Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи» тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кузнецова Анна Евгеньевна

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи»

тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»

группа дошкольного возраста с 5-ти до 6-ти лет

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельностипо  физическому  развитию  детей Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие: звуковая культура речи»

тема: «Дифференциация звуков «ц» - «ч»

группа дошкольного возраста с 5-ти до 6-ти лет

                                                                                                                  Составила  и провела:

                                                                                                                  воспитатель:  Кузнецова А. Е.

Санкт-Петербург

2021 г.

Цель: формировать умение дифференцировать звуки «ц» - «ч».

Образовательные задачи:

- Формировать умение различать на слух и отчётливо произносить сходные по звучанию и артикуляции согласные звуки Ч и Ц.

- Определять место положения звука в слове (начало, середина, конец).

- Упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Развивающие задачи:

- Продолжать развивать фонематический слух

Воспитательные задачи:

- Воспитывать усидчивость.

Демонстрационный материал:

- Игрушки (чебурашка и цыпленок).

Раздаточный материал:

- Карточки с тремя клетками на каждого ребенка

-Фишки

Ход занятия

1. Организационный момент

Дети располагаются полукругом в свободной зоне.

В: - Ребята, посмотрите на нашу ширму для театрализованной деятельности. Там кто- то  спрятался. Как вы думаете, кто это?  (ответы детей)

- Я предлагаю вам подсказку. Хотите? (ответы детей) За ширмой спрятались две игрушки. Название первой игрушки начинается на звук «Ч». Кто это может быть? (ответы детей)  Это – Чебурашка (появление игрушки).

- Вторая подсказка. Название этой игрушки начинается на звук «ц» (ответы детей)

- Спрятавшаяся игрушка – цыпленок (появление игрушки)

- Чебурашка и Цыпленок спрятались от нас, как вы думаете почему? (ответы детей)

Основная часть:

В: - Звуки «Ц» и «Ч» легко перепутать, поэтому сегодня мы будем учиться их различать. Сейчас мы поиграем в игру «Будь внимательным!»

Правила игры:

Я буду произносить звуки. Когда услышите звук «ц» - хлопните в ладоши,  а когда услышите звук «ч» - поднимите руку вверх (чашка, цапля, очки, огурец, циновка, поцелуй, скрипач, одуванчик).

В: - Ребята, как вы думаете, можно ли изменить слово со звуком «ц» так, чтобы появился звук «ч»? (ответы детей)

 - Конечно можно. Например: лисица – большая. А как мы скажем, если она маленькая? (лисичка).

- Я вам сейчас буду называть слово со звуком «ц», а вы изменяете его так, чтобы появился звук «ч».

Птица – птичка

Заяц – зайчик

Блюдце – блюдечко

Кольцо – колечко

Яйцо – яичко

Палец – пальчик

Крыльцо – крылечко

Пуговица – пуговичка

Огурец – огурчик

Страница – страничка

Птенец – птенчик

Перец – перчик

Овца – овечка

В: Вы молодцы, правильно выполнили задание. А теперь предлагаю вам немножко отдохнуть. Готовы? (ответы детей)

Динамическая пауза:

Ветер дует нам в лицо (махи кистей рук в направлении  лица) 

Наклонилось деревцо. (наклоны вправо-влево)

То налево (наклон влево).

То направо (наклон вправо)

То к земле его прижало (приседание вниз)

Ветер, тише, тише, тише (махи руками от лица)

Мы растем все выше, выше (медленное поднимание вверх)

В.: - Вот мы с вами и отдохнули. На ваших столах лежат карточки и фишки. Подойдите, посмотрите, как вы думаете, для чего они нужны?  (ответы детей)

- У каждого из вас есть карточка с тремя клетками и фишка. Я буду называть слово, а вы должны определить, где находится звук «ц» или «ч» в этом слове: в начале, в середине или в конце слова – и поставите фишку в нужную клеточку. 

Слова со звуком «ц» или «ч»: чудаки, мудрец, скворец, ночь, кирпичный, цыпленок.

В.: - Вы хорошо справились с этим заданием. А сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения Н. Крандиевской «Колыбельная».

Уж ты ельничек,

Можжевельничек,

Весь в иголочках,

Остроколочках.

В.: - Как вы понимаете слово можжевельничек? (ответы детей) а слово «остроколочка»? (ответы детей)

Сейчас я еще раз прочитаю четверостишие, а вы внимательно слушайте и затем назовите слова со звуком «ч», которые вы услышали.

В.: - Молодцы, ребята, и с этим задание вы хорошо справились. Ребята, как вы думаете, я умею быстро говорить? (ответы детей) Проверим?  Есть такая скороговорка «Горлица, горлица, где твоя горница?»  Сейчас эту скороговорку я скажу быстро  три раза.

Воспитатель произносит в быстром темпе скороговорку.

В.: - Получилось у меня? (ответы детей) А сами хотите попробовать эту скороговорку сказать быстро? (ответы детей)

Воспитатель объясняет детям незнакомые слова. Затем проговаривают скороговорку медленно, четко выговаривая слова, потом быстрее, и очень быстро (хоровое и 2-3 индивидуальных повторения).

В.: - Молодцы ребята! Нашим гостям, Чебурашке и Цыпленку, очень понравилось смотреть, как вы играете со звуками. Теперь они тоже умеют различать звуки Ц и Ч. И знают с какого звука начинаются слова Чебурашка и Цыпленок.

Рефлексия.

В.: - Вот и подошло наше занятие к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии?

- Что вам понравилось?  Почему? (ответы детей)

- Что было сложным для вас? (ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

НОД В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи). Тема "Поможем Ване"

Открытое занятие в младшей группе по образовательной области "Речевое развитие" (звуковая культура речи)....

Конспект непосредственной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Звуковая культура речи» подготовительная группа

Цель: Развивать у детей старшего дошкольного возраста звуковую культуру речиЗадачи:Учить детей отчетливо произносить звуки [ж], [ш] в словах и фразах, определять позицию звука в слове.Упражнять д...

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи во 2 младшей группе) Тема: « Ёжик в гостях у ребят».

• упражнять детей отчетливо произносить звуки [ф] и [ф,] изолированными и в разных частях слов, способствовать формированию интонационной выразительности речи; • развивать воображение; • воспитыв...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группеОбразовательная область - речевое развитие«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]»...

19.02.2024г. Конспект занятия в 1 младшей группе. Образовательная область: Речевое развитие. Звуковая культура речи. Звуки «Д» и «ДЬ». Заучивание стихотворения «Дятел».

Создавать условия для четкого и правильного произношения звуков «д» и «дь» в звукоподражаниях в словах и во фразах.Вырабатывать поэтический слух....