Календарно-тематическое планирование по теме "Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Валерьевна Любиченко

Темы занятий с детьми разработаны на весь учебный год. Предлагаемые метододы и приемы работы могут быть дополнены или изменены. Формы работы представлены в разных видах деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно- тематическое планирование по теме «Воспитание культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста»

Месяц

Регламентированная деятельность

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

Сентябрь

1. «Учимся представляться. Будем знакомы».

Цель: Помочь составить ребенку представление об основных правилах знакомства с окружающими взрослыми и сверстниками, об употребляемых этикетных выражениях в определенных случаях.

Методы и приемы:

- беседа

- игровые упражнения на развитие чувства близости «Ласковое имя»

- художественное слово

- проигрывание игровых ситуаций «Знакомство».

- Ситуативное общение «Как тебя

называют дома?»

2. «Говорю и понимаю без слов»

Цель: Познакомить детей с возможностью общаться без слов и понимать, о чем говорят другие, понимать настроение при помощи жестов и мимики.

Методы и приемы:

- Беседы

- игры на раскрепощение детей

- проигрывание проблемных ситуаций

- игровые упражнения

Чтение художественных произведений:

Г. Остер «Будем знакомы», рассказы В. Осеевой, С. Афонькин «Как побороть страх», Л. Найденова «Новая девочка», С. Маршак « О мальчиках и девочках».

Игры:

- Дидактическое упражнение «Мы похожи- мы отличаемся»

- «Назови соседа ласково»

- «Кто под платочком?»

- «Кто к нам пришел?»

- «Внимание! Пропал ребенок!» (найти по словесному описанию)

- игровые  ситуации знакомства.

Игра «Подари движение», «Покажи настроение»,

рассматривание и обсуждение фотографий «Эмоции», игровое упражнение «Мимическая гимнастика»

Включение в ролевые игры детей игровых ситуаций знакомства;

Игра «Лучшее знакомство»

Включение в ролевые игры детей игру «Придумай и покажи».

Драматизация знакомых художественных произведений без слов с помощью жестов и мимики.

Подвижная игра «Море волнуется раз…»

Октябрь

1. «Давайте говорить друг другу комплименты…»

Цель: Познакомить с применением комплиментов, как способа восхищения, поощрения, выражения доброжелательности.

Методы и приемы:

- игровые упражнения

- разъяснения

- моделирование и анализ ситуаций

- рассматривание фотоиллюстраций

- чтение художественной литературы

2. «Все начинается со слова «Здравствуй».

Цель: Раскрыть значение слова «Здравствуй», употребление его в зависимости от времени суток, партнера вариативных слов приветствия.

Методы и приемы:

- Беседа, разъяснение

- моделирование и анализ ситуаций приветствия

- игровые упражнения

- художественное слово

Беседа с детьми.

Игры: «Чудесные превращения», «Вежливые отгадки», «Бояре», «Эхо», «Вежливый котик».

Игровое упражнение «Скажи другу комплимент».

Игровая ситуация «Волшебные очки», «Озвучь картинку».

Чтение художественных произведений: А. Кондратьева «Добрый день», А.Барто «Шла вчера я по Садовой», М. Дружининой «Кто знает волшебное слово».

Игры «Кто правильно поздоровается?», «Скажи по- другому»

Игра- драматизация Страна вежливости»

Продуктивная деятельность: рисуем автопортрет «В подарок другу», дидактические настольные игры, игры парами, побуждающие детей к воспроизведению известных им формул одобрения, поощрения

Использование этикетных формул во время приветствия.

Игры- драматизации.

Использование слов приветствия во время сюжетно- ролевых игр.

Ноябрь

1.«Расставаясь, говорим мы «до свидания»

Цель: Раскрыть значение слова «До свидания», употребление в зависимости от партнера различных форм прощания.

Методы и приемы:

- слушание отрывков из художественных произведений

- моделирование и анализ ситуаций прощания

- этюд на расслабление

- игра- драматизация

- игровое упражнение

2. «Волшебное слово «Спасибо».

Цель: Обучить детей уместному использованию различных слов, формул благодарности.

Методы и приемы:

- моделирование

- проигрывание и анализ ситуаций

- прием ТРИЗ «Что было бы, если…»

- чтение худ. литературы, обсуждение прочитанного

- игровые упражнения

- ситуации общения

Загадки, чтение художественной литературы, игра «Скажи по- другому», моделирование ситуаций прощания

Игра-драматизация «День рождения», игровая ситуация «У нас в гостях Незнайка», Игра «Вежливый котик», чтение художественных произведений, проигрывание ситуаций

Использование этикетных формул при прощании. Использование этикетных формул прощания в сюжетно-ролевых играх. Игра «Факиры».

Использование различных формул благодарности в сюжетно- ролевых играх. Дидактические игры, игры парами, в ситуациях общения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Декабрь

1-2 «Вежливая просьба»

Цель: Познакомить детей с доступными формами выражения просьбы, адресованной разным партнерам по общению: незнакомым, знакомым людям, близкому человеку, взрослому и сверстнику.

Методы и приемы:

- беседа

- художественное слово

- прием ТРИЗ «Что было бы, если…»

- проигрывание ситуаций

- игровые упражнения

- рассматривание иллюстраций, фотографий.

Чтение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы», «Знал одного ребенка я», И. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый», С. Погореловского «Что значит быть вежливым», В. Осеевой «Вежливое слово». Игры-драматизации «Как Буратино стал вежливым». Литературное викторина «Здравствуйте, пожалуйста, спасибо». Сочинение этикетной сказки.

Драматизация сказки «Колобок». Использование форм выражения просьб в ситуациях каждодневного общения, в сюжетно- ролевых играх, упражнение «Доскажи словечко», настольно- печатные игры, игры в командах.

Январь

1. «Разговор о том, как быть уступчивым»

Цель: Объяснить, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, применяя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение.

Методы и приемы:

- Беседа

- художественное слово

- моделирование и проигрывание ситуаций

- игровые упражнения

- прием ТРИЗ «Цепочка слов»

2. «.Настроение мое и окружающих».

Цель: Учить детей выражать свое настроение речевыми и неречевыми средствами общения, а также понимать настроение окружающих взрослых и детей.

Методы и приемы:

- слушание музыкальных произведений

- дидактические игры

- рисование своего настроения

- беседа

- этюды на выражение эмоций

- рассматривание фотографий

Чтение художественных произведений о дружбе. Игра- драматизация «Катание кукол на санках», Этюд «Кто виноват?». Упражнение «Волны», «Передай другому».

Упражнение «Настроение». Игра «Покажи настроение». Этюды «Облака», «Сосредоточенный», «Усталость», «Солнышко» и др. Рассматривание и обсуждение иллюстраций, пиктограмм

Игра парами «Мозаика в парах», «Рукавички», «Рисуем домики». Игра «Старенькая бабушка», «На мостике». Подвижная игра «Не намочи ноги».

Применение разученных этюдов в ролевых играх. Дидактические игры «Узнай, кто это?», «Найди меня». Этюд «Мои эмоции»

Февраль

1. «Я учусь культурно разговаривать».

Цель: Познакомить детей с правилами культурного поведения при общении с окружающими.

Методы и приемы:

- Беседа

- Художественное слово

- игра- драматизация

- дидактическая игра

2. «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно».

Цель: Развитие грамматически правильной речи: произносить слова чисто, внятно, выразительно.

Методы и приемы:

- игровые упражнения

- артикуляционная гимнастика

- упражнения на регуляцию дыхания

- художественное слово

Чтение  произведений устного народного творчества.  Игра- обсуждение «Взаимоотношения», «Воздушный шарик, прилетай». Дид. игра «Скажи наоборот». Драматизация сказок.

Артикуляционная гимнастика. Упражнения на регуляцию дыхания. Чтение художественных произведений с последующей беседой. Этюд «Кому как можно подражать». Игра- драматизация «Черепаха и заяц». Сочинение сказок- перевертышей. Игры «Конкурс хвастунов», «Испорченный телефон», «Эхо», «Бабушка Маланья».

Упражнения «Часы», «Лего». Использование в свободном речевом общении скороговорок, потешек, прибауток.

Словесные дидактические игры. Подвижные игры со словами.

Март

1. «Разговор с другом»( взрослым, или сверстником)

Цель: Формирование у детей умения слушать собеседника, быть внимательным к партнеру по общению.

Методы и приемы:

- игры парами

- игровые упражнения

- моделирование и проигрывание ситуаций

- слушание отрывков из художественных произведений

Чтение В.Катаев «Цветик- семицветик», В. Осеева «Три товарища». Игровые упражнения «Опиши друга», «Подарок другу», «Сравнения», «Волшебный магазин». Совместное рассказывание сказки «Продолжай рассказывать».

Игры парами. Игры- драматизации, постановки кукольных спектаклей по желанию  детей (по подгруппам: первая- артисты, вторая- зрители). Сюжетные творческие игры.

Март- апрель

1. Сострадание, утешение, милосердие, забота»

Цель: Учить применять сопереживание со словесным выражением сочувствия, утешения, употребляя для этого специальные этикетные формулы.

Методы и приемы:

- художественное слово

- моделирование и проигрывание ситуаций

- прием ТРИЗ «Хорошо- плохо»

- рассматривание иллюстраций

- игра- драматизация

Использование приема ТРИЗ   ««Хорошо- плохо». Знакомство и обсуждение пословиц, поговорок по теме. Упражнения «Связующая нить», «Цветок вежливости». Игры «Добрые волшебники», «Царевна- Несмеяна», «Утка с утятами», «На мостике», «Старенькая бабушка». Чтение сказки «Кукушка», Р. Зернов «Как Антошка полюбил ходить в детский сад».

Дид. .игры, изготовление разных поделок для детей младших групп. Игры с детьми младших групп, показ театрализованных представлений, взаимопосещение.

Апрель

1. «Добрые дела, волшебные слова»

Цель: Формировать доброжелательное отношение к окружающим взрослым, сверстникам, малышам, умение выбирать правильную формулу выражения своих чувств, мыслей.

Методы и приемы:

- рассматривание иллюстраций

- беседа

- сочинение сказок- перевертышей

- этюды

- игровое упражнение

- Моделирование и анализ ситуации

- разъяснение вежливых обращений

- чтение художественной литературы

Сочинение сказок- перевертышей, вежливых сказок.

Игры: «Улыбка», «Добрые мысли», «Воздушный шарик, прилетай», «Весенняя веточка», игры с правилами

Поделки своими руками для детей младших групп, родителей. Употребление вежливых слов в повседневном общении, обыгрывание  волшебных слов в ролевых и творческих играх.

Май

1. «Якалки, плаксы, ябеды»

Цель: Учить детей адекватному, культурному поведению, общению в конфликтной ситуации.

Методы и приемы:

- игровое упражнение

- прием ТРИЗ «Цепочка слов»

- моделирование и проигрывание ситуаций

- игра- драматизация

- чтение художественной литературы

- обсуждение поступков героев

Чтение художественных произведений Б. Житков «Как слон спас хозяина от тигра», Л. Квитко «Два друга». Игры: «Ситуации», «Морозко», «Узнай, кто это?», «Волшебное зеркало»

Подвижные игры, ролевые игры, дидактические игры, игры парами, театрализованные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание культуры речевого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)».

Материал содержит описание опыта работы учителя-логопеда по формированию социально-коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)....

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.

Формирование культуры межличностного общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической среде детского сада.Изучение человеческих отношений, взаимоотношений, общения, ставшее по утверждени...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обосновывается актуальность проблемы развития навыков речевого общения у детей старшего дошкольного возраста. Автором раскрыто содержание основных понятий – «общение», &laqu...

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста

Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания культуры межэтнического общения у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в полиэтническом детском саду

В статье анализируются результаты исследования и описан опыт работы по формированию межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях полиэтнического детского сада...

Детский телеканал как средство развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста

Организация детского телеканала «Академия» в образовательном учреждении, послужит хорошей мотивацией для развития речевого общения у детей старшего дошкольного возраста, так как применение...