Развитие связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Для развития связной речи старших дошкольников мною была выбрана технология ТРИЗ. Элементы технологий ТРИЗ содержат огромной потенциал, который позволит изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

На мой взгляд, формирование речи детей дошкольного возраста должно опираться на развитие воображения. И технология ТРИЗ является таким развивающим средством. ТРИЗ выполняет познавательную., развивающую, развлекающую, и другие воспитательные функции.

На основании всего вышеизложенного поставила цель: развить связную речь и творческий потенциал посредством ТРИЗ.

ТРИЗ технология актуальна при решении следующих задач:

-развить свободное общение детей со взрослыми и сверстниками;

-развить все компоненты устной речи детей;

-способствовать овладению детьми нормами речи;

-развивать гибкость, подвижность мышления, поисковую активность, творческое воображение;

-воспитывать интерес к родной речи, родному языку;

-воспитывать у дошкольника интерес к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником в общении с ним.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие связной речи старших дошкольников посредством ТРИЗ-технологий

Слайд 2

Согласно ФГОС ДО речевое развитие дошкольника включает в себя Обогащение активного словаря Развитие речевого творчества Развитие связной диалогической и монологической речи Развитие звуковой и интонационной культуры Овладение речью как средством общения и культуры Знакомство с книжной культурой и детской литературой Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Слайд 3

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения. Связная речь классифицируется на диалогическую (разговор, беседа) и монологическую (пересказ, творческие рассказы, заучивание стихотворений, составление рассказов по картине, объектах и предметах). Развитие связной речи происходит во всех видах образовательной деятельности, в совместно-партнерской деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, и самое главное в семье. Характеристика речи педагога-воспитателя: правильность (соответствие языковых норм), точность (смысловое содержание речи), логичность (смысловая связь между компонентами речи), уместность (условия общения в различных ситуациях), чистота (отсутствие нелитературных элементов), выразительность (средства выражения), богатство (использование всех языковых единиц).

Слайд 4

Проблемы речевого развития дошкольников Бедность речи, недостаточный словарный запас. Односложная, состоящая из простых предложений речь. Грамматически неоформленная речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Трудности в развитии монологической речи: составление описательных , повествовательных рассказов по картине, на предложенную тему, пересказ текста. Проблемы звукопроизношения. 7. Отсутствие навыков выразительности речи.

Слайд 5

Для развития связной речи старших дошкольников мною была выбрана технология ТРИЗ. Элементы технологий ТРИЗ содержат огромной потенциал, который позволит изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста. На мой взгляд, формирование речи детей дошкольного возраста должно опираться на развитие воображения. И технология ТРИЗ является таким развивающим средством. ТРИЗ выполняет познавательную., развивающую, развлекающую, и другие воспитательные функции. На основании всего вышеизложенного поставила цель: развить связную речь и творческий потенциал посредством ТРИЗ. ТРИЗ технология актуальна при решении следующих задач: -развить свободное общение детей со взрослыми и сверстниками; -развить все компоненты устной речи детей; -способствовать овладению детьми нормами речи; -развивать гибкость, подвижность мышления, поисковую активность, творческое воображение; -воспитывать интерес к родной речи, родному языку; -воспитывать у дошкольника интерес к окружающему миру, людям, желание быть приятным собеседником в общении с ним.

Слайд 6

Основная цель ТРИЗ-технологии – это не сообщение новых знаний, а обучение способом самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Слайд 7

Технология ТРИЗ способствует развитию личности ребенка. Дети, овладевшие методами и приемами ТРИЗ, обладают нестандартным мышлением, умеют решать задачи творческого характера.

Слайд 8

Навыки XXI века Базовые навыки Компетенции Личностные качества 1. Навыки чтения и письма 2. Математическая грамотность 3. Естественнонаучная грамотность 4. ИКТ-грамотность 5. Финансовая грамотность 6. Культурная и гражданская грамотность 7. Критическое мышление 8. Креативность 9. Умение общаться 10. Умение работать в одной команде 11. Любознательность 12. Инициативность 13. Настойчивость 14. Способность адаптироваться 15. Лидерские качества 16. Социальная и культурная грамотность

Слайд 9

Развитие связной речи дошкольника (с использованием ТРИЗ) 1. Обучение детей созданию образных характеристик объектов. 2. Составление дошкольниками рифмованных текстов. 3. Методика обучения дошкольников работе с серией картинок. 5. Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания. 4. Обучение детей составлению творческих рассказов по сюжетной картине.

Слайд 10

Обучение детей созданию образных характеристик объектов. 1. Технология обучения детей составлению сравнений. Модель составления сравнений: - воспитатель называет какой-либо объект; - выделяет и обозначает вместе с детьми его признак; - определяет вместе с детьми значение этого признака; - сравнивает вместе с детьми данное значение со значением признака в другом объекте; - произносится несколько вариантов получившихся сравнений; - выбирается самый удачный вариант.

Слайд 12

2. Технология обучения детей составлению загадок. Методика не дает конкретных рекомендаций, как учить детей отгадывать загаданные объекты. Из наблюдений за детьми во время отгадывания загадок, видно, что дается им тяжело, перебирают варианты, а отгадывают самые сообразительные дети. Не всегда даже получается объяснить описание объекта. У Аллы Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей дошкольников. В процессе составления загадок формируются мыслительные операции. Используется три основных модели составления загадок.

Слайд 13

Какой? Что бывает таким же? Что делает? Что (кто) делает также? На что похоже? Чем отличается? 1. 2. 3.

Слайд 14

Составление дошкольниками рифмованных текстов . Стихотворение - это форма монологического текста, которая развивает способность чувствовать художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов в детях закладывается основа для формированию любви к родному языку, его точности, образности, выразительности, эмоциональности. Для овладения богатством родного языка ребенку необходимы словесные игры, которые помогают выразить свои мысли, чувства, переживания. Какой-либо методики в составлении стихотворных текстов к сожалению нет. Но для развития словесного творчества используются лимерики. Лимерик – короткое стихотворение из пяти строчек, написанное в жанре нелепицы. Характеристика текста лимерика: - первые две строчки рифмуются между собой. - третья и четвертая рифмуются м ежду собой. пятая содержит вывод и не рифмуется. Модель составления лимерика: 1 строчка Жил-был (объект) 2 строчка Сравнение или указание на свойство объекта 3 строчка Действие или взаимодействие 4 строчка с другими объектами 5 строчка Вывод (утверждение или мораль)

Слайд 15

Методика обучения дошкольников работе с серией картинок Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, самостоятельно выложить логическую цепочку и составить по ним связный рассказ. Этот вид занятий не должен быть с элементами фантазирования, главная ориентация на развитие логики: выявление причинно-следственных связей, которые реально существуют в реальности. Последовательность обучения составления рассказов по серии картинок предполагает подготовительный этап и систему игровых упражнений. Для подготовки детей к обучению работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из жизни, обращая внимание на последовательность совершаемых действий.

Слайд 17

Подготовительная работа Основные задачи «раскадровки »: упражнять детей в нахождении причинно-следственных связей; формировать умение определять по действию героя его цель; фиксировать результат выполнения данной цели . Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить их анализировать реальные ситуации из жизни. Педагог обращает внимание детей на последовательность и результат совершаемых действий. Цель таких бесед – научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

Слайд 18

Работа с серией картинок Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет им: освоить логические цепочки воссоздания последовательности событий; составить речевой текст в сопровождении серии картинок; осознать последовательность этапов работы. В результате этой работы ребенок должен научится: 3 . Составлять связный краткий рассказ сюжета. 2. Осозновать и озвучивать правила составления серии картинок. 1 . Раскладывать отдельно взятые картинки в нужной логической последовательности на основе заданного сюжета.

Слайд 19

Обучение детей составлению творческих рассказов по сюжетной картине . Для детей очень характерно составление рассказов на определенную тему, надо поддерживать это стремление и развивать навыки связной речи. В этой работе педагог может использовать сюжетные картины. По традиционной методике обучению рассказывания образцом является рассказ воспитателя. И как показывает опыт дети повторяют за рассказом воспитателя с небольшими изменениями. Детские рассказы изобилуют словами-повторами (ну, потом, вот…), рассказ становится не связным. И такой вид деятельности им неинтересен. Необходимо внести изменения в работу воспитателя по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Технология ТРИЗ предлагает два варианта составления рассказа по картине – текст реалистического характера и текст фантастического характера. Оба этих типа можно отнести к творческой речевой деятельности. Уровень детской речевой деятельности напрямую зависит от уровня мышления ребенка.

Слайд 20

Этапы работы по составлению рассказа по картине Определение состава картины. Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Установление взаимосвязей между объектами на картине. Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств. Цель: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств, учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. 4. Составление загадок и метафор по картине. Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор, сформировать мыслительные действия ребенка. Преобразование объектов во времени. Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени, учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.

Слайд 21

6. Описание местонахождения объектов на картине. Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки, учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины, формирование умение переносить ориентировки двухмерного пространства на трехмерное. Составление рассказов от лица разных объектов. Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменений, упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Смысловая характеристика картины. Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла, изображенного на картине, подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Составление рассказов-фантазий. Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Слайд 23

Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания. Общая характеристика текстов сказочного содержания 1. Метафоричность – отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической аналогии. 2. Носители – герои, их поступки, действия в определенном месте, времени. 3. Выразительные средства – повторы в действиях, заклинания, гиперболизация какого-либо признака объекта (героя). 4. Четко прописаны традиции начала сказки и окончания. Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания должна быть организована по двум направлениям: и гры и творческие задания; создание педагогических условий для усвоения моделей составления сказок.

Слайд 24

Игры и творческие задания позволяют ребенку усвоить различные варианты действий и взаимодействий героев. Познают выразительные средства сказочного текста, учатся делать фантастические преобразования реальных объектов. Модели составления сказок: Метод Каталога Метод Морфологического анализа Метод Системного оператора С помощью ТПФ Метод Волшебного треугольника.

Слайд 31

Я считаю, что применение приемов и методов системы ТРИЗ положительно влияют на активизацию познавательной деятельности детей, на развитие словесно-логического мышления, способствуют созданию мотивационных установок, мотивируют на проявление творчества, создает условия для обогащения словаря детей, повышает продуктивность овладения всеми языковыми средствами и, в частности, способствует развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста . СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у дошкольников посредством художественной литературы.

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержатель...

Буклет " Развитие связной речи у дошкольников посредством сказкотерапии".

Сказка – неотъемлемая часть детства. Вряд ли найдется человек, который, будучи маленьким, не выслушал множество самых разных историй. Повзрослев, он пересказывает их своим детям, которые понимают их п...

Собственный инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР посредством мнемотехники»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день актуальн...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Презентация. Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр.

Развитие связной речи старших дошкольников посредством дидактических игр....

Консультация для родителей "«Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованных игр»

laquo;Развитие связной речи старших дошкольников посредством театрализованных игр»Связная речь является показателем речевого развития ребенка и занимает особое место в формировании речевой гото...

Мастер-класс «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию по картине в старшей группе»

Обобщение и распространение личного педагогического опыта для педагогов дошкольного образования....