Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе - «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Знакомство с русской народной сказкой "Никита Кожемяка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikita_kozhemyaka.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

В подготовительной к школе группе -

 «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»

Цель образовательной деятельности: знакомство с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».

Образовательные задачи:

- совершенствовать умение дошкольников понимать смысл сказок поучительного характера;

- продолжать формировать умение элементарно анализировать содержание сказки: выделять главных героев, давать оценку поступкам персонажей, высказывать своё эмоциональное отношения к ним;

- продолжать обогащать словарь детей новыми неизвестными словами, дать представление о значении этих слов;

Развивающие задачи:

- продолжать развивать интерес к книге, художественному слову;

- продолжать развивать связную диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию сказки;

Воспитательные задачи:

-  воспитывать любовь к чтению книг.

Активизация словаря.

Промысел – вид деятельности.

Пенька – грубая веревка из конопли

Соха – пахотное орудие для прокладывания глубокой борозды в земле. Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необработанной земли.

Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.

Сажень – русская мера длины, равная размаху обеих рук

Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмма, в сказе встретится выражение «300 пудов» - это вес большого грузовика

Свиток - узкая полоска бумаги, свернутая в трубочку.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование и материалы: иллюстрации к сказке «Никита Кожемяка», клей, кисточки, салфетки, картинки с изображением предметов, которые нужны богатырю.

Ход занятия

Коммуникативная игра «Здравствуйте!»

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте, мои друзья!

Введение игрового момента.

Воспитатель:

- Дети, а вы любите путешествовать? (Да)

- Я приглашаю вас в путешествие по сказочному русскому лесу. (закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в сказочном лесу)

- Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного узнаешь.

- Дети, куда же пойдем? (Направо)

- А где правая сторона? (Дети показывают правую сторону).

- Ну, что же, в путь!

- Вот мы и пришли в наш сказочный лес. Давайте присядем на камни и оглядимся вокруг.

- Сегодня мы с вами в сказочном лесу познакомимся с героем русской народной сказки Никитой Кожемякой.

- Как вы думаете, почему героя зовут Никита Кожемяка?

- В старину из кожи делали переплёты для книг, сёдла для лошадей, ремни, ножны, обувь, сумки, кошельки и многое другое. Украшали их с помощью выжигания, раскрашивания, золочения, вышивали жемчугом и бисером. 

И прежде чем изготовить такие красивые изделия, кожу надо было подготовить.

Ее нужно было вымочить, выскоблить и высушить. После этого кожа становилась очень жёсткой, дубовой. Чтобы размягчить ее требовались мастера, которые разминали кожу руками, палками и камня

- Эта тяжёлая профессия называлась – кожемяка. Для такой работы нужны были очень крепкие мужчины – настоящие богатыри. Сила их была так удивительна, что народ даже сложил русскую народную сказку о силаче-ремесленнике кожемяке, которую сегодня я вам прочитаю. В сказке будут непонятные для вас слова, такие как:

Пенька – грубая веревка из конопли

Соха – пахотное орудие для прокладывания глубокой борозды в земле. Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необработанной земли.

Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием; канавка для отвода воды с полей при избыточном увлажнении, поливе в орошаемом земледелии и для посева сельскохозяйственных культур.

Сажень – русская мера длины, равная размаху обеих рук

Пуд – русская мера веса, равная 16,3 килограмма, в сказе встретится выражение «300 пудов» - это вес большого грузовика

Свиток - узкая полоска бумаги, свернутая в трубочку.

Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Никита Кожемяка». (чтение сопровождается показом иллюстраций)

Вопросы к детям.

-  Ребята как называется сказка?
- Кто  главные герои в сказке?
- Кем был главный герой?
- В каком городе появился змей?
- Почему змея боялись?
- Как царь с царицей узнали кто сильнее змея?
- Смог сам царь уговорить Никиту Кожемяку?
- Кто помог царю уговорить Никиту Кожемяку?

– Кто победил в битве?

-  Что предложил змей Никите Кожемяке?

- Чем закончилась сказка?

«Были на Руси силачи-богатыри, которые могли в одиночку змея победить. И не ради славы, а чтобы помочь городу, стране».

- Как вы думаете, есть ли волшебные, выдуманные, нереальные моменты в сказке?

- Какие новые непонятные слова мы узнали?

- В сказке говорится, что народ боялся. Какими словами, близкими друг другу по смыслу можно сказать о народе? Какие они? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).
- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые).
- А как ласково называла царевна своих родителей? Батюшка, матушка.

Динамическая пауза.

Проводится под музыку М. Мусоргского «Богатырские ворота»:

Кожемяка, вот каков –

И силён, и здоров,

Кожи мял, мял, мял.

Кожи рвал, рвал, рвал,

В чисто поле выходил

Злого змея победил.

Будем мы богатырями,

Сели-встали, сели-встали.

Сказки будем мы любить,

Книги бережно хранить.

Коллективная аппликация «Соберем богатыря в дорогу».

Ребята, давайте с вами вспомним, а какие вещи могут пригодиться

нашему богатырю, когда он собирается в дорогу?

(меч, кольчуга, щит, копье, сапоги, лук, шлем, колчан со стрелами).

Дети выполняют задание.

Рефлексия.

- Какую русскую народную сказку мы читали?

- Что вы узнали о Никите Кожемяке?

-Кого мы собирали в дорогу?

- Как вы думаете, ребята, чему нас учит эта сказка?

- Да, сказка учит нас быть отзывчивым, приходить на помощь, защищать свою страну от врага.

Были на земле русской такие богатыри, которые могли защитить свою землю ни ради денег или славы, а чтоб помочь Родине и своему народу.

Интересно было вам в сказочном русском лесу? А теперь настала пора возвращаться нам к себе в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи в подготовительной группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка".

Цель: Вспомнить с детьми русские народные сказки.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке. ...

Развитие речи в старшей группе "Чтение русско-народной сказки "Никита Кожемяка

Цель: Вспомнить с детьми русских богатырей.Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке.        Образо...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Цель:Знакомим с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» Задачи:- Уточнить и обогатить представления детей о русских народных сказках. Закрепить умение детей по описанию отгад...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по Развитию речи в подготовительной к школе группе Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».

Вспомнить с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе - «Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка»

Конспект образовательной деятельности для открытого занятия В подготовительной к школе группе - «ЧТЕНИЕ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «НИКИТА КОЖЕМЯКА»...

Конспект занятия по развитию речи в смешанной дошкольной группе Чтение русской народной сказки Никита Кожемяка

Цель: Вспомнить  с детьми русские народные сказки. Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка». Помочь определить сказочные эпизоды в сказке....

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе

Конспект занятия по развитию речи «Чтение русско-народной сказки «Никита Кожемяка» в подготовительной группе...