Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр по теме: «Шкатулка с секретом из леса»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тихомирова Анастасия Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр по теме: «Шкатулка с секретом из леса».

Программное содержание:

-Формировать у детей грамотной речи.

-Учить образовывать родственные слова.

-Закреплять умение составлять предложение со словами.

-Учить подбирать синонимы и антонимы к словам.

-Формировать умение образовывать прилагательные от существительных, отвечающие на вопросы: чей? чья? чьё?

-Развивать интонацию и выразительность речи, память, внимание.

Словарная работа:

Обогатить словарь детей антонимами и синонимами.

Оборудование: два письма, коробка-шкатулка, книги, игры, маски волка, заяца, лисы, ёжа, белки, карточные буквы (з, и, м, а, с, н, е, г), картинки с изображением животных, сюжетные картинки.

Методы и приемы:

  • Ознакомление с окружающим, обогащение словаря детей - загадывание загадок; рассказывание детьми; ознакомление с окружающим и обогащение словаря - игр дидактические и словесные;
  • Формирование грамматически правильной речи.

Ход занятия:

Воспитатель:

Смотрите, дети, нам пришло письмо. А Вы хотите узнать от кого оно пришло? Тогда, давайте, садитесь на стульчики и выровняйте спинки.  А чтобы узнать от кого пришло письмо нужно отгадать загадку:

Одурачит ловко
Рыжая плутовка,
Длинным хвостиком махнёт,
Зубки хитро облизнёт,
Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведёт!

Правильно, лиса.

  1. А где она живет? Ответы детей.
  2. В каких сказках можно встретить лису? Ответы детей.
  3. А, давайте, вместе вспомним с вами сказки, в которых встречается лиса. (, Заюшкина избушка, Лисичка сестричка и серый волк, Лиса и журавль, Лиса и козел, Лиса и рак, Лиса и тетерев, Кот и лиса, Петушок - золотой гребешок и др.)
  4. А какие имена у лисы в разных сказках? (, плутовка, Лисичка - сестричка, кумушка, Лиса - Олисава, Лиса Патрикеевна и др).
  5. Какая, дети, лиса по характеру? (Хитрая, веселая, сообразительная, плутоватая и др.)
  6. А кто еще живет в лесу? Ответы детей.

Воспитатель: Давайте послушаем диалог сказочных зверей, который приготовили наши ребята.

Лиса:             Был бы ёж ты хорош,
                      Только в лапы не возьмешь.

Ёж:                                            Не хорош? Ну и что ж…
                                                  Без иголок я не еж.

Белка:           Зайчик, зайчик, где ты был?

Заяц:                                          Я на речке хвостик мыл
                                                    Вымыл, вымыл, да упал,
                                                    Снова хвостик замарал.

Воспитатель:    Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

Волк:          Лизавета, здравствуй!

Лиса:          Как дела, зубастый?

Волк:          Ничего идут дела,
                   Голова еще цела.

Лиса:            Где ты был?

Волк:            На рынке.

Лиса:           Что купил?

Волк:           Свежинки.

Лиса:           Сколько взяли?

Волк:         Шерсти клок

                    Ободрали правый бок

                      Хвост отгрызли в драке

Лиса:       Кто отгрыз?

Волк:            Собаки

Лиса:            Жив ли милый куманек?

Волк:           Еле ноги уволок.

Воспитатель:   Вот о чем герои говорят в лесу. Давайте вернемся к письму, которое нам пришло.
Что же нам написала лисичка? Читаю письмо. Очень трудно 

Как вы думаете, стоит попробовать отыскать подарок? Тогда давайте рассмотрим план.
Все поняли? Это же план нашей группы. Путь начинается от двери. Двигаться нужно по стрелке. Чтобы преодолеть все трудности нужно помогать друг другу.

1 задание «Чей? Чья? Чьё?».

У медведя дом (лапа, ухо) чей? (чья, чьё) - медвежий

У волка - волчий

У лисы - лисий

У зайца - заячий

У белки - беличий

У барсука - барсучий

У черепахи - черепаший

У лягушки - лягушачий

У кошки - кошачий

У ежа - ежиный.

Воспитатель:   Молодцы и умнички! Вот вам первый ключ. А теперь двигаемся по стрелочке дальше.

2 задание «Составь предложение».

На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть их и составить по каждой картинке предложение из 3-х слов. Кто хочет составить предложение по первой картинке? Вызываю 4-5 детей. Сколько слов в твоем предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе.

Воспитатель:    Умницы! Вы справились с заданием. Держите второй ключ. Идём дальше. В какую сторону показывает стрелочка? Сколько нужно сделать шагов?

3 задание «Родственные слова».

Воспитатель: Разделитесь на две подгруппы. На столах лежат карточки с буквами. Расставьте буквы по высоте от самой высокой к самой низкой. Попробуйте, прочитать слово, которое у вас получилось. А теперь назовем родственные слова для этого слова.

Зима: зимушка, зимующие, озимые, зимняя, перезимовал.

Снег: снежинка, снегирь, снегурочка, подснежник, снеговик.

Воспитатель: Вот ваш ключ, пойдем дальше.

4 задание дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Воспитатель: Леший любит все делать наоборот, и для нас он приготовил игру «Скажи наоборот». Давайте, встанем в круг.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь…низко;

Скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко;

Скажу я слово старый, а ты ответишь… молодой (новый);

Скажу я слово сладкий, а ты ответишь…горький;

Скажу я слово холодный, а ты ответишь…горячий;

Скажу я слово большой, а ты ответишь… маленький;

Скажу я слово длинный, а ты ответишь… короткий;

Скажу я слово белый, а ты ответишь … черный;

Скажу я слово широкий, а ты ответишь… узкий;

Скажу я слово гладкий, а ты ответишь… шершавый.

Воспитатель: Умнички и молодцы! Вы научились говорить наоборот. Давайте поиграем в другую игру

 «Скажи по-другому»: Предмет, имеющий значительную величину - большой, гигантский, огромный;

Снежная буря - метель, буран, вьюга, пурга;

Говорить очень громко - кричать, орать, вопить, галдеть, голосить;

Небольшой предмет - крошечный, маленький, мелкий, карликовый;

Проливать слезы - плакать, реветь, рыдать;

Плохая погода - пасмурная, хмурая, облачная, холодная, дождливая;

Человек, который служит в армии - воин, солдат, защитник, военный;

Маленькие дети - малыши, детвора, ребятишки, ребята, малютки;

Отсутствие света - тьма, темнота, мрак, темень, потемки;

Отсутствие звуков - тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье.

Воспитатель:  Вот мы с вами получили все ключи. И что для этого нам пришлось сделать? Ответы детей. Пора отправляться на поиски шкатулки. Двигаемся по стрелочке. Вот и шкатулка. Давайте посмотрим, а какой ключ подойдет. Подбираем ключ, открываем шкатулку.

Воспитатель: Лисичка приготовила нам книжки о лесных животных. А здесь еще записка: «Здравствуйте! Вы выполнили все мои задания и можете забрать подарочек от меня. До встречи!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр по теме: «Шкатулка с секретом из леса».

Программное содержание:

-Формировать у детей грамотной речи.

-Учить образовывать родственные слова.

-Закреплять умение составлять предложение со словами.

-Учить подбирать синонимы и антонимы к словам.

-Формировать умение образовывать прилагательные от существительных, отвечающие на вопросы: чей? чья? чьё?

-Развивать интонацию и выразительность речи, память, внимание.

Словарная работа:

Обогатить словарь детей антонимами и синонимами.

Оборудование: два письма, коробка-шкатулка, книги, игры, маски волка, заяца, лисы, ёжа, белки, карточные буквы (з, и, м, а, с, н, е, г), картинки с изображением животных, сюжетные картинки.

Методы и приемы:

  • Ознакомление с окружающим, обогащение словаря детей - загадывание загадок; рассказывание детьми; ознакомление с окружающим и обогащение словаря - игр дидактические и словесные;
  • Формирование грамматически правильной речи.

Ход занятия:

Воспитатель:

Смотрите, дети, нам пришло письмо. А Вы хотите узнать от кого оно пришло? Тогда, давайте, садитесь на стульчики и выровняйте спинки.  А чтобы узнать от кого пришло письмо нужно отгадать загадку:

Одурачит ловко
Рыжая плутовка,
Длинным хвостиком махнёт,
Зубки хитро облизнёт,
Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведёт!

Правильно, лиса.

  1. А где она живет? Ответы детей.
  2. В каких сказках можно встретить лису? Ответы детей.
  3. А, давайте, вместе вспомним с вами сказки, в которых встречается лиса. (, Заюшкина избушка, Лисичка сестричка и серый волк, Лиса и журавль, Лиса и козел, Лиса и рак, Лиса и тетерев, Кот и лиса, Петушок - золотой гребешок и др.)
  4. А какие имена у лисы в разных сказках? (, плутовка, Лисичка - сестричка, кумушка, Лиса - Олисава, Лиса Патрикеевна и др).
  5. Какая, дети, лиса по характеру? (Хитрая, веселая, сообразительная, плутоватая и др.)
  6. А кто еще живет в лесу? Ответы детей.

Воспитатель: Давайте послушаем диалог сказочных зверей, который приготовили наши ребята.

Лиса:             Был бы ёж ты хорош,
                      Только в лапы не возьмешь.

Ёж:                                            Не хорош? Ну и что ж…
                                                  Без иголок я не еж.

Белка:           Зайчик, зайчик, где ты был?

Заяц:                                          Я на речке хвостик мыл
                                                    Вымыл, вымыл, да упал,
                                                    Снова хвостик замарал.

Воспитатель:    Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

Волк:          Лизавета, здравствуй!

Лиса:          Как дела, зубастый?

Волк:          Ничего идут дела,
                   Голова еще цела.

Лиса:            Где ты был?

Волк:            На рынке.

Лиса:           Что купил?

Волк:           Свежинки.

Лиса:           Сколько взяли?

Волк:         Шерсти клок

                    Ободрали правый бок

                      Хвост отгрызли в драке

Лиса:       Кто отгрыз?

Волк:            Собаки

Лиса:            Жив ли милый куманек?

Волк:           Еле ноги уволок.

Воспитатель:   Вот о чем герои говорят в лесу. Давайте вернемся к письму, которое нам пришло.
Что же нам написала лисичка? Читаю письмо. Очень трудно 

Как вы думаете, стоит попробовать отыскать подарок? Тогда давайте рассмотрим план.
Все поняли? Это же план нашей группы. Путь начинается от двери. Двигаться нужно по стрелке. Чтобы преодолеть все трудности нужно помогать друг другу.

1 задание «Чей? Чья? Чьё?».

У медведя дом (лапа, ухо) чей? (чья, чьё) - медвежий

У волка - волчий

У лисы - лисий

У зайца - заячий

У белки - беличий

У барсука - барсучий

У черепахи - черепаший

У лягушки - лягушачий

У кошки - кошачий

У ежа - ежиный.

Воспитатель:   Молодцы и умнички! Вот вам первый ключ. А теперь двигаемся по стрелочке дальше.

2 задание «Составь предложение».

На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть их и составить по каждой картинке предложение из 3-х слов. Кто хочет составить предложение по первой картинке? Вызываю 4-5 детей. Сколько слов в твоем предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе.

Воспитатель:    Умницы! Вы справились с заданием. Держите второй ключ. Идём дальше. В какую сторону показывает стрелочка? Сколько нужно сделать шагов?

3 задание «Родственные слова».

Воспитатель: Разделитесь на две подгруппы. На столах лежат карточки с буквами. Расставьте буквы по высоте от самой высокой к самой низкой. Попробуйте, прочитать слово, которое у вас получилось. А теперь назовем родственные слова для этого слова.

Зима: зимушка, зимующие, озимые, зимняя, перезимовал.

Снег: снежинка, снегирь, снегурочка, подснежник, снеговик.

Воспитатель: Вот ваш ключ, пойдем дальше.

4 задание дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Воспитатель: Леший любит все делать наоборот, и для нас он приготовил игру «Скажи наоборот». Давайте, встанем в круг.

Скажу я слово высоко, а ты ответишь…низко;

Скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко;

Скажу я слово старый, а ты ответишь… молодой (новый);

Скажу я слово сладкий, а ты ответишь…горький;

Скажу я слово холодный, а ты ответишь…горячий;

Скажу я слово большой, а ты ответишь… маленький;

Скажу я слово длинный, а ты ответишь… короткий;

Скажу я слово белый, а ты ответишь … черный;

Скажу я слово широкий, а ты ответишь… узкий;

Скажу я слово гладкий, а ты ответишь… шершавый.

Воспитатель: Умнички и молодцы! Вы научились говорить наоборот. Давайте поиграем в другую игру

 «Скажи по-другому»: Предмет, имеющий значительную величину - большой, гигантский, огромный;

Снежная буря - метель, буран, вьюга, пурга;

Говорить очень громко - кричать, орать, вопить, галдеть, голосить;

Небольшой предмет - крошечный, маленький, мелкий, карликовый;

Проливать слезы - плакать, реветь, рыдать;

Плохая погода - пасмурная, хмурая, облачная, холодная, дождливая;

Человек, который служит в армии - воин, солдат, защитник, военный;

Маленькие дети - малыши, детвора, ребятишки, ребята, малютки;

Отсутствие света - тьма, темнота, мрак, темень, потемки;

Отсутствие звуков - тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье.

Воспитатель:  Вот мы с вами получили все ключи. И что для этого нам пришлось сделать? Ответы детей. Пора отправляться на поиски шкатулки. Двигаемся по стрелочке. Вот и шкатулка. Давайте посмотрим, а какой ключ подойдет. Подбираем ключ, открываем шкатулку.

Воспитатель: Лисичка приготовила нам книжки о лесных животных. А здесь еще записка: «Здравствуйте! Вы выполнили все мои задания и можете забрать подарочек от меня. До встречи!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр по теме: «Посылка из сказочного леса».

Формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр.Учить образовывать родственные слова.Закреплять умение составлять предложение с заданными словами.Учить подбирать к слов...

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме "В гости к белочке"

Конспект занятия по развитию речи с использованием инновационных технологий по теме...

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр в средней группе на тему: «Заучивание стихотворения «Заботливое солнце»

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактических игр в средней группе на тему: «Заучивание стихотворения «Заботливое солнце»...

Конспект занятия по развитию речи с использованием дидактического «синквейна» в подготовительной к школе группе. Тема: "Приключение Капельки"

Цель: совершенствовать умение детей составлять описательный рассказ, используя схемы «синквейна».Задачи:-образовательные: -продолжать учить детей составлять рассказы, используя схемы ...

Конспект НОД по развитию речи с использованием дидактической игры «Друдл» тема: «Путешествие в осенний лес» старший дошкольный возраст

Конспект НОД по развитию речи с использованием дидактической игры «Друдл» тема: «Путешествие в осенний лес» старший дошкольный возраст...