Открытое занятие «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется » для детей 6-7 лет Цель: Расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Клюева Анастасия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_auknetsya_tak_i_otkliknetsya.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических оздоровительных мероприятий и процедур» № 1

п. Энергетик Новоорского района

                                   Конспект

 организованной образовательной деятельности

Образовательная область: « Речевое развитие»

Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется »

Возрастная группа: подготовительная  группа (6-7 лет)

                                                                

                                                                

                                                                

                                                                       Подготовила:

                                                        Клюева Анастасия Александровна

                                                        Воспитатель

                                                                       МБДОУ «Детский сад» № 1

                                                        п. Энергетик Новоорского района

                                          Энергетик – 2019

                                             

                                              Аннотация

        Данное занятие направлено на закрепление представления детей о  дружбе, перелетных птицах и приметах весны в  целом. У детей закрепляются знания о том, что дружбой надо дорожить, и что именно весной возвращаются перелетные птицы.

Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется »

Цель: Расширение и активизация словарного запаса, закрепление умения слушать сказки и пересказывать.

Задачи :

Образовательные.

  • учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и речевые обороты из текста;
  • активизировать  употребление  глаголов 
  • развивать умение образовывать однокоренные слова (грач - грачата);
  • учить правильно произносить звуки [ш], [ж] и [р] изменять силу голоса и темп речи.
  • закреплять представления  детей о перелетных птицах: граче, скворце, ласточке, кукушке; о частях тела и образе жизни птиц;
  • обобщить представления детей о характерных признаках весны;

Развивающие:

  • развивать любознательность и познавательную мотивацию.
  •  развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развивать  эмоциональную отзывчивость, сопереживание;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к окружающей среде и бережное отношение к ней;
  • формировать основы безопасного поведения в природе
  • воспитывать умение понимать смысл пословиц;

Приема руководства  деятельностью детей:

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей.

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ООД.

3. Приемы организации практической деятельности детей .

4. Приемы поддержания интереса у детей.

5.Приемы оценки и самооценки.

Создание среды для организации и проведения занятия: предметные картинки перелётных птиц, сюжетные картинки к сказке «Лиса и журавль», мяч, игрушка Буратино, игра «Четвертый лишний» (перелетные и зимующие птицы), ноутбук, проектор.

 Формы организации совместной образовательной деятельности  :

  • Двигательная
  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Познавательная

Планируемый результат:

Личностные:

  • Дети  на примере  героев сказки понимают как не надо поступать с друзьями, выносят полезное,  для себя правило.

Интеллектуальные:

  • Закрепляют  знания о приметах весны, перелетных птицах ,учатся понимать  смысл пословиц.

Физические:

  • Умение выполнять физические упражнения в сопровождении с речью педагога

Критерии оценки деятельности детей в ходе занятия:

  1. Активность
  2. Самостоятельность
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми
  4. Эмоциональность
  5. Сопереживание

     6.  Самооценка

                                           План занятия

  1. Вводная часть:

Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели        

 5 мин.

  1. Основная часть:

Показ, комментирование

 20 мин.

  1. Заключительная часть:

Оценка деятельности детей

Подведение итогов ООД

      5 мин.

Длительность

30 мин.

        

Ход ООД

Части занятия

Содержание

  1. Вводная часть

Создание проблемной ситуации

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

Дети приветствуют гостей. Дети стоят полукругом на ковре.

Воспитатель: Добрый день, друзья!

Рада всех вас видеть я!

Сегодня у нас день радостных встреч!

- Я хочу прочитать стихотворение, а вы догадайтесь, о ком оно.

Красная девица в зеленом сарафане

По лугам гуляет, ковры расстилает,

Цветочные венки сплетает,

Птиц с юга собирает.

Дети: - Весна.

- Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне.

Дети: – Весной пригревает солнышко. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. На речке начинается ледоход. Просыпаются  насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки.  Прилетают птицы и начинают строить гнезда.

  1. Основная часть

Показ, комментирование.

Приход Буратино. Просит рассказать о птицах.

Воспитатель: - А какие бывают птицы?

Дети: - Перелетные и зимующие птицы.

Воспитатель: - Почему мы так их называем?

Дети: - Перелетные, потому что осенью эти птицы улетают в теплые края. Зимующие птицы остаются у нас на зиму.

Загадки о перелётных птицах.

 - Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.

- Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей (Грач).

Воспитатель помещает картинку грача на мольберт. Ребенок описывает внешний вид птицы.

Например: Грач крупная птица, покрыта черными перьями. У него крупный, немного изогнутый клюв. Грачи строят гнезда на деревьях. Питаются насекомыми, семенами.

Аналогичная работа проводиться с другими загадками.

На одной ноге стоит,

В страны жаркие летит!

Он красиво, другим на зависть,

Длинноногий добрый ….(Аист)

Он похож на журавля. Аист крупная птица. Перья белого цвета, по краю крылья черные. Клюв – длинный, острый, красный. Крылья широкие, длинные, большого размаха. Хвост кроткий, широкий, Лапы длинные, тонкие, мощные. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей.

Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда (Кукушка)

Кукушка небольшая серенькая, пестренькая птичка. Живет кукушка поодиночке. Свои яйца подкидывает в чужие гнезда. И кукушат выкармливают другие птицы.

На шесте дворец

Во дворце певец

А зовут его….(скворец)

Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек (Журавль)

Журавль крупная птица. У журавля длинная шея, длинный клюв, широкие крылья, длинные ноги. Журавли бывают серые и белые.

- Давайте мы сейчас с вами превратимся в птичек, и немного поиграем.

Физкультминутка.

Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.

Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Воспитатель: - Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, голубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарелке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувшина, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Беседа и обсуждение непонятных для детей слов.

Воспитатель: - Как вы думаете, что значат слова:

«Не обессудь, куманёк» (не вини, не суди);

«Нечем потчевать» (нечем угощать);

«Не солоно хлебала» (ни с чем);

«Как аукнется, так и откликнется» (как поступишь ты, так поступят и с тобой).

Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов.

Беседа по содержанию сказке.

Воспитатель: - Кого Лиса пригласила на обед? Дети: Журавля.

Воспитатель: - Что Лиса готовила на обед? Дети: Кашу.

Воспитатель: - Как Лиса угощала Журавля?

Дети: - Размазала кашу по тарелке и потчует.

Воспитатель: - Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, действительно, хотела угостить Журавля? Дети отвечают.

Воспитатель: - Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети: - Поблагодарил и пригласил в гости.

Воспитатель: - Что приготовил к обеду Журавль? Дети: Окрошку.

Воспитатель: - Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Журавль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом? Дети отвечают.

Воспитатель: - Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким горлышком?

Дети: - Чтоб Лиса не достала.

Воспитатель: - Как пришла Лиса домой?

Дети: - Не солоно хлебавши.

Воспитатель: - Почему их дружба на этом закончилась?

Дети. Отвечать злом на зло — плохо.

Воспитатель снова читает сказку. Организует пересказ по ролям – за лису, журавля, автора.

Воспитатель: - Подходят ли к этой сказке пословица «Что посеешь, то и пожнешь»

Дети отвечают.

Игра «Четвертый лишний?»

На картинках демонстрируются изображение разных птиц, а дети выбирают лишний объект и словесно обосновывают свой выбор.

Снегирь, ласточка, скворец, кукушка.

Кто лишний? – голубь, так как он зимующая птица.

Соловей, жаворонок, воробей, ласточка.

Лебедь, цапля, голубь, аист.

Пальчиковая игра «Скворцы»

(по стихотворению Е. Тараховской)

Мы построили скворечник – дом весёлого  скворца.

Дети стучат кулаками по ладошке то правой, то левой рукой; упражнение «Домик» (соединить подушечки пальцев обеих рук, раздвигая ладони «домиком»).

Мы повесили скворечник возле самого крыльца.

Упражнение «Крыльцо» (ладонь правой руки положить на кулак левой).

Всё семейство вчетвером проживает в доме том.

Показывает четыре пальца на обеих руках; упражнение «Домик».

Мать, отец и скворушки – чёрненькие пёрышки.

Загибают поочерёдно пальцы на обеих руках; упражнение «Птички» (сцепить большие пальцы рук, ладони раздвинуты в стороны, растопырив пальцы).

Кормит  матушка  скорчат, целый день они кричат:

Левой рукой изображают открытый клюв, правой – закрытый; эмитируют движения – «кормит», затем  меняют  руки.

«Мы хотим добавку – муху и козявку!»

Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося – закрывающегося клюва.

 Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

– Ребята, перелетные птицы очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Сороки белые бока – белобокая

У Соловья звонкий голос – звонкоголосый

У трясогузки длинный хвост - длиннохвостая

Игра «Собери картинку»

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.

- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.

Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

- Расскажите, чьи изображения вы сложили.

– Это ласточка .

-  Правильно . Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание.

        

  1. Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия.

Буратино: - Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах, проявили старание. Я много узнал о птицах от вас. Спасибо вам, но мне пора возвращаться домой. До свидания, друзья. (Буратино прощается с детьми, уходит).

Воспитатель: - Молодцы! Вот и закончилось наша встреча с перелетными птицами, вы сегодня все очень старались, а давайте вспомним, что интересного мы сегодня узнали? Чем с вами занимались?  Что вам больше понравилось? Что было для вас самое трудное? (Ответы детей).

Воспитатель: - Ребята, а какое правило можно составить, если ориентироваться на сказку «Как аукнется, так и откликнется»? (ответы, предположения).

Итог - правило: «Дружбой нужно дорожить»

Воспитатель: - И правило это нужно помнить всегда и  всюду.

Длительность: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей старшей санаторной группы с использованием элементов ТРИЗ.

В  опыте работы представлен план по интеграции "Развитие речи детей" и "Окружающий мир" ....

пересказ сказки "Как аукнется, так и откликнется"

ЦЕЛИ: - учить детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста,- активизировать употребление глаголов (из текста сказки),- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных,-...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе Тема: «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Интеграция образовательной деятельности: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация».Виды детской деятельности: комму...

Технологическая карта по развитию речи.Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

технологическая картаПересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ сказки "Как аукнется, так и откликнется".

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по развитию речи. Пересказ русской народной сказки "Как аукнется, так и откликнется" с использованием мнемотаблицы. Составила воспитатель в...