Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Самедова Гюльзар Агарзаевна

Цель:

 

Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей Подготовила презентацию Воспитатель: Самедова Гюльзар Агарзаевна

Слайд 2

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» К. Д. Ушинский

Слайд 3

Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Слайд 4

Актуальность темы: Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички , потешки , прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Возраст от 2 до 3 года имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Слайд 5

Задачи: 1. Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения русского народного творчества. 2. Развитие фантазии, творческих способностей дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях. 3. Воспитание у дошкольников патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта русских традиций. 4. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха. 5. Создание разнообразной речевой среды соответственно возрасту. Планируемый результат: У детей сформируются первоначальные представления и базовые знания об устном народном творчестве. Дети бдут готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.

Слайд 6

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством : Заучивание потешек , прибауток, закличек . Использование пословиц, загадок, поговорок. Чтение художественной литературы. Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев. Проведение русских народных игр. Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности. Применение игрушек и изделий народных промыслов. Представление кукольного театра. Разыгрывание сценок и эпизодов сказок. Рассказ о народных обычаях и традициях. Рассматривание иллюстраций о русском быте. . Беседы, вопросы, разъяснения

Слайд 7

Формы образовательной работы с детьми: Организованная образовательная деятельность. Совместная деятельность. Праздники и развлечения, театрализованная деятельность. Наблюдения в быту и природе. Экскурсии в музей и детскую библиотеку. Организация концертных мероприятий, конкурсов рисунков и поделок. Посещение тематических выставок. Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Слайд 8

Перспективный план по устному народному творчеству в младшей группе Работа воспитателя Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями Сентябрь 1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»; 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования. 1. Использовать потешек в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 1.Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей Консультация для воспитателей: «Роль народного фольклора в развитии речи детей» Октябрь 1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы; 1. Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 1. Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»; 2. Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». Ноябрь 1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; 3. Изготовление фланелеграфа; 1. Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Игровое занятие « Репка». 1. Оформление папки -передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки ». Консультация для воспитателей: «Знакомим детей с народным творчеством»

Слайд 9

Декабрь 1. Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»; 2.Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами). 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 1.Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома; 2. Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка»; Январь 1.Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»; 2.Обустроить уголок ряженья; 3.Обновление и пополнение театра на фланелеграфе (потешки, сказки); 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам; 2.Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам; 3. Оказание помощи в шитье кокошников, юбок, косыночек Консультация для воспитателей: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки » Февраль 1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2. Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям; 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 1. Консультация «Почитай мне мама сказку»; 2.Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах к р.н.с. «Теремок»;

Слайд 10

Март 1.Изучение темы: Настольно – печатные игры по русским народным сказкам; 2.Ремонт настольно – печатных игр по сказкам; 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3. Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 5. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации); 6. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 1.Оформление родителями: альбом потешек, книжка- игрушка; 2. Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»; Консультация для воспитателей: «Роль потешки в развитии речи детей раннего возраста» Апрель 1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 5. Разучивание п\игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»; 1.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка»; Май Самоанализ плана по самообразованию. Открытое занятие по развитию речи с использованием макета»Домашние животные и их детеныши» 1.Использовать потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 1 .Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год «Устное народное творчество, как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»

Слайд 11

Результативность: К концу 2 – 3 лет дети должны знать: Сказки «Колобок» «Волк и козлята» «Теремок» «Колобок» «Репка» «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Маша и медведь» Песенки, потешки , заклички « Огуречик , огуречик !..» «Пальчик-мальчик…» «Как у нашего кота…» «Травка-муравка…» «Ай, качи-качи-качи !..» «Дождик, дождик, пуще…» «Заинька, попляш …» « Чи-ки-чики-чикалочки …» «Ночь пришла…» «Сорока, сорока…» «Наши уточки с утра...» «Солнышко, ведрышко...» «Божья коровка…» «Три веселых братца» « Тили-бом ! Тили-бом !..» « Курочка-рябушечка …» « Кисонька-мурысенька …»

Слайд 12

Предполагаемый результат: Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями; Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи; Сформируется первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе; Сформируется положительное отношение к режимным моментам; У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.

Слайд 13

Используемая литература: 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки : Песни, приговорки, потешки , прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко . М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод . пособие 2-е изд., перераб . и доп. сПб ,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор Сост. В. Аникин. М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей"

Опыт педагога по теме: " Развитие речи детей Статья: "Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей". Образовательная область: познавательное-речевое развитие детей дошкольного возраст...

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет

Календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа) на тему: План самообразования воспитателя во 2 младшей группе о влиянии устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 л...

«Влияние устного народного творчества на развитие речи у детей”

Влияние устного народного творчества на развитие речи у детейПодготовила: Воспитатель Субханова Галина Васильевна МоскваВлияние устного народного творчества на развитие речи у детей«Начало искус...

Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей».

Статья:  «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»....

Статья: «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей».

Статья:  «Влияние устного народного творчества на развитии речи у детей»....

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного нар...