проект "Песочная страна"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

проект для развития тонких движений пальцев рук посредством игр с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_spetsialnoe.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

______________Песочная страна______________

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №260» (IV вида)

 

Социально - педагогический проект

«Песочная страна»

(песочные игры в коррекционно-развивающей работе

по формированию тонких движений пальцев рук

 у детей с нарушениями зрения и речи)

                                                                Руководитель проекта:

                                                                         Августова О.М

                                                   Автор проекта:

                                                                Погонина

                                                                                Наталья Викторовна

                                                                                              учитель-логопед МОУ                          

Новокузнецк,

2011

Содержание

Паспорт проекта

  1. Актуальность разработки и реализации проекта.
  2. Анализ исходного состояния проблемы.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Этапы реализации проекта.
  5. Предполагаемый результат.
  6. Схема реализации проекта.
  7. Модель реализации проекта.
  8.  Концептуальные основы проекта.

Список литературы.

Приложение №1. Перспективный план реализации проекта  

«Песочная страна».

Приложение №2. Практический материал для реализации проекта      

        «Песочная страна».

Приложение №3. Критериально-оценочный инструментарий  

                               изучения эффективности реализации проекта.

Приложение №4. Эффективность реализации проекта

                         

     Приложение №5. Фотопрезентация  реализации проекта

                                «Песочная страна».

        Паспорт проекта

Наименование проекта

«Песочная страна»

Тип проекта

Социально – педагогический.

Основные разработчики проекта

Погонина Наталья Викторовна; учитель-логопед

Цель и задачи проекта

Цель проекта: формирование тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями зрения и речи посредством песочных игр и упражнений.

Задачи:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать ориентировку в ограниченном пространстве;
  • совершенствовать координацию речи с движением;
  • формировать творческие способности, воображение, фантазию.

Сроки и этапы реализации проекта

2009 – 2010 уч.г.

  1. Организационно-подготовительный этап (2009г.)
  • разработка диагностического материала с целью выявления уровня сформированности тонких движений пальцев рук.
  • организация проектной деятельности (изготовление песочницы, подбор игр и упражнений);
  • разработка перспективного плана индивидуальной работы по развитию мелкой моторики с использованием песочных игр;

  1. Технологический этап (2009г.)
  • Практическая деятельность по реализации проекта (реализация перспективного плана, открытые занятия, оформление информационной наглядной агитации для педагогов и родителей).
  1. Рефлексивно-обобщающий этап (2010г.)
  • анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта;
  • итоговая диагностика;
  • представление и защита проекта на педагогическом совете.

Перечень основных мероприятий

  • Индивидуальные занятия с детьми с использованием песочных игр (проводится 2 раза в неделю, согласно перспективному плану).
  • Проведение открытых занятий для родителей с целью ознакомления с приемами работы в «песочнице».
  • Проведение мастер-класса «Песочная страна» для педагогов.
  • Проведение конкурса детских рисунков «Песочная Фея».
  • Проведение конкурса для родителей «Лучшая песочница».

Целевые участники

Учитель-логопед, дети старшей группы, родители

Ожидаемый конечный результат

Дети:

  • Высокий уровень сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Повышение уровня мотивации к занятиям.
  • Снижение уровня напряжения, возбудимости; стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Родители:

  • Повышен интерес к коррекционной работе.
  • Активное участие в совместной деятельности.

Условия:

  • Индивидуальные песочницы для коррекционной работы.
  • картотека пальчиковых игр в песочнице.
  •    Конспекты занятий с использованием песочных игр.
  • Диагностический материал для выявления уровня сформированности тонких движений пальцев рук.
  •   Положения о конкурсах.

Актуальность разработки и реализации проекта

Сделать серьёзное занятие для ребенка

занимательным – вот задача

первоначального обучения.

К.Д.Ушинский.

В настоящее время рядом исследователей (М.И.Кольцова, Е.И.Исенина, А.В.Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелкой моторики пальцев рук. Установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончиках пальцев”.

Речевые нарушения у детей с дефектами зрения встречаются значительно чаще, чем у детей без зрительной патологии, это объясняется в значительной мере тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Зрительный дефект накладывает определенный отпечаток на процесс развития детей, ограничивая их возможности в восприятии предметного мира, ориентацию в нём, общение с окружающим и в целом сказывается на формировании личности, развитии различных видов деятельности.

Практика показывает, что у детей с нарушениями речи и зрения редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. У большинства детей страдает поведенческий аспект: они гиперактивные, неусидчивые, быстро утомляемые, не могут сосредоточиться на одном задании. Несомненно, что нарушения зрения обусловлены значительным ограничением чувственного познания.  

Незрячие дети для восприятия используют осязание и остаточное зрение, если оно имеется, и надо научить их делать это правильно. В работе с такими детьми,  тактильным ощущениям уделяется особое внимание, так как  информация через осязание  во многом идентично зрению. При этом надо применять специальные методические приемы и способы.

Для решения этой проблемы разработан проект по формированию тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи и зрения через игры с песком.

 Целью данного проекта является – формирование тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями зрения и речи посредством песочных игр и упражнений.

В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать ориентировку в ограниченном пространстве;
  • совершенствовать координацию речи с движением;
  • формировать творческие способности, воображение, фантазию.

Уровень и качество усвоенных детьми знаний позволяет отследить специально разработанный критериально - оценочный инструментарий (см. приложение №3). Диагностика проводится перед началом реализации проекта, в ходе его реализации и на заключительном этапе, что позволяет вовремя диагностировать и устранять пробелы.

Особенностью данного проекта является то, что в песочной игре создается естественная стимулирующая среда, у ребенка стабилизируется эмоциональное состояние, создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, снимается мышечная напряженность, совершенствуется зрительно-пространственная ориентировка, развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук.

Данный проект носит инновационный характер, так как его результаты дополняют и вносят новые элементы в организацию и содержание коррекционной работы.

Проект основан на принципах:

 Принцип развития отражает четкую ориентацию творческой деятельности на развитие личности.

Принцип дифференциации и индивидуализации дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми.

Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе коррекционной работы.

Принцип доступности предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а так же индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями речи и зрения.

 


Анализ исходного состояния проблемы

Тонкие движения пальцев рук

Дошкольники испытывают затруднения при сочетании речи с движениями; при переключении с одного действия на другое. При выполнении заданий допускают ошибки.

Действия с предметами

Дошкольники испытывают затруднения при выполнении синхронных движений правой и левой рукой; наблюдается моторная неловкость. Выполняя действие по образцу, допускают ошибки.

Графические навыки

У дошкольников наблюдается слабая ориентировка в ограниченном пространстве. Ведущая рука действует с напряжением, скованно. Темп выполнения заданий средний. Графические образы воспринимаются с незначительным искажением.

 

Этапы реализации проекта

I этап – Организационно-подготовительный этап (2009г.)

  • Всестороннее изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы.
  • Определение конкретных целей, задач по реализации проекта.
  •         Разработка диагностического материала с целью выявления уровня сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Организация проектной деятельности (изготовление песочницы, подбор игр и упражнений).
  • Разработка перспективного плана индивидуальной работы по развитию мелкой моторики с использованием песочных игр.

II этап – Технологический этап (2009г.)

  • Реализация перспективного плана индивидуальной работы по формированию тонких движений пальцев рук.
  • Проведение открытых занятий, консультаций для родителей, выступление на родительских собраниях.
  • Проведение конкурса для родителей «Лучшая песочница».
  • Проведение конкурса детского рисунка «Песочная Фея».

III этап – Рефлексивно-обобщающий (2010г.)

  • Анализ уровня сформированности тонких движений пальцев рук дошкольников.
  • Подведений итогов работы создание фотопрезинтации опыта реализации проекта.
  • Определение перспектив для дальнейшего развития творческой деятельности.

Предполагаемый результат:

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

Дети:

  • Высокий уровень сформированности тонких движений пальцев рук.
  • Повышение уровня мотивации к занятиям.
  • Снижение уровня напряжения, возбудимости; стабилизация эмоционально-волевой сферы.

Родители:

  • Повышен интерес к коррекционной работе.
  • Активное участие в совместной деятельности.

Условия:

  • Индивидуальные песочницы для коррекционной работы.
  • Картотека пальчиковых игр в песочнице.
  • Конспекты занятий с использованием песочных игр.
  • Диагностический материал для выявления уровня сформированности тонких движений пальцев рук.
  •   Положения о конкурсах.

Схема проекта

Содержание работы

Содержание работы представлено в модели организации песочных игр для формирования тонких движений пальцев рук.

Модель реализации проекта

Направления работы

Содержание деятельности

Срок

исполнения

1. Работа с детьми

1. Диагностика уровня сформированности тонких движений пальцев рук детей с целью отслеживания динамики развития по критериям.

2. Индивидуальные занятия с детьми.

3. Песочные игры, игры-путешествия, пальчиковые гимнастики.

Два раза в год

(октябрь, май)

В течение года

В течение года

2.Сотрудничество с родителями.

1. Родительские собрания, консультации.

2. Помощь в организации песочной деятельности.

3. Изготовление атрибутов для работы с песком.

4. Конкурс для родителей «Лучшая песочница».

5. Конкурс рисунков «Песочная Фея».

6. День открытых дверей: занятие с использованием песочных игр «В гостях у Песочной Феи».

В течение года

В течение года

В течение реализации проекта

Сентябрь

Октябрь

Январь

Март

3. Методическое сопровождение.

1. Организация предметно-развивающей среды.

2. Картотека пальчиковых игр в песочнице.

3. Подборка методической литературы.

4. Консультативный материал для  педагогов, родителей.

В течение реализации проекта

В течение года

В течение года

В течение реализации проекта

Концептуальные основы реализации проекта

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольется дивной сказкой.

Игрушек маленьких набор

Возьмем в игру… Подобно Богу

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в коррекционно-развивающих целях.

Перенос коррекционных занятий в песочницу дает большой образовательный эффект:

  • В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются речь и моторика, а так же все познавательные функции.
  • В играх с песком существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать.
  • В играх с песком совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка.
  • Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, снимать напряжение, возбудимость.

Поэтому в своей работе выбрала приоритетное направление: песочные игры в коррекционно-развивающей работе по формированию тонких движений пальцев рук у детей с речевыми нарушениями. Направление своей деятельности разделила на этапы.

На первом (информационном) этапе изучила научно-методическую и психолого-педагогическую литературу. Приступила к работе по организации «педагогической песочницы»: водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта синего цвета, высота бортов не менее 10 см; песок желтого цвета, просеянный, промытый, прожаренный в духовом шкафу. Подготовила атрибуты для работы с песком: лопатки широкие кисти, разнообразные формочки, ламинированные картинки, наборы игрушек.

На втором (технологическом) этапе  подобрала и систематизировала по лексическим темам пальчиковые игры для работы в песочнице. Планируя работу по формированию тонких движений пальцев рук, учитывала опыт и впечатления детей. Когда ребенок сам ищет ответ, эмоционально переживает процесс познания.

Разрабатывая перспективный план, разделила игры и упражнения с песком на 2 блока:

I.Блок: игры и упражнения с сухим песком.

II.Блок: игры и упражнения с мокрым песком.

I.Блок: игры и упражнения с сухим песком.                                                    

Блок делится на  три этапа.

  1. Ориентировочный этап.

На данном этапе дети знакомятся с игрушкой-посредником в играх с песком, ПЕСОЧНОЙ ФЕЕЙ. Это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки. Ей очень хочется поиграть с ними в игры. Она приглашает всех к себе в песочницу, в свой песочный мир. Через игрушку я ознакомила детей с правилами поведения в песочнице.

  • Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
  • Нельзя бросать песок в других детей или брать его в рот.
  • После игры надо помочь ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ убрать  песочницу.
  • После игры в песке надо помыть руки.

Занятия в песочнице начинаю и заканчиваю ритуалом приветствия и ритуалом прощания с ФЕЕЙ (звук колокольчика).

  1. Этап прикосновений и игр на поверхности песка.

На данном этапе ребенок знакомится с песком, его свойствами. ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ предлагает детям игры: на развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики, развитие пространственных представлений (ориентировка в ограниченном пространстве), для регуляции расслабления и напряжения, для снижения психофизического напряжения, а так же развития речевого дыхания.

  1. Этап игр и упражнений с погружением в песок.

На данном этапе детям предлагаются игры с погружением в песок. Игры направлены на развитие образного мышления, тактильной чувствительности, развитие зрительного восприятия.

II.Блок: игры и упражнения с мокрым песком.

Блок делится на два этапа.

  1. Ориентировочный этап.

Игрушка-посредник знакомит детей с мокрым песком и способам его увлажнения. Логопед обращает внимание детей на изменения, произошедшие с песком. Затем ребенок самостоятельно увлажняет песок.

  1. Этап прикосновений и игр на поверхности песка.

Его содержание аналогично содержанию работы с сухим песком.

Для повышения эффективности работы было решено привлечь родителей. Детально изучив вопрос, был намечен план работы с родителями. С целью расширить представления родителей о влиянии мелкой моторики на речь, была проведена консультация «Играем пальчиками и развиваем речь!», с целью знакомства родителей с песочной игротерапией был оформлен стенд «Есть такая интересная игра».

Родители являются активными участниками в создании развивающих пособий для игр в песке. Взаимодействие с родителями направлено на увеличение эффективности работы по формированию тонких движений пальцев рук.


Литература

  • Довгаль, Н. В. Логопедические игры в песочной стране [Текст] / Н. В. Довгаль // Логопед. – 2004. - №3. – С.84.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке [Текст]: практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева , Т. М. Грабенкоб - СПб.: Издательство «Речь», 2005.-340 с.: ил.
  • Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии[Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева , Т. М. Грабенко -  СПб.: Издательство «Речь», 2003.- 400 с.: ил.
  • Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить [Текст] : пальчиковый игротренинг / М.М.Кольцова. -  СПб.: Издательский дом «МиМ», 1998.- 186 с.
  • Обухов Я. Л. Образ – рисунок – символ [Текст] / Я.Л. Обухов // Журнал практического психолога. - 1996. - №4. - С. 44-54.
  • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика развития речи дошкольников [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Л.П.Савина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 49 с.
  • Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук  [Текст] / И.Е.Светлова. – М.: Издательство ЭКСМО, 2005. – 145 с.
  • Соколова Ю.А. Моторика [Текст]  / Ю.А.Соколова. – М.: Издательство ЭКСМО, 2004. – 68 с.
  • Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.В.Цвынтарный. – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – 21 с.
  • Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия  [Текст] : практикум по психотерапии / Л. Штейнхард - СПб.: Питер, 2001.-320с.: ил.

Приложение №1

        


Приложение №2


Игры и упражнения

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Цель: познакомить детей со свойствами песка; развивать мелкую моторику пальцев рук; снизить психофизическое напряжение.

Логопед от имени Песочной Феи просит разными способами дотронуться до песка:

  • Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно.
  • Ребенок легко – с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.
  • Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
  • Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями.

Дети описывают и сравнивают свои ощущения: тепло – холодно, приятно – неприятно.

Упражнение «Песочный дождик»

Цель: регулировать мышечное напряжение и расслабление.

Песочная Фея: «В моей стране может идти необычный дождь. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь».

  • Ребенок медленно – быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
  • Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение.

  • «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
  • «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
  • «Ползут змейки» - ребенок расслабленными, напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой в разных направлениях.
  • «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых.

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение.

  • Логопед пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные узоры, ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке или продолжить узор логопеда.
  • Те же узоры на песке изготавливаются путем использования предметов (камешки, пуговицы и т.д.).

Упражнение «Мы едим в гости»

Цель: развивать пространственные представления, ориентировку в ограниченном пространстве, развивать мелкую моторику.

Ребенок по словесной инструкции пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку изображая, различные персонажи. Логопед в игровой форме закрепляет знания ребенка: верх – низ, право – лево, над – под, угол  центр.

Песочная Фея: «Мы едим в гости к зайчику. Где живет заяц? (заяц живет в лесу, потому что он дикое животное). В каком углу песочницы растет лес? Кто живет рядом с зайчиком? Расставляются фигурки и картинки животных.

Игра – упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развивать тактильную чувствительность, воображение.

Песочная Фея: «Сегодня наши руки могут превратиться в кротов. Вот так. Можно нарисовать глаза нос и два зуба, на костяшках пальцев. Котам нужно выполнить задания под землей». Логопед погружает руки в песок и шевелит ими под песком, а затем осторожно раскапывает пальцы. Можно использовать кисточку, палочку.


Пальчиковые игры в песочнице

«Овощи»

У Лариски - две редиски (по очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).

У Алешки – две картошки.

У Сережки – сорванца – два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки.

Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.

«Новые кроссовки»

Как у нашей кошки на ногах сапожки  (загибают на обеих руках пальчики, по одному, начиная с больших)

Как у нашей свинки на ногах ботинки,

А у пса на лапках голубые тапки.

А козленок маленький обувает валенки.

А сыночек Вовка – новые кроссовки.

Вот так, вот так, новые кроссовки («шагают» указательными и средними пальцами обеих рук по песку).

«Мыли посуду»

Раз, два, три, четыре (удар кулаками друг о друга, хлопок ладошами о песок),

Мы посуду перемыли (правая ладонь скользит по песку)

Чайник, чашку, кружку, ложку (загибают пальчики по одному, начиная с большого в песке)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли (левая ладонь скользит по песку)

Только чашку мы разбили (загибают пальчики по одному, начиная с большого в песке)

Ковшик тоже развалился, нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали, так мы маме помогали (удар кулачками друг о друга, хлопок ладошами о песок).

«Повар»

Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони дети стучат по песку)

Повар леща берет и опускает в компот (загибают большой палец на левой         руке в песочнице)

Бросает в котел поленья, в печку кладет варенье (указательный палец)

Мешает суп кочерыжкой (средний)

Угли бьет поварешкой (безымянный)

Сахар сыплет в бульон (мизинец)

И очень доволен он! (разводят пальцы в стороны)

«Семья»

Как у нас семья большая, да веселая (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулаками попеременно).

Два у лавки стоят (загнуть большие пальцы на обеих руках),

Два учиться хотят (загнуть указательные пальцы на обеих руках).

Два Степана у сметаны объедаются (средние),

Две Дашки у кашки питаются (безымянные).

Две Ульки в люльке качаются (мизинцы).

«Мебель»

Раз, два, три, четыре (загибают пальцы в песочнице, начиная с большого),

Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки в песке).

В шкаф повесим мы рубашку (загибают пальцы, начиная с большого),

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули, посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали, на кровати мы лежали.

А потом мы с котом посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).

«Мальчик-пальчик»

-Мальчик-пальчик, где ты был? (загибать пальцы в кулак, начиная с большого в песке),

-С этим братцем в лес ходил.

-С этим братцем щи варил.

-С этим братцем кашу ел.

- С этим братцем песни пел.

«Белка»

Сидит белка на тележке, продает она орешки (хлопки ладонями и удары кулаками о песок попеременно)

Лисичке-сестричке, воробью, синичке (загибают по одному пальцу, начиная с большего в песке),

Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Кому в платок (ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками о песок),

Кому в зубок,

Кому в лапочку

Приложение №3


Критерии оценки развития мелкой моторики рук у детей

1.        Тонких движения пальцев рук.

•Сжимание пальцев в кулак.

•Сгибание каждого пальца попеременно на правой и левой руках.

•Соединить пальцы одной руки с пальцами другой.   •Владение пальчиковыми играми.

  1. Действия с предметами.

•Выложить узор.

•Застегнуть-расстегнуть, зашнурить-расшнурить.

•Нанизывание предметов на нить.

•Укладывать в коробку правой и левой руками палочки.

3.        Графические навыки.

•Умение держать карандаш.

•Проведение линий (горизонтальных, вертикальных, округлых).

•Дорисуй рисунок, срисуй.

•Работа с трафаретом.

•Штриховка.

•Графический диктант.

При обследовании и в процессе наблюдений учитываются: точность и темп движений; переключение от одного движения к другому; синхронность движений правой и левой руки.


Задания для определения уровня развития

мелкой моторики рук детей

Задание №1 «Пальчиковые игры»

Цель: определить уровень развития моторной координации ребенка; умение ориентироваться на образец, умение, точно его копировать.

Инструкция к проведению.

1. Пальчики здороваются - попеременное касание четырьмя пальцами большого    пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

2. Играем на пианино - держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.

4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 - рука сжата в кулак, 2 - рука поставлена на ребро, 3 - ладонь лежит на столе.
Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок без труда четко и правильно выполняет все задания. Координирует речь с движениями.

Средний уровень.

Ребенок частично справляется, допускает незначительные ошибки, хорошо использует помощь.

Низкий уровень.

Ребенок испытывает трудности при выполнении заданий; при переключении

с одного движения на другое. У ребенка плохая координация, неловкость движений; затрудняется в сочетании речи с движениями.


Задание №2 «Выложи узор», «Собери бусы», «Зашнури-расшнури»

Цель: определить уровень сформированности предметно-манипулятивной деятельности ребенка; выявить умение анализировать образец, устанавливать принцип его построения.

Инструкция к проведению.

  • Логопед предлагает детям выложить из палочек: треугольник, квадрат, елочку; придумать свою фигуру.
  • Логопед предлагает детям собрать бусы по образцу, придумать свой рисунок.
  • Логопед предлагает продеть шнурок змейкой по прямой линии; зашнурить ботинок.

Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок выкладывает узоры, придумывает свои; нанизывает предметы на нить; четко выполняет все задания. Синхронно выполняет действия правой и левой руками.

Средний уровень.

Выкладывает узор по образцу; допускает незначительные ошибки; выполняет задания, принимает помощь.

Низкий уровень.

Ребенок испытывает затруднения при выкладывании узора; при выполнении синхронных движений правой и левой руки. У ребенка наблюдается моторная неловкость.

Задание №3 «Графический диктант», «Работа с трафаретом»

Цель:определить степень подготовленности руки ребенка к овладению письмом. Выявить уровень сформированности внимания и контроля за собственными действиями, умение ребенка строить свою деятельность по словесной инструкции.

Инструкция к проведению.

  • Логопед предлагает детям обвести трафарет по внешнему и внутреннему  контуру.
  • Логопед предлагает продолжить ряд вертикальных и горизонтальных линий; словесный диктант (обведи клеточку, обведи две клеточки и т.д.).

 Оценка результатов деятельности.

Высокий уровень.

Ребенок правильно держит карандаш; линии четкие, уверенные; умеет печатать без образца; правильно работает с трафаретом; владеет разными видами штриховок.

Средний уровень.

Ребенок старается правильно держать карандаш; линии достаточно ровные; печатает по образцу; работает с трафаретом.

Низкий уровень.

Ребенок правильно держит карандаш при контроле взрослого; линии не ровные, нет соблюдения строки и интервалов; не владеет навыками штриховки.

В рамках проекта

« Песочные игры в коррекционно-развивающей работе по

формированию тонких движений пальцев рук у детей

с нарушениями зрения и речи»

Приглашаем принять участие в конкурсе детского рисунка

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРОВЕДЕНИИ КОНКУРСА ДЕТСКОГО РИСУНКА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

«ПЕСОЧНАЯ ФЕЯ»

1.1. Общие сведения о конкурсе:

  • к участию в конкурсе приглашаются дети старшей группы;
  • конкурс объявляется с 11 января 2010 года;
  • рисунки принимаются до 19 января 2010 года.

1.2. Цели и задачи конкурса.

Цель конкурса: привлечение внимания взрослых и детей к коррекционно-развивающей работе.

Задачи конкурса:

  • активизировать коррекционно-развивающий процесс;
  • способствовать развитию воображения детей дошкольного возраста;
  • сформировать экспозицию в МОУ по итогам конкурса.

2.2. Учредители конкурса:

Администрация МОУ

Педагогический совет

2.3. Оргкомитет:

Председатель оргкомитета – Августова О.М., директор МОУ

Члены оргкомитета:

Соколова Г.Н., вос-ль высш.кв.кат.,

Погонина Н.В., учитель - логопед.

2.3. Функции оргкомитета:

  • разрабатывает и утверждает положение о конкурсе;
  • определяет и контролирует общий порядок проведения конкурса;
  • оформляет экспозицию;
  • анализирует и обобщает итоги конкурса.

3. Жюри конкурса:

 Председатель: Кочеваткина С.В., руководитель изостудии.

Члены жюри:

Лоншакова Л.В., зам.дир.по ВМР.

Жукова Н.А., тифлопедагог, высш.кв.кат, заслуженный работник образования.

4. Проведение конкурса.

4.1. Участники конкурса: дети старшей группы

Сроки проведения: 11.01 – 19.01.2010г.

4.2. Требования к работам:

Жанры: без ограничения.

Техника: без ограничения

Размер листа: А4-А2

Оформление: фамилия, имя, название.

5. Критерии оценки работ: самостоятельность выбора сюжета, эмоциональная выразительность.


В рамках проекта

« Песочные игры в коррекционно-развивающей работе по

формированию тонких движений пальцев рук у детей

с нарушениями зрения и речи»

Приглашаем принять участие в конкурсе

ПОЛОЖЕНИЕ О СМОТРЕ - КОНКУРСЕ

 «ЛУЧШАЯ ПЕСОЧНИЦА»

1. Цели и задачи конкурса.

Целями и задачами конкурса являются:

1.1. привлечение внимания взрослых и детей к коррекционно-развивающей работе.

1.2. Стимулирование образного мышления и творческого воображения в процессе работы.

1.3. Побуждение к творческому союзу учителя - логопеда, детей и родителей.

2. Участники конкурса:

К участию в конкурсе приглашаются родители и дети старшей группы.

3. Жюри конкурса:

 Председатель: Лоншакова Л.В., зам.дир.по ВМР.

Члены жюри:

Жукова Н.А., тифлопедагог, высш.кв.кат, заслуженный работник образования.

Алексеева Н.Д., тренер по физической культуре.

4. Требования к работам:

Жанр и техника исполнения конкурсных работ выбираются авторами.

5. Критерии оценки работ: прочность, оригинальность, эстетичность оформления.

6. Сроки проведения:

Конкурс проводится с 01.10.2010 г. по 15.10.2010 г.

Все работы предоставить до 15.10.2010 г.

Подведение итогов 19.10.2010 г.

7. Подведение итогов и награждение:

Номинации: «Прочность и эстетичность», «Оригинальность и творчество».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР» ПРОЕКТ «Волшебная страна по имени ТЕАТР»

В статье представлен опыт работы по формиравнию сценического мастерства дошкольников....

Семинар практикум для родителей "Песочная страна - страна чудес"

Показать значимость взаимодействия ДОУ и семьи....

«Песочная страна — страна чудес»

Конспект занятия в средней группе«Песочная страна — страна чудес»Цель: Развитие познавательной активности в процессе знакомства со свойствами песка....

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности с использование ИКТ «Россия – огромная страна». Презентация "Россия - огромная страна". Старшая группа

Цель:Совершенствовать знания детей о России.Задачи:Формировать представления детей о том, что наша огромная, многонациональная страна называется Российская Федерация (Россия), в ней много городов.Позн...

«Путешествие в страну Говорунов» подготовительная к школе логопедическая группа (Этап реализации проекта « Страна Говорунов») Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье»,

   Цель: Развитие речевой активности детей через игровую деятельность.     Задачи:  Активизировать и обогащать лексическую сторону речи дошкольников.Развивать...

"В стране потерянных страничек"

Открытое занятие по ФЭМП...