенье. Наше кончилось веселье!

 Сегодня у нас тоже будет праздник «Масленица идет, блин да мед несет»

Как у наших  у ворот собирается народ.

Жаль с Масленицей расставаться, да делать нечего.

«Как и из чего делали Обрядовую куклу - Масленицу» (ФЦКМ)

Масленица - в славянской мифологии персонаж, воплощающий плодородие и вместе с тем зиму и смерть. Название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны -  Вечером сжигали Масленицу. Сначала чучело Масленицы окружали почетом, затем выносили за околицу и сжигали. Масленицей называли также чучело из соломы, обряженное в женское тряпье, иногда с блином (от масляного блина - само название Масленица) или сковородой в руках; с ним вместе веселились, катались на тройках в течение масленичной недели, а затем хоронили или провожали в конце праздника, разрывая чучело на околице селения или (чаще) сжигая на костре, разводившемся на возвышенности. Похороны Масленицы сопровождались карнавальными процессиями, ряженьем, ритуальным смехом, призывами весны и поношением Масленицы в специальных песнях.

Обрядовую куклу Масленица делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии кукла Масленица была в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

1. Масленичное чучело делается по принципу огородного пугала. Нужно взять два сухих бруска. Один длиннее, на нем чучело будет стоять. Второй короткий брусок – это будут руки. Бруски сбить крестом.

2. Самый активно горящий материал это солома и бумага. Нужно взять солому, бумагу или сухую траву и привязать ее бечевкой (бумажным шпагатом) к кресту, формируя тело чучела. Если кукла планируется небольшая, а соломы или травы не найти, можно пустить на сгорание пару веников.

3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.

3. Для головы можно использовать светлый полотняный мешок. В мешок набить солому или траву и зашить его внизу. Если мешка нет, можно просто обернуть солому белой бумагой. На голову чучелу надо повязать яркий платок. Он будет придерживать бумагу. Концами платка можно зафиксировать голову чучела на туловище.

4. Далее надо нарядить чучело в сарафан или старое платье. Если трава из чучела вываливается, можно зашить снизу подол платья. Чтобы сделать чучело более правдоподобным, нужно набить травой два маленьких полотняных мешочка и наденьте их на концы палки — это будут кисти рук. Опустить рукава и завязать их, чтобы скрыть завязки мешочков.

5. По желанию, можно нарисовать масляничной девице лицо. Румяные щеки и алые губы будут контрастно смотреться с белым снегом. А вот глаза чучельной красавице рисуют по обычаю закрытыми.

6. Из белой или желтоватой ткани или плотной бумаги можно сплести чучелу две косы. Прикрепить их под платком. На концах завязать яркие бумажные ленточки. Воткнуть готовую масляничную куклу в снег.

Приложение:

Рассказ педагога на тему: «Почему масленица называется масленицей»

Есть несколько легенд о появлении названия праздника «Масленица».
По одной версии в основе появления самого слова «масленица» лежит традиция русских выпекания блинов. Данная традиция связана с тем, что люди пытались привлечь милость солнышка, а также при помощи блинов уговорить его побольше греть замерзшую русскую землю. Вот для этого и стряпали блины, которые были символом солнца. Кроме того, также в русских деревнях принято производить разные действия, которые связанны с кругом. Например, объезжать несколько раз село на лошадях, или же украшать колесо от телеги и затем его на шесте носить по улицам, а также водить традиционные хороводы. У русских считалось, что данные действия «умасливают» и упрашивают солнце, и этим самым делают его добрее. Вот отсюда и название праздника — «Масленица».
Другая версия говорила о том, что название «Масленица» возникло еще и потому, что именно по православному обычаю на этой неделе мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты можно употреблять — вот следуя данному обычаю и пекут блины масленые. По этой же причине, как правило, Масленицу называют также и Сырной неделей.
А если верить другим легендам то, Масленица родилась на далеком Севере, и по легенде отцом этого праздника был Мороз. По легенде в самое суровое и печальное время года — зиму человек заметил масленицу, которая пряталась за огромными сугробами, и позвал ее помочь людям своим теплом, согреть людей и развеселить их. И на зов человека Масленица пришла, но пришла она не хрупкой девочкой, которая пряталась от человека в лесу, а здоровой и красивой бабой с жирными от масла и румяными щеками, но коварными глазами и с хохотом. Она заставила не одного человека на неделю забыть о зиме, своим теплом разогрела кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась в пляс. Вот по этой легенде в старину Масленица была самым веселым праздником.

Как весна зиму поборола.

Жила в одном селе Машенька. Сидела она под окном с березовым веретеном, пряла белый ленок и приговаривала:

— Когда Весна придет, когда талица ударится и с гор снеги скатятся, а по лужкам разольется вешняя вода, напеку тогда я куликов да жаворонков и с подружками Весну пойду встречать, в село погостить кликать – звать.

Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видать, не слыхать. Зима-то и не уходит, все Морозы кует; надокучила она всем, холодная, студеная, руки, ноги познобила, холод-стужу напустила. Что тут делать? Беда!

Надумала Маша идти Весну искать. Собралась и пошла. Пришла она в поле, села на взгорочек и зовет Солнце:

Солнышко, Солнышко,
Красное ведрышко,
Выгляни из-за горы,
Выгляни до вешней поры!

Выглянуло Солнце из-за горы, Маша и спрашивает:

— Видело ли ты, Солнышко, красную Весну, встретила ли свою сестру?

Солнце говорит:

— Не встретило я Весну, а видело старую Зиму. Видело, как она, лютая, от Весны ушла, от Красной бежала, в мешке стужу несла, холод на землю трясла. Сама оступилась, под гору покатилась. Да вот в ваших краях пристоялась, не хочет уходить. Иди, красная девица, за мной. Как увидишь перед собой лес — зелен весь, там и ищи Весну. Зови ее в свои края.

Пошла Маша искать Весну. Куда Солнце катится по синему небу, туда и она идет. Долго шла. Вдруг предстал перед ней лес — зелен весь. Ходила – ходила Маша по лесу и заблудилась. Лесовые комарочки ей плечики искусали, сучки — крючки бока протолкали, соловьи уши пропели, дождевые капели голову смочили. Только присела Маша на пенек отдохнуть, как видит – летит лебедь белая, приметливая, снизу крылья серебряные, поверху позолоченные. Летит и распускает по земле пух да перья – для всякого зелья. То лебедь была – Весна. Выпускает Весна по лугам траву шелковую, расстилает росу жемчужную, сливает маленькие ручейки в быстрые реки. Стала тут Маша Весну кликать — звать, рассказывать:

— Ой, Весна – Весна, добрая матушка! Ты иди в наши края, прогони Зиму лютую. Старая Зима не уходит, все Морозы кует, холод – стужу напускает.

Услышала Весна Машин голос. Взяла золотые ключи и пошла замыкать Зиму лютую.

А зима не уходит, морозы кует да посылает их наперед Весны заслоны сколотить, сугробы намести. А Весна летит, где крылом серебряным махнет – там и заслон сметет, другим махнет – и сугробы тают. Морозы – то от Весны бегут. Обозлилась Зима, посылает Метель да Вьюгу повыхлестать Весне глаза. А Весна махнула золотым крылом, тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Метель с Вьюгой от тепла да света водяной порошей изошли.

Выбилась из сил старая Зима, побежала далеко- далеко за высокие горы, спряталась в ледяные норы. Там ее Весна и замкнула ключом.

Так-то Весна Зиму поборола!

Вернулась Маша в родное село. А там уже молодая царица Весна побывала. Принесла год теплый, хлебородный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В гостях у сказки» (отчет по проекту)

Формирование межнациональной толерантности в условиях поликультурного пространства у детей дошкольного возраста...

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Проект "В гостях у русских народных сказок", долгосрочный проект, с ноября 2021 по март 2022

Долгосрочный проект. Цель - познакомить детей с русскими народными сказками, привить любовь и интерес к русскому народному творчеству....

Проект самообразования во второй младшей группе Тема проекта: «В гостях у сказки»

Младший дошкольный возраст - наиболее бла­гоприятный период всестороннего развития ­ребенка. В 3-4 года у детей активно разви­ваются все психические процессы: восприят­ие, внимание, па...

Краткосрочный проект "В гостях у сказки"; Долгосрочный проект "Витамины - наши друзья" в группе раннего возраста

Краткосрочный проект«В гостях у сказки» в группе раннего возраста.Авторы проекта:Воспитатели группы раннего возраста «Звездочки»Подготовила: Фай А.А.Тип: информационн...

Познавательно – творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» (краткосрочный) Номинация «Логопедический проект «В гостях у сказки» (в рамках недели логопедии)

Сказка является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности. Она обучает, воспитывает, предупреждает, пробуждает высокие чувства, побуждает к действию. Сказка создает опт...