Применение моделей, схем, мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Шарова Олеся Викторовна

Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания (связной речи) является мнемотехника. Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

«Применение моделей, схем, мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста»

Номинация «Дошкольное образование»

Шарова Олеся Викторовна

Старший воспитатель высшей квалификационной категории

МДОАУ «Детский сад №35» г. Оренбурга

E-mail: not-lesya@mail.ru

Актуальность

Как известно, дошкольный возраст самый благоприятный для становления четкой, выразительной, с правильно произносимыми звуками,  речи. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, тогда необходима работа по развитию речи, т.к. ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности в себе.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При взаимодействии с детьми, вполне обосновано использовать творческие методики, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Поэтому передо мной возникла задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Анализируя полученные данные в результате наблюдений и бесед с детьми выявила несформированность правильной и четкой речи у детей.

Эта проблема вызвала необходимость внедрения новых методов и приёмов.

Одним из вспомогательных средств, облегчающих и направляющих процесс становления у ребенка развернутого смыслового высказывания (связной речи) является мнемотехника.

Методология

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее при взаимодействии с детьми 4-5 лет, когда у ребят накоплен основной словарный запас.

Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, заметно облегчает детям овладение связной речью, кроме того, наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными.

Изучив опыт работы педагогов, работающих по проблеме использования наглядного моделирования: Т. В. Большевой (коллаж), Т.В. Воробьевой, (сенсорно-графические схемы) В. П. Глухова, (блоки-квадраты) Л. Н. Ефименковой (схемы составления рассказа), Т. А. Ткаченко (предметно - схематические модели) сформировала для себя цель и задачи  по решению выявленной проблемы, и определила тему исследования: «Применение моделей, схем, мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста».

Цель:

  • стимулировать интеллектуальное развитие ребенка.
  • использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для формирования правильной и четкой речи.

Задачи:

1.        Формировать у детей умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

2.        Способствовать формированию у дошкольников умений и навыков восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.

3.        Способствовать формированию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

4.        Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

5.        Способствовать формированию основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

6.        Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Использование в педагогическом процессе  технологии мнемотехника опирается на следующие принципы:

1.        Принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка.

2.        Принцип научной обоснованности и практической применимости - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования. 

В педагогике и психологии под «Моделью» понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства, качества и связи предметов.

Выделены три вида моделей:

1.        Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. Например, план постройки.

2.        Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков.

3.        Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы).

Чтобы модель как наглядно-практическое средство выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

а) чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

б) ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

в) быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

г) должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель - такая, какую он себе мыслит и представляет;

д) не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;

Используемая технология способствует достижению положительных результатов, лишь, когда соблюдается последовательность - от простого к сложному.  В личном педагогическом опыте выработала алгоритм работы с наглядно-практическим средством - мнемотехника:

  1. Введение элементов схем, символов.

Составление коллажей, постепенная замена элементов символами, схемами. Так, например в работе в начале года по теме «Осень», при составлении коллажа используются изображения осени, детей одетых по погоде, даров огорода и леса, которые можно заменить капусту на круг зеленого цвета        , морковь на оранжевый треугольник  

  1. Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, т.к. у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, а символ универсален.
  2. Введение простейших мнемоквадратов  (от цветных картинок к схемам)

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Сначала дети знакомятся с фотографическим изображением объекта, потом с его цветным рисунком, далее идет схематический рисунок и потом уже сама схема:

Карточки из игры «Найди такого же»

Рис.1

  1. Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа является активный поиск изображений, умение аргументировать свой выбор.
  2. Мнемодорожки, которые содержат обучающую информацию, но в небольшом количестве.

      Работать с мнемодорожкой можно, используя приемы наложения и приложения, исключая, вначале работы, метод частичной или полной графической зарисовки.

Рис.2

Шарик синий я надую.

Станет легкий он, как пух.

В небо шарик отпущу я,

Словно голубя из рук.

  1. Рассматривание мнемотаблицы и разбор того, что на ней изображено. Приложение 1.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Рис.3

Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить.

  1. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
  2. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

Рис.4

Так для работы можно использовать мультимедийные возможности. С этой целью создала ряд презентаций по сказкам, стихам, которые способствовали быстрому пониманию поставленных целей и еще больше заинтересовывали детей в создании своих символов. Презентации активизирует словарный запас, расширяет круг представлений дошкольников об окружающем мире. У детей появляется желание пересказывать сказку, рассказать  стихотворение, отгадать загадку (особый интерес вызывает то, что она проецируется на экране). Преодолевается робость, застенчивость. Дети достаточно свободно держаться перед аудиторией.

Презентации можно посмотреть на личном сайте «В гости к Таше» http://bubanata.ucoz.ru  (сайт включен в каталог сайтов «Педагоги Приангарья в сети» в разделе «Каталог сайтов», «Дошкольное образование».

На примере презентации «Рассказывание сказки «Колобок» с использованием мнемосхем», рассмотрим ход работы.

Задачи:

- продолжать учить детей рассказывать сказку с опорой  на мнемотаблицу  и на вопросы воспитателя, отвечать полными предложениями;

 - развивать память, связную речь, внимание;

- воспитывать интерес к сказкам, умение внимательно слушать других.

     Этапы работы по презентации «Рассказывание сказки «Колобок» с использованием мнемосхем»:

1.        Узнать сказку по главному герою (схема  изображение)

2.        Вспомнить главных героев знакомой сказки  (схема изображение)

3.        Рассказать сказку «Колобок» по мнемосхемам.

Рис.5

Рис.6

Рис.7

Исходя из личного опыта, могу рекомендовать придерживаться следующих правил:

  1. Проводить 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц – знакомство с одной сказкой.
  2. Использовать мотивацию посредством применения приёмов: обучение сказочного персонажа Гномика (талисмана группы), путешествие на поезде в деревню «Сказочный лес», продолжение сказки дети могут узнать, только после выполнения разнообразных заданий, закодированные мнемотаблицы, сюрпризы, тайны и т.д.
  3. В течение месяца, пока дети знакомятся с конкретной сказкой, в группе остаются мнемотаблицы и коллажи для индивидуальной работы.
  4. Перед следующим занятием проводить предварительную работу с детьми, рассматривая коллажи и мнемотаблицы по сказке из предыдущих занятий.
  5. После четырех занятий, по окончанию работы над сказкой, мнемотаблицы помещают в книжный уголок.
  6. Два раза в год рекомендую проводить викторины по изученным сказкам.
  7. Привлекать детей к кодировке (придумыванию символов) сказок, стихов, упражнять в разгадывании символов.

Новизна работы заключается в том, что совместная деятельность педагога с детьми осуществляется по следующим принципам:

I.        Принцип интеграции - целостность образовательного процесса обеспечивается взаимодействием образовательных областей: «коммуникация», «познание», «безопасность» и другие;

1)        Интеграция на уровне содержания и задач психолого-педагогической работы;

2)        Интеграция по средствам организации и оптимизации образовательного процесса;

3)        Интеграция детской деятельности.

II.        Комплексно-тематический принцип:

1)        Объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы - блока»; Приложение 4.

2)        Виды         «тем – блоков»: «организующие моменты», «тематические недели», «события», «реализация проектов», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции»;

Метод организации работы с детьми отличается:

  • Интегративностью - образовательная деятельность реализуется в нескольких областях - «коммуникация», «познание», «безопасность» и др.;
  • Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат;
  • Процессуальностью - развитие детей рассматривается как процесс;
  • Здоровьесбережением - проявляется и реализуется потенциал ребенка, исходя из его потребностей и возможностей, ребенок не испытывает давление со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.
  • Универсальностью - может использоваться педагогами других групп и детских садов;

Метод моделирования можно с успехом применять в любой образовательной области.

  • Культурно-гигиенические навыки - алгоритм умывания, одевания и т.д. Приложение 3.
  • Уход за комнатными растениями – схема ухода за цветами.
  • Рассказывание о времени года. Приложение 1.
  • Заучивание стихов.
  • Ознакомление с предметным, животным, растительным миром и составление описательного рассказа о них.
  • Отгадывание загадок.

     Применение в работе с детьми дошкольного возраста мнемотехники, позволяет ребятам с интересом слушать сказку, легко запоминать текст, опираясь на таблицу, воспроизводить содержание.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и сокращает время формирования связной речи у детей дошкольного возраста.

Приложение 1 – мнемосхемы;

Приложение 2 – мультимедийные презентация;

Приложение 3 - алгоритмы

Приложение 4 – работа над одним из тематических блоков «Животный мир».

Приложение 5 – коллаж «Аквариум»

Приложение 6 – мнемотаблица к потешки «Мыши водят хоровод»

Литература

  1. Бардышева Т.Ю. Серия «Карапуз» «Пересказы круглый год» 4 книжки-малышки. Развитие связной речи. Издательство: Карапуз,  2003.
  2. Большова,        Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
  3. Вахрушев,        А.А., Кочемасова, Е.Е., Акимова, Ю.А. Здравствуй, мир! Москва «Баласс», 2000.
  4.  Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004.
  5.  Громова, О.Е., Соломатина, Г.Н., Савинова, Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 - 6 лет. Москва, 2005.
  6. Гуткина Н. И. «Методологические и психологические принципы построения основной (примерной) развивающей образовательной программы для дошкольных образовательных учреждений», журнал «Психолог в детском саду», № 4, 2008. С. 3-21.
  7.  Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. СПб., 2000.
  8. Забавы в картинках. Игра-занятие «Истории в картинках». (Часть I, II) Издательство: Весна-дизайн, 2007.
  9.  Кислова, Т.Р. По дороге к азбуке. Москва «Баласс», 2002.
  10.  Малетина Н.С., Пономарёва Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР / Дошкольное воспитание. 2004.№6. С. 64-68.
  11.  Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.
  12. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.
  13.  Фалькович,  Т.А., Барылкина, Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. Москва «ВАКО», 2005.
  14.  Широких Т.Д. Учим стихи - развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59- 62.
  15.  Шорыгина Т.А. Стихи и сказки о родной природе. Москва, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...

Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями....

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.

В данной разрабоке представлены материалы для работы по обучению детей рассказыванию сказок с использованием мнемотаблиц для детей младшего дошкольного возраста....

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Практика применения форм народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Часть 2

Практика применения форма народного фольклора в речевом развитии детей дошкольного возраста. Краткая характеристика малых форм народного фольклора. Результаты использования в речевом развитии детей до...

Презентация "Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Опыт работы . Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблицы в подготовительной  группе ....