Занятие «Путешествие в АБВГДейку»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Григорьева Татьяна Алексеевна

Речевое развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 28 «Ласточка»

ОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

на тему «Путешествие в АБВГДейку»

Круглый стол «Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна

(воспитатель высшей квалификационной категории)

27.04.2018 г.

с. Акатьево

Цель:

Речевое развитие старших дошкольников.

Задачи:

- Формировать умения обобщать, классифицировать.

- Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.

- Упражнять в согласовании прилагательных с существительными.

- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх; активизировать словарь.

- Развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение.

- Развивать умение отгадывать сказки по отрывкам.

- Развивать наблюдательность, активность, внимание.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, активность, инициативность, воображение.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой гимнастики, физкультминутки; закрепление понятия «обобщающее слово»; знакомство со словом «фантазия».

Оборудование и пособия: ноутбук, интерактивная доска, презентация к занятию, письмо, мяч, Букварь,  колокольчик; раздаточный материал: бумага, цветные карандаши.

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, игровые приемы, беседа, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательная, коммуникативная, продуктивная.

Ход ОД:

1. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, вы хотите побывать в сказочной стране Абвгдейке? Попадая в эту сказочную страну, люди немного меняются. Хотите узнать как?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом - с помощью фантазии. А что такое фантазия?

Дети: Фантазия - это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.

Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:

1 правило. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2 правило. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

Воспитатель: Итак, отправляемся в страну Абвгдейку. (Звучит «сказочная» музыка. Дети садятся в кружок, лицом к экрану.)

Воспитатель: Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь голубые облака. Сверху видим мы красивые леса, широкие поля, высокие горы, слышим пение птиц, журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. (На интерактивной доске изображение летящего воздушного шара.)

2. Основная часть.

Воспитатель: Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это?

Дети: Дворец с воротами (На интерактивной доске изображен дворец и большие ворота, закрытые на замок.).

Воспитатель: Правильно это ворота, а на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» (Дети встают в круг.)

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог?

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

Потянули…

(Тянем кисти в стороны.)

Покрутили…

(Волнообразные движения.)

Постучали…

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

И открыли!

(Пальцы расцепились.)

Воспитатель:  Замок, мы открыли, молодцы! (Дети садятся на лужайку – коврики)

Воспитатель: Ой, ребята, а здесь письмо! Дорогие, любимые, наши ребята, помогите нам! Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко – заколдовали злые волшебники. Помогите нам расколдовать нам нашу страну Абвгдейку!

Воспитатель: Ребята, поможем жителям этой страны.

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда надо отгадать загадку:

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Догадались это…

Дети: Солнце.

Воспитатель: Правильно, это солнце. Только почему-то оно грустное? Посмотрите, у него нет лучиков (На интерактивной доске грустное солнышко без лучиков.).

Воспитатель: В письме написано, что злые волшебники заколдовали солнечные лучики и разбросали их в разные стороны. Ребята, надо найти лучики.

(Дети ходят по полянке, ищут солнечные лучики. Находят лучики, и приносят воспитателю.)

Воспитатель: Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.

(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках. После выполнения задания, у солнышка на интерактивной доске появляется лучик.)

1. Задание.

Игра «Назови ласково».

(Воспитатель, кидая мяч ребенку называет слово, а он называет его ласково. Примерные слова. Заяц, обезьяна, медведь, бегемот, собака, жук, комар, кот, слон и т. д.)

2.Задание

Игра «Назови одним словом»

Воспитатель: Диван, стул, кровать стол, шкаф.

Дети: Мебель.

Воспитатель: Помидор, огурец, морковь, свекла, лук, перец.

Дети: Овощи.

Воспитатель: Марс, Венера, Земля, Плутон, Сатурн.

Дети: Планеты.

Воспитатель: А, и, ы, у, о.

Дети: Буквы.

Воспитатель: Повар, шофер, врач, продавец.

Дети: Профессии.

Воспитатель: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 0

Дети: Цифры.

Воспитатель: Рубашка, платье, свитер, брюки.

Дети: Одежда.

Воспитатель: Самолёт, автомобиль, трамвай, лодка.

Дети: Транспорт.

3. Задание.

Игра «Что лишнее? »

- Тарелка, чашка, жук, сковорода.

- Яблоко, лимон, груша, помидор.

- Кузнечик, тигр, стрекоза, божья коровка.

- Капуста, апельсин, лук, огурец.

- Лев, обезьяна, гусеница, жираф.

- Молоток, отвёртка, мячик, дрель.

4. Задание

Игра «Наоборот»

Примерные слова: Большой (маленький), чистый (грязный), громко (тихо), весёлый (грустный), высокий (низкий), открыть (закрыть) ,длинный (короткий) , легкий (тяжёлый) , сильный (слабый), холодный (горячий), длинный (короткий), много (мало).

5. Задание.

Игра «Назови признаки»

Воспитатель: В стране Абвгдейке живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов.

Воспитатель: Стол из дерева…

Дети: Деревянный стол.

Воспитатель: Мяч из резины…

Дети: Резиновый мяч.

Воспитатель: Дом из кирпича…

Дети: Кирпичный дом.

Воспитатель: кубик из пластмассы.

Дети: Пластмассовый кубик.

Воспитатель: Сумка из кожи…

Дети: Кожаная сумка.

Воспитатель: Ваза из стекла…

Дети: Стеклянная ваза.

Воспитатель: Носки из шерсти…

Дети: Шерстяные носки.

6. Задание

Игра «Дополни предложение»

Воспитатель: Если на улице идёт снег, значит наступила…

Дети: Зима.

Воспитатель: Если тает снег и бегут ручьи, значит пришла…

Дети: Весна.

Воспитатель: Если солнце светит ярко и на улице жарко, значит наступило…

Дети: Лето.

Воспитатель: Если с деревьев падают листья, значит наступила…

Дети: Осень.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Физкультминутка. Игра с колокольчиком.

Воспитатель: Жители  страны  Абвгдейки очень любят играть. Давайте и мы поиграем.

(Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит - дети садятся на корточки.)

7. Задание

(Воспитатель показывает одному ребенку изображение предмета. Он называет предмет. Затем все дети называют предмет хором, при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает сколько слогов в слове.)

Воспитатель: Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. (На интерактивной доске изображено улыбающееся солнце.)

Какое оно?

Дети: Яркое, красивое, ласковое, жёлтое, лучистое, светлое, горячее.

Воспитатель: Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все кроме дорожек к домикам жителей и они просят вас проложить дорожки к их домикам.

Дети садятся за столы и рисуют дорожки:

\ \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

/\/\/\/\/\ /\/\/\/\/\ /\/\

Воспитатель: Молодцы, ребята дорожки проложили.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Жители этой необыкновенной страны говорят вам «огромное спасибо!», ведь вы освободили их от злых волшебников. Они дарят вам этот замечательный Букварь.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться домой. Садитесь на воздушный шар.

Звучит музыка.

Воспитатель: Мы снова в детском саду. Понравилось вам наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось? Какие задания показались трудными?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Спасибо всем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"

                                          Муниципальное дошкольное образовательное учреж...

Путешествие в АБВГДейку

" Путешествие в страну АБВГДейку "Поздравление воспитателей.Зал оформлен шарами и вырезанными из цветной бумаги буквами. На центральной стене – изображение парусника. На парусе начерчен кроссвор...

Путешествие в АБВГДейку

Консультация для родителей с показом  речевых игр специалистами и воспитателем...

Конспект открытого занятия в группе "АБВГДейка"

конспект открытого занятия по теме "Русские народные сказки"...

«Занятие по кружку«АБВГДейка» «Буква «Х». Звуки «х-хь» -согласные».

Закрепить знания о гласных и согласных звуках, твёрдых и мягких согласных звуках.Закрепить умение дифференцировать понятия «звук» - «буква».Закрепить умение интонационного выде...