Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра» Для детей дошкольного и младшего школьного возраста
учебно-методический материал по развитию речи

Колмакова Наталья Вячеславовна

Программа предназначена для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра. Целью программы является исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном и младшем школьном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx101.79 КБ
Файл tit_list.docx62.47 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………3 стр.

Учебно-тематический план………………………………………………….11 стр.

Содержание коррекционно-развивающей работы……………………….19 стр.

Методическое обеспечение программы……………………………………23 стр.

Список литературы…………………………………………………………..25 стр.

Приложения…………………………………………………………………..26 стр.

Пояснительная записка

Программа  логопедической  работы  составлена  в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой дополнительную общеразвивающую программу, адаптированную для оказания логопедической помощи  детям   с расстройствами аутистического спектра и учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию с учетом требований следующих нормативных документов:

- Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

- Письмом МО РФ от 22 января 1998г. №20-58-07 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

- СанПин 2.4.1.3049-13.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В последние годы возрастает число детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» (РАС). Это психическое расстройство характеризуется нарушением развития эмоционально-волевой сферы ребенка, снижением способности к коммуникации, а также задержкой и нарушениями развития речи.

В Курганской области на 1 января 2016 года численность детей-инвалидов составляет 3224 чел. Из них около 21% - дети с заболеваниями нервной системы.Синдром аутизма у ребенка является нарушением развития нервной системы.

Атипичный признак развития проявляется в возрасте около двух лет. В этом возрасте  болезнь начинает прогрессировать, что приводит к постепенному отставанию развития, особенно развития речи, затрудняется общение с окружающими, особенно с детьми, ребенок  с расстройствами аутистического спектра  не реагирует на обращение, уходит в себя. Раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий значительно улучшает состояние и прогноз развития ребенка с аутизмом. Если начать лечебную терапию в раннем возрасте, можно добиться заметных улучшений в развитии большинства детей с  РАС.

Логопедическая работа – одно из непременных направлений комплексной помощи детям с РАС, так как нарушения формирования речи присутствуют во всех случаях особого развития.

С июля 2017 года на базе ГБУ «Катайский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» началась реализация подпрограммы «Ты не один: комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра» государственной программы Курганской области «Дети Зауралья - заботимся вместе!».

В Катайском районе, как и на территории всей Российской Федерации, наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов. По данным Пенсионного Фонда на территории Катайского района на начало 2017 года проживает 75 семей с детьми-инвалидами, в которых воспитываются 76 детей с нарушением развития. Особенную тревогу специалистов вызывает отрицательная динамика относительных и абсолютных показателей числа детей с ограниченными возможностями здоровья в Катайском районе, что делает актуальной проблему социализации детей данной категории. Проведённый мониторинг 2014 г.- 2016 г. позволил выявить тенденцию повышения численности детей-инвалидов ежегодно до 3%. В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 40%) в т.ч. около 6% детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).  

С целью оказания эффективной логопедической помощи целевой группе детей была разработана программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра».

Направленность программы:

1. Формирование и развитие элементарных коммуникативных и речевых умений  детей с РАС в различных социальных ситуациях.

2. Развитие слухового внимания и восприятия.

3. Развитие понимания речи  через эмоционально-смысловой комментарий, как необходимый элемент занятий. Выполнение инструкций. 

4. Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Формирование подвижности органов речи.                                                                                                                                                  

5. Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание    внешней речи).

Целью программы является: исправление или ослабление имеющихся проявлений аутизма и вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном и младшем школьном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его речевому развитию.

Логопедическая работа с детьми направлена на решение задач:

1.Ориентировать аутичного ребенка во внешнем мире.                                                                                                                                   

2.Обучать его простым навыкам контакта, в том числе речевого:                                                      

- обогащать и активизировать словарный запас;                                                                                                            

- развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития ребенка,  использование мимики и жестов в общении.                                                                                                                                                                                                    

3. Развивать устную речь:                                                                                                                          

-развивать артикуляционную моторику и  фонематические процессы;                                                                            

-формирование правильного физиологического дыхания;                                                                                                                                                                              

-создавать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей детей;                                                                                                                          

- уточнять грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной;                                                                                                                                

- развивать фразовую и связную речь.                                                                                                      

4. Подготовить к обучению письменной речи (письмо и чтение):                                                                            

- формировать  навыки звуко-слогового анализа и синтеза;                                                        

- создавать базу для успешного овладения навыками чтения и письма.                                                      

5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.                                                            

6. Формировать  пространственно-временные представления и понятия.                                                                                  

7. Совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики.

Отличительные особенности программы в том что, она написана на основе базовых специальных коррекционных программ (Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста с аутизмом «Расцвет»; Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издательство «СОЮЗ», 2003; Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005.), но в нее включены разделы по песочной терапии.

Методологические и теоретические основы программы                                                               

Программа логопедических занятий имеет под собой методологические и теоретические основания.                                                                                                                                                    

В качестве  таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- онтогенетический, основанный на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с нарушением зрения, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;

- развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с нарушением зрения возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;

- коррекционной направленности воспитания и обученияпредполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно-образовательного процесса;

- учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;

- системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;

- психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;

- целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;

- вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;

- непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

В программе учитываются:

-индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;

-возможности освоения ребенком программы на разных этапах ее реализации.

Условия успешной логопедической коррекционно-развивающей работы

Для получения качественной реабилитационной помощи детям с аутистическими нарушениями на базе ГБУ «Катайский реабилитационный центр» в рамках мероприятий государственной программы Курганской области «Дети Зауралья – заботимся вместе!» подпрограммы «Ты не один: комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра» были созданы кабинет коррекционной терапии «Маршрут доверия» и семейная арт-терапевтическая мастерская «Дети дождя», что явилось оптимальными условиями для успешной логопедической работы с детьми с РАС.

Кабинет коррекционной терапии для детей с РАС «Маршрут доверия».

Кабинет коррекционной терапии является формой работы по предоставлению комплексной социально-педагогической и социально-психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом и детей с РАС,  а также формой осуществления социального сопровождения указанной целевой группы.

Целью деятельности кабинета коррекционной терапии «Маршрут доверия» является оказание системной комплексной реабилитационной помощи детям с аутистическими нарушениями.

Основные задачи работы кабинета коррекционной терапии:                                                        

- оказание комплексной психолого-педагогической и социальной помощи ребенку, страдающему аутизмом, испытывающим трудности в социальной адаптации, формирование у детей с РАС  коммуникативных навыков;

 -осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной помощи аутичному ребенку, а так же семье в которой он воспитывается;

- проектирование социальных ситуаций развития ребенка с РАС и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития  детей с РАС;

- обучение родителей (законных представителей) навыкам эффективного взаимодействия с ребёнком с РАС;

- предоставление игрового развивающего материала семьям целевой группы в рамках  услуги «Родительский абонемент» для проведения коррекционной терапии с детьми в домашних условиях.

Комплексная коррекционная помощь на базе кабинета оказывается следующими специалистами: педагогом-психологом, учителем-логопедом, неврологом, социальным педагогом, инструктором ЛФК.

С детьми целевой группы проводятся ежедневные индивидуальные и групповые занятия (малые группы до 4 человек). Форма проведения занятий, количество, методы и приёмы определяются индивидуально с учётом «зоны ближайшего развития» ребёнка.

Арт-терапевтическая мастерская «Дети дождя».

Мастерская - это специально организованная коррекционно-развивающая среда  для проведения занятий различной арт-терапевтической направленности с детьми с РАС.

 Целью деятельности семейной арт-терапевтической мастерской «Дети дождя»  является: создание условий для улучшения социального самочувствия и психологического климата в семьях, воспитывающих детей с аутизмом и с РАС; поддержка семей с детьми-аутистами, преодоление их изолированности, создание условий для самореализации родителей детей с РАС в общественной деятельности.

Основные задачи работы арт-терапевтической мастерской:                                                    

- актуализация потенциальных возможностей детей и подростков с РАС средствами арт-терапии для повышения их адаптации в различных жизненных ситуациях;

- создание условий для занятий детей с РАС творчеством, их социокультурное и познавательное развитие;

- социальная адаптация семей с детьми-инвалидами через развитие их творческого потенциала.

Деятельность мастерской организуют специалисты отделения психолого-педагогической помощи дневного и стационарного пребывания.

Деятельность учителя-логопеда заключается в проведении цикла терапевтических сеансов «Песочная сказка».                                                                    

Метод песочной терапии  стабилизирует психоэмоциональное состояние детей, способствует развитию мелкой моторики, социального ориентирования, повышает мотивацию к дидактическим и коррекционным занятиям.  

Социальное сопровождение семей целевой группы осуществляется на основании индивидуального маршрута развития, включающего в себя  занятия сеансов «Песочная сказка». Индивидуальное сопровождение семьи  осуществляется в системе занятий «родитель-ребёнок-специалист», «ребёнок-специалист», «ребенок-специалист-ребенок» с использованием  арт-терапевтических методов.

 

Эффективность программы:

Реализация коррекционной программы для детей с РАС дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

Срок реализации программы: данная программа рассчитана сроком на 1 год, занятия проводятся с каждым ребенком  3-4 раза в неделю.

Целевая группа. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста (6 - 7 лет) и младшего школьного возраста с нарушениями аутистического спектра.

       

       Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия с детьми. Продолжительность каждого занятия  от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент предлагаемых заданий, несмотря на то, что ранее они вызывали у него интерес.

Планируемые результаты освоения программы:

1. Умение использовать доступные невербальные (жесты, рисунки, пиктограммы, предметные и символические календари, вокализации, голосовые реакции и другие) и вербальные средства общения в практике взаимодействия со взрослыми и детьми для решения практических задач.

2. Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила коммуникации.

3. Понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира.

4. Умение использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях.

5. Умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами.

6. Сформированность позитивного отношения к речевому общению (на уровне индивидуальных возможностей ребенка).

7. Умение слушать чтение.

8. Умение работать с книгой.

9. Умение играть по правилам.

10. Умение анализировать художественный текст.

11. Понимание переносных смыслов высказывания. Умение пересказывать по сюжетным картинкам.

12. Умение читать.

Характеристики, значимые для разработки и реализации программы

(Классификация раннего детского аутизма по О.С. Никольской)  

Необходимо отметить значительное разнообразие нарушений речи у детей с РАС от полного отсутствия звучащей речи и понимания ее до формально очень высокого уровня развития. Классификации РАС как правило не учитывают тяжесть и специфику повреждения собственно речи и ориентируются на степень выраженности аутистического расстройства. Классическая классификация О.С. Никольской построена по такому же принципу, но все-таки включает в себя и характеристику речи.

О.С. Никольская (1985 г.) классификация на основе особенностей вторичных стереотипных поведенческих компенсаторными образований, являющихся по природе своей, аутостимуляционными. Теоретической базой являются представления об уровневой организации базальной системы эмоциональной регуляции поведения

Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от окружающего характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Наиболее тяжёлые проявления аутизма: дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими. Не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружащего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне, стремления к привычному постоянству окружающей среды. Они бездеятельны, и беспомощны, редко владеют навыками самообслуживания.

Дети этой группы имеют наихудший прогноз развития, нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Они остаются мутичными. Полностью несостоятельными в произвольной деятельности. В условиях интенсивной психолого-педагогической коррекции у них могут быть сформированы элементарные навыки самообслуживания; они могут освоить письмо. Элементарный счёт и даже чтение про себя. Но их социальная адаптация затруднена даже в домашних условиях.

Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т.д.), сенсорных (самораздражение зрения, слуха, осязания) и т.д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологичесий тонус, заглушают неприятные воздействия извне. Внешний рисунок их поведения_ манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи. Эти дети обычно мало доступны контакту, отвечают односложно или молчат, иногда что-то шепчут. С гримасами либо застывшей мимикой обычно диссоциирует осмысленный взгляд. Спонтанно у них вырабатываются лишь самые простейшие стереотипные реакции на окружающее, стереотипные бытовые навыки, односложные речевые штампы-команды. У них часто наблюдается примитивная, но предельно тесная « симбиотическая» связь с матерью. Ежеминутное присутствие которой- непреложное условие их существования.

Прогноз на будущее для детей данной группы лучше. При адекватной длительной коррекции они могут быть подготовлены к обучению в школе (чаще- массовой, реже во вспомогательной).

Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребёнком как стихийная психодрама, которая снимает пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному. Характерны развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны. Низка способность к сопереживанию. При развёрнутом монологе очень слаб диалог.

Эти дети при активной медико-психолого-педагогической коррекции могут быть подготовлены к обучению в массовой школе.

Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше выражена патология аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане_ неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер ,при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счёт активного усвоения поведенческих штампов. Формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это не витальный, а эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от неё.

Их психический дизонтогенез приближается, скорее, к своеобразной задержке развития с достаточно спонтанной, значительно менее штампованной речью. Дети именно этой группы часто обнаруживают парциальную одарённость.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Содержание

Стимульный материал

Инструкции

Кол-

во за-

нятий

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ПЕРВИЧНЫЙ КОНТАКТ.

1.

Логопедическое обследование.

Определение средств,

способствующих привлечь

внимание ребенка

(вестибулярные — раскачивание на качелях, тактильные —щекотка, сенсорные — трещотки и пищевые).

Использование их в качестве поощрения.

6

ВТРОЙ ЭТАП. ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ.

4.

Организация

занятий и рабочего места.

Выработка необходимых учебных стереотипов:

- подготовленный к работе материал кладётся слева,

- выполненное задание – справа.

Дидактический материал.

4

5.

Организация

занятий и рабочего места.

Выработка необходимых учебных стереотипов:

формирование стереотипа завершённости работы.

Разложить дидактический материал по коробкам.

2

6.

Организация

занятий и рабочего места.

Фиксация взора на картинке (на уровне губ логопеда).

Парные картинки или

Предметы.

Инструкции: «Возьми»,

«Положи».

2

7.

Работа с песком.

Снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное восприятие.

Знакомство с песком.

«Отпечатки наших рук».

3

ТРЕТИЙ ЭТАП. РАБОТА НАД УКАЗАТЕЛЬНЫМИ ЖЕСТАМИ.

8.

Применение

жестов «да».

Тренинг с использованием вопросов.

Введение утвердительного жеста: кивок головой.

«Ты разложил (а) картинки?»; «Ты убрал (а) картинки?»

2

9.

Применение

жестов «нет».

Тренинг с использованием вопросов. Введение жеста: «нет».

Вопросы задаём пока

задание ещё не завершено.

«Ты разложил (а) картинки?»; «Ты убрал (а) картинки?»

2

10.

Применение

жестов «да»,

«нет».

Тренинг с использованием вопросов.

«Ты разложил (а) картинки?»; «Ты убрал (а) картинки?»

2

11.

Применение

указательного

жеста.

Отработка указательного жеста.

Инструкции: «Возьми», «Положи», «Покажи».

2

12.

Формирование конструктивного праксиса.

Выработка

критериев

правильности сборки.

Пазлы, деревянные рамки.

Инструкции:

«Двигай». Повторять

«Гладко получилось».

2

13.

Работа с песком.

Снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное восприятие.

1. «Чувствительные ладошки». Горячее-холодное, мягкое-твердое, сухое-мокрое.

2. Игра « Секретик» « Что спрятано в песке?

4

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ.

Глобальное чтение.

14.

Чтение авто-

матизированных энграмм.

Нахождение одинаковых слов. Подбор слов к фотографиям,

Картинкам.

Имя ребёнка, имена

его близких, клички

домашних животных.

2

15.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

"Овощи".

2

16.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Фрукты».

2

17.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Дикие животные».

2

18.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Домашние животные».

2

19.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Мебель».

2

20.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Посуда».

2

21.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Одежда».

2

22.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Обувь».

2

23.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Игрушки».

2

24.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Продукты».

2

25.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Транспорт».

2

26.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Птицы».

2

27.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Насекомые».

2

28.

Чтение слов

Расширение, закрепление и уточнение словаря.

Картинки по теме:

«Цветы».

2

29.

Понимание

письменных

инструкций

Составление предложений

глагол + существительное (разные).

Карточки с предложениями: "Покажи нос", "Покажи глаза", "Покажи руки" и т.д.

2

30.

Понимание

письменных

инструкций

Составление предложений

глагол + существительное (разные).

Карточки с предложениями:

"Подойди к двери",

"Подойди к окну",

"Подойди к шкафу" и т.д.

2

31.

Чтение предложений

Изучение цвета.

Таблички:

Круг красный

Круг жёлтый

Круг зелёный

Круг синий

2

32.

Чтение предложений

Определение величины.

Таблички:

Треугольник большой

Треугольник маленький

2

33.

Чтение предложений

Определение количества.

Таблички:

Один квадрат.

(или одна фигура)

Два квадрата.

Три квадрата.

Четыре квадрата.

Пять квадратов.

2

34.

Чтение предложений.

Составление предложений.

Серии сюжетных картинок:

Кошка сидит. Кошка спит.

Кошка бежит.

2

35.

Работа с песком.

Активизация словарного запаса. Развитие мелкой моторики.

Использование в игре с песком фигурок и игрушек, связанных с пройденными лексическими темами (овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные)

10

Послоговое чтение.

36.

Чтение слоговых таблиц из открытых слогов.

Согласный + гласный

Лотос парными слогами:

Па, м

о, ту, ...

2

37.

Чтение слоговых таблиц составленных

из слогов закрытого типа.

Гласный + согласный

Пластмассовые буквы.

«Гласные ходят в

гости к

согласным»

Ап, ом, ут, ...

2

38.

Чтение слоговых таблиц, где буквы

написаны на

значительном

расстоянии друг от друга.

Согласный + гласный

Слоги:

Н— (10-15 см) -- А

М ---- О

2

39.

Работа с песком.

Развитие мелкой моторики.

Закрепление пройденных тем.

Игра «Следы».

2

Аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение.

40.

Формирование навыка звукобуквенного анализа

Звукоподражательные

слова

Лото:

«А» -плач ребёнка;

«У» -гудение поезда;

«О» -жалобный стон;

«Э» -укоризненное

восклицание;

«Ф» -лопнувший шарик;

«Т» -стук колёс;

«В» -завывание ветра;

«Р» -рычание собаки;

«Б-Б» -чайник кипит

и гремит крышкой;

«С» -льётся вода из крана»

«Ш» -шипение змеи и т.п.

2

41.

Формирование навыка звукобуквенного анализа

Слова из двух букв

Лото:

«ИА», «НА», «ГА-ГА», «НО», «ПИ-ПИ», «БИ-БИ»,

«МЕ», «БЕ», «КУ-КУ», «ГУ-ГУ», «ДУ-ДУ», «ТУ-ТУ», «АЙ-АЙ», «ОЙ-ОЙ» и т.п.

2

42.

Формирование навыка звукобуквенного анализа

Слова из трёх букв

Лото:

«шар», «бах», «кап»,

«ква», «рак», «мак»,

«дай», «бам», «лак»,

«дом», «пол», «кот»,

«сок», «бом», «лом»,

«сом», «мох», «ток»,

«нос», «цок», «гол»,

«оса», «том», «лук»,

«жук», «сук»,

«дул»,

«душ», «тук», «дым»,

«сыр», «пых», «кря»,

«мяу», «тяф», «мяч»

и т.п.

2

43.

Формирование навыка звукобуквенного анализа

Слова из четырёх

букв

Лото:

«утка», «мост», «миша», «сани», «рыба», «рыбы», «ваза», «вазы», «коза», «козы» и т.п.

2

44.

Работа с песком.

Устранение внутреннего дискомфорта.

Игры: «Дождик», «Прятки».

4

Развитие артикуляторного праксиса.

45.

Тренинги с

использованием запахов

Оральные аутостимуляции.

I этап. Отличие резкого неприятного запаха от приятного.

Бутылочка с ваткой,

смоченной нашатырным спиртом

"Плохо пахнет. Нельзя есть!"

Бутылочка с кусочком

съедобного с приятным

запахом (банан, апельсин, лимон, мёд, шоколад,

карамель и т.п.).

2

46.

Тренинги с

использованием запахов

Оральные аутостимуляции.

II этап. Отличие приятного "вкусного" запаха от приятного но "невкусного" запаха.

Парфюмерные и моющие средства имеющие приятный запах.

"Пахнет приятно, но

это невкусно! Нельзя

есть!"

Яблоко, огурец и т.п.

"Да приятно пахнет,

это вкусно. Можно

съесть".

2

47.

Тренинги с

использованием запахов.

III этап.

Дифференциация ротового и носового вдоха – выдоха.

"Понюхай носиком!"- при вдохе

"Ах, вкусно! " - при выдохе

"Ам!" - закрыть рот.

2

48.

Тренинги с

использованием запахов.

IV этап.

Дифференциация ротового и носового вдоха – выдоха.

Замена комментариев:

"Вдохни через нос".

(Вместо" Понюхай")

"Выдохни через рот".

(Вместо "Ах, вкусно!")

"Закрой рот". (Вместо "Ам!")

2

49.

Тренинги с

использованием запахов.

Постановка произвольного речевого выдоха.

2

50.

Работа с песком.

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Снять эмоциональное напряжение.

Упражнение "Песочный дождик".

Упражнение "Змейки".

4

Развитие артикуляторного праксиса.

51.

Массаж.

Работа по формированию произвольного произнесения звуков речи.

10

52.

Знакомство с

жестами и пиктограммами.

Работа по формированию произвольного произнесения звуков речи.

2

ПЯТЫЙ ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

53.

Словосочетания состоящие из существительного

и прилагательного

Актуализация пассивного словаря.

Оформление речевого

высказывания.

Приёмы визуализации.

Цветовые поля.

Контурные картинки

на прозрачном материале

"Красное яблоко",

"Синий шарф" и т.д.

2

54.

Словосочетания состоящие из существительного

и глагола.

Актуализация пассивного

словаря.

Оформление речевого

высказывания.

Простое нераспространённое предложение.

Поля с пиктограммами, изображающими

определённый тип

движения

"Лягушка прыгает"

"Самолёт летит"

2

55.

Словосочетания состоящие из существительного

и прилагательного и числительного.

Актуализация пассивного словаря.

Оформление речевого

высказывания.

Цветовое поле с цифрами.

2

56.

Словосочетания состоящие из существительного,

прилагательного и глагола.

Актуализация пассивного словаря.

Оформление речевого

высказывания.

Простое распространённое предложение.

Поля с пиктограммами с цветовым обо-значением.

2

57.

Диалог.

Оформление речевого

высказывания.

Игровые поля.

2

58.

Формирование словообразования

Существительных.

Общие признаки

Слова с суффиксом

-ЧИК

2

59.

Формирование словообразования

Существительных.

Общие признаки

Слова с суффиксами

-ОК,

-ИК,

-ЁК

2

60.

Формирование словоизменения прилагательных.

Согласование прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

Карточки с основными цветами.

Набор цветных картинок с существительными разного рода.

4

61.

Формирование словоизменения прилагательных.

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Карточки с окончаниями единственного и множественного числа.

4

62.

Формирование словообразования

Глаголов.

Общие признаки.

4

63.

Работа с песком.

Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Рисунки на песке.

«Маленькие волшебники – мы создаем мир»

10

Расширение фразы.

64.

Развитие коммуникативной функции речи.

Овладение предметно-

словесными комбинациями

в различных ситуациях.

Таблицы, карточки с

фразами, словами,

вопросам

4

ШЕСТОЙ ЭТАП. ФОРМИРОВАНИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ

65.

Пересказ

План рассказа по сюжетной картинке.

Серии сюжетных картинок, подстановочные картинки с изображением отдельных

эпизодов или отдельных предметов.

4

66.

Описательный рассказ.

План описательного рассказа.

Серии сюжетных картинок, подстановочные картинки с изображением отдельных

эпизодов или отдельных предметов.

4

67.

Работа с песком.

Развитие связной речи. Формирование монологической речи.

«Сказочные сюжеты»

8

68.

Логопедическое обследование

4

Содержание коррекционно-развивающей работы

Основные направления коррекционно-развивающей работы

Диагностическая работа.

Цель -  объективно оценить речевые возможности детей с РАС.

Включает:

- проведение логопедической диагностики;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с РАС, выявление его резервных возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сферы и личностных особенностей ребенка;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с РАС;

- системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с РАС (мониторинг динамики развития) (Приложение №1, 2).

Коррекционно-развивающая деятельность для детей с РАС.

Цель – создать положительный фон для развития речи детей с РАС.

С детьми 1-2 гр.:

-Создание мотивации к общению, растормаживание речи, вызывание звукоподражаний.

-Активизация подражательной речевой деятельности (подражание речевым и неречевым звукам, слогам, словам).

-Развитие слухового и фонематического восприятия (работа над дифференциацией неречевых и речевых звуков, определением места звука в начале и в конце слова).

-Формирование артикуляционного праксиса.

-Выполнение артикуляционных упражнений по подражанию.

-Вызывание, уточнение произношения гласных звуков первого ряда и отдельных согласных звуков, закрепление их в слогах, словах и звукоподражаниях.

-Развитие самостоятельной фразовой речи.

С детьми 2-3гр.:

-Установление положительного контакта на занятиях.

-Различение звуков речи и окружающего мира.

-Умение выполнять артикуляционные упражнения по подражанию.

-Употребление вызванных звуков и простых слов в ситуации общения.

-Активизация речевой деятельности, развитие лексико-грамматических средств языка.

-Работа над дифференциацией речевых звуков, определение места звука в начале, конце слова, формирование артикуляционного праксиса.

-Уточнение произношения гласных, согласных звуков, закрепление их в слогах и словах.

-Работа над слоговой структурой.

-Нормативное произношение звуков, слов в ситуации общения.

-Развитие самостоятельной фразовой речи.

С детьми 4 гр.:

-Умение дифференцировать звуки близкие по звучанию, определять места звука в начале и в конце слова.

-Практическое владение первоначальными навыками словообразования, употребления в речи грамматических категорий, расширение словаря, понимание обобщающего значения слов.

-Работа над выразительностью речи, интонацией.

-Совершенствование произносительной стороны речи, работа над слоговой структурой слов.

-Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

-Практическое овладение навыками словообразования,

употребление в речи грамматических категорий, расширение словаря, понимание обобщающего значения слов, подбор антонимов, синонимов.

-Дифференциация звуков близких по звучанию.

-Работа над правильным интонированием фразы.

-Нормативное произношение фразы.

-Составление простых предложений по предложенной модели.

-Конструирование предложений, текстов по картинкам, опорным словам, с опорой на план.

-Правильное интонирование фразы.

Методы и приемы, используемые в коррекционно-развивающей работе.

Для качественной эффективной логопедической работы необходимо использование как традиционных, так и нетрадиционных методик.

Традиционные методы и приемы:

1.Словесные («коммуникативная атака» (выбор эмоционально привлекательного момента –ароматерапии, музыки, стихотворения, того, что способно привлечь), показ образца, пояснение, беседа, рассказ, чтение, педагогическая оценка).

2. Практические (конструирование, моделирование, артпедагогические и

кинезиологические упражнения (развитие через движение), задания творческого характера, игры).

3. Логопедический массаж. Используется с целью стимуляции кинестетических ощущений, для нормализации мышечного тонуса. В результате изменяется состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов, тканей речевого аппарата.

4. Наглядные. 

Нетрадиционные методы и приемы:

         1. Вербально-поведенческий подход (подкрепление, выбор, моделирование

повелительного операнта, побочное и дискретное обучение (разбивание сложного действия на шаги).

2. Альтернативная коммуникация (жесты, карточки PECS (когда карточка заменяет слово), звуковые игры (озвученные буквы, живой календарь), таблицы, устройства, эмоциональное комментирование).

3. ИКТ.

4. Методы НЛП (наглядное моделирование, визуализация, присоединение

и ведение и др.).

5. Артпедагогические (использование изобразительных средств для развития речи (лепка букв, рисование).

6. Кинезиологические упражнения (использование движений для развития речи).

7. Работа с песком. Это направление помогает сформировать, развить и совершенствовать мелкую моторику, зрительную и двигательную координацию; снять напряжение с мышц пальцев рук, развить тактильное восприятие и фонематический слух; совершенствовать грамматический строй речи; расширять и обогащать словарь ребенка; развить связную речь; знакомить ребенка с окружающим миром, в том числе со свойствами песка и воды. 

Приемы:

- «поскользить» по поверхности песка (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы;

- оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.);

- «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, провести массаж рук ребенка (при этом можно использовать не только растирание рук, но и различные массажёры, а так же самомассаж с помощью сосновой или еловой шишки).

Традиционные логопедические игры можно переносить в песочницу.

8. Глобальное чтение. Позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением, развивает зрительное внимание и память. Ребенок учится узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Слова должны обозначать известные предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем ребенок сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Виды работ:

1. Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

2. Чтение слов. Подбираются картинки по всем основным лексическим темам (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы), цвета, величина, количество.

3. Понимание письменных инструкций. Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол.

4. Чтение предложений. Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия (Кошка сидит. Кошка спит. Кошка бежит.)

Каждое занятие решает коррекционно-развивающие задачи, которые определяются с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей (Приложение № 3).

Консультативная работа.

Цель – просвещение родителей (законных представителей), педагогов  в области речевого развития детей с РАС.

Включает:

- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком с РАС, единых для всех специалистов;

- консультирование учителем-логопедом педагогов по закреплению пройденного материала и особенностям речевого развития детей с РАС;

- консультативную помощь семье в вопросах речевого развития детей с РАС (Приложение № 4).

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- информационную поддержку логопедической деятельности ребенка с РАС, их родителей (законных представителей), педагогических работников;

- различные формы просветительской деятельности (беседы, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам коррекционного процесса  -родителям (законным представителям), педагогическим работникам –вопросов, связанных с особенностями коррекции речи детей с РАС.

     

Методическое обеспечение

1.Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой культуры слов у детей.- Санкт-Петербург: Из-во « Детство-Пресс», 2010.

2.Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. Санкт-Петербург: Библиополис, 1995.

3. Голицина, Е.Б. Читаем сами. - М.: Астрель. -2008.

4.Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. Москва: ВЛАДОС, 2000.

5.Климонтович, Е.Ю. Занимательная логопедия: Учимся понимать речь. - М.: Теревинф, 2012.

6. Климонтович Е.Ю. Занимательная логопедия: Учимся говорить фразами. —М.: Теревинф, 2014.

7. Климонтович Е.Ю. Занимательная логопедия: Учимся анализировать и пересказывать. - М.: Теревинф, 2012.

8. Косинова Е.Г. Грамматические тетради. - Сфера, 2012.

9.Косинова Е. М. Уроки логопеда: тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет. Москва: Эксмо: ОЛИСС, 2010.

10.Корсунская Б.Д. Читаю сам. - Москва: Владос, 2000.

11.Коррекция звукопроизношения у детей: дидактические материалы / авт.-сост. Л. Е. Кыласова. - Волгоград: Учитель, 2009.

12.Лозбякова М. И. Учимся правильно и четко говорить: Москва: Вентана-Граф, 2003.

13.Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста.- Санкт-Петербург: Из-во «Союз», 2004 .

14.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. -3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003.

15.Новикова-Иванцова, Т.Н. От слова к фразе. - М.: Спец. кор. школа 1708, 2010.

16.Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. Конспекты занятий по обучению грамоте.- М: из-во «Владос», 1999 .

17.Пылаева, Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Рабочая тетрадь. — Санкт Петербург: Питер, 2008.

18. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. — Санкт-Петербург: Питер,2008.

19. Резниченко Т.С. Занимательный букварь. — М.: Гном, 2001, 2012.

20. Резниченко Т.С. Я запоминаю слоги: Рабочие тетради 1–4. —М.: Гном, 2011.

21.Синицына И. Ю. Буду чисто говорить: логопедическое пособие в стихах. М.: Изд-во ин-та Психотерапии, 2002.

22.Ткаченко Т. А. В первый класс без дефектов речи» (методическое пособие).- Санкт-Петербург: Из-во « Детство -Пресс», 1999 .

23. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит» (методическое пособие). - Санкт-Петербург: Из -во «Детство -Пресс», 1999 .

24.Филичѐва Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных  учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» (Учебное издание).- М.: Из –во «Просвещение», 2009 .

25. Фомичева М.Ф Воспитание у детей правильного произношения М.: Просвещение, 1981.

 26. Хватцев М.Е. Логопедия. Работа с дошкольниками.- Санкт-Петербург: Из -во «Дельта»,1996 .

Список литературы

1. Аутизм: нарушения обмена веществ и их коррекция / Под ред. С.А. Морозова. М.: Сигнал, 1999.

2. Губерина П. Пансини М. Верботонольный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации. Международный обмен информациями в реабилитации. Поликлиника «SUVAG», г. Загреб, Хорватия

3. Детский аутизм: Хрестоматия / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб: ИСПиП, 1998.

4. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981.

5. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. СПб.: Фолиант, 1996.

6. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под ред.

Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.

7. Лебединская К. С. Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991.

8. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ, 1985.

9. Материалы семинара по верботональной методике реабилитации лиц с нарушениями слуха и речи Петара Губерина, Поликлиника «SUVAG», г. Загреб, Хорватия.

10. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М.: Теревинф, 1997.

11. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. - М.: Теревинф, 2003.

12. Питере Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб.: ВЛАДОС, 2002.

13.Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия / практическое пособие.

Приложение № 1.

Первичное обследование речи

(Морозова С.С.)

1. Обследование понимания речи (импрессивная речь).

В первую очередь, понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучают, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат аффективно значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым (многие дети любят слушать музыку, качаться на качелях, смотреть телевизор, имеют пристрастие к определенному лакомству - например, к некоторым видам конфет и т.д.). Затем при отсутствии значимого объекта или действия в поле зрения ребенка произносят высказывание, содержащее значимое слово (например: "Пойдем на качели", "Включим кассету" или "Хочешь "Чупа-чупс"?" и т.п.). Если поведение ребенка изменится видимым образом - например, он повернет голову в сторону говорящего, подойдет к нему и т.п. - можно предположить, что он понял высказывание или его часть. Важны два момента: 1) предлагаемые объекты (виды деятельности) должны иметься в наличии; 2) пробы на понимание таких слов должны производиться несколько раз в течение обследования - не менее 3-5 (не подряд) - для получения достоверного результата.

Затем проверяют, выполняет ли ребенок словесные инструкции:

а) в контексте происходящего;

б) вне контекста происходящего.

В первом случае (а) ребенка просят сделать что-либо в русле того, чем он занят. Например, если он играет с железной дорогой, можно сказать: "Поставь вагон на рельсы", "Возьми паровоз" и т.п. Если ребенок уронил что-либо, можно сказать ему: "Подними". Во втором случае (б) ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят, например: "Подойди сюда", "Дай кубик" и т.п. При обследовании понимания инструкций следует избегать помощи (например, жестов) для получения более точной информации. Инструкции должны предъявляться в разных контекстах и ситуациях.

Направленное обследование понимания речи включает в себя задания на:

- понимание названий предметов;

- понимание названий действий;

-понимание названий качеств предметов, понятий, выражающих пространственные отношения и т.п.).

Если у ребенка есть собственная речь, то она обследуется одновременно с пониманием.

2. Обследование собственной речи (экспрессивная речь).

Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксируются различные вокализации и внегортанные звукообразования (те, которые производятся без участия голосовых связок) ребенка. Полученная информация будет использована на первых этапах работы по развитию речи.

Важно обратить внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам и высказываниям, также фиксируются эхолалии (непосредственные и отставленные).

При наблюдении смотрят, как ребенок выражает свои требования или отказ от чего-либо. Даже если ребенок не использует речь (вокализации, слова и т.п.) для выражения желания или протеста, уже имеющиеся формы коммуникации могут стать фундаментом для формирования простейших речевых навыков или их предпосылок.

Помимо описанных выше форм речевого поведения, отмечается, каковы собственные спонтанные высказывания ребенка. В некоторых случаях такие высказывания могут не иметь коммуникативной направленности. Тем не менее, фиксируя их, можно получить косвенное представление о произносительной стороне речи, о связи высказываний ребенка с его действиями и т.д.

По возможности, проводится направленное обследование экспрессивной речи: изучают способность к вербальному подражанию, сформированность таких навыков как называние предметов, действий и т.д. Дальнейшее обследование проходит по стандартной схеме логопедического обследования: подробно исследуются произносительная сторона речи (интонации, громкость, качество произнесения звуков и т.п.), грамматическая структура речи, лексический состав, навыки диалога. Как отмечалось выше, все эти навыки обследуются одновременно с диагностикой понимания речи.

Для того чтобы обследование было полезным для построения программ по развитию речи, оно должно быть максимально точным и объективным. Поэтому целесообразно соблюдать следующие организационные условия: 1) наличие нескольких квалифицированных наблюдателей; 2) фиксация наблюдаемого (письменно или на видеокамеру); 3) структурирование полученной информации (обобщающий протокол).

Приложение № 2.

Протокол первичного обследования речи

Параметры обследования

Фиксируемые данные

Обследование импрессивной стороны речи

Спонтанная ситуация

Понимание высказываний, содержащих аффективно значимые слова;

 

выполнение инструкций в контексте ситуации;

 

выполнение инструкций вне контекста ситуации.

 

Направленное обследование

Понимание названий предметов;

 

понимание названий действий;

 

понимание названий качеств предметов и т.д.

 

Обследование экспрессивной стороны речи

Спонтанная ситуация

Вокализации, внегортанные звукообразования;

 

подражание;

 

выражение желаний;

 

собственные высказывания.

 

Направленное обследование

Подражание;

 

произносительная сторона речи;

 

лексика;

 

грамматическая структура речи и т.д.

 

Приложение № 3.

Конспект индивидуального логопедического занятия по активизации пассивного словаря у ребенка с РАС с применением глобального чтения.

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель: развитие экспрессивной речи.

Задачи:

1. Развитие:

- понимания речи,

- слухового внимания,

- подражательной способности ребенка к действию и звуку,

- подвижности артикуляционного аппарата,

- общей и мелкой моторики;

2. формирование плавного длительного выдоха;

3. выполнение действий «дай», «на» со словесным сопровождением;

4. воспитание у ребенка потребности в речевом общении;

5. формирование интереса к логопедическим занятиям.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с визуальным расписанием на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика.

Выполняются артикуляционные упражнения: вкусное варенье, заборчик, иголочка, дудочка, лошадка, часы, хлопушка.

За каждое задание учитель-логопед дает жетон. Ребенок выполняет все упражнения, собирает все жетоны и получает поощрение.

3. Игра «Ежик». Развитие мелкой моторики.

Массаж кистей рук с помощью массажного мяча «Ежик»:

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик) 

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики)

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку) 

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

4. Игра «Угадай, что звучит?» Воспитание слухового внимания.

Учитель-логопед дает звучащие игрушки ребенку: «Поиграй».

Ребенок немного играет.

Учитель-логопед убирает игрушки за ширму: «А теперь ты будешь внимательно слушать ушками, что звучит?»

Учитель-логопед издает звук игрушкой, ребенок показывает какая игрушка звучала. За правильный ответ логопед дает жетон. Собрав все жетоны, ребенок получает поощрение.

5. Игра «Строим дом». Двигательное упражнение с речевым сопровождением.

Тук-тук-тук! Строим дом (кулачком стучим по кулачку).

Дом высокий (руки вверх вытянуть),

Дом с окном (руки вместе и развести в стороны),

С острой крышей и трубой (руки в виде крыши) 

В доме я живу с тобой (рукой касаемся ребенка, затем логопеда).

6. Игра «Найди слово». Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи, с использованием глобального чтения.

Перед ребенком альбом с подписанными картинками по теме «Игрушки» (мяч, кукла, шар, кубик, мишка, юла).

Учитель-логопед дает ребенку карточку с названием игрушки: «Найди такое слово».Ребенок сопоставляет одинаковые слова путем наложения карточек друг на друга, при этом самостоятельно или сопряженно с логопедом проговаривает это слово.

Когда все карточки со словами разложены, учитель-логопед закрывает изображения игрушек, остаются одни названия.

Учитель-логопед обращается к ребенку с просьбой: «Дай слово - кукла». 

Ребенок подает: «На» и т.д.

Также выполняется работа со словами-действиями по картинкам: «Что делает мишка?» Используется глагольный словарь: стоит, идет, сидит, ест, спит, бежит.

После выполнения упражнения ребенок получает поощрение (мыльные пузыри).

7. Фонетическая ритмика.

Ребенок сопоставляет карточки с гласными буквами на плакате, затем сопряженно с учителем-логопедом поет гласные звуки А, О, У, Э, И, Ы перед зеркалом.

8. Итог занятия.

Учитель-логопед: «Сегодня мы с тобой называли игрушки: мяч, кукла, шар, кубик, мишка, юла. Слушали, как звучат музыкальные игрушки: бубен, погремушка, мышка. Ты молодец, работала хорошо, старалась, все задания выполнила (логопед указывает на визуальное расписание), занятие окончено». 

Приложение № 4.

Темы консультаций для родителей (законных представителей), педагогов: 

1. Особенности развития речи детей с РАС.

2. Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения.

3. Комплекс артикуляционной гимнастики.

4. Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей.

5. Обучение чтению глобальным способом.

6. Работа над указательными жестами.

7. Обогащение словарного запаса у детей с РАС.

8. Развитие грамматического строя речи у детей с РАС.

9. Развитие монологической речи у детей с РАС.

10. Развитие просодической стороны речи.



Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Mufasa\Рабочий стол\РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР\3.jpg                                             C:\Documents and Settings\Mufasa\Рабочий стол\эмблема фонда.jpg

             

Утверждаю:________________Хабарова Н.Н.

                                                           директор ГБУ «Катайский РЦ»

«____» ___________________ 20____ г.

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра»

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Составитель: учитель-логопед

Колмакова Н.В.

Г. Катайск 2017г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект программы для детей с расстройствами аутистического спектра для детей от 3-7 лет

разработали учителя – логопеды: Горохова И.В., Дуева Т.И., Зинченко Ю.А., Стародубцева Е.В., Яковлева И.К....

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Начало формыКонец формыКОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (не говорящий) второй год обучения.Тема: Слово «Мама...

Сандрикова В.С. Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Пособие предназначено для учителей-логопедов, осуществляющих сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра, может быть рекомендовано педагогам-дефектологам, осуществляющим свою деятельно...

Игры на развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра

Нарушение речи у детей с РАС одно из основных симптомов данного расстройства. Оно стоит наряду с нарушениями социального взаимодействия и поведенческих действий. Именно поэтому родителям детей, у кото...

Тема: «Игры для развитие высших психических функций и речи у детей с расстройством аутистического спектра»

Представленные игры предназначены для работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Основная цель данных игр – преодоление негативного отношения при обучении ребенка с РАС....

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра (картотека дидактических игр)

Развитие пассивной речи у детей с расстройствами аутистического спектра(картотека дидактических игр)...

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте

Развитие культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в дошкольном возрасте...