«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Аннотация: сформированный фонематический слух и умение проводить звуковой анализ и синтез помогает ребенку в овладении речью, успешном обучении в школе, в преодолении трудностей при чтении и письме.

Ключевые слова: фонематический слух, звуковой анализ, звукопроизношение, обучение грамоте.

Дети дошкольного возраста с  тяжелыми нарушениями речи испытывают трудности при формировании речи. Если с младшего возраста проводилась систематическая работа по коррекции звукопроизношения, то к подготовительной к школе группе должны быть правильно сформированы все звуки, где особое внимание должно уделяться подготовке детей к обучению грамоте. Развитие фонематического слуха – это первая ступенька в подготовке детей к обучению грамоте. Фонематический слух- это умение различать не только звуки речи, но и качество звуков (гласный, согласный, твердый и мягкий согласный, звонкий и глухой согласный).

Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Детей с тяжелыми нарушениями речи приходится учить с азов звукового анализа и закреплять полученные навыки. Необходимо учитывать, что для грамотного чтения и письма детям с тяжелыми нарушениями речи недостаточно знать буквы и уметь их писать. Только после получения отчетливых представлений о том, что предложение складывается из слов, слова состоят из слогов и звуков, а звуки в каждом слове располагаются в определенной последовательности, и стойкого навыка определения порядка звуков в двух и трехсложных словах со стечением согласных целесообразно учить буквы. В противном случае они могут остаться для ребенка бессмысленными знаками.

Следовательно, для успешного решения задач по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к обучению грамоте, необходимо развивать навыки фонематического анализа и синтеза.

Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, предлоги т.д.

Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможен звуковой или фонематический  анализ, то есть умение выделять звук на фоне слова, определить первый и последний звук в слове, определение места звука в слове (начало, середина, конец). Самым сложным является определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам( после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа появляется лишь в процессе специального обучения.

 Учитель-логопед в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию фонематического анализа и синтеза должен учитывать последовательность формирования указанных форм звукового анализа.

Лучше всего выделяются ударные гласные в начале слова (улей, аист, осы,имя). Затем ведется работа над определением места гласного звука в слове. Звуковой ряд из двух трех гласных анализируется лучше, чем ряд включающий согласные и гласные звуки. Поэтому рекомендуется формировать функцию фонематического анализа и синтеза первоначально на материале из гласных (ау, уа), затем обратных слогов (ам,уп), потом прямых слогов (па, му), затем на материале слова из одного, двух и более слогов). Безусловно огромную помощь детям с тяжелыми нарушениями речи окажет зрительная, тактильная опора в формировании звукового анализа и синтеза.

Этапы формирования навыков звукового анализа и синтеза: с опорой на вспомогательные средства и действия; формирование действия звукового анализа в речевом плане; формирование действия фонематического анализа в умственном плане.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx45.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учителя-логопеда Турик Светланы Альфредовны

по теме: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе».

Санкт-Петербург 2020 год

Пояснительная записка.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию. А прежде чем ребенок научится понимать и произносить отдельные слова, он реагирует

на интонацию. Два слова, одно из которых выражает одобрение, а второе - угрозу,

но произнесенные одинаково, ребенок будет и воспринимать совершенно одинаково.           Постепенно малыш начинает вслушиваться в слова, пытаться повторять их, начинает также слышать и различать звуки родного языка, т.е. обращать внимание на звуковую сторону слова. Уже на третьем году жизни малыши в состоянии заметить неправильность произношения у своих сверстников и даже делают попытки исправлять их. Со временем у детей формируется критическое отношение не только к чужой речи, но и к своей.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые фонемы от других. Это дает возможность различать близкие по звучанию слова: мал - мял, рак - лак, том- дом. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухость при одинаковой артикуляции, например, звуки с и з, ж и ш, другие имеют более резкие акустические различия, очень тонкие акустические различия имеют твердые и мягкие согласные (т и ть, с и сь). Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
          Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправданно физиологическими особенностями формирования детской речи. Но если ребенок неправильно произносит звуки или недостаточно отчетливо произносят слова, то взрослые обязательно должны обратить на это внимание. Ребята с недостатками произношения очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки. Педагогу необходимо своевременно выявлять дефекты речи у детей и устранять их.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не участвует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отдаляется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким, как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого совместная деятельность с детьми не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. 

Ребенок не всегда может правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого неба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счет правильного произношения согласных звуков. Овладение происходит в течение нескольких лет. Сначала дети усваивают наиболее простые в артикуляционном отношении звуки: гласные (и то не все, а в основном звуки а, у, и); согласные: м, п, б, к, г и др. На следующем этапе дети овладевают звуками ы, э, х, твердыми свистящими (с, з ), звуком ль. И в последнюю очередь дети усваивают звуки, требующие более сложной работы артикуляционного аппарата, - это звук ц, группа шипящих звуков (ш, ж, ч, щ), звуки л, рь, р. Своевременное и правильное овладение ими зависит от многих факторов.

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхания, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. Например, некоторые дошкольники неправильно произносят звук р лишь потому, что не могут сделать достаточной силы вдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении р. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи и т. п.
        Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов, (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем); к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического типа.

Развитие фонематического слуха является неотъемлемой частью при коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи.

В данной работе отражена система работы по формированию фонематического слуха и звукового анализа, которые помогут учителю-логопеду в его работе, также будут интересны воспитателям, которые работают в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В данной работе использовался принцип частотности употребления в речи звуков, принцип последовательности (от простого к сложному). Материалы, которые представлены могут быть использованы как отдельный вид работы при совместной деятельности с детьми, а также, как часть игры, при индивидуальной работе с детьми.

                   

Перспективное планирование (недельное) по формированию фонематических процессов у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в подготовительной к школе группе

Сентябрь 4 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук и буква «у». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, схема артикуляции.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

вторник

д/и «Кто больше назовёт?» (придумывание слов на заданный звук).

д/и «Повтори слова, которые начинаются на звук «у».

д/и «Определи первый звук, положи фишку».

четверг

Звук и буква «а». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, схема артикуляции.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и «Закончи предложение  словом, которое начинается на звук «а».

звуковой анализ слова АУ. Определение последовательности звуков.

Упр. 6 (Ткаченко), см. картотеку.

Октябрь 1 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук и буква «и». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, схема артикуляции.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Синички». (определение места гласного звука в слове – начало-конец).

вторник

д/и «Кто больше назовёт?» (придумывание слов на заданный звук).

д/и «Повтори слова, которые начинаются на звук «и».

звуковой анализ звукосочетаний АИУ, ИАУ, УИА…(определение последовательности и количества звуков.

четверг

Звуки П, ПЬ и буква «П». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

дифференциация твёрдого и мягкого звуков.

Звуковой анализ обратных слогов АПЬ, УПЬ, ИПЬ.

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и «Закончи предложение  словом, которое начинается на звук «П», «Пь».

д/и «Наоборот».

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Октябрь 2 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звуки Т и ТЬ и буква «Т». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Синички» (определение места гласного звука в слове – начало – середина - конец).

Звуковой анализ обратных слогов АТ, УТ, ИТ.

вторник

д/и «Найди пару» (дифференциация слов, различающихся одним звуком).

д/и «Кто больше назовёт?» (придумывание слов на заданный звук).

д/и «Повтори слова, которые начинаются на звук «Т, ТЬ».»

д/и «Живые звуки».

четверг

дифференциация твёрдого и мягкого звуков «Т» и «ТЬ».

Звуковой анализ обратных слогов АТЬ, УТЬ, ИТЬ.

Сравнение на слух звуков «Т», «К», «Д», «П», «Х».

Лопухина

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и «Закончи предложение  словом, которое начинается на звук «Т», «Ть».

д/и «Наоборот».

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Октябрь 3 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков Т и П

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Синички» (определение места гласного звука в слове – начало – середина - конец).

Звуковой анализ обратных слогов АТ, УТ, ИТ, АП, УП, ИП

вторник

д/и «Кто больше назовёт?» (придумывание слов на заданный звук).

д/и «Живые звуки».

д/и «Закончи слово». (ко., око. и т.д.)

синтез А+ Т (П), У+Т (П).

четверг

Звуки К и КЬ и буква «К». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Звуковой анализ обратных слогов АК, УК, ИК.

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и «Закончи предложение  словом, которое начинается на звук «К», «Кь».

д/и «Наоборот».

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Октябрь 4 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков К и КЬ

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Найди братцев».

вторник

Звук и буква О. Характеристика, артикуляция, символ звука, выделение из ряда гласных

д/и «Живые звуки».

д/и «Кто больше придумает слов? (звук О).

д/и «Рыбки» (определение места звука О в слове).

четверг

.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Звуковой анализ обратных слогов АК, УК, ИК, ОК.

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов.

Ноябрь 1  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звуки Х и ХЬ и буква «Х». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция, различение твёрдых и мягких согласных на слух

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Звуковой анализ обратных слогов АХ, ОХ, УХ, ИХ.

Звуковой анализ прямых слогов ХА, ХО, ХИ.

вторник

Дифференциация звуков К - Х.

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов). ТОК, ПУХ…

четверг

Звук и буква Ы. Характеристика, определение как гласного, артикуляция, символ, выделение из ряда гласных звуков.

д/и «Живые звуки».

д/и «Кто больше придумает слов? (звук Ы).

д/и «Рыбки» (определение места звука Ы в середине и конце слова).

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (КИТ, ПЫЛЬ,ТИК,…).

Ноябрь 2  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков И-Ы.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Звуковой анализ обратных слогов ЫХ, ИХ, ИК, ЫК,…

Звуковой анализ прямых слогов КЫ, КИ, ПЫ, ПИ,…

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки» (анализ и синтез трёх-звуковых слов). КИТ, КОТ,…

четверг

Звуки М и МЬ и буква «М». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция, различение твёрдых и мягких согласных на слух.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Звуковой анализ обратных слогов АМ, ОМ, УМ, ИМ.

Звуковой анализ прямых слогов МА, МО, МУ, МЫ.

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (КИТ, ПЫЛЬ,ТИК,…).

Ноябрь 3 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук С и буква «С» - рассматривание, отыскивание, контур, печатание.. Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Звуковой анализ обратных слогов АС, ОС, УС, ИС

Звуковой анализ прямых слогов СА, СО, СИ, СЫ.

вторник

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёх-звуковых слов). СОК, СУП,…

«Запомни и повтори».

Воспроизведение слоговых рядов.

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Печатание слогов под диктовку.

четверг

«Хлопни в ладоши».

д/и «Отгадай слово».

ле. ,поя. ,фику. , анана. , компа. , ква. , кла. , уку. , насо. , но. , автобу. , поко. , уксу. ,

.ам, .ом, .он, .п, .ад, .ани, .умка, .ова, .апоги, .амолёт, .оня, .обака, .камейка.

д/и «Украсим шары».

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (СОМ, САМ,…).

Ноябрь 4 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук СЬ и буква «С». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Звуковой анализ обратных слогов АСЬ,ОСЬ,УСЬ,ИСЬ

Звуковой анализ ГУСЬ, ГУСИ.

вторник

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Телеграф».

«Запомни и повтори».

Воспроизведение слоговых рядов.

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Печатание слогов под диктовку.

четверг

Дифференциация звуков С и СЬ.

д/и «Отгадай слово».

Анализ и синтез предложений, выкладывание схем по индивидуальным картинкам.

Чтение слогов и слов по цепочкам: САМ,СОМ,СУМ,СИМ…

д/и «Какой звук в слове ?»

пятница

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

«Наоборот».

Определение места звука СЬ в словах.

Деление слов на слоги.

Декабрь 1  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук Н и буква «Н». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

 д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Звуковой анализ обратных слогов АН,ОН,УН,ИН.

Звуковой анализ прямых слогов НА,НО,НУ,НЫ.

Звуковой анализ слов СОН, НОС, ТОН…

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёх-звуковых слов).

Анализ и синтез предложений с предлогами : НА,С,СО.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Звук НЬ и буква «Н». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция,

Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова САНИ. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Н, НЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Н,НЬ.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (ТИНА,НИТЬ,…).

Декабрь 2  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук З и буква «З». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

 д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуковой анализ прямых слогов ЗА,ЗО,ЗУ,ЗЫ.

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами : ЗА, ИЗ-ЗА.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Звук ЗЬ и буква «З». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция,

Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

д/и «Колокольчики».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова ТАЗЫ, ЗИНА. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков З,ЗЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками З,ЗЬ.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (КОЗА,КОЗЫ,ЗОНТ,…).

Декабрь 3  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация З, ЗЬ.

 д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуко-слоговой анализ слов …

д/и «Дин-Дон».

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами : ЗА, ИЗ-ЗА.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова ТАЗЫ, ЗИНА. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков З,ЗЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками З,ЗЬ.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов (КОЗА,КОЗЫ,ЗОНТ,…).

Декабрь 4  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация С-З.(различение звуков по глухости-звонкости)

 д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Нарядим ёлочку». (можно игру по командам)

д/и «Наоборот».(преобразование парных звонких-глухих согласных

Звуко-слоговой анализ слов …

д/и «Найди товарища».

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

д/и «Необычные цветы».

четверг

д/и «Кто быстрее соберёт звёздочку?» (дифференциация с-з).

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков С,З в словах.

Выделение простых предлогов из предложения, схемы.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Январь 1  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук Б и буква «Б». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

 д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Звуковой анализ прямых слогов БА,БО,БУ,БЫ,БИ

Звуковой анализ слов …(БАНТ,БИНТ..)

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами : ЗА, ИЗ-ЗА.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

д/и «Найди братца».

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слов (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Б в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Б.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Январь 2  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков Б и БЬ.

 д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами : ПОД, ИЗ-ПОД.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слов. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Б,БЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Б,БЬ.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Январь 3  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук В и буква «В». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

 д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Звук ВЬ и буква «В». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция,

Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Найди нужные слова».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков В,ВЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками В,ВЬ.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов .

Январь 4  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звуки Д,ДЬ и буква «Д». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков Т-Д по глухости-звонкости

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Д,ДЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Д,ДЬ.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов .

Февраль 1  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков ТЬ и ДЬ.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков ТЬ-ДЬ по глухости-звонкости

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков ТЬ,ДЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками ТЬ,ДЬ.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Февраль 2  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звуки Г,ГЬ и буква «Г». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез трёхзвуковых слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков Г-К по глухости-звонкости

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Г,ГЬ,К в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Г,ГЬ,К.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов .

Февраль 3  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук Э и буква «Э». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, артикуляция, символ.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Буква Е. Характеристика, артикуляция, выделение из ряда гласных.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Э,Е в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Э,Е.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов.

Февраль 4  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звуки Л,ЛЬ и буква «Л». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

Дифференциация звуков по твёрдости-мягкости.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д/и «Собери ромашку». (определение первого и последнего звука в слове).

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков Л-ЛЬ по твёрдости-мягкости.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Л,ЛЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Л, ЛЬ.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

Выделение слов с озвуками Л,ЛЬ из текста

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Март 1  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук Ш и буква «Ш». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Украсим шары»..

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

д/и «Кто больше придумает слов на заданный звук?»

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звука Ш в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуком Ш.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Март 2  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук Ш и буква «Ш».

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Составь слово по первым звукам».

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Март 3  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звуки Ш-С. Дифференциация.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот»..

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

д/и «Украсим шары».

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков С-Ш

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков С,Ш в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками С,Ш.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и трёх-звуковых слов .

Март 4  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Буква Я. Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Печатание и чтение по таблицам.

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Эхо». (выделение ударения).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

д/и «Угадай как нас зовут».

четверг

Ребусы звуковые (отгадай слово).

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места буквы Я в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов с буквой Я.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Апрель 1  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук Р и буква «Р». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Звонкость звука

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д/и «На полянке». (предлоги В,НА,ПО,С,ПОД,НАД)

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков Р-РЬ по глухости-звонкости

д/и «Логопедическое лото».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Р,РЬ в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Р,РЬ.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Апрель 2  неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков Р-Л

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

вторник

д/и «Куда ударит молоточек». (ударение)

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков Р-Л

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Р- Л в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Р-Л.

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Апрель 3 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук Ж» буква «Ж». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Звонкость звука

д/и «Найди пару».

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Волшебный коврик». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков Ж-З

д/и «Найди нужные слова».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков Ж - З в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Ж - З

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Апрель 4 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков Ж-Ш по глухости-звонкости

д/и «Необычные цветы».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

вторник

д/и «Найди товарища».

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Звук «Ц» буква «Ц». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Найди нужные слова».

Звуковой анализ слов …

пятница

Определение места звуков Ц в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Ц

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Май 1 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков С - Ц

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги. д/и «Насекомые».

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

вторник

д/и «Необычные цветы».

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Звук «Ч» буква «Ч». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и Найди нужные слова».

Звуковой анализ слов …

пятница

Определение места звуков Ч в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками Ч

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Май 2 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Буква «Ю». Характеристика, выделение из ряда гласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков Ч -Т

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Май 3 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Дифференциация звуков Ч -СЬ

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

д/и «Аквариум» ( предлоги НА,ПО,В,ПОД,ЗА,НАД,ИЗ,ИЗ-ПОД)

четверг

Звук Ф и буква «Ф». Характеристика, артикуляция, выделение из ряда согласных.

Дифференциация звуков Ф -В

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

д/и «Найди товарища».

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Май 4 неделя

день недели

программное содержание

понедельник

Звук Щ и буква «Щ». Характеристика, выделение из ряда согласных звуков, артикуляция.

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

Звуковой анализ прямых слогов

Звуковой анализ слов …

вторник

д\и «Подбери картинку» (по командам).

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Живые звуки». (Анализ и синтез слов).

Деление слов на слоги, выкладывание схем.

Анализ и синтез предложений с предлогами.(выкладывание схем, подбор символов предлогов).

четверг

Дифференциация звуков Щ - СЬ

д/и «Хлопни в ладоши».

д/ и «Какой первый звук слышится в словах?»

д/и «Наоборот».

Деление слов на слоги.

Звуко – слоговой анализ слова. (выкладывание схем).

пятница

Определение места звуков в словах.

Печатание под диктовку слогов и слов со звуками

Воспроизведение слоговых рядов.

д/и «Почините телевизор» (вставить пропавший звук, назвать слово целиком).

д/и  «Договори слово». (Лопухина).

Звуковой анализ обратных слогов, прямых слогов и слов .

Методические рекомендации.

Перед использованием материала следует ознакомиться с ним, подобрать к нему картинный материал и дидактические материалы. Зрительная опора будет дополнительной помощью в усвоении. Материал дан в определенной последовательности и желательно учитывать очередность в изучении определенных тем. Формирование навыков звукового и  слогового анализа и синтеза является неотъемлемой частью  работы логопеда по коррекции речевых расстройств, поэтому используется как часть образовательной деятельности. Данные материалы можно использовать и в индивидуальной работе с детьми и как часть образовательной деятельности.                  

                                 

                                     Список литературы

Г.А. Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно».- СПб.:Питер Пресс, 1997

Е.В. Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».- М.: Гном-пресс,1999

Г.А. Ванюхина «Речецветик».- г.Екатеринбург: Старсо,1993

Л.Г. Парамонова «Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе.- СПб.: Каро, Дельта,2005

Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит».- СПб.: Акцидент, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей с речевой патологией"

Этот  материал знакомит читателей с методикой работы, играми и фрагментами  занятий по развитию фонематических процессов у детей с речевой патологией....

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Все игры и упражнения для развития навыков звукового анализа должны содержать как можно больше слов с изучаемым звуком, среди которых могут быть и малознакомые детям (например: авокадо, айва, ут...

«Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушениями речи»

Семинар-практикум учителя-логопеда для воспитателей групп компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст) «Формирование навыка звукового анализа и синтеза у детей с тяжелыми нарушения...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Уважаемые воспитатели! Цель данного материала содержит в отборе слов заданным звуком. определение позиции звука в слове, определение звука в определенной позиции в слове, а также прлный звуковой анали...

Картотека "Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников"

Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах лежат предметные картинки (1-2). Педагог собирает в сумку, с прикрепленным к ней символом или буквой, только определенные кар...

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников

Игры и упражнения для совершенствования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников Отбор слов с заданным звуком«Почтальон» У детей на столах ...