Презентация "Семинар-практикум "Игры для развития словотворчества у дошкольников"
консультация по развитию речи
Данная презентация может быть использована педагогами для работы с детьми. Здесь предлагается несколько игр для развития словотворчества у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_igry_na_razvitie_det_slovotvorchestva.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назовите слова-ассоциации к слову «СЛОВОТВОРЧЕСТВО» Словотворчество - это появление новых слов в речи ребенка . Словарь ребенка до трех лет интенсивно растет за счет узнавания новых слов. С трех лет начинается процесс овладения различными способами слово- и формообразования (словотворчества: « всехний », « всамделишний », « намакаронился » и т.п.). Словотворчество является одним из самых ярких лексических явлений в речевом развитии дошкольника, составляя одну из важных особенностей развития речи ребенка.
Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами? Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта .
Прежде всего, посмотрим , как проявляется словотворчество в речи малышей . Т.Н . Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова. 1. « Слова-осколки» - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово. Как получаются «слова-осколки » легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог. Например: Мы лепили, лепили и получилась « лепь ». Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть) 2. Прибавление к корню слова « чужого» окончания . Например: « Пургинки »(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки . « Иметель » (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки». Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – « пургинки », « добрость », «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово - образований . Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания . «Умность» - по аналогии со словом глупость и т.д. 3 . « Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух. Например : « Ворунишка » ( вор+врунишка ), « Бананас » ( банан+ананас )
Словотворчество – это и воображение, и фантазирование, и творчество … Кроме того, что словотворчество является одной из важных особенностей речевого развития ребенка, его нужно не только поощрять, а и развивать! Необходимо вести работу по развитию речи ребенка (словарь, грамматический строй речи). И очень важно для развития словотворчества развивать фантазию ребенка, его воображение . В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания , ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия . ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЕМНОГО СТАТЬ МАЛЫШАМИ И ПОИГРАТЬ .
А СЕЙЧАС У НАС ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЛИЦЕДЕИ» - ПОКАЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ ЖЕСТАМИ, ПАНТОМИМОЙ. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Тише едешь - дальше будешь. Любишь кататься - люби и саночки возить. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
Игра «Разными глазами ». Опишите аквариум с точки зрения: -его владельца, - рыбки , которая там плавает, -хозяйского кота. Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ , а именно: способности двигаться, думать, чувствовать , дышать, расти, радоваться, размножаться , шутить, улыбаться. -В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? - О чем думает ваша обувь?
«Загадки-придумки» Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - придумываем слова. Например: Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не терять, не пачкать. Не терялка , не пачкалка , а головуукрашалка . Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать. Не кидалка , не рвалка , а умозанималка . «Слова-дразнилки» Называем слова по другому согласно их действию. Например, ноги-прыгалки, бегалки , ходилки и т.д. Кошка - ???... (назовите по-другому)
«Слова- объединялки » Прием дробления-объединения частей слов. Например, новые музыкальные инструменты : гаргискрип – от гармони меха , от гитары струны, смычок от скрипки. Попробуйте придумать новый вид транспорта, раздробив и объединив название транспорта и насекомого, например. Совместная деятельность взрослого с детьми занимает ведущее место в формировании и развитии у детей творческих способностей, активизации словаря воспитанников.
РЕФЛЕКСИЯ: Что дают игры, которые были сегодня предложены……. Для чего нужно развивать детское творчество и фантазию…….. Что вы можете предложить (игры, приемы)………. Для меня сегодня было (не было) новым …….. Для себя я взяла (не взяла)………………
Использованная литература: 1.Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. – 1997. – 214с . Источники: - https :// 1ds-kletsk.schools.by/pages/seminar-praktikum-igry-razvivajuschie-fantaziju-i-slovesnoe-tvorchestvo-u-detej-doshkolnogo-vozrasta - https :// www.1urok.ru/categories/19/articles/30565 - https :// infourok.ru/masterklass-na-temu-ispolzovanie-priyomov-triz-v-razvitii-rechi-doshkolnikov-1237445.html
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей»
Аннотация к статье Опыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей»Статья: Влияние устного русского народного творчества на словотворчество детей старшего дошкольного возраста. (в контекс...
Кружок по речевому развитию " Словотворчество" старший дошкольный возраст
Рабочая программа кружка созданная на основе парциальной программы О.С. Ушаковой "Развитие речи детей 6-7 лет"...
Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей
Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах....
Консультация для воспитателей «Развитие словотворчества у детей 5-6 лет»
В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, я стала замечать, что тот запас...
Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».
Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...
Конспект мероприятия с родителями "Словотворчество старших дошкольников"
Мероприятие с родителями...
СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Изучить вопрос как влияет словотворчество на развитие монологической речи дошкольников...