Презентация "Семинар-практикум "Игры для развития словотворчества у дошкольников"
консультация по развитию речи

Олейник Наталья Валентиновна

Данная презентация может быть использована педагогами для работы с детьми. Здесь предлагается несколько игр для развития словотворчества у детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВОТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Задачи : Активизировать знания педагогов об игровых приемах для развития фантазии и словотворчества ; Расширять умение педагогов реализовать полученные знания и умения в работе с детьми . Составила : Олейник Н.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад 106»

Слайд 2

Назовите слова-ассоциации к слову «СЛОВОТВОРЧЕСТВО» Словотворчество - это появление новых слов в речи ребенка . Словарь ребенка до трех лет интенсивно растет за счет узнавания новых слов. С трех лет начинается процесс овладения различными способами слово- и формообразования (словотворчества: « всехний », « всамделишний », « намакаронился » и т.п.). Словотворчество является одним из самых ярких лексических явлений в речевом развитии дошкольника, составляя одну из важных особенностей развития речи ребенка.

Слайд 3

Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами? Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта .

Слайд 4

Прежде всего, посмотрим , как проявляется словотворчество в речи малышей . Т.Н . Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова. 1. « Слова-осколки» - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово. Как получаются «слова-осколки » легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог. Например: Мы лепили, лепили и получилась « лепь ». Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть) 2. Прибавление к корню слова « чужого» окончания . Например: « Пургинки »(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки . « Иметель » (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки». Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – « пургинки », « добрость », «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово - образований . Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания . «Умность» - по аналогии со словом глупость и т.д. 3 . « Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух. Например : « Ворунишка » ( вор+врунишка ), « Бананас » ( банан+ананас )

Слайд 5

Словотворчество – это и воображение, и фантазирование, и творчество … Кроме того, что словотворчество является одной из важных особенностей речевого развития ребенка, его нужно не только поощрять, а и развивать! Необходимо вести работу по развитию речи ребенка (словарь, грамматический строй речи). И очень важно для развития словотворчества развивать фантазию ребенка, его воображение . В народе говорят: "Без воображения нет соображения". Альберт Эйнштейн говорил, что умение воображать выше многознания , ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия . ПРЕДЛАГАЮ ВАМ НЕМНОГО СТАТЬ МАЛЫШАМИ И ПОИГРАТЬ .

Слайд 6

А СЕЙЧАС У НАС ЮМОРИСТИЧЕСКАЯ ПАУЗА «ЛИЦЕДЕИ» - ПОКАЖИТЕ ПОСЛОВИЦУ ЖЕСТАМИ, ПАНТОМИМОЙ. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. Тише едешь - дальше будешь. Любишь кататься - люби и саночки возить. Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.

Слайд 7

Игра «Разными глазами ». Опишите аквариум с точки зрения: -его владельца, - рыбки , которая там плавает, -хозяйского кота. Игра «Оживи предмет». Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ , а именно: способности двигаться, думать, чувствовать , дышать, расти, радоваться, размножаться , шутить, улыбаться. -В какое живое существо вы бы превратили воздушный шарик? - О чем думает ваша обувь?

Слайд 8

«Загадки-придумки» Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - придумываем слова. Например: Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не терять, не пачкать. Не терялка , не пачкалка , а головуукрашалка . Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать. Не кидалка , не рвалка , а умозанималка . «Слова-дразнилки» Называем слова по другому согласно их действию. Например, ноги-прыгалки, бегалки , ходилки и т.д. Кошка - ???... (назовите по-другому)

Слайд 9

«Слова- объединялки » Прием дробления-объединения частей слов. Например, новые музыкальные инструменты : гаргискрип – от гармони меха , от гитары струны, смычок от скрипки. Попробуйте придумать новый вид транспорта, раздробив и объединив название транспорта и насекомого, например. Совместная деятельность взрослого с детьми занимает ведущее место в формировании и развитии у детей творческих способностей, активизации словаря воспитанников.

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ: Что дают игры, которые были сегодня предложены……. Для чего нужно развивать детское творчество и фантазию…….. Что вы можете предложить (игры, приемы)………. Для меня сегодня было (не было) новым …….. Для себя я взяла (не взяла)………………

Слайд 11

Использованная литература: 1.Алексеева, М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ/ М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. – 1997. – 214с . Источники: - https :// 1ds-kletsk.schools.by/pages/seminar-praktikum-igry-razvivajuschie-fantaziju-i-slovesnoe-tvorchestvo-u-detej-doshkolnogo-vozrasta - https :// www.1urok.ru/categories/19/articles/30565 - https :// infourok.ru/masterklass-na-temu-ispolzovanie-priyomov-triz-v-razvitii-rechi-doshkolnikov-1237445.html

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей»

Аннотация к статье  Опыт педагога по теме: «Развитие словотворчества детей»Статья: Влияние устного русского народного творчества на словотворчество детей старшего дошкольного возраста. (в контекс...

Кружок по речевому развитию " Словотворчество" старший дошкольный возраст

Рабочая программа кружка созданная на основе парциальной программы О.С. Ушаковой "Развитие речи детей 6-7 лет"...

Памятка для воспитателей по развитию словотворчества у детей

Главная задача в словотворчестве – овладение детьми основными способами словообразования в дошкольном возрасте в самых элементарных, доступных детям этого возраста пределах....

Консультация для воспитателей «Развитие словотворчества у детей 5-6 лет»

   В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи, я стала замечать, что тот запас...

Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».

Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...

СЛОВОТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Изучить вопрос как влияет словотворчество на развитие монологической речи дошкольников...