Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Эти удивительные птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Медведева Людмила

Это занятие поможет педагогам  закрепить знания детей о птицах Мир птиц очень разнообразен и удивителен. Если быть наблюдательным, можно узнать много интересного даже о тех птицах, которые живут рядом с нами и о которых, казалось бы, мы уже знаем

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Эти удивительные птицы»

Задачи:

• Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (употреблять в речи названия птиц);

• Совершенствовать диалогическую речь, умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.

• Продолжать учить задавать вопросы, давать ответ полным предложением;

• Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа;

• Развивать навыки словообразования;

• Расширять предметный, глагольный словари, словарь признаков;

• Закреплять умение делить слова на слоги;

• Воспитывать культуру речевого общения, умение быть доброжелательным, корректным собеседником,

• Воспитывать любовь к природе.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, вам нравится смотреть по телевизору телепередачи о природе, животных? А вы знаете, что над созданием передачи трудится много людей. Это операторы, журналисты, дикторы, звукооператоры, режиссеры и т. д. Они подбирают материал, снимают сюжеты, озвучивают, стараются сделать так, чтобы передача была интересной.

Давайте сегодня мы с вами попробуем стать журналистами и создадим свою передачу о птицах.

Для начала нам нужно подобрать интересную информацию для нашей передачи. Что мы с вами знаем о птицах? Чем птицы отличаются от других животных?

Воспитатель: скажите, а птицы отличаются друг от друга или они все одинаковые?

Воспитатель: Да, на земле птиц очень много и все они разные. Есть очень большие – размером с человека. Как называется самая большая птица? (страус)

Воспитатель: А есть очень маленькие птички, размером с бабочку. Как называется самая маленькая птичка?             (колибри.)

Воспитатель: Есть птицы с красивым, ярким оперением. Какие это птицы?                       (павлин, колибри, утка мандаринка, щегол.)

Воспитатель: А есть птицы с неяркой внешностью, зато умеющие красиво петь. Назовите их.                 (жаворонок, соловей.)

Воспитатель: Ребята, а все птицы умеют летать?     (не летают страус, пингвин)

Воспитатель: Правильно, зато страус быстро бегает, а пингвин хорошо плавает. А чем птицы питаются?

(насекомыми, зернышками, семенами растений, некоторые птицы питаются рыбой или мелким животными.)

Воспитатель: какие птицы питаются насекомыми

(ласточки, стрижи, синицы, воробьи и др.)

- какие птицы питаются рыбой

            (цапля, пеликан и др.)

- какие птицы питаются мелкими животными

(сова, сокол, ястреб и др.)

- Что им помогает охотиться на мелких животных

(хорошее зрение, острые когти на ногах, загнутый клюв)

ВоспитательРебята, а какие же заботы у наших птиц весной?

(Строят гнезда, откладывают яйца, высиживают птенцов, кормят их.)

Воспитатель: А все ли птицы вьют гнезда?

(нет, кукушка не вьет гнезд, она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают и выкармливают.)

Воспитатель: Давайте вспомним, как называются детеныши у разных птиц

- Игра «У кого кто?»

У грача – грачонок, много грачат.

У соловья – соловьёнок, много соловьят.

У аиста – аистёнок, много аистят.

У скворца – скворчонок, много скворчат.

У журавля – журавлёнок, много журавлят.

У чижа – чижонок, много чижат.

У лебедя – лебедёнок, много лебедят.

У утки – утёнок, много утят.

У дрозда – дроздёнок, много дроздят.

У совы – совенок, много совят.

Воспитатель: Птицы отличаются не только внешним видом, но и повадками. Они по-разному передвигаются. Давайте мы с вами это покажем.

Вот ворона важная шагает (Ходьба с высоким подниманием колен)

Лапы высоко поднимает.

Вот воробей скачет (Прыжки на двух ногах)

Утка идет, С лапки на лапку переваливается

 (Туловище слегка наклонено вперед)

C:\Users\1\Desktop\птицы для урока\img16.jpg

Воспитатель: мы собрали интересные факты из жизни разных птиц.

 Для нашей передачи нам нужны фотографии. Представьте, что вы фотографы, которые должны заснять птиц нашей местности. Но делать это нужно аккуратно, не торопясь, чтобы не спугнуть птицу.

(Дети имитируют съемку фотоаппаратом, находят фото птиц и приносят на стол)

Скольких птиц вам удалось сфотографировать. А теперь давайте вспомним их названия.

Д\игра «Узнай птицу по описанию»

Спинкой я зеленовата,            

  Я животиком желтовата,

   Черненькая шапочка

     И полоска шарфика. (Синица)

Непоседа я пестрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая.

Вещунья белобока, а зовут меня. (Сорока)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

          Крохи собирает. (Воробей)

Платье серое надела

И к кормушке подлетела.

Стала каркать: «Кар-кар-кар!

Что за птичий тут базар? (Ворона)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это?...(Соловей.)                                                 Угадайте, что за птичка

Тёмненькая невеличка

                                                                                 Беленькая с живота

                                                                          Хвост раздвинут

                                                                                 в два хвоста.  (Ласточка)              

Воспитательа сейчас ребята, давайте немного отдохнем и разомнемся.

Игра с мячом «Какая бывает птица?»

(Воспитатель бросает детям по очереди мяч, дети подбирают прилагательные: голодная, большая, шустрая и т. д.)

Воспитатель: У каждой птицы есть свое название. Но часто люди называют их по какой-нибудь отличительной черте. Например: у сороки белый бок, значит, она белобокая

у синицы желтая грудка – (желтогрудая)

у дятла длинный нос – (длинноносый)

у вороны черные крылья – (чернокрылая)

у сороки длинный хвост – (длиннохвостая)

у журавля длинные ноги – (длинноногий)

Теперь мы станем корреспондентами и возьмем интервью у птиц, которых мы часто видим на улице. А много ли мы о них знаем? Сейчас проверим.

Задание «Интервью» (один ребенок воробей, другой корреспондент)

Корреспондент: как тебя зовут?

Воробей: меня зовут воробей.

Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края?

Воробей: нет, я зимующая птица.

Корреспондент: чем ты питаешься?

Воробей: я питаюсь мелкими насекомыми, зернышками, а зимой клюю в кормушках хлебные крошки.

Корреспондент: какого цвета твои перья?

Воробей: мои перья коричневые, на крыльях белые полоски, вокруг шейки белый ободок.

  2 (один ребенок синица, другой корреспондент)

Корреспондент: как тебя зовут?

Соловей: меня зовут соловей.

Корреспондент: ты улетаешь осенью в теплые края?

Соловей:  да , я улетаешь осенью в теплые края.

Корреспондент: чем ты питаешься ?

Соловей:  различными  насекомыми, пауками , дождевыми  червями , ягодами.

Корреспондент: какого цвета твои перья?

Соловей: у меня  коричневое оперение, маленький клюв,

Корреспондент: А почему тебя назвали соловьем  ?

Соловей: потому, что я голосистей всех

Воспитатель: Мы собрали много информации для передачи, подготовили фотографии. Теперь нам нужно озвучить передачу. У разных птиц разные голоса. Давайте определим, кто как подает голос.

• Ворона (каркает)

• Воробей (чирикает)

• Журавль (курлычет)

• Кукушка (кукует)

• Синица (синькает)

• Сорока (стрекочет)

• Голубь (воркует)

• Утка (крякает)

• Сова (ухает)

Воспитатель: Мы закончили подготовку нашей передачи. Но прежде чем показывать сюжет по телевидению, его нужно проверить.

Игровое задание «Проверка»:

Давайте сосчитаем, сколько частей в слове

Скво –рец              Гал –ка        Во –ро-бей       Во-ро-на         Грач

А теперь скажите, название какой птицы

начинается на звук «к» и заканчивается на звук «а» (кукушка)

начинается на звук «с» и заканчивается на звук «а» (сова, сорока, синица)

начинается на звук «д» и заканчивается на звук «л» (дятел)

Наша передача готова. Осталось только придумать ей название. Как мы ее назовем? (дети предлагают варианты)

C:\Users\1\Desktop\птицы для урока\img_s867129_0_18.jpg

А теперь посмотрим передачу «Эти удивительные птицы»

Рассказ воспитателя (сопровождается показом иллюстраций)

Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. У них есть крылья, клюв, две ноги с острыми коготками. (фото 1)

Птиц на земле очень много и все они разные.

Есть птицы очень большие, размером с человека. Самая большая птица - страус. (фото 1)

А есть очень маленькие птицы, размером с небольшую бабочку. Это колибри – самая маленькая птица. (фото 2)

Есть птицы с очень красивым оперением. Это павлин, колибри, утка мандаринка. (фото 3)

А также щегол, иволга, которых можно встретить в нашей местности. (фото 4)

А есть птицы с неярким, скромным оперением, но умеющие красиво петь. Это жаворонок, соловей (фото 5)

Встречаются и птицы, которые не умеют летать. Это страус, пингвин. (фото 6)

Птицы обитают и в жарких пустынях, и во влажных тропических лесах, и во льдах. Птицы приспособились к жизни в разных условиях, научились добывать пищу. В этом им помогают особенности строения. Птицы, питающиеся рабой, имеют длинный клюв. Например, как цапля, пеликан. (фото 7)

А птицам, питающимся насекомыми большой клюв не нужен, зато им нужно быстро летать. Это ласточки. (фото 8)

Птицам, питающимся мелкими животными, помогают охотиться острое зрение, крепкие клюв и когти. Это сова, сокол. (фото 9)

Все птицы откладывают яйца, из которых затем появляются птенцы.

Каждая птица строит гнездо по-своему. Многие птицы строят гнезда на деревьях. Для этого они используют веточки, травинки, перышки. Например иволга. (фото 10)

А ласточки строят гнезда под крышами домов, а для строительства они используют глину. (фото 11)

Аисты строят гнезда на крышах домов, жаворонок строит гнездо прямо на земле, в траве. (фото 12)

У пингвина нет травы и веточек для строительства. Он использует камешки. (фото 13)

Но есть птицы, которые не строят гнезд, не заботятся о своем потомстве. Это кукушка. (фото 14) Она откладывает яйца в гнезда других птиц, которые их высиживают. Часто бывает, что маленькие птички кормят кукушонка, который намного больше их. (фото 15)

Мир птиц очень разнообразен и удивителен. Если быть наблюдательным, можно узнать много интересного даже о тех птицах, которые живут рядом с нами и о которых, казалось бы, мы уже знаем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Перелётные птицы»

формирование навыков составления описательного рассказа с опорой на схему. Закреплять умение подбирать определения к предметам, действия к предметам. Активизировать словарь по теме. Развивать внимание...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Беседа о птицах»

Углубить и расширить знания детей о   птицах. Продолжать учить отличать птиц от животных. Продолжать совершенствовать диалогическую речь; закрепить умение поддерживать беседу,  граммати...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Зима. Зимующие птицы

Конспект по развитию речи "Зима, зимующие птицы" будет интересен детям старшего дошкольноговозраста....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема: «Зимующие птицы».

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе тема: «Зимующие птицы».[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26944062","attributes":{"alt":"","class":"me...