Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности "Земля-живая планета"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект по развитию речи в старшей группе "Земля -живая планета"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya-zhivaya_planeta.docx134.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности

По образовательной области «Познавательно-речевое развитие» в старшей группе.

Тема «Земля-живая планета»

ОНОД подготовила и провела:

Воспитатель

Дегтярёва.А.Р.

 

Направление: «Познавательно – речевое развитие».

Образовательные области: познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд.

Цели: Углубить представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди.
Познакомить детей с условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и расположением материков на карте.
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь.
Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
Побуждать детей делать умозаключения на основе имеющихся сведений.
Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

Задачи:

  • образовательные

– учить знать и называть по порядку от Солнца планеты Солнечной Системы,

 закрепить представления о планете Земля,

 закрепить навыки пользования фломастерами, выражать в рисунках то, что хотят видеть;

  • развивающие:

– подвести к пониманию, что планета Земля –это огромный шар, на котором есть жизнь,

 развивать внимание, усидчивость, мышление, речь, память;

  • воспитательная:

 воспитывать чувство гордости за свою планету, не сорить, не разрушать и не загрязнять ее.

Оборудование: магнитная доска, интерактивная доска, проектор.

Наглядный материал:

– глобус – 1шт. (у воспитателя);

 комплект «Планета Солнечной Системы» - 1шт. (на магнитной доске);

 плакат «Планета земля» - 1шт.

-дидактическая картина «Всеземля»,

Раздаточный материал:

 фломастеры (набор) (по кол-ву детей),

 белая бумага размером 10*10 (по кол-ву детей),

Словарный актив: глобус, планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Уран, Нептун, Плутон, Земля.

Ход НОД.

Под музыку «Солнечный круг» дети садятся за столы.

Воспитатель:

Есть одна планета - сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно.

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей нету!

Дети, как вы думаете, о какой планете это стихотворение?

Дети: О планете Земля.

Воспитатель: Правильно, планета, на которой мы живем, называется Земля.

Какая же она - наша Земля?

Воспитатель достает глобус и ставит его на стол.

                                                          

Воспитатель: Наша планета Земля – это огромный преогромный шар. Такой большой, что нужно много, много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.

Друзья мои! Но всегда ли люди имели эти знания? Оказывается, нет. А как же они себе рисовали Землю, на которой жили? Очень по-разному. Их представления кажутся нам сегодня фантастическими, сказочными, неправдоподобными. Давайте посмотрим, как они рисовали наш мир.

Демонстрация иллюстраций.

Дети. В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и можно добраться до края Земли.

Дети. Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.

Дети. Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…

Дети. Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.

Дети. Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.

Воспитатель: И добирались они до края Земли?

Дети. Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды.

Воспитатель: Ребята, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.

Воспитатель: Большую роль в познании нашего мира сыграло время великих морских плаваний. Первое кругосветное путешествие совершил на пяти кораблях моряк-путешественник Магеллан. Три года плыли его корабли всё вперед и вперед, не меняя направления и сверяя свой путь по звездам. Четыре корабля погибли в бурных водах океана. И только один корабль под названием «Виктория» обогнул Землю и вернулся в порт с другой, противоположной стороны. Так люди поняли, как велика наша Земля, и доказали, что Земля – шар и её можно объехать кругом.

Показ иллюстраций парусных кораблей.

Воспитатель:  Почему люди в древности имели неправильное представление об устройстве нашего мира?

Дети. В древние времена люди не могли передвигаться по земле на большие расстояния. Ведь не было ни дорог, ни кораблей, ни поездов, ни самолетов. Поэтому дойти до «края земли», чтобы проверить рассказы о китах, слонах, черепахе, никому не удавалось.

Физкультминутка. Звучит музыка.

Педагог читает загадку, дети выполняют движения:

.По порядку                          – правая рука вверх,

Все планеты                        – левая рука вверх,

Назовет любой                    – правая рука виз,

Из нас                                  – левая рука вниз,

Раз– Меркурий                   – правая рука на пояс,

Два – Венера                      – левая рука на пояс,

Три – Земля                        – правая рука на плечо,

Четыре – Марс                   – левая рука на плечо,

Пять – Юпитер                   – правая рука вверх,

Шесть – Сатурн                  – левая рука вверх,

Семь – Уран                       – правая рука на плечо,

За ним – Нептун                 – левая рука на плечо,

Он восьмым                       – правая рука на пояс,

Идет по счету                     – левая рука на пояс,

А за ним                              – правая рука вниз,

Уже потом                           – левая рука вниз,

И девятая планета             – маршируют на месте,

Под названием – Плутон    – маршируют на месте.

Воспитатель: Молодцы. Занимаем свои места.

Воспитатель: Друзья, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.

Над Землей находится огромный воздушный океан – атмосфера, и мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, и даже трамваи и троллейбусы «купаются» в этом океане. Он очень важен для нашей жизни. Воздухом дышим мы с вами, дышат и звери, и птицы и растения – всё живое на земле не может обойтись без него. А если бы этот океан исчез, то наша Земля всего через несколько минут стала бы безжизненной планетой. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка». В такой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара, не стынет от космического холода, как, например, Луна и планета Меркурий. Воздушная оболочка – это боевая кольчуга, которая защищает Землю от космических «снарядов» – метеоритов. Ещё одна важная работа воздушного океана – следить за климатом на нашей планете, перегонять холодный воздух на юг, теплый – на север. И только благодаря воздушной оболочке – атмосфере на Земле, единственной планете во всей Солнечной системе, существует жизнь.

Воспитатель поворачивает глобус вокруг оси.

Чем же отличается планета Земля от других планет? Давайте составим карту Солнечной Системы и узнаем, почему наша планета одна такая!

Дети создают на магнитной доске макет Солнечной Системы.

- Солнце,

- Меркурий,                                 

- Венера,

- Земля,

- Марс,                                           

- Сатурн,

- Уран,

- Нептун,

- Плутон.

Каждый ребенок рассказывает о планете, какая она.

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось. Какие все красивые планеты, одни планеты красные, другие – серые, третьи – синие. А наша планета Земля - самая красивая, на ней много голубого цвета, зеленого, белого. Она выделяется из всех планет. А ка вы думаете, почему?

Дети: Единственная планета, на которой существует жизнь. Голубой цвет – это вода,зеленый – это природа, белый – это снег и льдинки.

Воспитатель: Правильно! Все есть на нашей планете, потому что она – живая. Но сейчас я вам расскажу о самом главном – наша планета Земля в опасности. На ней много больных мест. Это получилось потому, что люди построили много предприятий. От этих предприятий загрязняется воздух – его загрязняет дым, который выходит в небо, грязная вода, которая втекает в реки, газы от машин. Отходы заводов сливают в реки, моря и загрязняют их. Нефть из танкеров во время аварий проливается в воду морей и океанов, гибнут сотни тысяч рыб, птиц, животных. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности!

Она требует помощи. Как же мы с вами можем помочь нашей планете?

Дети: надо любить свою планету, любить свою природу. Не рвать цветы, не ломать деревья, не бросать мусор.

Воспитатель: Молодцы! Правильно. Прежде всего, необходимо научиться любить свою землю, свой край, свой город с самого детства. Научиться понимать, как живут все живые существа: птицы, рыбы, жучки, звери, цветы, травинки.

Люди придумали много поговорок про Землю, потому что любят ее.

Дети читают поговорки о земле.

1 ребенок: «Кто мать сыру землю любит, тот голоден не будет».

2 ребенок: «Земля кормит людей, как мать детей».

3 ребенок: «кто землю лелеет, того и земля жалеет».

Воспитатель подводит итог: «Земля – единственная планета в Солнечной Системе, где есть все условия для жизни животных, растений, людей. Такой жизни, как на нашей Земле, нет ни на Марсе и Юпитере (там слишком холодно), ни на Меркурии и Венере (там очень жарко). Земля – самая прекрасная планета! Все люди должны ее любить и беречь».

Воспитатель: А теперь давайте немножко отдохнем и разомнем наши пальчики.

Дети: выполняют пальч.зарядку:

Раз,два, три, четыре, пять (по одному загибают пальчики на руках)

В космос полетел отряд (соединят ладошки вместе и поднимают вверх)

Командир в бинокль глядит (пальчики соединить в бинокль)

Что он видит впереди?

Солнышко, планеты, спутники, кометы ( загибают пальчики обеих рук)

В космосе сквозь толщу лет (сжимают-разжимают пальчики)

Ледяной летит оъект (поднимают сжатый кулак и наклоняют в стороны)

Хвост его-полоска света (к кулаку присоединить «хвост» -раскрытые пальчики второй руки)

А зовут объект-комета (сжимают и разжимают пальчики оеих рук)

Дети: Садятся за столы.

Воспитатель просит детей придумать хорошие слова-пожелания для Земли – ведь у нее День рождения. Записывает 3-4 высказывания на черновик. Затем показывает ватман с изображением Земли, поясняет, что в кругу красиво будут написаны их слова, а вокруг планеты разместятся их рисунки-пожелания с изображением того, что дети хотели бы видеть на Земле в изобилии (бабочки, грибы, цветы, птицы и т.д.).

Дети делают рисунки-пожелания, воспитатель прикрепляет их на ватман, пишет пожелания. Плакат рассматривают вместе с детьми, вывешивается на обозрение родителям.

Воспитатель: Дети, давайте еще раз вспомним, что такое планета Земля и что мы должны делать для того, чтобы наша земля процветала.

Высказывания детей:

1 ребенок: Мы живем на планете, которая называется - Земля.

2 ребенок: Земля – наш родной дом.

3 ребенок: Мы должны любить нашу Землю, заботиться о ней, беречь ее.

4 ребенок: Ведь недаром говорится: «Земля заботу любит».

5 ребенок: «Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь».

6 ребенок: Солнце светит нам всем на зеленой планете.

Пусть на нашей земле будут счастливы дети,

Чтобы наша планета несчастья не знала.

Чтобы наша Земля, И цвела, и сияла!

Воспитатель подводит итог занятия, предлагая всем гостям подарить свои медальки с заранее заготовленными изображениями планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Поможем сказочным героям »

Конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Поможем сказочным героям » в подготовительно...

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «В гостях у зайчика».

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности в первой младшей группе по образовательной области «Речевое развитие» на тему «В гостях у зайчика»....

Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие» на тему: «Где прячется здоровье».

Конспект НОД по здоровьесбережению в старшей группе«Где прячется здоровье»Программное содержание:Образовательные: формировать у детей представления о зависимости здоровья от выполнения эле...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ по образовательной области «развитие речи» в средней группе на тему «Осень»

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности с использованием ИКТ в средней группе на тему «Осень в гости к нам пришла»Цель:развивать познавательную деятельность детей с...

Конспект открытой непосредственно - образовательной деятельности в средней группе «Смешарики» по образовательной области «Художественное творчество» по разделу рисование на тему: «Кушкашка белек».

Кичээлдин сорулгазы: 1. Часкы уе-биле уругларны таныштырар. 2. Чурукка чечен чугаа чогаадып ооредир. 3. Уругларга анай-хаак деп чечекти сарыг он-биле шын чурудуп ооредир. 4.Уругларны бойдуска ынак ...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"

Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...