Конспекты открытых занятий по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи

Петрикеева Олеся Николаевна

Конспекты занятий могут быть использованы учителями-логопедами в работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной

непосредственной образовательной деятельности

учителя-логопеда и инструктора по физической культуре

в подготовительной группе на тему:

«Прогулка в осенний лес»

                                                             Учитель-логопед: Петрикеева О. Н.

                           Инструктор по физической культуре: Данилова Е. А.

                                           

Интеграция образовательных областей:

 «Речевое развитие»

«Физическое развитие»

«Познавательное развитие»

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная.

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.

Задачи:

Образовательные:  

  • Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Осень, деревья».
  • Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительным, образование относительных прилагательных).
  • Развитие фонематического слуха, звукового, слогового анализа слов.
  • Совершенствование навыков составления предложений.

Коррекционно- развивающие: 

  • Формирование правильного звукопроизношения (автоматизация звука Р в словах).
  • Развитие двигательных навыков посредством приёмов подлезания под дугой, ходьбы, бега, метания.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, тонкой и общей моторики, дыхательной функции.
  • Развитие координации движений, ловкости.

Воспитательные:

  Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Вырезанные из бумаги кленовые, каштановые, дубовые, липовые, березовые, рябиновые листья, грибы, корзина, дуги с наклеенными схемами, канат, стойки, мяч, мячик-ёжик, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: прогулка в осенний лес; осенняя викторина; просмотр изображений деревьев, грибов, ягод; разучивание пальчиковой гимнастики «Грибы», чистоговорки «Листопад».

               Здоровьесберегающие технологии: артикуляционные упражнения «Улыбочка», «Трубочка», подвижные игры «Собери грибы», «Шишки», пальчиковая гимнастика «Грибы», дыхательное упражнение «Ароматы леса», релаксационное упражнение и самомассаж «Солнечный зайчик», технология музыкального воздействия.      

Ход занятия

Входят дети под музыку «Осень» Вивальди.

Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте ребята (Здравствуйте!) У нас сегодня гости, давайте и с ними поздороваемся.

Как ваше настроение? (отличное, хорошее). Давайте красиво улыбнёмся. И подарим хорошее настроение всем присутствующим в зале – сдуйте свои улыбочки с ладошек.

Ребята, наше сегодняшнее занятие я хочу начать с загадки.

  1. Загадка 

Солнышко не хочет

Землю согревать,

Листья пожелтели,

Стали опадать.

Часто дождик льется,

Птицы улетают.

Отгадайте, дети, когда это бывает?

Дети: Осенью.

Логопед: Молодцы. Ребята, к нам в детский сад залетел сегодня сказочный осенний листок. Он приглашает нас в осенний лес.

  1. Разминка

Инструктор по физической культуре: Готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да. (Дети идут друг за другом, выполняя движения по показу инструктора по физ. культуре).

Если правильно пойдем,

Мы в пути не пропадем (Ходьба).

По мосту пройдем мы прямо,

Перепрыгнем через яму (Ходьба с прыжками)

По узкой тропике идем осторожно (Ходьба по канату)

На гору подняться нам тоже не сложно (Ходьба с высоко поднятыми коленями)

Пробежим через поляну.

Обогнем пригорок, яму (Бег)

Путь далек, не торопись

Иди шагом, отдышись. (Ходьба).

  1. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Вот мы с вами оказались в осеннем лесу (открывается занавес, звучат звуки леса).  Ребята, а какой здесь свежий воздух! Давайте вместе подышим им. (Выполняем дыхательную гимнастику по показу логопеда под звуки леса).

Глубоко вдохнули аромат осеннего леса носом, и выдохнули ртом на правое плечо. Еще раз сделали глубокий вдох носом, выдохнули на левое плечо. И последний раз, вдох, выдох – на правое плечико.

Логопед: Ребята, посмотрите вокруг, сколько здесь осенних листьев, которые слетают с деревьев, и кружась, устилают землю разноцветным ковром (на полу лежат бумажные листья).

Ребята, а как называется явление, когда листья падают с деревьев?

- Листопад.

Логопед: Правильно. Вспомним нашу чистоговорку про листопад.

  1. Чистоговорка

Листопад, листопад.

Листья желтые кружат.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

  1. Игра «С какого дерева и какой лист?

Логопед: Листья в лесу опадают с разных деревьев.  Давайте поиграем, соберем листья и отгадаем с каких они деревьев. Возьмите по одному листочку и встаньте в круг.

Скажи, пожалуйста, с какого дерева этот лист?

- Этот лист с клёна.

- Значит он какой?

- Кленовый.

Так же с листьями дуба, берёзы, рябины, каштана, липы. (Собрать у детей листья).

Логопед: Молодцы, ребята, мы поиграли и вспомнили с вами красивое осеннее слово ЛИСТОПАД. Есть еще и другие осенние слова. Я вам сейчас их назову, а ваша задача – определить количество слогов в слове.

Фонематическая игра «Сколько слогов?».

Логопед: урожай, дождь, зонт, ветер, листья, пора, овощи, лужи, заморозки, сырость, тучи, фрукты.

  1. Игра «Назови приметы осени» с мячом.

Логопед: Ребята, осенние слова назвали, а теперь вспомните, какие приметы осени вы знаете?

Я буду кидать вам мячик, а вы возвращайте его с осенней приметой. Свой ответ начинайте со слова Осенью

(Называя приметы, дети стоят в кругу и бросают мяч инструктору по ФК).

  1. Загадка.

Логопед: У меня для вас есть еще одна загадка:

Не заблудитесь в лесу,

Не уроните слезу,
Вы посмейтесь громким смехом
Вам всегда ответит…(Эхо)

  1. Фонематическая игра «Эхо»

Логопед: Ребята, превращайтесь в эхо и повторяйте за мной:

Ро-ро-ра

Ра-ра-ру

Ру-ра-ры ит.д.

Логопед: Ребята, а какие дары природы мы можем увидеть с вами в осеннем лесу?

- Ягоды, шишки, грибы.

Посмотрите и в нашем лесу выросли грибы. А мы с вами знаем пальчиковую гимнастику.

  1. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

 Этот пальчик чистить стал,

 Этот пальчик жарить стал,

 Этот пальчик все съел,

 Оттого и потолстел.

(выполняют, стоя в кругу, массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)

  1. Игра «Собери грибы в корзины» (автоматизация и определение места звука Р в слове).

Логопед: Давайте соберем грибы в корзину. Перед детьми стоят три дуги со схемами позиций звука в слове и корзина. Дети берут по одному грибу, называют изображенный на нём предмет, определяют место звука в слове, подлезают под соответствующей дугой, выпрямляются, делают хлопок над головой и кладут гриб в корзину.

  1. Игра «Сосчитай шишки» (метание)

Инструктор по ФК: А сколько шишек нападало, посмотрите! С какого дерева упали шишки? (с ели).

Соберём шишки в мешок и посчитаем их.

Дети метают шишки в цель по очереди и считают: одна шишка, две шишки и.т.д.

  1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик» под музыкальное сопровождение («Осенняя песня» П. Чайковского).

Логопед: Молодцы!!! А теперь отдохнем и присядем на поляну. Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки и ноги.  Открывайте глазки.

Заключительная часть.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Логопед: Ребята, на этом наше путешествие в осенний лес заканчивается. Давайте вспомним, какие мы задания выполняли сегодня? Что понравилось? Что было самым трудным?

Наш сказочный листок остаётся в осеннем лесу, а мы отправляемся в группу.

Скажем До свидания! (Уходят под музыку)



Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физ. воспитанию с воспитанниками подготовительной группы по теме «Путешествие по сказке «Гуси лебеди»

Цель: совершенствование речи дошкольников посредством интеграции образовательных областей: физическое развитие и речевое развитие.

Задачи:

1.      Развивать фонематический слух, слоговой анализ и синтез слов с применением эстафеты «Переложи картинку» ходьба по скамейке. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

2.      Способствовать правильному произношению звуков и развитию речевого дыхания при выполнении общеразвивающих упражнений «Гуси».

3.      Употреблять в речи простые предлоги преодолевая препятствия: ходьба через предметы, между предметами, подлезание под дугу.

4.      Упражнять детей в перестроении в группы с разным количеством участников, закреплять работая в парах составлять предложения по заданной схеме.

5.      Закреплять употребление в речи слов-антонимов с одновременным перебросом мяча от ведущего к ребенку.

6. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

7. Упражнять в образовании сложных слов.

Оборудование:

Демонстрационное: речка, яблонька, печка, дом Бабы-Яги; спортивное оборудование (лавка, арка, туннель, мячи-ежики, мячи в корзине, мягкие модули), мяч, кукла Иванушка, бубен, диск с музыкой из сказки «Гуси-лебеди», мешочки с песком -«кочки».

Раздаточный материал: пирожки с картинками, мячи-камушки с картинок.

Ход занятия

- У нас на занятии гости, давайте поздороваемся. (Дети здороваются).

Логопед: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать.

У Аленушки-сестрицы, унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят.
                                                                                        («Гуси-лебеди».)

Дети: Гуси- лебеди.

Логопед: - Ребята, давайте отправимся спасать братца Иванушку. Вы согласны? (ответы детей).

Инструктор по физ. воспитанию: Ребята, за мной шагом марш. Трава высокая, перешагиваем через нее высоко поднимаем колени, носочки тянем вниз, на внешней стороне стопы.

Выучить!!! Мы шагаем друг за другом, лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают,
Тишина стоит вокруг, вышли с вами мы на луг….

А теперь перебегаем большую полянку змейкой. Дальше пойдем как гуси, чтобы Баба -Яга нас не услышала.

 Инструктор по физ. воспитанию: общеразвивающие упражнения в парах без предметов «Гуси», развитие речевого дыхания.

1. «Гуси здороваются»

И.П.: - лицом к другу, ноги на ширине плеч, прямые руки отведены назад. Сделали глубокий вдох. Наклоны туловища вперед с вытягиванием шеи произнося звук га – га (6 раз)

 2. «Гуси щиплют травку»

И.П.: - сидя спиной к друг другу, ноги врозь. Сделаем глубокий вдох и на выдохе, наклоны вперёд, постучать пальцами по полу произнести  

 Гу-гу-гу – щиплем травку на лугу;

3. «Гуси машут крыльями»

И.П.: - спиной друг к другу, ноги узкой дорожкой, взявшись за руки. Сделали глубокий вдох и на выдохе поднимание рук вверх – вниз произнося звук (2 раза)

Га-га-га – наши гуси у пруда;

4. «Гуси спрятались»

И.П.: стойка лицом к друг другу, руки лежат на плечах партнёра. Сделав глубокий вдох, приседание в парах, произнося

Гу-гу-гу – дружно спрятались в траву (6 раз).

5. «Гусиный прыжок»

И.П.: стойка лицом к друг другу, взявшись за руки: галоп правым боком с произношением чистоговорки, затем остановка, глубокий вдох и прыжки в другую сторону с произнесение чистоговорки.

Га-га-га – вот мы снова да-да-да. (1 раз в каждую сторону)

6 Восстанавливаем дыхание

Гуси высоко летят,

На детей они глядят.

И.п. основная стойка.

1 - Руки поднять в стороны (вдох)

2- опустить руки вниз со звуками "Щи-щи-щи, Алена братца поищи" (выдох) 4 раза.

Инструктор: Аленушка искала братца,

                     Нелегко к нему добраться.

                     Друг за другом мы пойдём

                     И Иванушку найдём!

(перестраиваются в колонну в обход по залу шагом марш).

Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом, лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают,
Тишина стоит вокруг, вышли с вами мы на луг….

 Инструктор по физ. воспитанию: Смотрите ребята, что это?

Дети: печка.

Логопед: печка-печка, скажи, пожалуйста, куда гуси- лебеди полетели? (хором повторяют обращение к печке).

 Логопед: ребята печка передала мне свое задание.

ПОДНОС С ПИРОЖКАМИ БУМАЖНЫМИ, К КАЖДОМУ ПИРОЖКУ ПРИКЛЕЕНА КАРТИНКА С НАЧИНКОЙ.

Она поможет нам, если мы отгадаем её загадки.

Логопед раздает картонные «пирожки» с разной «начинкой». Дети должны сказать, с какой начинкой пирожок ему достался.

Образование относительных прилагательных. Дети стоят шеренгой перед логопедом

Логопед: ребята, если пирог     с малиной… значит пирог с малиновой начинкой,     

 если с яблоками…,

с вишней…,   

с клубникой…,

С морковью…,  

 с грушей …,   с тыквой, с клюквой,

 со сливами,     

 с капустой…,

С персиками…, 

 с картофелем…,    

 с горохом…,  

  с кукурузой….

Логопед: Вам надо перенести пирожки через туннель и положить по своим КОРЗИНКАМ,

  в 1 й домик – пирожки с фруктовой начинкой,

 во 2 й –с ягодной начинкой, в 3 й- с овощной.

Эстафета «Перенеси пирог через туннель».

За туннелем стоят три корзинки с надписями: фрукты, овощи и ягоды.

Инструктор:  

Координация речи с движением.

Мы шагаем друг за другом, лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают, в поле бабочки летают
Тишина стоит вокруг, снова вышли мы на луг…

 ЛОГОПЕД: вот и яблонька,

(перед яблонькой корзинка с мячиками-ежиками)

Инструктор: Пальчиковая гимнастика «Яблочки» с мячиками-ежиками

Яблоко спелое,

красное, сладкое, Яблоко хрусткое,

с кожицей гладкою.

Яблоко я

пополам разломлю,

Яблоко с другом

своим разделю.

Я. Аким

Логопед- Как у наших, у ворот,
Чудо-яблонька растет,
А на ветках кофты, брюки,
Подставляйте дети руки,
Ну-ка, срочно, дай ответ,
Так бывает или нет?  Дети- нет!!!

Упражнение с перебрасыванием мяча «Есть – нет».

(образование родительного падежа существительных в ед. и множ. числе)

У меня есть яблоко. — А у меня нет яблока.

У меня есть кубики. — …

У меня есть мячи. —...

У меня есть обручи. — ...

У меня есть куклы. А у меня нет кукол.

У меня есть пчела. - …

У меня ест брюки. - …

У меня есть ухо - …

У меня есть ленты. — ...

У меня есть ведро. — А у меня нет ведра.

У меня есть кольца. - …

У меня есть колесо.— …

У меня есть полотенце.—…

(Сапоги – нет сапог, майка – нет майки, брюки – нет брюк, платье – нет платья, свитер – нет свитера, шапка – нет шапки.)

ЛОГОПЕД: спросим у нее куда Гуси-лебеди полетели?

Дети спрашивают:

- Яблонька, яблонька, скажи, пожалуйста, куда гуси- лебеди полетели?

 Логопед: ребята, яблонька дала нам схемы (анализ звуковой??). Слоговой?

 Инструктор: ох, долго мы шли, давайте немного отдохнем. Пока звучит музыка вы ходите по залу, как услышите удары в бубен, надо собраться группой по столько человек, сколько ударов услышите.

Подвижная игра по бубен

(Звучит музыка из сказки Гуси лебеди инструктор по физ воспитанию ударяет в бубен 3, 1, 4, 2 раза)

 Логопед.  Давайте присядем!

Упражнение «Скажи одним слово» -  образование сложных слов

Потренируемся в составлении новых слов из двух предложенных вам. составим новые слова про гусей по схеме.

Образуй новые слова по образцу:
белые крылья - белокрылый.
• Белые  крылья - ...
• Большие крылья - ...
• Длинные ноги - ...
• Длинная шея - ...
• Длинный клюв - ...
• Красный клюв - ...
• Красный клюв - ...
• Красные лапы - ...

   Быстрые крылья-…

Инструктор по физ. воспитанию: выполняем подскоки друг за другом вокруг зала.

Ребята, смотрите, вот мы и дошли до речки может речка знает куда дальше Гуси - лебеди Иванушку понесли?

Давайте, спросим вежливо у речки.

Дети: спрашивают.

 Логопед: Речка просит вас насмешить ее.

Вспомните, ребята, какая речка встретилась Алёнушке в сказке.

Дети: Им встретилась молочная речка, кисельные берега.

Л.: Правильно. Вот речка и просит вас, ребята, придумать, какая еще сказочная речка может быть. Насмешите речку!

Дети придумывают смешные материалы, из которых будет их речка и её берега.

Дети.: Моя речка будет из кефира, значит она кефирная. Моя речка из сметаны, значит, она сметанная, а берега из сыра - сырные. И т.д… (Логопед может предложить слова: творог, масло, мука, мясо, сливки, и др.)

Дети придумывают смешные слова.

ЛОГОПЕД.: Молодцы, насмешили речку,

ЛОГОПЕД: а еще речка просит, чтобы мы перенесли камушки через речку.

Но переносить будем те камушки, на которых изображены предметы, в названии которых есть твердый звук «Р». Возьмите по одному камушку. (Дети берут камушки-мячи, называют изображенный предмет и решают, кто пойдет на тот берег. Оставшимся детям предлагается придумать слово со звуком «Р» и перейти через речку.)

 Инструктор по физ. воспитанию:

Перед детьми домик бабы Яги.

Логопед: - Где живет старушка злая,
Может где-нибудь в сарае,
Не в сарае, не в кадушке,
А в густом лесу в ….(
избушке).

Логопед: ребята, вот мы и дошли до избушки Бабы Яги, смотрите вот и Иванушка сидит у окна. Подождем пока Баба Яга уйдет, а пока вспомним как мы добирались сюда:

Употребление слов антонимов с перебрасыванием мяча.

Путь был не близкий, а… (далекий)

Яблоня была не старая, а… (молодая)

Погода в сказке была не зимняя, а …(летняя)

Речка была не мелкая, а ….(глубокая)

Аленушка была не веселая, а …(грустная)

Речка   не медленная, а…(быстрая)

Гуси летали не низко, а …(высоко)

Мы добрались не отдохнувшие, а.. (уставшие)

Печка была не холодная, а …(горячая)

Иванушка не старый, а …(молодой)

Пироги не маленькие, а…(большие)

Баба яга не добрая, а …(злая)

Инструктор по физ. воспитанию: Иванушка рад, что мы его спасли.

Выход из сказки.

Логопед: Мы веселые ребята,

Мы ребята – дошколята

Все сегодня потрудились

Снова в зале очутились!

Рефлексия

Логопед: Можно ли оставлять младших братишек и сестричек одних?

Какие задания мы с вами выполнили, чтобы спасти Иванушку?

Какое задание было самым интересным и сложным? 

Что вам больше всего понравилось на занятии?



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию лексико-грамматического строя и связной речи

«Царица Зима!»

в подготовительной группе

Основная цель НОД — всестороннее, последовательное формирование активной речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Задачи:

Образовательные:

  • Уточнить, активизировать и расширить знания детей о зиме, сезонных изменениях в природе, связанных с зимним периодом.
  • Формировать умение отвечать полным предложением.
  • Формировать умение подбирать родственные слова.
  • Закреплять умение согласовывать числительные с существительными, прилагательные с существительными.
  • Продолжать формировать навыки звукового анализа слов (определение позиции звука в слове).
  • Формировать умение составлять сложноподчинённые предложения с союзом потому что и сложносочиненные предложения с союзом А.
  • Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  • Формировать умение образовывать глаголы прошедшего времени.
  • Развивать умение составлять предложения и описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие:

  • Развивать речевую активность, слухоречевую память, слуховое и зрительное восприятие и внимание.
  • Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
  • Развивать компоненты устной речи (фонематические процессы, лексико-грамматический строй, связную речь).

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.
  • Воспитывать выдержу, терпение, усидчивость.
  • Воспитывать умение оценивать свои результаты и результаты деятельности сверстников.

Ход НОД

Организационный этап

Логопед: Ребята, давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями.

Дети хором: Здравствуйте!!! 

- И с таким замечательным настроением мы начнем наше занятие, и сейчас присядет на стульчик тот, кто закончит моё предложение и назовёт правильное слово.

Дидактическая игра «Каждый знает»: Ребятам предлагается закончить предложение и назвать слова:

 «Каждый знает, что белым бывает… ». (Варианты ответов детей)

Основная часть

  1. Беседа о зиме

Логопед: Молодцы! Вы назвали много «белых» слов. А теперь послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем занятии.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокожа, белолица,

Как махнула рукавом —

Все покрыла серебром

- Как вы думаете, о какой царице говорится в стихотворении?   (О зиме.)

- Подходят ли зиме определения «белокожа», «белолица»? Почему? (Зима белая, белоснежная. Зима сравнивается с белокожей царицей).

-На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Назовите их.

(Это зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.)

- А теперь давайте представим, что мы оказались с вами в зимнем лесу и вспомним, что происходит с природой зимой. А помогут нам в этом картинки-подсказки.

Картинка 1. Солнце.

- Что можно сказать о солнце зимой? (Зимой солнце светит, но не греет. Редко выходит из-за туч).

- Правильно, ребята! Какие дни и ночи зимой? (Зимой дни короткие, а ночи длинные).

 Картинка 2. Снег

- Чем покрыта земля зимой? Вся земля покрыта снегом, словно белым ковром.

-Как называется явление, когда падает снег? Снегопад.

Картинка 3. Метель. Ветер. 

- Какой ветер дует зимой? (Зимой часто дует холодный ветер).

- Что бывает зимой, когда дует холодный ветер и идёт снег? (Зимой метёт метель, воет вьюга).

Картинка 4. Лёд.

-Что происходит с реками, морями? (Реки, моря зимой замерзают, покрываются льдом).

Картинка 5. Деревья.

- Какие деревья зимой? (Деревья стоят голые, без листьев. Покрываются снегом, словно белыми шапками. Ели и сосны остаются зелёными, но они тоже покрыты снегом).

Картинка 6. Животные.

- Как зимуют животные? (Медведи, ежи, барсуки впадают в спячку. Белки, зайцы меняют шубки).

- Вот как много изменений происходит зимой в природе.

Скажите, а какая погода бывает зимой? (ясная, пасмурная, морозная, снежная, холодная, ветреная).

- Какой снег? Холодный, белый, пушистый, искристый, жесткий, серебристый, липкий, блестящий, сверкающий……..).

  1. Игра «Родственные слова».

- Давайте поиграем со словом СНЕГ. И подберём ему слова-родственники.

  1. «Доскажи словечко»

Отгадайте и запомните отгадки.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые ... (Снежинки.)

На посёлки, на лужок

Все снижается ... (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Все сильнее ... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в ... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился ... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой ... (Снегири.)

  1. На мольберте в центре картинка Снег и отходящие лучи. Дети вспоминают слова-родственники.
  2. Дети придумывают предложения со словами-родственниками.

  1.  Самомассаж

Логопед: Что – то холодно стало в зимнем лесу, сейчас мы с вами согреемся (дети делают массаж) 

Приготовили ладошки

Мы ладошки растираем и лицо обогреваем,

Растираем лобик тоже, теплым стать ему поможем,

Щечки надуваются, губки улыбаются.

Подбородок разотрем, губки дружно пожуем.
Здесь живет наш язычок (показать), пусть погреется дружок (пожевать язык передними зубами).

Логопед: молодцы ребята. Ой, посмотрите, в зимнем лесу есть волшебная поляна снежинок. Давайте возьмем по одной снежинке и подойдем к доске.

  1. Игра: «Посчитай снежинки» (согласование числительных с существительными).

- В ваших руках сказочные снежинки, а какие еще могут быть снежинки? (красивые, хрупкие, прозрачные, лёгкие, чудесные).

- Ребята, снежинки хотят, чтобы вы с ними поиграли.

   6.   Игра «Где спрятался «снежный» звук С?» (определение позиции звука в слове).

   7.  Игра «Большой, и маленький»

Загадка: Что за нелепый человек?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца и тепла! (Снеговик).

Логопед: Ребята, в нашем сказочном лесу живут чудесные снеговики. Посмотрите, они такие разные. Чем отличаются снеговики?

Образец ответа: У большого снеговика три пуговицы, а у маленького две пуговички. 
– У большого снеговика на голове красное ведро, а у маленького – зеленое ведерко.
– Чёрные глаза – коричневые глазки
– Длинный синий шарф –  короткий красный шарфик
– Большая оранжевая морковка – маленькая красная морковочка
– Розовые рукавицы – красные рукавички 

-  Коричневая метла – чёрная метёлка.

Логопед: Молодцы! Снеговики предлагают нам погреться.

  1. Дидактическая игра «Сегодня - вчера» (со снежком-мячом).

Ребята, давайте мы покажем Снеговикам, что мы знаем о зиме.

- Сегодня идёт снег, а вчера снег что делал? Шёл.

- Сегодня метёт метель, а вчера.. мела.

- Сегодня дует ветер, а вчера.. дул.

- Сегодня воет вьюга, а вчера.. выла.

- Сегодня блестит снег, а вчера… блестел.

- Сегодня трещит мороз, а вчера… трещал.

- Сегодня серебрится снег, а вчера… серебрился.

- Сегодня крУжатся снежинки, а вчера… кружились.

- Сегодня тает сосулька, а вчера… таяла.

- Сегодня

  1.  «Сделай то, что я скажу, а не то, что покажу»

Проводится игра на внимание.

- Дотронься до плеч, до щек, до носа, до ушей, дотронься до головы. (Не все движения, которые демонстрирует ведущий, совпадают со словесным указанием).

  1. Игра "Исправь предложение"

Логопед произносит предложение, дети его внимательно слушают. Если педагог что-то сказал неправильно, дети должны поднять руку и исправить предложение. Если предложение правильное - хлопнуть в ладоши.
Наступила зима, потому что дни стали короче, а ночи длиннее. (Дни стали короче, а ночи длиннее, потому что наступила зима). На улице сильный мороз, потому что дети тепло оделись. (Дети тепло оделись, потому что на улице сильный мороз.) Реки покрылись льдом, потому что дети катаются на коньках. (Дети катаются на коньках, потому что реки покрылись льдом.) Деревья покрыты инеем, потому что накануне была теплая погода. (Правильное предложение.) Ледяная горка очень высокая, потому что быстро едут санки. (Санки едут быстро, потому что ледяная горка очень высокая.) Вокруг лежат сугробы, потому что часто идёт снег (правильное предложение). Наступила зима, потому что заяц сменил шубку (Заяц сменил шубку, потому что наступила зима).

  1. Описательный рассказ о зиме по мнемосхеме.

Зимой солнце светит, но не греет. Редко появляется из-за туч. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Земля, дороги, дома покрыты снегом, словно пушистым белоснежным одеялом. Деревья стоят голые без листьев и тоже покрыты снежными шапками. Только ели и сосны остаются зелёными. Зимой метут метели, воет вьюга. Появляются снежные сугробы. Реки и моря замерзают и покрываются толстым слоем льда. Животные в лесу готовятся к зиме. Медведи, барсуки, ежи впадают в спячку. Заяц и белка меняют шубки. Лиса покрывается густой шерстью. Всё это бывает зимой.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

- Ребята, о чём мы говорили на занятии?

- Что мы делали?

- Что было самым сложным?

- Что понравилось?

- Вы сегодня молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуальной логопедической

непосредственной образовательной деятельности

на тему: «Морское путешествие»

(автоматизация звука [Р])

Возрастная группа: подготовительная к школе

Учитель-логопед МДОУ № 2 «Солнышко» ЯМР

Петрикеева Олеся Николаевна

Цель: автоматизировать звук [р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

· образовательные: продолжать формировать навыки слогового и звукового анализа слов (определение позиции звука в слове, составление звуковой схемы слова); умение давать характеристику звука; умение согласовывать слова в предложении;

· коррекционно-развивающие: активизировать мышцы речевого аппарата, развивать голос, фонематические процессы, зрительное восприятие и прослеживающую функцию глаза, общую и мелкую моторику, психические процессы: внимание, память, мышление;

· воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям и любовь к окружающему миру.

Оборудование: игрушки: рыбка, обезьянка, черепаха, карточки с артикуляционной гимнастикой, карточки для характеристики звука, «Звуковые дорожки», дидактическая игра «Конфеты», дидактическая игра «Ракушки», дидактическая игра «Бусы», предметная картинка: РАК, звуковой пенал.

Литература:

1. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. [Текст] / Е.А. Борисова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 64с.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. [Текст] / Т.В. Буденная. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 64с.

Ход:

 Организационный момент.

Игра «Определи, какой звук: гласный или согласный». Различение гласных, твёрдых и мягких согласных звуков.  

- Я буду называть звуки, а ты определи какие они. Если звук гласный – хлопни, если твердый согласный – топни, а если мягкий согласный – обними себя.

Логопед называет звуки.

-Молодец. Сегодня к нам приплыла Рыбка. Она приглашает нас в морское путешествие. А во время путешествия мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [р].

Основная часть. 

1. Артикуляционная гимнастика.

- К путешествию нужно как следует подготовиться, а для этого вспомним упражнения для язычка по карточкам-подсказкам.

1. «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы (удерживать под счет до 10).

2. «Маляр» - улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок»), делая движения вперед-назад.

3. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

4. «Грибок» - улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, показать «ножку гриба» (удерживать под счет до 10).

5. «Барабан» - улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами (по бугорочкам), быстро и отчетливо произнося: «д-д-д».

- Хорошо. Молодец!

2. Упражнение «Заведи мотор».

- Путешествовать мы будем на корабле, а для этого необходимо завести мотор корабля: «тр-р-р-р», «др-р-р-р», «р-р-р».

- Отлично!

3. Характеристика звука. (по карточкам-подсказкам)

- Чтобы наш корабль не сбился с пути, дай, пожалуйста, характеристику звука [р], какой он? Выбери правильную карточку.

- Согласный или гласный? [Согласный.]

- Почему? [Есть преграда.]

- Что является преградой? [Язык и зубы.]

- Он твердый или мягкий? [Твердый.]

- Звонкий или глухой? [Звонкий.]

- Почему? [Есть голос.]

- Правильно. Молодец!

4. Произношение изолированного звука.

- Выходим в открытое море.

Упражнение: «Звуковые дорожки»

- Плывем по волнам. Медленно веди пальчиком по голубой дорожке и произноси звук [р] тихо.

- А сейчас быстро веди пальчиком по синей дорожке и произноси звук [р] громко.

- Теперь проведи пальчиками обеих рук с усилением голоса.

- Молодец!

5. Закрепление звука в слогах.

- Посмотри внимательно, впереди виднеется какой-то остров. Кто же нас на берегу встречает? (Обезьянка.) Она просит нас поиграть с пальчиками.

Упражнение: «Пальчики здороваются» (каждый палец поочередно дотрагивается до большого пальца)

Правая рука и левая одновременно ар-ор-ур-ыр,   ра-ро-ру-ры

- Молодец!

6. Развитие фонематического слуха.

Игра: «Слушай внимательно!»

- Перед нами высокие горы, чтобы их преодолеть нам необходимо на каждое слово приседать, а на слово со звуком [р] – подпрыгивать: лодка, командир, мотор, кукла, сумка, рак, рыба.

- Молодец!

7. Закрепление звука в словах, развитие фонематического слуха.

Игра: «Собери ракушки»

- Нужно отправляться дальше, а на память об этом острове соберем на берегу ракушки. Возьми ракушки с картинками, в названии которых есть звук Р.

- Продолжаем путешествие. Отгадай загадку:

Обо мне говорят, будто пячусь я назад.

Не назад, а вперед, только задом наперед. [Рак.]

- Верно. Молодец!

8. Звуковой анализ слова.

- Сделай, пожалуйста звуковой анализ слова «рак».

- Произнеси его еще раз и скажи, сколько звуков в этом слове? (Три.)

- Назови первый звук? (р) Какой он? (Согласный, твердый.) Назови следующий и т.д.

9. Зрительная гимнастика.

- Пора сделать отдых для глаз.

Упражнение: «Веселые мотыльки» - часто-часто поморгать глазами, затем отдохнуть с закрытыми глазами под счет (1-5).

Упражнение: «Витаминки» - сильно-сильно зажмурить глазки, а затем широко открыть.

10. Закрепление звука в словах. Определение позиции звука в слове.

Игра «Конфеты».

- Плывем дальше, посмотри с нами хочет поиграть черепаха. Она угощает нас конфетами. Разложи конфеты по соответствующим схемам, в зависимости от того, где слышится звук [р] в данных словах (в начале, середине или в конце слова).

- Молодец!

11. Закрепление звука в словах. Определение первого и последнего звука в слове.

Игра «Собери бусы».

- А мы для черепахи соберём бусы. Назови картинку вслух (топор), выделив последний звук. Последний звук этого слова будет первым звуком следующего ит.д.

Топор-рыба-арахис-сыр.

12. Закрепление звука в предложениях.

Сделаем остановку и выполним задания.

Игра: «Исправь ошибку»

- Червяки копают рыбаков. (Рыбаки копают червяков.)

- Мусор убирает Рому.

- Куры кормят Марусю.

Заключительная часть. Рефлексия. 

- Подходит к концу наше морское путешествие. Разворачиваем корабль и держим курс домой.

- С каким звуком мы сегодня работали? (анализ артикуляции, характеристика, заключительное проговаривание)

- Что делали? (Путешествовали по морю.)

- Что было интересным?

- Что было трудно, легко?

Оценка работы с положительной направленностью.

- Ты очень хорошо сегодня занималась(ся), молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Воспитание звуковой культуры речи и грамматически правильной речи в сюжетно – ролевой игре» с детьми седьмого года жизни. Тема: «На приеме у логопеда»

Цель: Упражнять детей в различении на слух и дифференциации знакомых звуков С – З. Задачи: Развивать фонематический слух и восприятие; Учить дифференцировать звуки С-З и упражнять в от...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе с презентацией (фотографии в альбоме "Открытое занятие с элементами ТРИЗ)

Конспект открытого занятия по развитию речиво второй младшей группепо сказке "Теремок"Цель: Активизация и обогащение  словаря прилагательными (серый, рыжая…) Развитие диалогическ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...