КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА: «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Садретдинова Лира Разитовна

Тема: «Дикие животные»

Цель: формирование лексико - грамматического строя речи.

Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитательные задачи):

Образовательные:

• расширить и активизировать словарь по теме "Дикие животные";

• пополнить знания о диких животных и их детёнышах, знакомить с их жилищами;

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Развивающие:

• продолжить упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе в образовании однокоренных слов; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;

• продолжать упражнять в образовании однокоренных слов;

• развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.

Словарная работа:

Обогащать речь детей:

1) именами существительными (белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, лось; лосёнок, волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок, зайчонок, медвежонок, логово, нора, берлога, дупло, куст);

2) именами прилагательными, характеризующими свойства и качества присущие именно данному животному (ловкий, неуклюжий, злой, голодный, серый, большой, лохматый, хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая, трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой, запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая);

3) притяжательными прилагательными: лисья, волчье, беличье, заячий и т.д.   

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением диких животных, их жилищ. Магниты для скрепления картинок. Телевизор, слайды с изображением диких животных. Мяч для игры. Маски на голову для игры.

Предварительная работа:

- чтение произведений Е.Чарушина;

- рассматривание иллюстраций;

- познавательное занятие по теме «Дикие животные»;

- загадывание и отгадывание загадок;

-дидактические игры: «Чей, чья, чьё», «Кто, где живет», «Опиши животного», «Третий лишний».

Методы и приемы:

  • Игровые: 

организация проблемной ситуации «Письмо от Маши»,

словесные игры с мячом.

  • Словесные:

 художественное слово в начале занятия для привлечения внимания детей; словесное упражнение, повторное проговаривание,

беседа о диких животных, объяснение непонятных слов;

  • Наглядные:

 картинки с изображением животных (заяц, волк, лиса, медведь, белка);

картинки с изображением жилища животных (логово, нора, берлога, дупло, куст),

слайды для просматривания и обсуждения

  • Практические:

решение проблемной ситуации;

дидактические игры и упражнения.

Планируемый результат:

У детей расширится и активизируется словарь, активизируется использование в речи притяжательных прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_sdachu.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

организованной образовательной деятельности

по образовательной области

«речевое развитие»

тема: «Дикие животные»

в старшей группе № 11

Садретдиновой Лиры Разитовны,

воспитателя

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»

Когалым, 2020

Тема: «Дикие животные»

Цель: формирование лексико - грамматического строя речи.

Программное содержание (обучающие, развивающие, воспитательные задачи):

Образовательные:

• расширить и активизировать словарь по теме "Дикие животные";

• пополнить знания о диких животных и их детёнышах, знакомить с их жилищами;

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Развивающие:

• продолжить упражнять в образовании существительных в единственном и множественном числе в образовании однокоренных слов; притяжательных прилагательных мужского, женского рода и множественного числа;

• продолжать упражнять в образовании однокоренных слов;

• развивать слуховое и зрительное восприятие.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к природе;

• формировать навыки самостоятельности, доброжелательности и сотрудничества.

Словарная работа: 

Обогащать речь детей:

1) именами существительными (белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, лось; лосёнок, волчонок, ежонок, бельчонок, лисёнок, зайчонок, медвежонок, логово, нора, берлога, дупло, куст);

2) именами прилагательными, характеризующими свойства и качества присущие именно данному животному (ловкий, неуклюжий, злой, голодный, серый, большой, лохматый, хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая, трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой, запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая);

3) притяжательными прилагательными: лисья, волчье, беличье, заячий и т.д.        

Материалы и оборудование: 

Картинки с изображением диких животных, их жилищ. Магниты для скрепления картинок. Телевизор, слайды с изображением диких животных. Мяч для игры. Маски на голову для игры.

Предварительная работа:

- чтение произведений Е.Чарушина;

- рассматривание иллюстраций;

- познавательное занятие по теме «Дикие животные»;

- загадывание и отгадывание загадок;

-дидактические игры: «Чей, чья, чьё», «Кто, где живет», «Опиши животного», «Третий лишний».

Методы и приемы: 

  • Игровые:   

организация проблемной ситуации «Письмо от Маши»,

словесные игры с мячом.

  • Словесные: 

 художественное слово в начале занятия для привлечения внимания детей; словесное упражнение, повторное проговаривание,

беседа о диких животных, объяснение непонятных слов;

  • Наглядные:

 картинки с изображением животных (заяц, волк, лиса, медведь, белка);

картинки с изображением жилища животных (логово, нора, берлога, дупло, куст),

слайды для просматривания и обсуждения

  • Практические: 

решение проблемной ситуации;

дидактические игры и упражнения.

Планируемый результат:

У детей расширится и активизируется словарь, активизируется использование в речи притяжательных прилагательных.

Ход деятельности:

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

детей

Введение в деятельность

Воспитатель замечает игрушку, которая находится не на своем месте, дети убирают ее и замечают письмо за окном.

В: - Ребята, что это у нас там за окном? Давайте вместе достанем и посмотрим.

- Это письмо. Хотите узнать что там написано?

Дети заняты свободной игровой деятельностью.

Пригласить детей присесть в круг.

Мотивационно- побудительный этап

-Давайте откроем его и прочитаем.

«Здравствуйте, ребята!

Пишет вам письмо Маша.

Мой дедушка – лесник.

Он немного приболел и ему нужна моя помощь с лесными жителями.

Но я ни дня не ходила в детский сад и в школе пропускала занятия.

О животных совсем ничего не знаю.

Помогите мне, пожалуйста, во всем разобраться.

Снимите для меня видео - фильм и отправьте по почте, а я все просмотрю и запомню.

С уважением к ребятам Маша»

В: - Ребята, поможем Маше?

В – Мы как раз на этой неделе вспоминали и много говорили о животных. Давайте все вспомним и расскажем Маше.

Ответы детей.

-Да!

Содержательный этап

Беседа о диких животных.

-Ребята, какие животные обитают в лесу?

Правильно, дикие животные.

-А почему их так называют?

Игра «Какой, какая»

В: -Ребята, посмотрите на картинки.

- Кого мы видим на изображении?

- А сейчас мы попробуем описать животных. Пусть Маша запоминает.

(на экране телевизора прокручиваются слайды: сначала общая картина с изображением диких животных, потом слайды с изображением каждого животного отдельно)

Волк (какой?)

Медведь (какой?)

Лиса (какая?)

Заяц (какой?)

Белка (какая?)

Игра «Чей домик»

В: -Ребята, посмотрите пожалуйста на картинки, звери ушли далеко от своих домиков и не могут найти дорогу обратно. Поможем им найти дома

(На мольберт выкладываются картинки с изображением жилища животных. Дети поочередно подходят к столу, выбирают со стола нужное животное и прикрепляют магнитом к его жилищу. Отвечают на вопрос полным предложением.

-Где живет белка?

Значит это чье дупло? (Это беличье дупло), все дети хором повторяют…беличье.

-Где живет волк? (Волк живёт в логове). Это чье логово? (Это волчье логово).

-Где живет лиса? (Лиса живёт в норе). Это чья нора? (Это лисья нора).

-Где живет медведь? (Медведь живёт в берлоге). Это чья берлога (Это медвежья берлога).

-Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом). Это чей домик? (Это заячий домик).

( Для закрепления слов ответы детей повторяются два раза)

В: -Молодцы, справились и с этим заданием.

В: - Ну а сейчас пора немного отдохнуть, выходите и вставайте в круг..

Игра «У кого кто?» (игра с мячом).

В: -Ребята, а знаете ли вы детенышей животных? Сейчас мы проверим.

- Я буду кидать мяч и называть маму, а вы кидать мне мяч обратно и называть их детенышей.

У мамы лисы-лисёнок, а если их много-лисят

У мамы белки-бельчонок, а если их много-бельчат

У мамы волчицы-волчонок, а если их много-волчат

У мамы ежихи-ежонок, а если их много-ежат

У мамы лосихи-лосёнок, а если их много-лосят

У мамы медведицы-медвежонок, а если их много-медвежат

У мамы зайчихи-зайчонок, а если их много-зайчат.

Игра «Назови ласково» (игра с мячом).

В: -Ребята, а теперь будем ласково называть животных.

Белка-белочка

Волк-волчок

Лиса-лисичка

Медведь-медведушка

Заяц-зайчик

Ёж-ёжик

Лось-лосик

В: -Ну, что, продолжаем играть.

Игра «Угадай животное»

   

Ответы детей.

-Дикие животные

-Они живут в лесу самостоятельно и обходятся без помощи человека, сами добывают себе пищу, воспитывают детенышей, строят жилища).

Ответы детей.

- злой, голодный, серый, большой, лохматый…

- большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый...

- хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…

- трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…

- запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…

Ответы детей.

Ответы детей.

Игра с мячом.

(На голову ребенка надевается маска животного. Остальные дети описывают животное, называют отличительные характерные черты этого животного. Ребенок в маске - угадывает).

Рефлексивно- корригирующий этап

Итог занятия:

В:- Ребята, вам понравилось помогать Маше, объяснять и рассказывать? (Да)

- Как вы думаете, понравится ей наш фильм?

-Что нового и интересного Маша узнает из нашего фильма?

-Молодцы, ребята, все старались, отвечали полными предложениями, красиво и правильно.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» Тема: «Домашние животные»

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие»   Тема: «Домашние животные»...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область - речевое развитие Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» старшая группа

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область - речевое развитие. Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» для старшей гру...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат" старшая группа.

Конспект организованной образовательной деятельности.Образовательная область-речевое развитие Тема: "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат".старшая группа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» ТЕМА: « Путешествие по сказкам К.Чуковского» Старшая группа

Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с группой детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет.Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтап...