Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie_russkoy_narodnoy_skazki.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе

«Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки»

    Цель: Знакомство детей с Русской Народной Сказкой «Заяц-Хвастун».

                 Формирование умения детей понимать замысел сказки

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новым произведением: сказкой «Заяц-хвастун» (в обработке О. Капицы)
  • Совершенствовать умение согласовывать в предложении прилагательное с существительным.
  • Обогащать словарный запас детей (новые слова: гумно, снопы, Хваста, усищи, лапищи, зубищи, хвастать, трепать, мять).
  • Тренировать умения детей отвечать на вопросы по тексту сказки.

2. Развивающие:

  • Развивать мышление, творческое воображение, связную диалогическую и монологическую речь.
  • Развивать память детей.

3. Воспитательные:

  • Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
  • Вызвать желание детей дружно и согласованно работать в небольшом коллективе.

Материал и оборудование: книга со сказкой «Заяц – Хвастун», иллюстрации к сказке, сундучок с загадками атрибуты для д/и «Чей, чьи…».

 Ход занятия

Воспитатель загадывает детям загадки о сказках.

1. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке (колобок)

2 Мышка дом себе нашла, мышка добрая была: в доме том, в конце концов, стало множество жильцов (теремок)

3. Красна девица грустна, ей не нравится весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка (Снегурочка)

4. Ах ты Петя простота, сплоховал немножко: не послушался кота, выглянул в окошко (петушок –золотой гребешок)

5. А дорога – далека, а корзина – нелегка, сесть бы на пенек, съесть бы пирожок (маша и медведь)

6. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то (волк и семеро козлят)

7. По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра (по щучьему веленью)

   Воспитатель просит ребят назвать известные им русские народные сказки. Перечисляет сказки, не упомянутые детьми. В некоторых случаях дает подсказку, например:«В одной сказке непослушный братец в козленочка превратился («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

 В другой сказке маленький человечек Бабу-ягу перехитрил» («Жихарка»). В третьей – волк без хвоста остался («Лисичка-сестричка и серый волк»)».

   Далее педагог спрашивает, как обычно начинаются русские народные сказки. («Жил-был, жили-были».) Рассказывает о том, что многие русские народные сказки имеют сказочную концовку, например:«Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец».

Воспитатель: Ребята, а кто может назвать свою самую любимую РНС (ответы детей).

   «А теперь послушайте, какие слова я сейчас произнесу, – продолжает разговор педагог, – книжища – домище – чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? Правильно, об очень больших предметах.

   Послушайте, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки „Заяц-хвастун”: „У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».

   Педагог повторяет цитату, а дети помогают ему, хором произнося существительные с суффиксом-ищ.

   «Должно быть, в сказке «Заяц-хвастун» идет речь о зайце-великане», – размышляет педагог.  

Воспитатель: А знаете ли вы сказки, в которых встречается заяц?

Дети: «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Заяц и черепаха»

Воспитатель: Послушайте пожалуйста новую РНС «Заяц хвастун»

Воспитатель читает сказку.

2 часть

Воспитатель: Как называется сказка, которую вы только что услышали? (ответ детей)

Воспитатель: Дети, а давайте вспомним главных героев сказки «Заяц -  хвастун».

Дети: Заяц и ворона.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Чем понравилась? (ответ детей)

 Воспитатель: Ребята, а в какой момент вы больше всего переживали за зайца. (ответ детей)

Воспитатель: «Итак, что же, в этой сказке действительно был заяц-великан?» – повторяет вопрос воспитатель после чтения произведения.

   Воспитатель просит детей охарактеризовать зайца. Какой он был сначала и какой в конце сказки? (Сначала заяц – хвастун и трусишка. Увидев ворону, он испугался, а потом проявил себя как настоящий храбрец.)

Воспитатель: От кого он ворону спас? И как? (Заяц ворону спас от собак- не побоялся собак)

Воспитатель: Значит, какой заяц? (храбрый, бесстрашный)

Воспитатель: Что из этой сказки вы хотели бы послушать еще раз (ответ детей)

   Педагог ещё раз читает понравившиеся эпизоды из сказки.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем. Превратимся все в храбрых зайцев.

Физкультурная минутка:

Встали зайцы на пеньки,

Приподнялись на носки. (Руки на пояс, подняться на носки)

Спины чуть прогнули,

Лопатки все сомкнули. (Прогнуться, сомкнув лопатки)

Посмотрите на зайчат,

Как красиво все стоят. (Руки на пояс, повороты туловища вправо, влево)

Руки в стороны подняли

И наклоны делать стали. (Руки в стороны, наклоны вперёд)

Посмотрели по сторонам-

Волка нет – ни тут, ни там.

На пенёчке поплясали

И до дому поскакали.

Д/Игра «Наоборот» (с мячом)

 Воспитатель: Я называю слово тот, у кого мяч, называет «слово наоборот»

Равнодушный – заботливый;

Скромный – хвастливый;

Грубый – вежливый;

 Ленивый – трудолюбивый;

Милосердный – жестокий;

Жадный – щедрый

Трусливый – смелый;

Хвастливый – скромный.

7. Заключительная часть:

Воспитатель: С какой новой сказкой мы познакомились?

- Какие задания и упражнения выполняли?

- Что больше всего понравилось?

- Что было трудно?