"Речевое развитие дошкольника через обучение владением речью как средством общения и культуры"
статья по развитию речи

Гурина Надежда Викторовна

Речевое развитие, как сказано в ФГОС, включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pechat_pedsovet.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя- логопеда Гуриной Н.В. на педагогическом совете

« Результаты деятельности ДОУ по речевому развитию через обучение владением речью как средством общения и культуры»

Речевое развитие, как сказано в ФГОС, включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

 Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, интонационная выразительность речи. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Образовательная область «Речевое развитие» включает 7 направлений:

1. Владение речью как средством общения и культуры;

задачи этого раздела:

1) развитие речи как средства общения

2) расширение представлений о многообразии мира

3) умение решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи

4) налаживание диалогического общения в совместных играх и занятиях.

Эти задачи в образовательной деятельности осуществляются:

В ходе режимных моментов:

     • в поддержании социального контакта;

• в образцах речи взрослого;

• при проведении культурно-гигиенических навыков

• гимнастиках(мимических, логоритмических)

В организованной деятельности:

• В занятиях,

• Коммуникативные тренинги;

• Совместная продуктивная деятельность,

• Экскурсии,

• Проектная деятельность,

В самостоятельной детской деятельности:

• Художественно-речевая деятельность детей,

• Сюжетно-ролевая игра,

• Игра-импровизация по мотивам сказок,

• Игры парами (настольно-пёчатные),

2. Обогащение активного словаря.

В этом разделе мы выделяем задачи:

1) освоение значений слов детьми, их уместное употребление

2) обогащение словаря

3) представление о смысловой стороне слова

4) использование частей речи в соответствии с их назначением.

Эти задачи в образовательной деятельности осуществляются:

В ходе режимных моментов:

• в художественно-речевой деятельности

В организованной деятельности:

• В (занятиях, беседах);

• дидактические игры

• экспериментирование со словом,

• познавательно-исследовательская деятельность,

• игры-занятия,

В самостоятельной детской деятельности:

• Игра-драматизация,

• Совместная продуктивная деятельность детей,

• Самостоятельная художественно-речевая деятельность

3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

В этом разделе ставятся такие задачи:

1) Развивать умение вести диалогическую, монологическую речь

2) Содержательно и выразительно пересказывать

3) Составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок.

В ходе режимных моментов эти задачи проходят через:

• Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром;

• Чтение сказок, рассматривание иллюстраций;

В организованной деятельности:

• Творческие задания

• дидактические игры

• экскурсии,

• досуги, праздники,

• экспериментирование со словом,

• познавательно-исследовательская деятельность,

• игры-занятия,

• театрализованная деятельность,

В самостоятельной детской деятельности:

• Игра-импровизация по мотивам сказок,

• Проектная деятельность

• словотворчество

4. Развитие речевого творчества.

В этом разделе ставятся такие задачи:

1) Формирование способностей к речевому творчеству (придумывание, составление сказок, описательных рассказов)

2) Выразительное пересказывание литературных произведений.

Этот раздел тесно связан с развитием связной речи, поэтому приёмы работы будут те же, что и в предыдущем направлении

Здесь вы видите, как дети рассказывают о своей семье, а так же на занятии о

родном городе придумывают, что бы они хотели видеть в нашем городе в

будущем; ещё дети вместе с родителями участвовали в проекте «Зимняя

сказка» - надо было вместе придумать  сказку и оформить её.

5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Задачи этого раздела:

1) развитие восприятия звуков родной речи и произношения

2) совершенствование фонематического слуха

3) отработка интонационной выразительности

осуществляются эти задачи в образовательной деятельности:

В ходе режимных моментов:

• артикуляционные гимнастики;

• имитационные упражнения

• использование скороговорок, чистоговорок, четверостиший.

В организованной деятельности:

• Речевые упражнения, задания,

• дидактические игры

• занятия, беседы;

В самостоятельной детской деятельности:

• Игра-импровизация по мотивам сказок,

• Игры-драматизации,

При взаимодействии с родителями:

• Консультации у логопеда,

• Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихов, ведь

Наши родители - непосредственные участники образовательной деятельности. Ребёнок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только

в дошкольном учреждении, но и в семье.

На слайде вы видите работу логопеда с детьми по речевому развитию,

работу воспитателя на занятии, и ещё здесь показан фрагмент игры -

импровизации детей по стихотворению С.Я.Маршака.

6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой.

понимание на слух текстов различных жанров детской

литературы;

Задачи этого раздела:

1) Формировать эмоциональное отношение к произведениям

2) Различать литературные жанры

3) Умение слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях

4) Воспитание любви и интереса к художественному слов*

Реализация задач проходит:

В ходе режимных моментов:

• чтение художественной литературы;

• использование худ.слова при проведении к.г.навыков

• подвижные игры со словом

• загадки, считалки, скороговорки, поговорки, пословицы.

В организованной деятельности:

• занятия,

• беседы

• литературные викторины, утренники

• досуги, праздники, развлечения

• театрализованные представления

• экскурсии в библиотеку

• создание книг из рисунков

В самостоятельной детской деятельности:

• работа в книжном уголке,

• участие в разборе и систематизации книг и картинок

• выставка и рассматривание книг художников-иллюстраторов

• с/ролевая игра «Библиотека»

7. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения    грамоте.

1) Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)

2) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и

предложений)

3) Словообразование

Здесь используются следующие средства речевого развития:

В ходе режимных моментов: *

• индивидуальная работа

• игровые упражнения.

В организованной деятельности:

• занятия по обучению грамоте,

• игровые упражнения

• викторины,

• продуктивная деятельность

В самостоятельной детской деятельности:

• работа в книжном уголке

• с/рол., дид. играх

Итак, мы выделили семь основных направлений в образовательной области «Речевое развитие». Решение каждого из них не может осуществляться изолированно. Так, например, обучая детей грамматически правильной речи (упражнение «Кого не стало?»), приходится обращать внимание на звуковую сторону речи, следить за правильным смысловым употреблением слов и т. д. Но при этом основной, заранее запланированной задачей данного упражнения остается формирование грамматической стороны речи. Большинство задач этих направлений решается во всех возрастных группах детского сада, только конкретное содержание их различно: оно зависит от возрастных возможностей детей.

Если мы посмотрим на Целевые ориентиры образования  ребёнок к концу дошкольного периода, началу школьного мы видим, что ребёнок:

1.Достаточно хорошо владеет устной речью;

2.Может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

3.Выстраивает речевые высказывания в ситуации общения;

4. Выделяет звуки в словах;

5. Складываются предпосылки грамотности;

6. Задаёт вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумать объяснения;

7. Знаком с произведениями детской литературы.

Дидактические основы формирования детского словотворчества.

Формированию детского словотворчества способствуют: Игры – драматизации, импровизации, инсценировки, кукольный театр, элементы игры и драматизации при рассматривании картин, рисовании, лепке , аппликации. Такие виды игровой активности создают естественные условия для возникновения языковых игр. Технология ТРИЗ - технология развития творчества Технология мнемотехника

Детский фольклер.

Типовое фантазирование. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

Таким образом, результатом  использования приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста  являются:

–  повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;

– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи:

ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);

– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;

– положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации.

 Использование фольклора в детском саду способствует привитию у ребенка любви к народу и культуре страны, положительного отношения к накопленному поколениями опыту, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте – что является важным компонентом в развитии современного дошкольника.

      Один из принципов ФГОС ДО – поддержка разнообразия детства. Поэтому задача педагога по максимуму в дошкольный период жизни, познакомить воспитанников с разнообразием фольклора: с песнями, частушками, прибаутками, народными танцами, русско-народными сказками, театром, в том числе кукольным, изобразительным и прикладным искусством и многим другим.

Детство ценно тем, что оно полно поиска, поиска новых идей и открытий, поиском себя в этом мире. Через знакомство и изучение фольклора воспитанники могут удовлетворить эту потребность. Значение фольклора в развитии детей очень высоко, разберем влияние нескольких видов народного творчества на развитие речи у дошкольников.  Мы убедились, что устное народное творчество представляет собой вид искусства, развивающее  творческие способности детей. Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.                                                        

 Систематическая организация работы способствует:

— пониманию речи ребенком;

— свободному использованию простых предложений в разговоре;

— активизации ребенка в речевом общении с воспитателем и детьми;

— инициативности в речевых контактах.

Особую группу в фольклоре представляет  детский фольклор к нему относятся  произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых . В нем ярко проявляется любовь детей к словотворчеству.

Таким образом, различные жанры детского фольклора играют большую роль в речевом развитии ребенка.
    Так, например, 
дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Знание детьми народных дразнилок, умение ими пользоваться — это профилактика душевного здоровья, способность выразить собственные отрицательные эмоции. Образность, неожиданность сопоставления, нестандартность мышления — этому учат ребенка загадки. Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, догадливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка. 
Прибаутка побуждает ребенка к действию, а некоторая ее недоговоренность, недосказанность вызывает у ребенка сильное желание домыслить, до фантазировать, т.е. пробуждает мысль и воображение.
Самоутверждение необходимо ребенку в его ежедневной сложной работе познания мира. Естесственное возникновение этого чувства в 
игре-перевертыше является одним из ценных педагогических достоинств этого жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического именно как эстетической категории. Педагогическая ценность этого жанра состоит в том, что, смеясь над абсурдностью небылицы, ребенок укрепляется в уже полученном им правильном представлении о мире. 
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом — целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
   

Технология « мнемотехника».

МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности.

Типовое фантазирование. Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.

Таким образом, результатом  использования приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста  являются:

–  повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;

– повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;

– формирование навыков связной речи:

ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);

– развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;

– положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации.

Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр – все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и к

Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деяте...

Памятка для родителей "Владение речью как средством общения и культуры"

Памятка для родителей "Владение речью как средством общения и культуры"...

Педагогический совет "Развитие речи как средство общения и культуры дошкольника"

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 130 г. Нижнеудинск"ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТформа проведения: фестиваль"Развитие речи как сре...

Буклет "Речевое развитие - владение речью как средством общения и культуры"

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...

Педсовет "Развитие речи как средство общения и культуры речи дошкольника"

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...

Конспект занятия «Игра - викторина «Юные знатоки родной речи»» Совершенствовать навыки правильной речи, обучать владению речью как средством общения и культуры.

   Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки. Совершен...