Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи» тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи»
тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»
группа дошкольного возраста с 5-ти до 6-ти лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи»
тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»
группа дошкольного возраста с 5-ти до 6-ти лет
Составила и провела:
воспитатель: Кузнецова А. Е.
Санкт-Петербург
2021 г.
Цель: формировать умение дифференцировать звуки «ц» - «ч».
Образовательные задачи:
- Формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц.
- Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).
- Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать фонематический слух
Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость.
Демонстрационный материал:
- Игрушки (чебурашка и цыпленок).
Раздаточный материал:
- Карточки с тремя клетками на каждого ребенка
-Фишки
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети располагаются полукругом в свободной зоне.
В: - Ребята, посмотрите на нашу ширму для театрализованной деятельности. Там кто- то спрятался. Как вы думаете, кто это? (ответы детей)
- Я предлагаю вам подсказку. Хотите? (ответы детей) За ширмой спрятались две игрушки. Название первой игрушки начинается на звук «Ч». Кто это может быть? (ответы детей) Это – Чебурашка (появление игрушки).
- Вторая подсказка. Название этой игрушки начинается на звук «ц» (ответы детей)
- Спрятавшаяся игрушка – цыпленок (появление игрушки)
- Чебурашка и Цыпленок спрятались от нас, как вы думаете почему? (ответы детей)
Основная часть:
В: - Звуки «Ц» и «Ч» легко перепутать, поэтому сегодня мы будем учиться их различать. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным!»
Правила игры:
Я буду произносить звуки. Когда услышите звук «ц» - хлопните в ладоши, а когда услышите звук «ч» - поднимите руку вверх (чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик).
В: - Ребята, как вы думаете, можно ли изменить слово со звуком «ц» так, чтобы появился звук «ч»? (ответы детей)
- Конечно можно. Например: лисица – большая. А как мы скажем, если она маленькая? (лисичка).
- Я вам сейчас буду называть слово со звуком «ц», а вы изменяете его так, чтобы появился звук «ч».
Птица – птичка
Заяц – зайчик
Блюдце – блюдечко
Кольцо – колечко
Яйцо – яичко
Палец – пальчик
Крыльцо – крылечко
Пуговица – пуговичка
Огурец – огурчик
Страница – страничка
Птенец – птенчик
Перец – перчик
Овца – овечка
В: Вы молодцы, правильно выполнили задание. А теперь предлагаю вам немножко отдохнуть. Готовы? (ответы детей)
Динамическая пауза:
Ветер дует нам в лицо (махи кистей рук в направлении лица)
Наклонилось деревцо. (наклоны вправо-влево)
То налево (наклон влево).
То направо (наклон вправо)
То к земле его прижало (приседание вниз)
Ветер, тише, тише, тише (махи руками от лица)
Мы растем все выше, выше (медленное поднимание вверх)
В.: - Вот мы с вами и отдохнули. На ваших столах лежат карточки и фишки. Подойдите, посмотрите, как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей)
- У каждого из вас есть карточка с тремя клетками и фишка. Я буду называть слово, а вы должны определить, где находится звук «ц» или «ч» в этом слове: в начале, в середине или в конце слова – и поставите фишку в нужную клеточку.
Слова со звуком «ц» или «ч»: чудаки, мудрец, скворец, ночь, кирпичный, цыпленок.
В.: - Вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная».
Уж ты ельничек,
Можжевельничек,
Весь в иголочках,
Остроколочках.
В.: - Как вы понимаете слово можжевельничек? (ответы детей) а слово «остроколочка»? (ответы детей)
Сейчас я еще раз прочитаю четверостишие, а вы внимательно слушайте и затем назовите слова со звуком «ч», которые вы услышали.
В.: - Молодцы, ребята, и с этим задание вы хорошо справились. Ребята, как вы думаете, я умею быстро говорить? (ответы детей) Проверим? Есть такая скороговорка «Горлица, горлица, где твоя горница?» Сейчас эту скороговорку я скажу быстро три раза.
Воспитатель произносит в быстром темпе скороговорку.
В.: - Получилось у меня? (ответы детей) А сами хотите попробовать эту скороговорку сказать быстро? (ответы детей)
Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее, и очень быстро (хоровое и 2-3 индивидуальных повторения).
В.: - Молодцы ребята! Нашим гостям, Чебурашке и Цыпленку, очень понравилось смотреть, как вы играете со звуками. Теперь они тоже умеют различать звуки Ц и Ч. И знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Цыпленок.
Рефлексия.
В.: - Вот и подошло наше занятие к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии?
- Что вам понравилось? Почему? (ответы детей)
- Что было сложным для вас? (ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...
НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи). Тема "Поможем Ване"
Открытое занятие в младшей группе по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи)....
Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа
Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...
Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи во 2 младшей группе) Тема: « Ёжик в гостях у ребят».
• упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф,] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразительности речи; • развивать воображение; • воспитыв...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»
Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...
19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Звуковая культура речи. Звуки «Д» и «ДЬ». Заучивание стихотворения «Дятел».
Создавать условия для четкого и правильного произношения звуков «д» и «дь» в звукоподражаниях в словах и во фразах.Вырабатывать поэтический слух....