Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Заколдованная книга» для детей подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Карабанова Ольга Ивановна

 В конспекте занятия представлены развивающие задания применения технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера) в обучении дошкольников речевому творчеству и  развития  креативного мышления у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 36 «Росинка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

на тему: «Заколдованная книга»

 для детей подготовительной к школе группе

Составила воспитатель:

Карабанова О. И.

Белгород 2021

Тема: «Чудеса волшебной книги»

Образовательная область: Речевое развитие

Цель: Формирование у дошкольников способности к речевому творчеству.

Задачи:

Образовательные: Учить детей составлять описательный рассказ о предмете с помощью алгоритма. Упражнять в умении подбирать рифмы к словам и сочинять рифмующие сторчки. Закрепить навыки пересказа с опорой на схематичные карточки, отражающие последовательность событи.  Упражнять  в  умении  выдвигать  предположения,  формулировать  выводы, развивать  речь – объяснение,  рассуждение. Упражнять в  декодировании информации.

Развивающие: Развивать умение сочинять новую сказку по схематичным карточкам с опорой на алгоритм. Развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные: Воспитывать культуру речевого общения, самостоятельнсть и инициативность; умение  работать  в микрогруппах, коллективе,  формировать  навыки  сотрудничества.

Материалы и оборудование:  короб большой с гелевыми шарами, книга, коробки 3 – х  цветов желтая, оранжевая, голубая. 2 – мольберта, магнитная доска, алгоритмы по составлению сказки, рифмы, описания предмета. Предметные картинки, фольга на 8 человек, резиночки, схематичные картинки по сказкам «Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка». Предметы: варежка, карандаш, мяч, хлеб.

Технические средства: Диско шар, музыкальный центр.

Компоненты

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Материалы

Погружение в проблемную ситуацию

Здравствуйте ребята!  Зовут меня Ольга Ивановна. Я очень рада  нашей встречи с вами, рада видеть вас таких красивых, с хорошим настроением и хочу пожелать, чтобы этот день принес много интересных впечатлений и новых открытий и сегодня я не случайно... (речь воспитателя прерывается звуком волшебной музыки).

Дети приветсвуют воспитателя

Короб, книга, диско шар, волшебная музыка.

Проблемный этап

Ребята, что это?

- Это ваша книга? (и не моя)

-Интересно, чья она, как нам это узнать?

- Ну, что попробуем её открыть?

(Воспитатель берет в руки книгу, и из  неё выпадает листок, на котором написано: «Книга это не простая. Она  волшебная, много лет она была хорошим помощником и другом детей. Пролистывая страницы, ребятишки погружались в мир чудес и фантазий, но злой колдун заколдовал страницы этой книги, того кто поможет снять колдовские чары, восстановить испорченные страницы, ждут невероятные чудеса!

-Чудеса..., невероятные чудеса!!!

-Как вы думаете, мы сможем это сделать?

-Вы же ведь не волшебники, а обычные ребятишки из детского сада ... , да и я  не волшебница.

- Конечно, я тоже так думаю, вместе у нас все получится!!!

 Давайте не будем терять времени, и начнем восстанавливать странички книги.

- С какой же страницы нам начать? Как правильно читать книги?

Ответы детей

Информационный этап

Страница «Красная»

- Итак,открываем первую страницу.

- Ребята,  интересная страница. Какая она? Но как же узнать, как расколдовать её?

Воспитатель обращает внимание на картинки, которые находся на странице и начинает читать первую строчку из знакомых стихотворений

  • Что это все?
  • Это рассказы? Сказки?
  • Да, это стихи. У них есть рифма – созвучие слов в конце строчек стихотворения.

Воспитатель предлагает (с конверта) взять по одной картинке, встать в круг, рассмотреть картинки товарищей и найти среди них пары рифмующих слов.

Смотрите, я уже нашла киска-миска

-Ребята, картинки на странице подсказали, что нужно найти рифмы, мы рифму нашли, но страницу не расколдовали.

- Может какое то свойство страницы нам подскажет?

-Да, страница красная и нам нужно найти что - то красное.

- ребята посмотрите это схема помощница, которая нам поможеть придумать свои собственные маленькие стишки.

(Обращает внимание детей на схему- круг – опиши какой предмет, картинка со словом, стрелки- действие этого предмета, картинка с рифмующимся словом).

- Я уже сочинила, послушайте: Маленькая киска кушала из миски.

После, образца воспитателя, дети парами, подходят к мольберту выставляют картинки и произносять свою придуманную рифму.

Когда последний ребенок прочитал рифму. Воспитатель снимает схему, а под ней карточка с закодированным словом.

  • Ой ребята,  посмотрите это какой то шифр, давайте его возьмем, может быть он нам пригодится.
  • Красная страница дала нам подсказку, может посмотрим следующую страницу?

Страница «Желтая»

- Как вы думаете, о чем нам говорит эта страница книги?

- Что изображено на ней?

Из конверта вынимает алгоритм по составлению сказки.

- Что же нам делать с этой схемой?

-Может быть нужно найти какую - то подсказку?

(Дети находят желтую коробочку, в ней 4 конверта.)

-В конвертах сложены картинки к сказкам, вы должны разложить их в правильной последовательности и назвать какая это сказка.

- Но конвертов всего 4, а значит 4 и сказки, а вас ребята восемь человек, как нам быть?

- А почему вы отложили в сторону эти картинки?

Воспитатель спрашивает после того, ка дети разложили сказки

-Как называется каждая сказка?

- Мне кажется, что герои и предметы, которые остались они тоже должны побывать в сказке, и для этого мы сейчас сочините свою собственную сказку, а в этом нам и поможет схема.

- Ребята, но прежде, чем приступить к сочинению сказки, вы должны знать, что у каждой сказки есть определенные правила: есть начало, кульминация (где происходят основные события, и конец).

-Как могут начинаться сказки? (Жили- были, в тридевятом царстве, в некоторм государстве, давным –давно, однажды, в некоторм царстве.)

- Как могут заканчиваться сказки? (Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. И стали они жить по-живать и добра наживать).

Воспитатель объясняет условные обозначения на схеме. 

-У меня есть палочка –помощница, у кого в руках палочка тот и рассказывает, а затем предает её следующему, итак у нкас получится сказка по кругу.

- Кто желает начать?

- Давайте положим нашу сказку в конвертик книги и может,

 быть она когда – то появиться на странице этой волшебной книги.

- Как будет называться ваша сказка? Кладет картинки в конверт, а от туда вынимает еще одну карточку с зашифрованным словом)

-Ой, посмотрите, еще карточка с какими - то символами.

- Берем?

Желтая страница тоже нам дала нам подсказку, открываем следующую страницу?

Страница «Оранжевая»

-Ребята,  на странице зашифрованна загадка, давайте её отгадаем.

Круглый, но не апельсин.

Надут, но не воздушный шар.

Прыгает, но не лягушка. Это мяч.

-Вам хотелось бы поиграть в мяч?

-Его нужно где то найти.

Находят коробку с картинкой мяча.

- Здесь наверное и находится мяч.

Воспитатель предлагает детям сесть на ковер, и присаживается вместе с ними, открывают коробку. В ней лежит фольга, резиночки.

- Предлагает достать листочки с конверта очень аккуратно, не испортив их.

-Как называется эта бумага?

-Как вы думаете, как из фольги можно сделать мячик?

Воспитатель предлагает сделать мяч

-Что можно делать с мячом?

В процессе работы вспоминают стихотворение «Мой веселый звонкий мяч»

 -Какой мяч хорошо прыгает? (резиновый)

-Ну тогда, вот вам резиночки, чтобы мяч был прыгучим, нужно надеть на него много резиночек.

Далее воспитатель предлагает закончить работу в группе, запомните каждый свой мячик.

(На дне коробки находят еще один символ)

Оранжевая страница тоже нам дала подсказку, посмотрим следующую страницу?

Страница «Голубая»

- Ребята, что продолжаем дальше восстанавливать заколдованные страницы книги?

-Что же мы должны выполнить на этой страничке?

Воспитатель достает алгоритм описания предмета.

  • Снова нужно искать подсказку.
  • А ребята, я догадалась, для чего нам эта схема.
  • Я знаю одну интересную игру «Угадайте кто я?»

Воспитатель объясняет алгоритм и составляет описательный рассказ.

После того, как все предметы угаданы, на дне карточка с шифром.

- Ребята, я вижу вам игра понравилась, теперь вы  научились в неё играть , и поиграете в группе.

- Посмотрите, у нас осталась последняя не разгаданная страница.

Страница «Зеленая»

Воспитатель достает из конверта символы и расшифровку к ним и предлагает расшифровать найденные карточки.

-Посмотрите ребята, у вас получаются какие то слова, что это за слова, прочтем вместе.

-Ребята, как вы понимаете эту пословицу «Книга – ключ к знаниям»?

Дети размышляют, какое  задание нужно выполнить

(Находят мольберт на которм расположена схема)

Подбирают картинки с созвучными словами

Нахордят пары рифмующих слов

Сочиняют рифмующую сторчку

 Ответы детей

разбиваются на пары и раскладывают схематичные картинки сказки

последовательно

Выкладывают лишние картинки.

Знакомятся с обозначением символов алгоритма

Ответы детей

Сочиняют сказку по кругу

Ответы детей

Дети вынимают фольгу с конверта.

Ответы детей

Дети сминают листы  фольги, придавая круглую форму

Надевают резиночки на мячик

Складывают мячики в коробочку

Ответы детей

Один ребенок описывает предмет не называя его, остальные его угадывают.

Расшифровывают все три схемы, которые были собраны в течении всего занятия, читают слова - Книга, ключ,  к знаниям. Вкладывают в страницу книги «Книга- ключ к знанию»

Объясняют смысл пословицы.

Небольшой мольберт для книги, мольберт с магнитной доской.

Стол с желтой коробкой.

Оранжевая коробка в ней листы фольги на 8 человек; 2 баночки с резинками.

Голубая коробка с предметами: варежка, мяч, карандаш, кусочек хлеба.

Рефлексивный этап

-А сегодня какие знания вы получили, чему вы научились и можете научить своих друзей?

- Как вы думаете, то о чем просила нас книга, мы смогли это сделать? Восстановили страницы книги?

- Давайте закроем нашу волшебную кгигу.

Когда воспитатель закрывает книгу, звучит музыка и освещается диско шаром. Воспитатель предлагает подойти к коробу, снимает скатерть и от туда вылетают возлушные шарики.

 

- Ребята, а вот и чудеса!  Я благодарна вам,  за нашу встречу и  желаю, чтобы вы как эти воздушные шарики, были такими же яркими  в своих высказываниях и стремились все выше и выше к  новым знаниям!!! 

Ответы детей

Выбирают шарик. Прощаются  уходят      

Большой короб в нем гелевые шары по количеству детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Физическая культура» по теме: «Космонавтом быть хочу» в подготовительной к школе группе

Программные задачиОздоровительные задачи:1.       Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и формированию правильной осанки.Обучающие задачи:1....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по образовательной области: "Речевое развитие" на тему: "Дары осени" для детей 4-5 лет

Цель помещаемого материала: развитие речи детей, обогащение чувствительного опыта детей и умение фиксировать полученные впечатления в речи, развитие фонематического слуха, обогащение словаря детей, за...

Конспект Итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в страну Знаний» В подготовительной к школе группе №11

Тема: «Путешествие в страну знаний».Цель:Задачи:Образовательные задачи:Совершенствовать речь как средство общения.Закрепить знания о гербе, флаге, гимне России.Различать понятия «зву...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" на тему «Незнайка идет в школу» для детей подготовительной группы

Тема: рассказывание по картине «Незнайка идет в школу»Образовательная область: «Речевое развитие"Цель: создание условий для развития связной речи у детей.Задачи: Образовате...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к школе группа

Конспекторганизованной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие»на тему: «Путешествие по математическим островам»подготовительная к школе...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к школе группа(РМО2)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Путешествие по математическим островам» подготовительная к ш...