Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Невероятное подводное царство"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шалимова Светлана Николаевна

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста по теме «Невероятное подводное царство». На этом занятии дети знакомятся с подводным миром нашей планеты, а также в процессе этого знакомства происходит развитие связной речи (ребята учатся строить небольшие связные рассказы). Дети упражняются в образовании слов по аналогии и учатся понимать и правильно использовать в речи предлоги. Происходит формирование психических процессов с использованием направляющих аудиозаписей и элементов экспериментирования. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия
по развитию речи в средней группе «Невероятное подводное царство».

Цель:

Используя наглядный материал, помочь детям принять участие в разговоре на общую тему. Развивать описательную, монологическую речь и речь в виде диалога. Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

Задачи занятия:

Образовательные.
Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, пробудить в детях интерес к подводному миру нашей планеты. Сделать активным словарь по теме.
Развивать связную речь (учить строить небольшие рассказы).

Формировать умение составлять короткий описательный рассказ по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).

Упражнять детей в образовании слов по аналогии.

Учить понимать и правильно использовать в речи предлоги: в, на, под, между.
Формировать навык полных ответов на вопросы.


Развивающие.
Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
Развивать мышление, зрительное внимание, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Развивать мелкую моторику рук.
Активизировать умственные способности детей, словарный запас: морские обитатели, морская черепаха, морской ёж, морская звезда, осьминог, краб, коралл, водоросли и т. д.


Воспитательные.

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.
Воспитывать интерес к занятиям.
Воспитывать стремление оказывать помощь тому, кто оказался в трудной ситуации.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.


Методы и приёмы.

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, эксперимент с бумагой и водой, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики.


Развивающая среда.

Конверт с текстом письма.  Иллюстрации с изображением морских животных, аудиозапись с шумом грозы и дождя, со звуками солнечного утра в лесу, с шумом спокойного морского прибоя, спокойной музыкой.

  1. Организационный момент.

(Дети вместе с воспитателем собираются на ковре в круг.)

Минутка вхождения в день «Настроение».

Воспитатель (включает аудиозапись с шумом грозы и дождя): Ребята, какое настроение вызывают у вас эти звуки? какие чувства вызывают у вас эти звуки?

Дети: Плохое настроение.

Воспитатель: А какие чувства вызывает такое настроение?

Дети: Чувства грусти, печали, не хочется никуда идти…

Воспитатель: А если мы послушаем вот такие, например, звуки?...(воспитатель включает запись звуков солнечного утра в лесу)

Дети: Настроение улучшается, хочется гулять, играть…

Воспитатель: У природы бывает своё настроение, которое она передаёт нам.

А когда природа улыбается?

Дети: Когда светит солнышко.

Воспитатель: Давайте мы тоже улыбнемся, представьте, что у каждого из вас в душе светит маленькое солнышко. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, я почувствовала, как у меня на душе стало тепло и настроение улучшилось. А у вас?

Дети: У нас тоже настроение улучшилось!

  1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: Ребята, мы сейчас послушаем ещё одно настроение природы.

(Воспитатель включает аудиозапись спокойного морского прибоя)

Дети: (Слушают).

Воспитатель: Ребята, вы узнали эти звуки? Что они вам напомнили?

Дети: Море, шум моря.

Воспитатель: Правильно, это шум моря. И звуки эти прекрасны, как и море -  огромное и прекрасное. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски с волшебными раковинами, плавают удивительные рыбы. В морях и океанах много тайн, которые человек ещё не раскрыл. Например, знаете ли вы, что только благодаря воде возникла жизнь на Земле, и вода и сейчас необходима для жизни. Вот и сейчас вы увидите, как вода оживит мои кусочки бумаги и превратит их в волшебные цветы… (провожу эксперимент с бумажными цветами, которые при попадании на поверхность воды раскрывают свои лепестки). Вот так и море полно необыкновенных и удивительных тайн. Кто-нибудь из вас уже бывал на море?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: Так вот, сегодня мы с вами именно к морю и отправимся. Как эти ребята на картине…https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/q/QqtuoISlTgG63yiX1AZzkE257W9jOheaKVc8p4LmC/slide-4.jpg

Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда в путь, друзья!

  1. Коррекционная мини-гимнастика для профилактики осанки и плоскостопия.

Воспитатель: Мы пойдем к морю по камушкам (идем по ортопедическому коврику) и обязательно босиком, дойдем до самого берега и здесь посидим.

 (Упражнение на развитие дыхания.)

  1. Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте посидим на берегу моря. Подышим морским воздухом (дети вдыхают). Нам здесь хорошо и спокойно.

(Воспитатель находит записку в большой ракушке, удивляется.) Ой, что это? Какое-то послание? Интересно от кого? Давайте прочитаем:

«Ребята, помогите! От беды меня спасите!

Шторм начнется в океане,

Злой волшебник колдовал.

Рыбы все погибнуть могут,
Это правда, не обман!

Не простая рыбка я -
Золотая чешуя!

В сказке всем я помогаю,

И желанья исполняю!

Если сможете помочь мне,
Подарю вам мой цветок.

Он желание исполнит,
Ведь волшебный тот цветок.

Воспитатель: Ребята, поможем Золотой рыбке?

Дети: Да!

Воспитатель: Для этого нам с вами надо попасть на дно морское.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка».

Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
Две ладошки друзья –

Рыбка золотая.

Я на дно за ней нырну,

Плавничок свой подниму.

Через ряд кораллов
Опущусь ко дну.

Там увижу осьминога,
От кальмара убегу…

…Ребята, посмотрите, как красиво! (дети рассматривают большой плакат с изображением жизни океана)

 C:\Users\lanas\OneDrive\Изображения\50729821_sea_ocean_n.jpg 

Океан необыкновенно красив! Все эти удивительные рыбы и морские животные – где они находятся? (Под водой).
А где находится батискаф? (
Под китом).
А вот морская звезда, где же находятся морские коньки? (
Над морской звездой).
Ребята, а где прячется осьминог? (
Среди камней).
А большой морской конек? (
Между маленькими морскими коньками).
А батискаф плывет
между водолазом и акулой. Где плывёт батискаф?


Я опять вернусь на берег -
Надо рыбке нам помочь1

Воспитатель: Ну, вот мы и на берегу. Как здесь интересно! А вот еще одно письмо!

(Перед детьми лежит раковина с письмом, воспитатель разворачивает его и читает). «Чтобы помочь рыбке, вам необходимо справиться с тремя заданиями.»

Воспитатель: Первое задание. Нам необходимо отгадать загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок выставляет картинки с изображением животных на магнитную доску):

  • Что за шар плывет с шипами,
    Тихо машет плавниками?
    Только в руки не возьмёшь
    Это шарик – 
    (рыба ёж).

  • Гроза всей живности морей,
    Не знаем мы зубов острей.
    Ее боится даже кит,
    А безопасна, если спит.
    Потрогать можно, раз заснула.
    Кто эта рыбина? (
    акула)

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами,

  • Через море – океан
    Плывет чудо - великан. 
    (Кит.)

Кит - это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».

  • Что за дивная лошадка?
    Очень странные повадки:
    Конь не сеет и на пашет,
    под водой с рыбешкой пляшет.
    Назови его дружок :
    рыбок друг –
    (морской конек)

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

  • Ты со мною не знаком?
    Я живу на дне морском.
    Голова и восемь ног,
    Вот и весь я – (
    осьминог)

Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

  • И на суше, и в воде —
    Носит дом с собой везде.
    Путешествует без страха
    В этом доме. 
    (Черепаха)

Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

  • Глубоко на дне она, словно на небе видна,
    Но не светит и не греет,
    Потому, что не умеет. (
    морская звезда)

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

  • Для нее волна – качели, и плывет она без цели
    Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. (медуза)

Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

  • Вновь играя и шаля
    Перед носом корабля.
    Над водой мелькают спины, —
    Мчатся шустрые… (
    дельфины)

- Правильно! А как мы можем назвать вместе всех этих животных?

(Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.)

Мы справились с первым заданием. Теперь нас ждёт второе испытание. Я буду бросать кому - либо мяч, и называть слова, которые обозначают один предмет. Тот, кто поймает мяч, будет называть слово, которое обозначает много предметов.  Например: один – корабль, много – корабли.
кит – киты,
океан - …
море - …
морж –…
осьминог - ….
волна - ….
краб -…
дельфин - …
медуза - …
акула – …

-Молодцы! И – последнее задание. Но, чтобы выполнить его как следует, мы должны сделать зарядку, чтобы стать более внимательными.

Физ. минутка

Рыбка рыбке говорила.
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».

(Все слова сопровождаются движениями, которые показывает воспитатель, а дети повторяют.)

И, наконец, последнее задание. Нам необходимо определить, кто лишний на картинке. Не забывайте, что нам нужно помочь Золотой рыбке и говорим мы о морских обитателях. (воспитатель показывает картинки на определение лишнего объекта, который ребёнок должен определить и объяснить свой выбор)

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали океан и шторма уже не будет. Ребята, слышите? Кто-то пришел. Это же нам принесли волшебные цветы. Теперь мы сможем опустить их в воду и загадать желание. Но это нужно сделать дома с мамой и папой в тишине, чтобы ваше желание не расплескалось, как штормовой океан и исполнилось.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Мы многое узнали об океане и его необыкновенных обитателях. Итак, давайте скажем волшебные слова:
В танце мы покружимся,
С волшебством подружимся!
Вновь вернемся в детский сад,
Где нам каждый очень рад!

Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада

Материал посвящен знакомству детей с различными профессиями....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада « Снежный хоровод».

Конспект занятия содержит игровой материал, позволяющий расширить знание детей о снеге, его свойствах и зимних явлениях природы. Словарная работа на занятии способствует пополнению словарного запаса д...

Конспект заняти по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой".

Конспект занития по развитию речи в средней группе детского сада "Деревья зимой"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада "Город мастеров"

Занятие по ознакомлению детей среднего возраста с профессиями людей....

План-конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада по теме «М.М. Зощенко. Рассказы для детей»

Работа с детьми в редней группе детского сада, направленная на развитие речи. В ходе работы  с детьми прививается любовь и интерес к литературным произведениям, развивается воображение, умен...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада Тема: «Все работы хороши …» (Профессии людей)

Задачи:Уточнить и расширить представление детей о профессиях людей.Воспитать уважение к людям разных профессий: строитель, врач, повар, парикмахер, ...Обогатить словарь....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада «Про здоровье»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада «Про здоровье»...