Консультация для родителей «Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?»
консультация

Цветкова Зинаида Леонидовна

Почему же загадкам отводится такое огромное значение? Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

Самое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить:  где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет!

Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?), показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то указывает на сущность, то на его назначение.

Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Но ведь, загадка есть не что иное, как вопрос, поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки.

Часто мамы и папы удивляются тому, что малыш не знает ответа на, казалось бы, такую легкую загадку, и торопятся ему подсказать. Не торопитесь! Лучше научите ребенка их отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ – результат верного хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к предмету разговора.

Загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.

Вот как описывается солнце в одной из загадок:

«Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи–

Очень даже горячи».

Эта загадка насыщена ощущениями, звуками, настроением. Она способствует воспитанию эстетических чувств у детей. А как развивает воображение! Такие загадки помогают по-другому взглянуть на самое обыкновенное в этом мире: солнышко, цветок, бабочку. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно малыш его изучит.

Вот, например, загадки про лук:

•       «Не бьет, не ругает, а плакать заставляет»

•       «Зелененькая птичка в землю снесла яичко»

•       «Сидит баба на грядках, вся в заплатках.

Кто ни взглянет, всяк плачет».

Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья – о его внешнем виде.

Сколько интересного узнает малыш! Ведь загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.

Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.

Вот так, используя загадку, вы легко и непринужденно научите своего малыша логически мыслить, искать решения, рассуждать, самостоятельно анализировать, чувствовать ритм. Поможете развить эстетическое и поэтическое чутье, память, воображение и речь.

Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора. А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия.

Приступая к отбору загадок, необходимо,  прежде всего,  определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать,  а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.

При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок  можно использовать такие  приёмы, как  наблюдение,  рассматривание натуральных предметов,  фотографий, кино- и видеофильмов, чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы,  беседы на интересные детям темы,      решение проблемных ситуаций.

Обучение детей  придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.

- Ёжик - какой?

Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.

- Что еще, кроме ёжика, бывает колючим?

- Ёлка, кактус, иголка...

- Что еще бывает круглым?

- Колобок, солнце, мяч…

- Что бывает маленьким?

- Муравей, мышка, паучок…

- Что еще бывает серым?

- Волк, мышь, заяц…                            

Выбирается по  одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк.  Получается загадка: 

Колючий, а не ёлка.

Круглый, а не колобок.

Маленький, а не муравей.

Серый, а не волк. (Ответ: ёжик).

Чтобы работа по придумыванию загадок была  увлекательной, загадку, которую придумает ребенок,  взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность  захватывает детей: им  хочется сочинять   загадки,  которые  взрослому  трудно  отгадать.

В заключении отметим, что не следует за один раз составлять больше четырех загадок. Главное   – стремиться к максимально возможному пониманию ребенком своих загадок!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?

Подготовила воспитатель Цветкова З. Л.

Почему же загадкам отводится такое огромное значение? Отгадывание загадок способствует активному развитию речи: обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

C:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\масленица\img0.jpgСамое главное достоинство загадок в том, что они развивают мышление и, соответственно, помогают нам вырастить малыша интересным и умным человеком, причем совершенно непринужденно – играючи. Чтобы ребенок смог дать правильный ответ, он должен вспомнить:  где он «это» видел, на что «это» похоже, какого «оно» цвета или размера. А значит, мыслительный процесс идет!

Загадки – это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы (что? откуда? из чего сделано?), показывают разные грани предмета: то останавливают внимание на внешнем виде, то указывает на сущность, то на его назначение.

Педагоги-психологи установили, что обучение ребенка разгадыванию загадок можно начинать с трех лет. Но ведь, загадка есть не что иное, как вопрос, поэтому уже с самого маленького возраста загадывайте детям загадки.

Часто мамы и папы удивляются тому, что малыш не знает ответа на, казалось бы, такую легкую загадку, и торопятся ему подсказать. Не торопитесь! Лучше научите ребенка их отгадывать. Ведь правильно и самостоятельно найденный ответ – результат верного хода мыслей. К тому же, привыкая к готовым решениям, дети теряют интерес к предмету разговора.

Загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.

Вот как описывается солнце в одной из загадок:

http://dzschool13.3dn.ru/11.jpg«Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи–

Очень даже горячи».

Эта загадка насыщена ощущениями, звуками, настроением. Она способствует воспитанию эстетических чувств у детей. А как развивает воображение! Такие загадки помогают по-другому взглянуть на самое обыкновенное в этом мире: солнышко, цветок, бабочку. Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат. Загадывая загадки, вы приучаете ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения.

Чем больше загадок вы загадаете об одном предмете, тем более полно малыш его изучит.

Вот, например, загадки про лук:

•        «Не бьет, не ругает, а плакать заставляет»

•        «Зелененькая птичка в землю снесла яичко»

•        «Сидит баба на грядках, вся в заплатках.

Кто ни взглянет, всяк плачет».

Первая загадка говорит о таком отличительном качестве лука, как его способности вызывать слезы, вторая о том, что он посажен в землю и растет особым образом, а третья – о его внешнем виде.

Сколько интересного узнает малыш! Ведь загадки полны познавательного смысла, содержат много сведений об окружающем мире.

Попросите малыша загадать загадки вам. Тем самым вы потренируете его память и «проверите», насколько внимательно он вас слушал.

Вот так, используя загадку, вы легко и непринужденно научите своего малыша логически мыслить, искать решения, рассуждать, самостоятельно анализировать, чувствовать ритм. Поможете развить эстетическое и поэтическое чутье, память, воображение и речь.

Многие загадки обладают важным качеством. Они развивают чувство юмора. А еще ребятишки любят не только отгадывать загадки, но и загадывать их маме, папе, бабушке или своим приятелям. А ведь запомнить нужно не только саму загадку, а и ответ. Значит, загадки развивают детскую память. Причем делают это ненавязчиво и весело. Рано или поздно малышу захочется придумать свою собственную загадку. А это в свою очередь очень полезное упражнение для развития творческого мышления, фантазии, воображения.

Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Отгадывание и придумывание загадок – это не только прекрасное средство активизации умственной и речевой деятельности детей, но и увлекательные занятия.

Приступая к отбору загадок, необходимо,  прежде всего,  определять доступность их содержания, учитывать полноту, конкретность, точность характеристик, сложность художественного образа, язык загадки, а также опыт ребёнка, его знания.

Отгадывание загадок и объяснение вывода (доказательство) требуют от ребёнка умения мыслить, рассуждать, творчески решать логическую задачу, находить убедительную форму выражения своих мыслей. Когда дети овладеют различными способами доказательства, то и отгадывать,  а далее придумывать они будут легче и точнее, так как приобретут навык логического рассуждения. Доказательство отгадок вызывает у детей живой интерес, формирует мышление и речь.

При обучении детей отгадыванию и придумыванию загадок  можно использовать такие  приёмы, как  наблюдение,  рассматривание натуральных предметов,  фотографий, кино- и видеофильмов, чтение журналов, энциклопедических статей, познавательной и художественной литературы,  беседы на интересные детям темы,      решение проблемных ситуаций.

Обучение детей  придумыванию загадок лучше всего начать с загадок, основанных на отрицательных сопоставлениях. Для этого необходимо научить детей сравнивать предметы. Обучение сравнению можно начать с выделения главных признаков предмета. Например. Объект – ёжик.

- Ёжик - какой?

Дети называют признаки: колючий, круглый, маленький, серый.

- Что еще, кроме ёжика, бывает колючим?

- Ёлка, кактус, иголка...

C:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\малышам\10896241_68120nothumb650.jpg- Что еще бывает круглым?

- Колобок, солнце, мяч…

- Что бывает маленьким?

- Муравей, мышка, паучок…

- Что еще бывает серым?

- Волк, мышь, заяц…

                                                           

Выбирается по  одному обозначению из признаков: ёлка, колобок, муравей, волк.  Получается загадка:  

Колючий, а не ёлка.

Круглый, а не колобок.

Маленький, а не муравей.

Серый, а не волк. (Ответ: ёжик).

Чтобы работа по придумыванию загадок была  увлекательной, загадку, которую придумает ребенок,  взрослый должен отгадывать «с трудом» или «с ошибками». Такая совместная деятельность  захватывает детей: им  хочется сочинять   загадки,  которые  взрослому  трудно  отгадать.

В заключении отметим, что не следует за один раз составлять больше четырех загадок. Главное   – стремиться к максимально возможному пониманию ребенком своих загадок!

C:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\масленица\img.jpgC:\Documents and Settings\ASUS\Рабочий стол\масленица\img24.jpg

\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Почему важно учить ребенка отгадывать загадки?"

Загадки - это настоящие логические задачки, которые ставят вопросы: что? откуда? из чего сделано?, показывают разные грани предмета или объекта. Помимо того, что загадки способствуют активному развити...

Консультация для родителей "Почему полезно учить ребёнка играть в шахматы?"

Как отвлечь ребёнка от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного болтания по улицам? Один из лучших способов – научить его игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая игра доставл...

Консультация для родителей: «Почему важно учить ребёнка играть в шахматы».

Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успе...

Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?

Почему важно учить ребёнка отгадывать загадки?...

Консультация для родителей "Почему важно научить ребёнка одеваться самому"

Правила для родителей для обучения детей одеванию...