Активизация речевой деятельности на занятиях по ФЭМП"
консультация по развитию речи

Серкина Вера Александровна

Консультация для педагогов: "Активизация речевой деятельности на занятиях по ФЭМП"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_femp.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация  речевой деятельности на занятиях по  формированию элементарных математических представлений

     Согласно федеральным государственным образовательным стандартам  образовательная  программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей. Образовательная область "коммуникация" прослеживается практически во всех образовательных областях, в том числе и в области "познание" при ФЭМП.

В математике заложены огромные возможности для развития восприятия, мыслительных операций (сравнение, абстрагирование, символизация), внимания, памяти, которые в свою очередь, способствуют развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи.

У детей с речевыми и познавательными нарушениями, как правило, оказываются недостаточно сформированными базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речевой системы, а отсюда, как следствие, и трудности в усвоении математики.

Таким образом в процессе работы по активизации речевой деятельности на занятиях по ФЭМП необходимо решать следующие задачи.

1.Формирование прочных знаний по всем разделам элементарной математики (количество и счет, форма и величина, ориентировка в пространстве и на плоскости, ориентировка во времени) в соответствии с программой.

2.Обучение использованию в своей речи математических терминов в соответствии с программным материалом.

3.Обогащение и активизация словарного запаса детей, используя в работе разнообразный речевой материал, фольклор.

4.Автоматизация поставленных звуков.

5.Формирование грамматического строя речи.

6.Активизирование умственной деятельности детей.

7.Развитие внимания, памяти, воображения, мышления.

 В процессе ФЭМП воспитателю представляются большие возможности для обогащения и расширения словаря детей, практическому усвоению грамматических форм (таких как согласование, падежное управление, словоизменение), а также для обучения связной речи.

Если логопед работает над пониманием значения грамматических форм слова, отрабатывает модели словообразования, словоизменения, то воспитатель при формировании математических представлений создаёт базу для коррекционной работы по усвоению навыков словоизменения и словообразования, делает речь ребёнка максимально развёрнутой (например, при счёте каждый раз называя предмет, согласуя его с числительным: один помидор, два помидора…)

      Формируя представления о цвете и форме, воспитатель  параллельно закрепляет умения  детей изменять прилагательные в роде, числе и падеже; отрабатывает навык согласования прилагательных с числительными и существительными (красный кубик, два желтых круга). 

Отрабатывая величинные понятия, воспитатель  учит детей не только сравнивать предметы, но и выражать это словами, используя существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами: cтyл – стульчик – стулище; нос- носик – носище; сапог – сапожок – сапожище. Таким образом, дети овладевают навыками словообразования, расширяется словарный запас детей, который связан с умением детей обозначить длину, высоту, толщину, ширину предметов.

При сравнении предметов, воспитатель побуждает детей использовать в своей речи антонимы: высокий – низкий, широкий – узкий, толстый – тонкий, длинный - короткий.

Параллельно отрабатывается и употребление сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше). Например: Синяя лента короче красной. Саша выше Димы. Настя ниже Даши.

Наибольшие трудности у детей с нарушениями речи вызывает формирование пространственных и временных понятий. При обучении детей умению ориентироваться в пространстве закрепляется умение пользоваться предлогами в речи. Именно предлоги указывают на взаимоположение предметов в пространстве.

Закрепляя временные понятия (части суток, времена года, месяцы, дни недели) воспитатель расширяет и активизирует словарь детей. Используя антонимы, дети усваивают такие понятия, как раньше-позже, до-после, было-будет, вчера-сегодня, учатся понимать смысл слов, обозначающих противоположные действия. Используя развёрнутые ответы при ответе на вопросы, у детей развивается связная речь:

- Что стоит между понедельником и средой?

- Кто самый старший (младший)?

- Назови второй зимний месяц и т.д.

При обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям происходит усвоение детьми форм именительного, родительного, дательного падежей,  количественных числительных (пять картинок, от двух яблок, к трём флажкам). Кроме этого закрепляется навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных (пять карандашей, пять бабочек, пять флажков).

Для лучшего усвоения детьми этих грамматических категорий используется утрированное проговаривание падежных окончаний числительных и существительных. Например: "Есть – нет" (У меня есть два красных помидора. – У меня нет двух красных помидоров.). - "Больше – меньше" (Пять огурцов больше, чем три огурца).

Успешное закрепление лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, закрепление поставленных логопедом звуков происходит и в процессе составления и решения задач (по моделям, по картинкам).

Широкие возможности для формирования математической культуры у дошкольников представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Ценность этих произведений заключается прежде всего в их высокой интонационной выразительности. Звукосочетания – наигрыши взрослый использует в сочетании с игровыми приёмами: хлопает в ладоши, выполняет ритмические движения, использует контактное взаимодействие (прикосновение-поглаживание), что также используется в процессе мате матического образования детей.

Таким образом, сделаем вывод: обучение детей математике и развитие речи неразрывные и взаимосвязанные процессы, которые помогут ребенку в дальнейшем успешно обучаться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Активизация познавательной и речевой деятельности на занятиях детей с нарушением слуха "

В статье рассказывается о том, как активизировать речевую и познавательную деятельность детей с нарушением слуха....

Использование компьютерных технологий в процессе активизации речевой деятельности детей с речевыми нарушениями.

виды  и способы работы с детьми с речевыми проблемами с использованием ИКТ...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе детского сада.

Консультация для воспитателей по активизации речевой деятельности на непосредственно образовательной деятельностиельности по познавательному развитию. Представлены примеры речевых игр и упражнений, ко...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Данная консультация для воспитателей содержит различные приемы и методы активизации речевой деятельности детей среднего дошкольного возраста в образовательной деятельности по формированию  элемен...

Активизация речевой деятельности на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по математике в д/саду.  Главная цель словарной работы с детьми на зан...

Мастер класс «Активизация речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи, как этап современного занятия в условиях ФГОС»

   В теории и практике логопедии проблема активизации речевой деятельности остаётся одной из самых актуальных. Основная задача  дошкольных учреждений  в условиях ФГОС состои...