Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Украинцева Инна Сергеевна

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения. Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалог, с помощью которого формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukraintseva_inna.docx112.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Введение

Речевое развитие детей выступает одной из важнейших задач дошкольного образования. Речь является основой для освоения ребенком культурно-исторического опыта, выступает как средство коммуникации, способствует развитию познавательной сферы и является необходимым условием воспитания и обучения. Особое значение для развития ребенка в дошкольном возрасте имеет диалог, с помощью которого формируются межличностные отношения, происходит овладение родным языком, определяется течение процесса социализации. А. Арушанова указывает, что непосредственное участие в диалоге осуществляется посредством диалогической речи, овладение которой является условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.

Основная цель  дошкольного образовательного учреждения в развитии речи и обучении родному языку состоит в формировании устной речи и навыков речевого общения с окружающими. Однако, как показывает учебно-воспитательная работа с детьми и наблюдения в дошкольных учреждениях, беседа с детьми планируются не систематически, развитие диалогических навыков не предусматриваются, в ходе беседы основная речевая нагрузка ложится на воспитателя, а речевая активность детей минимальная. Во время проведения занятий в рамках непосредственной образовательной деятельности   детей не учат   формулировать вопросы,  редко используются упражнения или игровые ситуации, развивающие коммуникативные способности. В результате выпускники детских садов не умеют самостоятельно строить диалог, обладают недостаточной речевой активностью.

Принимая во внимание вышесказанное,  мы можем считать проблему развития диалогической речи дошкольников весьма актуальной. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте.

1. Понятие и особенности развития диалогической речи в дошкольном возрасте

В системе психических процессов речь занимает особенное положение, она состоит из множества компонентов и уровней (фонетика, лексика, грамматический строй, связная речь). Регулируя поведение и составляя основу мышления, речь выполняет ведущую роль в становлении психики ребёнка.

А.Г. Арушанова утверждает, что «речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами».

А.А. Леонтьев определял речь, как «индивидуальный акт, реализующий языковую способность через посредство языка как социальной системы».

Становление устной речи и умений речевого общения является основной целью работы по развитию речи. На сегодняшний день исследователи выделяют следующие задачи в развитии речи:

• Развитие словаря

• Воспитание звуковой культуры речи

• Формирование грамматического строя речи

• Развитие связной речи:

- Обучение диалогической речи

- Обучение монологической речи.

При этом надо отметить, что большинство задач по развитию речи  актуально во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей. Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со среднего возраста,  ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старшем,  главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшем дошкольном возрасте вводится  такой раздел  программы как подготовка к обучению грамоте. Главная функция связной речи, коммуникативная, проявляется в диалоге. Диалогическая речь, по мнению ученых, является первичной естественной формой языкового общения. Можно сказать, что диалог — это классическая форма общения.

Диалог — это сложная форма социального взаимного контакта, которая с точки зрения М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной включает  определенные группы умений, необходимых для более полного овладения этим видом речевой деятельности. Рассмотрим эти группы.

Первая группа – это собственно речевые умения. В эту группу входит такое умение как умение вступать в общение, а именно уметь и знать, когда и как можно начать беседу с человеком, который является знакомым и с человеком, который незнаком. Также важно уметь вступать в контакт с занятым человеком и с человеком, который разговаривает с другим. Среди речевых умений следует назвать и умение продолжать и поддерживать беседу, умение завершать разговор, общение, то есть принимать во внимание условия и ситуацию общения. Необходимо слушать и слышать своего собеседника, проявлять активность в общении, брать на себя инициативу, переспрашивать, отстаивать свое мнение. Еще необходимы умения высказывать свое мнение насчет предмета беседы — сравнивать его, приводить примеры, оценивать, соглашаться с собеседником или возражать ему, спрашивать, отвечать на его вопросы, излагать свою мысль логично, связно; говорить эмоционально, в оптимальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Следующая группа умений - это умения речевого этикета. В эту группу включаются следующие умения: умение правильно обратится к собеседнику, знакомиться, уместно и правильно употреблять слова приветствия, адекватно привлекать внимание, умение приглашать и просить, принимать отказ или согласие, уметь извинятся, жаловаться, сочувствовать другому, умение вести беседу в паре или в группе, где несколько человек.

 Еще одна важная группа умений –  коммуникативные умения, умение общаться.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, воспитывает культуру речевого поведения. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда. Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с 4–5-летнего возраста. В общении со сверстниками дети более активно используют речевые умения. Большее разнообразие коммуникативных задач, возникающих в деловых контактах детей, создает необходимость в более разнообразных речевых средствах. В совместной деятельности дети рассказывают о своем плане действий, предлагают и просят помощь, привлекают друг друга к взаимодействию, а затем и координируют его.

И, наконец, еще одна группа умений - неречевые (невербальные) умения. В данную группу включаются умения уместного использования язык мимики, жестов,  пантомимические движения. Они выполняют важные функции: помогают эмоционально объяснить и запомнить значение слов. Соответствующе подобранный  жест помогает усвоению значений слов, связанных с конкретными зрительными представлениями. Мимика и фонация помогают уточнить значение слов (веселый, грустный, злой, ласковый.), связанных с эмоциональным восприятием; способствуют углублению эмоциональных переживаний, запоминанию материала (слышимого и видимого).

Формирование диалогической речи в дошкольном возрасте является важной составляющей процесса развития связной речи в целом. В младшем дошкольном возрасте естественно формируются базовые предпосылки или основа для диалогической речи, формируются важные умения: слушать другого человека, отвечать на вопросы, формулировать собственные реплики, умение использовать их в коммуникативной ситуации.

Диалог представляет собой основную форму речевого общения. В глубине диалога возникает связная речь. В развитии связной речи – от пересказа коротких рассказов и сказок до составления связных высказываний разных типов сначала на наглядной основе, а затем и без опоры на наглядность. Программа базируется на учете «сквозных» тенденций развития словаря, грамматического строя, фонетической стороны речи, связной речи.

Рассмотрим основные  особенности диалога как формы речевого общения. Отличительной чертой диалога является чередование реплик беседующих, говорение одного и слушание другого с последующим говорением. В отличие от монолога, в диалоге оба собеседника знают, о чем идет речь, им не нужно раскрывать смысл высказывания. Данный вид речи идет в ходе определенной ситуации с помощью жестов, мимики и интонации голоса. Отсюда и вытекает словесное оформление диалога. Речь в нем не должна быть полной, развернутой, здесь допускается фрагментарность мысли.

Для диалога характерно включение в речь разговорной лексики и фразеологизмов; краткость, недоговоренность, обрывистость речи;  наличие простых и сложных бессоюзных предложений; недолгое по времени предварительное продумывание фраз. Речевая связь в диалоге поддерживается обоими собеседниками.

Диалог имеет отличительную особенность, которая выражается в непроизвольности и реактивности. Необходимо отметить, что в диалоге обычно присутствует огромное количество штампованных фраз, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые штампы (например, «Как тебя зовут? Давай дружить! Можно мне с вами?»)  помогают облегчить ведение диалога.

Педагогам нужно помнить, что диалогическая речь симулируется не только внутренней, но и внешней мотивацией. Так, на формировании диалогической речи  ставится  акцент  в методике обучения родному языку. В процессе формирования диалогической речи, в свою очередь, образовываются условия для осваивания повествования и описания.

Итак, становление диалога играет важнейшую роль в ходе речевого развития дошкольника и занимает существенную часть в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Диалогическую речь можно назвать целью и средством практического овладения языком. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Анализ исследований генезиса диалогической речи детей раннего возраста показал, что диалоги малышей со взрослыми проходят путь от неосознанных невербальных контактов с окружающими (крик) до сознательного вербального участия в общении. И хотя диалогическая речь детей этого возраста отличается несовершенством, она начинает занимать в их жизни значительное место.

История изучения диалога дошкольников восходит в первую очередь к работам Ж. Пиаже, больший интерес представляют его исследования, посвященные так называемой социализированной речи – разговорам детей между собой. Типизируя эти разговоры, он отмечал, что прежде чем сделаться настоящим разговором (т.е. диалогом в его развитой форме), разговор проходит через несколько стадий.

Диалог детей зарождается в виде несогласованной речевой активности среди находящихся рядом сверстников. Эту форму речевой активности Ж. Пиаже назвал «коллективным монологом», «эгоцентрической небеседой». Данный, не скоординированный, вид речевой активности характеризуется тем, что разговора (т.е. диалога) как такового, еще нет: нет подлинного взаимообмена информации, собеседники не говорят об одном и том же предмете (нет общей темы разговора). Один говорящий может говорить в присутствии другого, не проявляя намерений добиться его внимания. Другой участник разговора, со своей стороны, не проявляет никаких признаков взаимосвязанного контакта в разговоре. Его высказывание не связано с высказываниями собеседника. По мнению Ж. Пиаже «коллективный монолог» является подготовительной (первой) стадией, исходной точкой развития детского диалога, поскольку он ведется в форме следующих одно за другим высказываний.

Вторая стадия развития диалога представлена, по мнению Ж. Пиаже, стремлением «приобщить собеседника к собственному мышлению и действию». Дети 4-5 лет проявляют потребность делиться своими жизненными потребностями, стремление рассказать содержание увиденного фильма или прослушанной книги, сообщить о том, чем он был занят или что он делает в настоящий момент. Дети охотно вступают в разговоры друг с другом, но каждый участник разговора высказывается на свою тему. Хотя при этом «собеседники» слушают и понимают друг друга, но единой темы в диалоге нет, нет сотрудничества, каждый говорит только о том, что он делает или о чем он думает. Этот тип диалога может проявляться и после дошкольного возраста и даже у взрослых тогда, когда собеседники стремятся только высказаться. В этом типе диалога каждый собеседник говорит о себе или о своей точке зрения, в нем каждый слушает и понимает высказывания друг друга, но, тем не менее, между собеседниками нет подлинного сотрудничества, поскольку нет единой темы разговора.

Второй тип диалогов на данной стадии представляет собой также сотрудничество в каком-либо общем действии или в совместном решении какой-либо мыслительной задачи. Предметом разговора служит не действие каждого из собеседников, а общее действие, происходящее в тот момент. Разговор идет о том, что они совместно делают, он может также касаться какого-нибудь воспоминания, вызываемого сообща.

Параллельно с этим типом диалога на второй стадии Ж. Пиаже отмечает возникновение расхождений детей во мнениях и желаниях – ссоры. Он рассматривает ссору как простое противоречие действий и примитивный спор, как столкновение немотивированных утверждений. Настоящий спор, считает Ж. Пиаже, опираясь на свои наблюдения, появляется после 7 лет. В настоящем споре присутствуют мотивированные утверждения, поэтому для участия в нем требуется достижение логической связи в развитии мышления ребенка.

Третья стадия, по Ж. Пиаже, – так называемое «по-настоящему подлинное общение», появляется только к 7 годам. В таком диалоге происходит обмен информацией, возможен спор, в котором каждый из участников подкрепляет свою позицию причинными объяснениями и логически оправдывает ее. Каждый участник относится со вниманием к доводам другого, соглашается или отклоняет точку зрения собеседника. Диалог на данной стадии характеризуется связью реплик и общим предметом разговора.

Таким образом, Ж. Пиаже показал, что детский диалог в дошкольный период развития представляет собой неоднородную и, чаще всего, аморфную по характеру речевую форму взаимодействия со сверстниками.

          Отечественный исследователь Е.И. Тихеева ставит перед детским садом актуальную и сложную задачу – создать условия для интенсивного развития всех способностей детей, в том числе и способности, владеть речью.

           Е. И. Тихеева придавала большое значение обучению родному языку в детском саду. Она подчеркивала, что систематическое обучение языку, методическое развитие речи должны лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. В детском саду, по мнению педагога, должна быть создана специальная педагогическая и дидактическая обстановка для правильного и активного развития речи детей. Основа обучения речи и языку – это план, программа, которая позволит педагогу последовательно и систематично проводить работу с детьми в каждой возрастной группе.         Особое значение придавала Тихеева речи педагога, предъявляя к ней ряд требований:

  • грамотность, соответствие литературным нормам;
  • культура речи, вежливость, этика;
  • соотношение синтаксической структуры речи с возрастом детей;
  • соотношение содержания речи запасу представлений, опыту детей;
  • точность, ясность, простота речи;
  • регулирование темпа речи и силы голоса;
  • эмоциональность, выразительность речи;
  • недопущение  ярко выраженных недостатков речи.

         Для развития общения детей друг с другом предлагалось объединять возрастные группы на время игр и праздников.

                 Е. И. Тихеева тесно связывала умственное, сенсорное и речевое развитие детей. Основными методами, способствующими такому развитию, он называла наблюдения и экскурсии. Рекомендации Е. И. Тихеевой по организации работы по развитию речи дошкольников не утратили своей актуальности и в современное время.  Многие методы и приемы по развитию речи (дидактические игры с куклой, занятия по живому слову, упражнения для развития словаря) используют по работе с детьми в дошкольных учреждениях и сегодня.

Учитывая все аспекты формирования и развития диалогической речи,  программа дошкольного учреждения в свою очередь определяет задачи обучения диалогической речи дошкольников.

 В настоящее время в дошкольных учреждениях разных типов используются так называемые вариативные программы. Среди них наиболее известны «Радуга» (под ред.Т.Н. Дороновой), «Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду» (В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и другие), «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С.Ушакова), «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой), «Истоки». В каждой программе мы можем найти соответствующий раздел.

 Так, в программе «Радуга», рекомендованной Министерством образования России, учитываются современные требования к речевому развитию, выделяются такие общепринятые разделы работы по развитию речи как звуковая культура речи, словарная работа, грамматический строй речи, связная речь. Большое место отводится развитию диалогической речи посредством общения воспитателя с детьми, детей друг с другом во всех сферах совместной деятельности и на специальных занятиях.

 В программе «Детство» выделены специальные разделы, посвященные задачам и содержанию развития речи детей: «Развиваем речь детей» и «Ребёнок и книга». Эти разделы содержат для каждой возрастной группы  ряд традиционно выделяемых задач: развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи. Особенно важно, что в ней чётко выделены (в виде отдельных глав) и содержательно определены речевые умения в разных видах деятельности.  Так, раздел « Развиваем речь детей » раскрывает центральные задачи речевого развития ребёнка. Дошкольный возраст – возраст освоения разговорной речи.  Главная задача по развитию разговорной  речи предполагает воспитание таких умений как умение понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

«Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (под ред. О.С.Ушаковой) разработана на основе исследований, проведённых в лаборатории развития речи Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. В ее основе лежит комплексный подход. Авторами разработана методика  направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонематическую, лексическую, грамматическую),  а на их основе, в свою очередь, методика  нацелена на решение главной задачи – развитие связной речи, речевого общения. Например, во 2 младшей группе проводится целенаправленное обучение детей связной монологической речи.  Дошкольников побуждают совместно с воспитателем пересказывать знакомые сказки, составлять описательные рассказы на наглядной основе. В ходе этих занятий обучают отвечать на вопросы, формируют умения строить предложения разных типов.

Программа «Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.,) основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях авторского коллектива и учитывает важнейшие достижения в области отечественной и мировой педагогики и психологии.

 В разделе «Речь и речевое общение» доминирующие значение приобретает развитие у детей умения устанавливать при помощи речи личностные контакты, налаживать взаимопонимание и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Диалог рассматривается в качестве основной формы общения. Задача формирования диалогического общения выступает как приоритетная, определяющая постановку задач языкового развития, отбор познавательного содержания, методов и форм организации обучения родной речи, а также стиль общения педагога с детьми.

Таким образом, мы можем сказать, что во всех рассмотренных нами программах обучения и воспитания диалог рассматривается в качестве основной формы общения. Все авторы сходятся во мнении, что    дошкольный возраст  является важным периодом освоения разговорной речи. При этом задачи обучения диалогической речи не сводятся лишь к освоению вопросно-ответной формы, а включают овладение детьми целым рядом умений, необходимых для общения с учётом возраста.

2. Формы, методы и приемы развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Вопросы формирования связной речи у детей в педагогической литературе рассматриваются в двух направлениях: обучение диалогической и монологической речи.

Многие исследователи подчёркивают значимость обучения детей диалогической речи. Т.И. Гризик считает, что наиболее социально значимой для дошкольников является диалогическая форма общения. Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения, так как диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге говорящему иногда труднее, чем строить монологическое высказывание.

В ходе диалога обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;  менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;  поддерживать  определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Знание специфики диалогической речи и особенностей её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Основная цель развития диалогической речи у дошкольников – научить их пользоваться диалогом как формой общения.

 В ходе обучения можно использовать разнообразные методы и приемы, разработанные Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, А.М. Бородич, В.В. Гербовой и другими.

 Основным методом формирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях является разговор воспитателя с детьми, так называемый неподготовленный диалог.

Целесообразным для решения задачи по формированию диалогической речи является метод беседы - организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному какому-либо вопросу.  При организации беседы роль педагога заключается в следующем:

1) педагог уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) педагог воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) педагог приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) педагог учит просто и понятно излагать свои мысли.

Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действительностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

Целенаправленное обучение диалогической речи происходит также в специально организованных речевых ситуациях. Для учебно-речевой ситуации, где главной является задача введения нового материала, характерны  взаимосвязанные смысловые компоненты: постановка задачи, введение материала, анализ специально подобранных примеров. предполагающий большую или меньшую степень самостоятельной поисковой деятельности дошкольников. При этом особую роль играют различные средства, с помощью которых осуществляются контакты с детьми, привлекается их внимание, направленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.

Эффективным методом развития диалогической речи являются разнообразные игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).

 Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).

 Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К.Бондаренко, О. С.Ушакова и другие): «Факты», «Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси - гуси», «Обыкновенные жмурки», «Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

 Игры - инсценировки и игры-драматизации объединяют детей хорошо знакомым текстом и представляют  собой определенный  сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Игры - инсценировки доступны уже младшим дошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.

 К формам организации диалога детей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия. Методами и приёмами развития диалога  также являются групповые беседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование, аппликация, конструирование, художественный труд).

Театрализованные игры также могут использоваться как  инструмент формирования диалогической речи.

Театрализованные игры условно можно разделить на две подгруппы: игры в театр и различные элементы театра в самодеятельных сюжетно-ролевых играх. Для игр первой подгруппы характерна ориентировка на зрителя и установка на эстетическую ценность действия. Игры второй подгруппы разыгрываются для себя, «понарошку», не предполагают зрителя, и не стремятся к эстетической выразительности. Для развития общения со сверстниками и развития диалогической речи,  важное значение имеют обе подгруппы игр.

При подготовке спектакля большое внимание уделяется выразительности речи и движений детей. Отрабатываются дикция, интонация, громкость речи, способы игрового взаимодействия с партнером. Принимая на себя роль, ребенок уходит от собственной эгоцентрической позиции.

Опыт участия в организованных театрализованных играх дети используют в самодеятельных играх в театр, разыгрывая ролевые диалоги по мотивам сказок, используя куклы, костюмы, элементы декораций. При этом сюжет сказки и опыт совместного разыгрывания спектакля позволяют детям налаживать взаимодействие, подыскивать реплики для ролевого диалога, действовать согласованно и получать радость от общения друг с другом. Роль взрослого в организации совместных самостоятельных театрализованных игр не непосредственная, а опосредованная.

В играх с куклами дети проявляют больше самостоятельности и больше говорят, обращаясь к партнеру по игре. В играх с ряжением дети больше любуются собой и говорят для себя. Однако при вмешательстве воспитателя активно включаются в импровизированные ролевые диалоги, проявляют фантазию в поиске средств выразительности образа.

Диалогическому общению со сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами выбирают партнеров, договариваются о содержании, об очередности рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского словесного творчества.

Замечательным приемом, создающим почву для диалога детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам. Чтение стихов по ролям – один из методов подобного плана. Подбираю для этого стихи, потешки с различными функциональными репликами, способствует усвоению разнообразия этих высказываний. Чтение стихотворений по ролям позволяет детям освоить не только форму диалога, но и правила очередности высказываний, усвоить вопросительную, повествовательную, побудительную и другие виды интонации.

3. Возможности развития диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения

Ребенку свойственно стремление к общению. Он ищет пути к личностным контактам, но для этого необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, открытым, приветливым и т. п. Для этого ему необходимо знать этикетные штампы, уметь их применять в соответствующей ситуации. Если ребенок не владеет культурой общения, навязывает сверстникам свое мнение, то те будут избегать его, и он может оказаться в изоляции. Трудности во взаимоотношениях с другими детьми могут возникнуть и при недостаточно развитой у ребенка потребности в общении. Такие дети предпочитают одиночную игру совместной и ревниво оберегают ее от вмешательства сверстников. Неприятие ребенка в коллективе отрицательно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на дальнейшем формировании речи, характера. Оно порождает замкнутость, неверие в свои силы, повышенную обидчивость, упрямство, агрессивность. Поэтому особое значение приобретают первые контакты ребенка со взрослыми и детьми, добрые взаимоотношения его со сверстниками. Все это возможно при хорошо развитой диалогической речи, которая требует специальной подготовки.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития. Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых.

Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря. Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным,  развернутым,  начинает задавать много вопросов,  в том числе такие характерные,  как,  почему,  зачем и др. Дети  пяти лет способны  к  целенаправленному  разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. В «Программе воспитания в детском саду» для средней группы поставлена специальная задача: учить детей участвовать в беседе.

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду.

Воспитатели детей младшего возраста должны знать приемы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики («Дай мне». «У меня тоже есть». «А кто это?» и т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся), яркие картинки, и т. д. Воспитатель должен заранее  определить наиболее близкие и доступные для малыша темы разговора, которые  тот  в силу  возраста  способен  сразу поддержать («Кто тебе купил эту книжку?», «Какие у тебя есть игрушки?» и др.).

В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними. Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия.

В организации разговоров принимает участие и помощник воспитателя. Она побуждает детей обращенные в ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям; вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту. Кроме таких кратких разговоров, вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием.

Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными.

Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и старшей группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним («И Коля ходил?»), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм - так называемой речи собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить ребенка к собеседованию с воспитателем на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в шкоду», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

Разговоры с детьми могут быть индивидуальными и коллективными. В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа. Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным. Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, воспитатель может поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (кто сшил платье? куда ездила в выходной день с папой и мамой? что видел интересного?).

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. В младшей группе круг разговоров связан с тем, что окружает детей, что они непосредственно наблюдают: с игрушками, транспортом, улицей, семьей. В старших группах тематика разговоров расширяется за счет новых знаний и опыта, которые дети получают из окружающей жизни, книг, телевидения. С ребенком можно говорить о том, что он не видел, но о чем ему читали в книгах, о чем он слышал. Тематика разговоров определяется интересами и запросами детей.

Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей, быть грамотной и понятной.

Осмотр мебели в групповой комнате.

–Давайте, дети, пройдемся  по нашей группе, рассмотрим, какая здесь мебель. Вот наш шкаф с игрушками.

Дети расходятся по комнате, показывают на стулья, креслице. Им неизвестно слово кресло. Воспитатель сравнивает кресло со стулом, четко называет эти предметы. Дети могут посидеть на стуле и кресле.

- Вот лошадка, – показывает кто-то из детей. Лошадка – игрушка, а мы отыскиваем мебель, – говорит воспитательница. Затем рассматривают и называют шкафы, столы, тумбочки, полочки, обсуждают их назначение. Далее в раздевалке  дети рассматривают свои шкафчики для верхней одежды, скамейки, на которые садятся во время одевания. Показывают, куда вешают одежду. Уточняют значение слова вешалка. Рассматривают вешалки, куда вешают одежду взрослые. Вспоминают, что вешалки для полотенец есть в умывальной комнате. В результате такого осмотра дети услышали слова буфет, вешалка, кресло, шкаф. Конечно, между этими словами и предметами не установилось еще прочной связи. Необходимо продолжить эту работу, пока слова не достигнут нужной степени обобщения.

Еще пример:

Воспитательница. - Валерик, где ты вчера был?

(Разговор ведется после выходного дня.)
Валерик.- Мы ходили с мамой на реку купаться.
Воспитательница. - А что ты видел на реке?
Валерик. - Там плавали в реке много дядей и тетей. Плавали «всяк» и навзничь... Мяч бросали и снова подплывали к нему.
Воспитательница. - А ты купался в реке?
Валерик. - Нет, мама не разрешила. Я только босыми ногами ходил по воде.
Воспитательница. - А еще что ты там делал?
Валерик. - Мы с Вовой рыбку маленькую ловили.
Воспитательница. - Чем же вы ловили рыбку?
Валерик. - Платком.
Воспитательница. - Поймали?
Валерик. - Нет. Мы как только переступали ногами, они уплывали.
Воспитательница. - Долго ли вы были на реке?
Валерик.-  До самого вечера. А потом пошли домой.
Воспитательница проявила большой интерес к прогулке Валерика. Ее умело поставленные вопросы расширили его сообщение. Разговор получился содержательный и живой.
Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка и развития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения. К настоящему времени наработана достаточная теоретическая база для понимания места и роли языка и речи в жизни человека, для понимания особенностей развития речи в онтогенезе. На основе исследований работ целой плеяды отечественных психологов, педагогов, психолингвистов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. А. Флерина, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и многие др.) сформулированы закономерности развития речи детей и обучения их родному языку.

Речевое развитие включает процесс формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Можно сказать, что развитие речи – это процесс глубокого освоения языковых функций, значений языковых знаков, правил и способов их сочетания и употребления. Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для экспериментирования над языком, для речевого саморазвития.

 Изучив методическую литературу,  мы можем сделать вывод, что овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника, связанная со всеми линиями его психического развития. Школой усвоения всех сторон речи для детей является диалогическая речь.

Диалог для ребёнка является родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.

Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Разговор воспитателя с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.

Воспитатель разговаривает с детьми всегда, в разное время. Разговор проходит в непринужденной обстановке, ребенок свободно общается с воспитателем, спрашивает его, рассказывает о чем-то. Таким образом, повседневное общение оказывает огромное влияние на развитие диалогической речи дошкольников.

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  3. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. №5. – с. 51-61.
  4. Арушанова А. Г. Истоки диалога / А. Арушанова, Н. Дурова, Е. Рычагова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 2. – С. 33-39.
  5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 272 с.
  6. Бартош Н. Н. К вопросу о развитии диалогической речи // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 737-739. — URL https://moluch.ru/archive/110/26934/ (дата обращения: 31.03.2019).
  7. Важенина Н. Н. Развитие диалогической речи у детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 93-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4226/ (дата обращения: 23.05.2018)
  8. Воспитание, образование и развитие детей 3 – 4 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/ Т.Н.Доронова, В.В.Гризик и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 207с.
  9. Галигузова, Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М.: Арти, 2004. – 160 с.
  10. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. / Гербова В.В. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.
  11. Горшкова Е. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - с. 91-93.
  12. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство- пресс», 2011. - 528с.
  13. Дубина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. А.Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №10. – С.26–35.
  14. Зебзеева, В.А. Организация режимных процессов в ДОУ / В. А. Зебзеева. – М: ТЦ Сфера, 2011. – 80 с.
  15. Колодяжная Т. П. Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов – н/Д: ТЦ «Учитель», 2002. – 32с.
  16. Костромина, Т.Б. Развитие речи дошкольников – самый ответственный период в развитии речи у детей // Филологическое образование в период детства. – 2015. – Т. 22. – С. 47-49.
  17. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение», 1969. - 214 с.
  18. Леонтьев А.Н. Деятельность и общение / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. – 2014. – №1. – С.15 – 21.
  19. Лисина М.И. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Изд-во: «Просвещение», 1985. – 221 с.
  20. Марусина Н. Ю. Диалогическая речь детей дошкольного возраста / Н. Ю. Марусина, И. С. Журавель // Проблемы дошкольного образования на современном этапе: сб. науч. ст. - Ульяновск, 2012. - Вып. 10 : в 2 ч. Ч. 2. - С.86-92.
  21. Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей/ Н. В. Новотворцева. — Ярославль: Гринго, — 2009. — 236 с.
  22. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. Генезис элементарных логических структур: классификация и сериация. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 408 с. 
  23. Привалова, С.Е. Речевая деятельность детей дошкольного возраста  // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – № 1 (3). – С. 238-239.
  24. Программа «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева [и др.]: науч. ред. Л. А. Парамонова и др. – М.: Просвещение, 2003. – 335 с.
  25. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-синтез, 2009. – 208с.
  26. Ремизова, Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте / Г.Е Ремизова // Обруч. –2013. – № 4. – С.17 –21.
  27. Тихеева Е.И Развитие речи детей/ Е.И. Тихеева. – М.: Академия, 1972. – 212 с.
  28. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  29. Ушакова, О.С. Развитие речи в дошкольном детстве как педагогическая проблема // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 12. – С. 5-13.
  30. Ушакова, О.С., Савушкина, Е.В. Основные направления исследований по развитию речи дошкольников // Психолого-педагогический поиск. – 2007. – № 6. – С. 156-160.
  31. Ушакова, О.С., Смирнова, Е.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 1. – С. 11-13.
  32. Шадрина, Л. Г. Развиваем связную речь. Методические рекомендации / Л. Г. Шадрина, Е. М. Фомина. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей в процессе общения

Данная статья познакомит педагогов с приемами, способствующими формированию диалогической речи, о важности и необходимости работы по данному направлению....

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой.

Комплекс занятий по развитию диалогической речи дошкольников в процессе ознакомления с природой....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения»

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной и индивидуальной, она является важнейшим средством овла...

Развитие речи детей в процессе повседневного общения

В консультации учителя-логопеда для воспитателей ДОУ раскрывается большое значение полноценного речевого общения с детьми в процессе всех режимных моментов. Описываются требования, предъявляемые к реч...

Консультация для воспитателей. Развитие диалогической речи дошкольника в процессе общения со взрослыми.

Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....

Развитие диалогической речи дошкольников в процессе повседневного общения.

                «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах."   Плутарх.  Основная цель ДОУ в развитии р...