Конспект непосредственной организованной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе "Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пересказ русской народной сказки "Снегурочка"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Д/С «РЯБИНУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №2 «ПЧЁЛКИ»

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «СНЕГУРОЧКА»

Подготовила:

воспитатель

Галичина А. И.

Стрежевой

2019г.

Цель: Развивать умение детей пересказывать сказку последовательно, связно с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

Упражнять в умении пересказывать сказку с опорой на совместно составленную мнемотаблицу.

Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.  

Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные.

Развивать навыки устной связной монологической речи.

Развивать мышление и речь детей.

Развивать творчество, мышление, воображение, моторику.

Воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, двигательная.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приемы: практические: игровой, наглядный, словесный, практический.

Методы и приёмы: практические: игрового характера (словесные упражнения, указания, речевой образец),метод моделирования (схема), наглядный метод (использование макетов, пособий), словесный метод (вопросы, пересказ сказки, беседа).

Технологии: здоровьесберегающие, технология проектной деятельности, технология решения исследовательских задач.

Материалы, оборудование:  текст сказки «Снегурочка»,  иллюстрации к сказке, указка, листы бумаги А4 для игры «Обведи по точкам», карандаши, лист бумаги (таблица) А3для составления мнемотаблицы.

Словарная работа: люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы, не можется, души не чают, свечерело и т. д.

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-этетическое развитие, чтение художественной литературы.

Ход мероприятия:

Организационный момент.

В.: Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из русской сказки:

- Здравствуйте, люди добрые!

- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).

- Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).

В: Как вы думаете, ребята, почему я сегодня поздоровалась с вами словами из сказки (потому что мы будем читать сказку или другие ответы детей)

В: Да, дети сегодня мы с вами будем пересказывать сказку, потому что к нам в группу пришло письмо, а от кого вы узнаете, если выполните мое задание!

Посмотрите, на столах лежат карандаши и листы бумаги с заданием. Вам необходимо создать изображение, соединив между собой все точки! Задание понятно?

Д: Да!

В: Тогда занимайте места и приступайте к выполнению задания!

Д: Обводят карандашами все точки, и получается изображение Снегурочки.

В: Кто изображен на бумаге?

Д: Снегурочка! (Если дети затрудняются ответить, воспитатель читает загадку)

Вся из снега, изо льда

Но не мерзнет никогда.

Вместе с дедушкой придет

К ребятне на Новый год. (Снегурочка)

В: Правильно, письмо нам написала Снегурочка и вот, что она пишет:

Здравствуйте, ребята! Я узнала о том, что про меня русский народ сочинил сказку, а я ни разу её не слышала! Вы не могли бы мне помочь, рассказать мне эту сказку, очень хочется узнать, о чём она!  

В: Ребята порадуем Снегурочку, расскажем ей сказку?

Д: Да!

В: Как вы думаете, в какое время года может появиться снегурочка? (Зимой).

- Какое сейчас время года (зима)

- Назовите признаки зимы.(холодно, снег, день короче, солнце светит мало)

- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

- Назовите в какие игры можно играть зимой (снежки, лепить снеговика, коньки, лыжи, хоккей, с горки кататься).

В: А мы с вами поиграем в игу «Придумай слово» (образование родственных слов)

Ребята, подумайте и подберите родственные слова к слову СНЕГ!

Д: снежок, снежочек, снежинка, снегурочка, снеговик, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник.

В: Молодцы! А теперь подберите родственные слова к слову ЗИМА!

Д: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

В: Отлично, как много слов вы знаете!

Ребята, а вы знаете зимние сказки?

Д: Морозко, Снежная королева, Снегурочка, Двенадцать месяцев.

В: Как здорово, что вы знаете все эти сказки. А давайте мы вспомним и расскажем нашей снегурочке её сказку, ей очень будет приятно послушать. Чтение сказки.

В.: - Ребята, послушайте  русскую народную сказку «Снегурочка», я вам её сейчас прочитаю. (чтение).

Беседа по содержанию:

- Понравилась ли вам сказка?

-Почему сказка называется «Снегурочка»? (слеплена из снега)

- Почему Старик со старухой стали лепить Снегурочку? (обоснованные ответы детей)

- Красивой  получилась у стариков доченька?

- А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках? (девица – красавица, красна девица, что ни в сказке сказать ни пером описать)

- Какими словами описывается Снегурочка в сказке, вспоминайте? (Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе)

- Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?

- Какая она была? (веселая)

- Какой стала Снегурочка с приходом лета? (грустной)

- А почему же Снегурочка становилась такой грустной?

- Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло?

- Во что, превратилась Снегурочка?

- Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).

В.: - А кто автор сказки «Снегурочка»? (русский народ)

- А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку, из уст в уста, так и живет сказка до сих пор).

Повторное чтение сказки

В: Ребята, сейчас я вам её еще раз прочту, будьте внимательны!

Физминутка

(выполняют действия по тексту)

В: Давайте, и мы слепим Снегурочку.

Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим на ладошке.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили,

Сверху третий малый ком.

Снег стряхнули с рук потом.

В: Молодцы!

В: А сейчас, ребята, мы с вами попробуем эту сказку пересказать, но не просто, а с помощью специальной схемы. В каждом квадрате вы будете отображать важные события, произошедшие в сказке, рисуя их карандашами. Я отправлю эту схему Снегурочке, что бы она сказку не забыла и могла самостоятельно её рассказывать своим друзьям!

Изображают сюжет сказки  с помощью мнемотаблицы.

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Downloads\мнемотаб..jpg

Пересказ сказки «Снегурочка» с помощью мнемотаблиц.

В: А сейчас с помощью этой схемы сказку нам перескажет Катя! (Ксюша, Арина)

В: Ребята, вы очень хорошо справились с заданием, я думаю, Снегурочке очень понравится наша сказка! А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Переводчики».

Игра «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!

  • Жили ладно – это как? (Когда в семье царят мир и спокойствие - у них все ладится)
  • Приладили ручки и ножки – что сделали?
  • Стала расти не по дням, а по часам? – это как?
  • Души старики в дочке не чают – это как? Относиться к кому-то с безграничной любовью, любить его, обожать.
  • Работа в руках спорится – все удается, все получается
  • Не можется – нездоровится 
  • Свечерело – наступил вечер
  • Стали кликать Снегурочку – звать

Рефлексия.

В: Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, какому сказочному персонажу оно было посвящено?

Д: Снегурочке!

В: Дети, а кто придумал эту сказку?

Д: Русский народ!

В: Правильно и поэтому эта сказка называется русская народная!

В: Ребята вы сегодня очень постарались и пересказали сказку, как думаете понравиться ей сказка?

Д: Да!

В: А что было самое сложное для вас сегодня?

Д: (ответы детей)

В: Да трудности  бывают всегда, препятствия возникают на нашем пути не только в сказках, но и в жизни, поэтому нужно верить в свои силы и всё обязательно получится, все препятствия преодолеете, так же легко как сегодня!

А теперь давайте попрощаемся с нашими гостями! До свидания!

Д: До свидания!

СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА» ТЕКСТ ДЛЯ МНЕМОТАБЛИЦЫ:

Жили – были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Всё бы хорошо, да одно  горе – детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса. А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

Давай, - говорит старуха.

Вышли она на огород и принялись себе дочку  из снега лепить. Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили.

Глядь – а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись. Стряхнула она с себя снег и вышла из сугроба живая девочка.

Обрадовались старик со старухой , привели её в избу.

И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе.

Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают.

Растет дочка умная, ласковая со всеми и работа у Снегурочки в руках спорится.

Пришла весна, пригрело солнышко, а Снегурочка вдруг запечалилась.

Что с тобой дочка иль не можется тебе? – спрашивает старик.

Ничего, батюшка, я здорова!

Только день ото дня Снегурочка всё печальнее, всё молчаливее становится. От солнца прячется.

Вот и лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, стали кликать Снегурочку: Идем с нами, Снегурочка, в лес гулять песни петь, плясать. Не хотелось Снегурочке в лес идти, да старуха её уговорила.

Пришли девушки в лес стали цветы собирать да хороводы водить, только Снегурочке не весело. А как свечерело, разложили они костер, и давай все друг за дружкой через него прыгать. Побежала Снегурочка в свой черед за подружками, прыгнула над огнём и вдруг растаяла. Обратилась в белое облачко, поднялось облачко высоко и пропало в небе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) Тема: «Как дети в детском саду г...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Беседа о русском народном творчестве»

Конспект представлен о многообразии видов  устного народного творчества с их  различными жанрами русского народного фольклора (сказки, потешки, загадки, считалки, дразнилки, колыбе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Рассказывание по картине «Если бы мы были художниками»

Задачи:*Учить детей составлять предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении;*Учить составлять коллективный рассказ-описание;*Дифференцировать на слух и в произношении звук...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе«Викторина по русским народным сказкам и показ сказки «Капризка»»   Р...