Тема «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Соболева Ольга Валерьевна

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе;  расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.). Закреплять отличительные признаки. Расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовк

  • Поупражнять детей в  составлении короткого рассказа по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;
  • Потренироваться в сравнении различных предметов по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый);   активировать употребление слов противоположного значения (глубокая – мелкая, большой – маленький);
  • закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый);
  • поупражнять детей в  образовании по аналогии названий предметов посуды (сахарница, хлебница, сухарница, супница, салфетница, конфетница).

а.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Тема: «Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Воспитатель

Соболева Ольга Валерьевна

2021

Задачи:

  • Поупражнять детей в  составлении короткого рассказа по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;
  • Потренироваться в сравнении различных предметов по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый);   активировать употребление слов противоположного значения (глубокая – мелкая, большой – маленький);
  • закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый);
  • поупражнять детей в  образовании по аналогии названий предметов посуды (сахарница, хлебница, сухарница, супница, салфетница, конфетница).

Материал:

Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложки – чайная и столовая (стеклянная, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч, картинки с изображением посуды: чашки, блюдца, чайник, сахарница, хлебница, кастрюля.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь.

Дети здороваются и садятся на стульчики, которые стоят полукругом.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о посуде. Вы уже знаете, что посуда бывает чайная, столовая, кухонная. А сейчас мы узнаем из какого материала она сделана, как называется, и научимся о ней рассказывать. Послушайте стихотворение (отрывок из стихотворения С.Капутикян «Мама обедает»).

                                 …Никому отказа нет,

                                    Подан каждому обед:

                                    Собачке – в миске,

                                    В блюдечке – киске,

                                    Курочке – несушке –

                                    Пшена в черепушке,

                                    А Машеньке – в тарелке,

                                    В глубокой, не мелкой.

Воспитатель задает вопросы:

1.О чем говориться в этом стихотворении?

2.В чем подают обед собачке?

                            -    киске?

                           -    курочке-несушке?

3.А из чего обедает Машенька?

4.Как можно назвать одним словом миску, блюдечко, тарелку – что это? (Посуда).

Воспитатель выставляет на стол все предметы (тарелки, вилка, ложка, стаканы), кроме пластмассовых.

Воспитатель: Посмотрите и назовите, что вы видите на столе?

Дети называют предметы.

Воспитатель: Как можно назвать одним словом миску, блюдечко, тарелку – что это?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Сравните эти две тарелки. Чем они похожи?

Дети: Они белые, одинаковый рисунок, из них едят.

Воспитатель: Чем они отличаются? (Приглашает одного ребенка к столу, предлагает взять их в руки).

Ребенок: Одна тарелка глубокая, другая – мелкая.

Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка?

Дети: Чтобы кушать первое (суп, борщ, кашу).

Воспитатель: Для чего нужна мелкая  тарелка?

Дети: Чтобы кушать второе.

Воспитатель: А что еще бывает глубоким?

                -   мелким?

Дети отвечают.    

Воспитатель: Как вы понимаете выражение

- глубока река? (имеет большую глубину).

- глубокое чувство? (сильное чувство).

- мелкая река? (имеет небольшую глубину).

- мелкий дождь? (несильный).

- мелкий песок? (некрупный).

Воспитатель: Когда вы садитесь обедать какая вам посуда нужна?

Дети: Тарелки глубокая и мелкая, ложка и вилка.

Воспитатель: Теперь давайте сравним ложку и вилку. Из чего они сделаны?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Как можно сказать одним словом? Какие они?

Дети: металлические.

Воспитатель (берет в руки две ложки – чайную и столовую): Чем похожи эти два предмета?

Дети: Они сделаны из металла, металлические.

Воспитатель: А теперь скажите, чем отличаются эти ложки?

Дети: Размером, одна большая, другая – маленькая.

Воспитатель: Правильно, они отличаются размером. А еще чем? Для чего нужна большая,  столовая ложка? (едят первое). Для чего – чайная, маленькая? (едят торт, кладут сахар в чай).

Воспитатель: Посмотрите на стол и скажите, какие стеклянные предметы вы видите?

Дети: Стаканы.

Воспитатель: Чем похожи эти стаканы?

Дети: Они стеклянные.

Воспитатель: Чем они  отличаются? (Низкий и высокий). А Для чего нужны стаканы?

Дети: Пить сок, воду.

Воспитатель поднимает над столом по одному предмету и говорит: Это – тарелка глубокая, а это – тарелка – мелкая, Это – ложка столовая, а это – чайная, один стакан высокий, второй – низкий.

Затем воспитатель ставит на стол пластмассовые игрушки и стакан: Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы?

Дети называют.

Воспитатель: Как сказать одним словом, какие это предметы?

Дети: пластмассовые.

Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, встаньте возле своих стульчиков.

                 Проводиться физкультминутка:

«Вышли уточки на луг»

Вышли уточки на луг,

Кря – кря – кря! (шагают)

Пролетел веселый жук,

Ж - ж – ж! (машут руками – крыльями),

Гуси шеи выгибают,

Га – га – га! (круговые движения шеей).

Клювом перья расправляют, (повороты вправо – влево),

Ветер ветки раскачал, (качают вверх поднятыми руками),

Шарик тоже зарычал,

Р - р – р! (руки на поясе, наклонились вперед, смотрят перед собой).

Зашептал в воде камыш,

Ш – ш – ш! (подняли руки вверх, потянулись),

И опять настала тишь,

Ш – ш – ш! (присели).

Очень хорошо, садитесь.

Воспитатель: А сейчас мы пошагаем в магазин посуды.    (Выставляет на стенд картинки с изображением посуды).

- Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего она нужна?

Воспитатель приглашает к стенду ребенка. (В случае затруднения подсказывает начало фразы). Остальным детям предлагает отгадать, что имел ввиду рассказчик и найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону и говорит: «Ваш заказ будет потом доставлен домой». Описание следующего предмета дает тот ребенок, который отгадал предыдущий.

После покупки всех предметов проводится глазная гимнастика:

Поморгали, поморгали, крепко зажмурились, открыли глаза, «сделали»  их большими.   – 2 раза.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами еще в одну игру, называется она: «Отвечай быстрей».

Встаньте все в круг, я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Саше и скажу слово «стеклянный», а он должен бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла.  Отвечать нужно быстро, чтобы все ребята успели поиграть.  (Проводиться игра).

Воспитатель: Молодцы! Мы с вами хорошо позанимались, и вы теперь умеете рассказывать о посуде, какая она, из чего сделана, для чего нужна.

                               Занятие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...

Конспект НОД по теме: "Составление описательного рассказа по предметным картинка "Посуда" в рамках лексической темы "Посуда"".

Совершенствование у детей умений составлять описательный рассказ о предмете, с опорой на графическую схему....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда» Задачи: - Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять коро...