Формирование предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности
статья по развитию речи (старшая группа)

Гайдарова Алина Ровшановна

Одним из важных показателей грамотной речи любого ребенка является умение правильно употреблять предлоги. Именно поэтому возникает необходимость организации работы в рамках формирования грамматического строя речи детей по развитию навыков употребления предлогом детьми в дошкольном возрасте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon f.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Гайдарова Алина Ровшановна

Формирование предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности

Одним из важных показателей грамотной речи любого ребенка является умение правильно употреблять предлоги. Именно поэтому возникает необходимость организации работы в рамках формирования грамматического строя речи детей по развитию навыков употребления предлогом детьми в дошкольном возрасте.

Предлоги выполняют определенную функцию в речи – зависимость одних слов от других в словосочетании. Не зная эти слова, дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. К 4,5-5-летнему возрасту ребенок овладевает всей системой русского языка, в том числе навыками употребления предлогов.

Предлоги являются частицами речи, служащими для выражения пространственных, временных, причинных, целевых, притяжательных, ограничительных и других отношений между объектами или таких же отношений объектов к действиям, состояниям и качествам. Обозначением предлогов выступают синтаксические отношения между формами косвенных падежей имен существительных, местоимений или субстантивированных прилагательных и числительных, с одной стороны, и глаголами, именами существительными, местоимениями, прилагательными, реже наречиями, с другой стороны [1].

В дошкольной практике огромное значение для развития речи детей дошкольного возраста в целом, так и для развития навыков употребления предлогов, в частности, выступает игровая деятельность.

Необходимость развития игровой деятельности у детей дошкольного возраста подтверждается исследованиями о роли игры в развитии дошкольников, проводимыми уже в начале XX века (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев,                        Д.Б. Эльконин и др.). В настоящее время актуальность этого вопроса подкрепляется текстом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где игра определяется средством для организации деятельности ребенка, его многогранного развития в социально-коммуникативном, речевом, познавательном, художественно-эстетическом и физическом направлении развития и образования детей [3].

Игра занимает важное место в жизни ребенка в дошкольный период, являясь ведущим видом его деятельности. Игра представляет собой деятельность, которая имеет большое значение для развития ребенка, в ней происходит формирование действий и представлений, ориентации  в отношениях между людьми, первоначальных навыков кооперации                     (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

О.С. Газман считает, что игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил [2].

По мнению Д.Б. Эльконина, игровая деятельность – это основа социальных взаимоотношений, способствующая разрешению имеющихся противоречий и готовящая ребенка к реализации иных видов деятельности». Как отмечает автор, в игровой деятельности формируются важнейшие личностные стороны участников социума: у дошкольников формируются новые мотивы, устанавливается соподчиненность данных мотивов, происходит формирование механизмов управления собственными поведенческими реакциями, понимание норм этики и моральных устоев окружающих взрослых [4].

Работу по формированию предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности необходимо осуществлять поэтапно.

Подготовительный этап. Цель: создание базы для употребления предложных конструкций старшими дошкольниками через развитие пространственных представлений, умения понимать предлоги.

Основной этап. Цель: формирование навыков употребления в речи предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности.

Заключительный этап. Цель: закрепление навыков употребления предложных конструкций в связной речи в условиях игровой деятельности.

В таблице 1 представлено содержание работы по формированию предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности.

Таблица 1

Содержание работы по формированию предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности

Этап

Цель

Игры

Задачи

Подготовительный

Создание базы для употребления предложных конструкций старшими дошкольниками через развитие пространственных представлений, умения понимать предлоги.

«Веселая зарядка»

Закрепить представления о схеме тела, научится переводить зрительно-гностическое пространство в телесно-гностическое и наоборот, что очень полезно для развития пространственных представлений в целом.

«Карта сокровищ»

Учить ориентироваться не только в реальном пространстве, но и в его схематичном изображении.

«Пчелка»

Учить ориентироваться в пространстве листа, закрепить понятия «вправо», «вверх», «вниз», развивать внимание.

«Разложи предметы»

Закрепить понимание  предлогов на, между, ближе, от и др.

«Займи поле»

Ориентировка в пространстве листа, развитие функций внимания и мышления.

«Лабиринт»

Ориентировка в пространстве листа, развитие внимания.

«Гонки»

Ориентировка в пространстве листа.

«Танки»

Развитие пространственных представлений, способствующих предупреждению зеркальности на письме.

«Рисунки из Зазеркалья»

Развитие пространственных представлений, способствующих предупреждению зеркальности на письме.

«Золотой ключик»

Формирование графической составляющей образов буквы, слова, развитие внимания.

Основной

Формирование навыков употребления в речи предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности.

«Сделай, не ошибись!»

Формирование навыков употребления предлогов.

«Откуда и куда?»

Формирование умения употреблять существительные с предлогами В и ИЗ, НА и С.

«Исправь ошибки Незнайки»

Формирование умения употреблять предлоги ПО, ЧЕРЕЗ.

«Кто с кем? Кто с Чем?»

Формирование умения употреблять существительные с предлогом С.

«Играем в прятки»

Формирование умения употреблять предлоги ЗА, ИЗ-ЗА

«Куда села бабочка»

Формирование умения навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.

«Кто где живёт?»

Формирование умения употреблять  форму предложного падежа существительных с предлогом  В.

«Скажи, куда мы положили»

Учить пользоваться в речи предлогом «на», «за», «под».

«Найди такое дерево»

Учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у»

«Кто без чего?»

Учить детей пользоваться в речи предлогом «без» с существительными в род. падеже.

Заключительный

Закрепление навыков употребления предложных конструкций в связной речи в условиях игровой деятельности.

«Собери предложение»

Закрепление конструкций с различными предлогами.

«Составь предложение и рассказ»

Формирование умения составлять предложения и  пересказывать текс с предлогами.

«Составь предложение»

Формирование умения составлять предложения с предлогами по трем опорным словам.

«Исправь ошибку»

Формирование понимания смысла предложения

«Составь предложение по схеме»

Формирование умения составлять предложения по графической схеме.

«Бросай-ка»

Закрепление правильного употребления различных предлогов через составление предложений.

«Будь внимательным»

Закрепление навыка употребления предлогов в речи, умения составлять предложения с заданным предлогом.

«Зашифрованное письмо»

Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений.

«Ромашка»

Закрепление умения подбирать картинки к заданному предлогу, составлять по ним предложения.

«Веселые предложения»

Учить читать графические схемы с предлогами, использовать эти предлоги в речи при составлении предложений.

Таким образом, работа по формированию предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности должна проводиться поэтапно, включая подготовительный, основной и заключительный этап. Для каждого этапа осуществляется подбор игр в соответствии с решаемой целью: на подготовительной этапе  используется игры, которые создают базу для употребления предложных конструкций старшими дошкольниками через развитие пространственных представлений, умения понимать предлоги; на основном этапе применяются игры по формированию навыков употребления в речи предложных конструкций у старших дошкольников в игровой деятельности; на заключительном этапе подбираются игры, направленные на закрепление навыков употребления предложных конструкций в связной речи в условиях игровой деятельности.

Библиографический список

  1. Виноградов В.В. Русский язык [Электронный ресурс]. URL:  https://www.slovari.ru/default.aspx?p=5306 (дата обращения: 27.06.2021)
  2. Газман О.С. Игра как средство дополнительного образования подростков /О.С. Газман// Историко-педагогический журнал. 2016. № 2. С.80-81.
  3. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. М.: Книга по Требованию, 2013. 228 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Формирование доброжелательности у старших дошкольников через игровую деятельность «Шкатулка добрых дел»

Занятие педагога-психолога  с детьми старшего дошкольного возраста по формированию доброжелательности через игровую деятельность....

формирование коммуникативной культуры личности старших дошкольников средствами игровой деятельности

в презентации представлена работа с детьми подготовительной группы по формировынию коммуникативных навыков общения со сверсткинами средствами игры...

Семинар для педагогов «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников средствами игровой деятельности»

ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категория...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....