«Хлеб – всему голова».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Руколеева Юлия Александровна

Конспект  НОД по развитию речи  в подготовительной   группе

для детей с ТНР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_podgotovitelnaya_gruppa.docx27.31 КБ
Office presentation icon khleb.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СЕМИЦВЕТИК»

(МБДОУ № 4)

ул. Новая, д.9, г.Отрадное                                                                                                  тел.8(81362)33-060

Кировский район, Ленинградская                                                                                    mbdou-04@yandex.ru

область,  187330

Конспект  НОД по развитию речи  в подготовительной   группе

для детей с ТНР.

Тема: «Хлеб – всему голова».

                                                              Подготовила: воспитатель

логопедической группы Руколеева Ю.А.

г. Отрадное

2021 г.

Программное содержание:

Образовательная область: познавательное, коммуникативное  развитие.

Цель: закрепление и расширение представлений детей о хлебе.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Активизировать, уточнять и расширять словарь по теме «Хлеб».
  • Закрепить представления детей о пословицах и поговорках русского народа о хлебе.
  • Совершенствовать лексико- грамматический строй речи:

(согласование существительных с прилагательными;

образование родственных слов, совершенствование образования слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, пополнение словаря антонимами).

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать связную речь (пересказ рассказа по серии последовательных картинок).
  • Развивать умение детей анализировать, сравнивать.
  • Развивать воображение, зрительное внимание восприятие и мышление.
  • Развивать общую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, как одному из главных богатств России.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых.
  • Воспитывать навыки сотрудничества, отзывчивости, инициативности, ответственности.

 Словарная работа: обогащать словарный запас детей по теме «Хлеб»

 Форма организации: коллективная деятельность

Методы и приемы: 

  • Игровой.
  • Наглядный.
  • Беседа.
  • Поощрение, рефлексия.

Оборудование:

Презентация «Хлеб – всему голова», коробка-посылка, хлеб ржаной и пшеничный.

 Раздаточный материал:

Последовательные карточки для пересказа рассказа  «Как петух утащил Васин хлеб»

Интеграция образовательных областей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическое развитие

Предварительная работа: беседы с детьми о выращивании хлеба, разучивание пословиц и поговорок о хлебе, разучивание физкультминутки «Колоски».

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,

«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руку, побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»

Воспитатель: присаживайтесь на свои места, сейчас мы с вами разомнем

наши     язычки.

 Дети выполняют упражнение «Месим тесто».

II Основная часть.

Воспитатель: Ребята, я вчера была на почте и получила для нас посылку. Давайте        посмотрим, что там. (Воспитатель открывает посылку в которой находится загадка, батон и буханка).

Отгадать легко и быстро- мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый, а бывает загорелый (хлеб)

Воспитатель: Правильно, ребята, это хлеб (достает из посылки хлеб).

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами подберем слова-признаки, отвечающие на вопрос, какой бывает хлеб.

(Слайд 2)

Дети: вкусный, мягкий, горячий, ароматный, черствый, пшеничный, ржаной, душистый, белый.

Воспитатель: Молодцы, хлеб всегда бывает вкусный и полезный.

Воспитатель: Ребята, а  сейчас мы с вами поиграем в игру: «Слова – родственники». Вам надо назвать слова-родственники к слову хлеб.

Дети: хлебушек, хлебница, хлеборезка, хлебные, хлебозавод, хлебороб.

 А теперь внимательно слушайте и  отгадайте загадку.  

(слайд  3)

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
И стоит новый дом
На столбе золотом.
 

(Колосок)

Этюд «Колоски”.

-А сейчас мы с вами превратимся в колоски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

(присаживайтесь на свои места)

(Слайд4)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на этой картине?

Дети: Колоски, поле.

Воспитатель: Правильно. Поле очень большое и на нем растут колосья, они все разные: один высокий, а другой ….

              один большой, а другой…

              один толстый, а другой …

              один длинный, а другой …

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, долго растет хлеб?

Дети: все лето, 3 месяца.

Воспитатель: Человек привык трудиться. Люди пашут, сеют, жнут. Вкладывают немало труда в каждое зернышко, в каждую крошку хлеба.

О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб – всему голова».  Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Хлеб это главная и важная еда для человека.

Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете еще пословицы о хлебе.

Дети: Что посеешь, то и пожнешь. Хорошо трудиться – хлеб уродиться.

Плох обед, коли  хлеба нет. (Воспитатель спрашивает, что означает каждая пословица).

(слайд 5)      

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение» по теме пословицы и поговорки о хлебе (подсказка для вас будет картинка).

Физкультминутка «Колоски».

По весне вспахали поле (трут ладошки друг о друга),

Зерном поле засевали (складывают ладошки в шепотки).

Солнце припекает (перекрещивают руки, раздвигают пальцы)

Землю согревает (поднимают руки вверх.)

Высоко поднялись колоски

К солнышку тянутся они (сгибают руки в локтях, разворачивают ладони друг к другу и медленно поднимают руки).

Ветер налетает, колосок качает (качают руками над головой),

Вот какая нива!

До чего ж красива!

(Дети стоят около стульчиков, играют в игру стоя)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие вы знаете хлебобулочные изделия.

(Слайд 6)

Воспитатель: играем в игру «Назови ласково»

Воспитатель: Дети, послушайте меня внимательно, я вам буду читать рассказ.

 (Н. Калинина)

Как петух утащил Васин хлеб

Мама дала Кате и Васе хлеба и сказала:

- Идите, покормите кур.

Они вышли во двор, стали звать:

- Цып-цып-цып!

Прибежали куры белые, прибежали серые, и большой рыжий петух прибежал. Всем хлеба хочется.

Катя отломила корочку, бросила курам, а Вася свой кусок за спину спрятал, говорит:

- Никому не дам! Сам съем!

А петух подскочил сзади, схватил Васин хлеб и убежал.

Бросил его на землю, клювом крошит, кур завтракать приглашает.

Заревел Вася, а Катя разломила свой кусок пополам, говорит:

- Не плачь, на тебе хлеб, ешь!

Стало всем весело. Вася ест хлеб, Катя ест и куры с петухом едят.

Все вместе завтракают.

Вопросы по тексту:

Кто дал Кате и Васе хлеб и зачем?

Кто прибежал полакомиться хлебом?

Что сказал Вася?

Почему Вася заплакал?

Что сделала Катя?

Отчего всем стало весело?

(Дети отвечают на вопросы, и выставляют картинки по тексту рассказа).

(Воспитатель читает рассказ второй раз. Приглашает детей пересказать с опорой на картинки к тексту).

Воспитатель: Дети, а чему учит нас этот рассказ? Что самое важное вы для себя поняли?

Рефлексия: Вот и закончилось наше занятие. Дети, а о чем мы сегодня говорили? Что вам сегодня запомнилось? А что вызвало затруднение? А что понравилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 4 «СЕМИЦВЕТИК» (МБДОУ № 4) ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ХЛЕБОСОЛЬСТВА. Подготовила воспитатель старшей логопедической группы Руколеева Ю.А.

Слайд 2

ОБЫЧАЙ ВСТРЕЧАТЬ ГОСТЕЙ ХЛЕБОМ СОЛЬЮ

Слайд 3

РОС СПЕРВА НА ВОЛЕ В ПОЛЕ, ЛЕТОМ ЦВЕЛ И КОЛОСИЛСЯ, ИЗ ЗЕРНА – В МУКУ И ТЕСТО. В МАГАЗИНЕ ПРЕВРАТИЛСЯ. ВЫРОС ОН ПОД СИНИМ НЕБОМ А ПРИШЕЛ К НАМ ВКУСНЫМ?

Слайд 6

Посеешь в пору – соберешь На чужой рот не разевай Хочешь есть калачи – не сиди на Батюшка, а водица матушка

Слайд 9

ЗЕРНО ОТВОЗИЛИ НА МЕЛЬНИЦУ ЖЕРНОВА ПЕРЕМАЛЫВАЛИ ЗЕРНО В МУКУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" - конспект тематического занятия (тема: "Хлеб - всему голова!" автор Мельцаева Надежда Федоровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №8 с. Новое" Суздальский район, Владимирская область

Данное занятие "В каждом зернышке пшеницы, в каждой крошке хлеба - труд" проводилось в рамках тематической недели "Хлеб - всему голова!" .Цель - воспитывать уважение к труду хлеборобов и бережное отно...

"Хлеб всему голова" Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"

"Хлеб всему голова"Сценарий заключительного праздника для двух подготовительных групп в рамках краткосрочного проекта "Хлеб всему голова"  Цель : Воспитание бережного отношения к хлебу, уваж...

"Хлеб-всему голова"" Осенний праздник хлеба в подготовительной группе

Цель: Продолжать расширять знания  детей  о хлебе: процесс выращивания (кто его выращивает, люди  каких профессий помогают  хлеборобам; какие  орудия и машины используются при...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Сценарий мероприятия,посвящённое Всемирному дню хлеба: «Хлеб — всему голова» с интерактивной игрой "От зерна до хлеба"

Этот сценарий с интерактивной игрой поможет подготовиться и провести интересное мероприятие....