Интегрированное занятие с детьми с ОВЗ "Здравствуй, зимушка-зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павлова Наталья Юрьевна

Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя с использованием мнемотаблиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannoe_zanyatie_s_detmi_s_ovz.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

 «Здравствуй, Зимушка-зима!»интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда по развитию речи  с использованием мнемотаблицы

Цели:

-учить детей составлять описательный  рассказ на тему «Зима» с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима», называть признаки зимы;

-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

- формировать навыки связности, развернутости, непрерывности высказывания;

- закреплять правильное употребление в речи относительных прилагательных;

- продолжать учить составлять предложения о зиме  с опорой на схемы-картинки;

- учить  выделять родственные слова к слову зима из контекста и подборе к слову снег по мнемотаблице;

- закреплять согласование прилагательных к существительным в роде.

коррекционно-развиваюшие:

-развивать длительный плавный выдох, зрительное внимание, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением;

- фонематический слух, восприятие;

-общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица.

коррекционно-воспитательные:

- расширять у детей представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Организационный момент.

Воспитатель :Здравствуйте, дети!Посмотрите сколько у нас сегодня  гостей. Давайте поздороваемся

 Сейчас я загадаю вам загадки. Слушайте внимательно. (Слайды 2 – 4)

Снег на полях лёд на реках,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой)

Бел, да не сахар,

Ног нет, да идёт. (Снег)

Без досок, без топоров

Через реку мост готов. (Лёд)

О  каком времени  года эта загадки?       

 Дети:  О зиме

Вос:Правильно, сегодня мы поговорим с вами о зиме.

Лог: Ребята,давайте проведём  с вами зимнюю артикуляционную гимнастику!

1. Артикуляционно-дыхательные и мимические упражнения.

«Мороз трещит» [щщщщщщщщщщщщ] (громко, тихо)

«Ветер свистит» [сссссссссссссссс] (громко, тихо)

«Вьюга завывает» [уууууууУУУУУУУУууууу] (громко, тихо)

«Лошадка на санях детей катает»

Поцокать широким язычком.

«Погреем ладошки» [хххххххххххх] (сильно, слабо).

2.Для челюсти «Окошко» «Окошко открывается и закрывается» - спокойное открывание и закрывание рта.

3.Упражнение для губ и щек

«Снеговики радуются снегу и морозу». Надуть щеки. Веселое выражение глаз.

4.Упражнения для язычка:

«Сосулька». Высунуть «острый» язык как можно дальше удерживать его в таком положении (под счет до «шести—восьми»).

«Санки-ледянки». Сделать язык «чашечкой».

«Горка для спуска». Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».

«Саночки». Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

«Ураганный ветер открывает и закрывает форточку». Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.

«ЗИМА» чистоговорки

МА - МА – МА -  наступила вновь зима                                                               

РА – РА – РА – снежная гора                                                                                

ТА – ТА – ТА – зимою красота                                                        

ДА – ДА – ДА - зимою холода                                                                     

ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу                                                                            

ОЙ – ОЙ – ОЙ – птицам холодно зимой                                                            

ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой                                                               

ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель                                                             

Восп:2. Упражнение «Кто больше?» Придумать прилагательные к словам. (Слайды 6 – 7)

* Зима (какая)

(длинная, снежная, морозная, холодная …)

* Снег (какой)

(белый, холодный, пушистый)

* Лёд (какой)

(холодный, прозрачный, гладкий, скользкий)

* Сосулька (какая)

(длинная, холодная, колючая …)

6. Динамическая пауза «Зимой в лесу»

В лесу елочка стояла, Руки опущены вниз. Присесть, встать, поднять

С каждым годом подрастала. руки через стороны над головой.

Ты ветвей её коснись, Вытянуть руки вперёд, опустить.

С нашей ёлкой подружись.

Прячемся под елкой, Присесть, закрыть лицо руками.

Не боимся волка.

А замерзнем - не беда, Прыжки на двух ногах.

Мы попрыгаем тогда.

3. Упражнение «Назови правильно» Рассматривание мнемотаблицы. Дети рассказывают, что они видят на картинках. (Слайды 8 – 9)

4. Рассматривание каждой картинки и составление предложений по ним. (Слайды 10 – 18)

У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль.

Зимой повсюду снег.

Солнце светит, но не греет.

В домах топят печи.

Люди одеваются тепло, потому что на улице холодно.

Домашние животные зимой находятся в своих домах.

Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка – в тёплом дупле, зайчик сменил шубку на белую и прячется под кустом.

Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм.

У детей зимой много развлечений: катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом.

5. Воспроизведение предложений по таблице по памяти. (Слайд 19)

7. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

   Лог:Лепим снежок

Раз, два, три, четыре, (Хлопать в ладоши: попеременно то правая, то левая рука сверху.)

Мы снежки весь день лепили. (Имитировать лепку снежков.)

Мы бросали их, ловили, (Соответствующие движения.

 Бабу снежную лепили.

Ох, устали! Отдохнём, (Движение рукой по лбу, как бы смахивая пот.)

И опять лепить начнём! (Махнуть рукой.)

7. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице.

8. Игра «Снежная куча» (Слайды 20 – 22)

Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из слов, которые все похожи на слово “снег”.

• Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

• Есть слово длинное – снегопад.

• Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).

• Есть слово - человек, сказочный персонаж – снегурочка.

• Есть слово – фигура, вылепленная из снега – снеговик.

• Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.

• Есть слово – цветок – подснежник.

• Есть слово - птица - снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Предлагаю вам, дети, собрать их (Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

9. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия (в старшей группе) Тема: «Зимушка – зима»

Программное содержание. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях. Закрепление знани...

Интегрированное занятие в 1 младшей группе «Зимушка-зима»

Совместно с музыкальным руководителем, Комаровой О. Г.Познавательное. Познавательная деятельностьТема «Зимушка-зима»Цель:1. Закрепить у детей представление о признаках зимы. Побуждать детей к использо...

Конспект интегрированного занятия для детей старшей группы «Зимушка-зима»

Создать условия для музыкально творческой работы. Объединить опыт и знания детей для создания целостной картины мира....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Здравствуй, Зимушка-зима»

Интегрированное познавательное занятие с элементами аппликации для средней группы детского сада с использованием ИКТ, игрушки - куклы. Помогает закрепить накопленные детьми представления о зиме; разви...

конспект интегрированного занятия в средней группе "Здравствуй, Зимушка-зима"

уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека...

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Зимушка-зима»

Цель:• развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста;Задачи:Развивающие:• закреплять названия основных цветов;• развивать мелкую моторику рук через дей...