Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Варавкина Валентина Владиславовна

конспект для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_osennyaya_pora.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

     Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

                       Тема «Осенняя пора»

Цель:  Обогатить и систематизировать знания детей об осени.( о сезонных изменениях в природе, о приметах осени)

Задачи

Образовательные: уточнить и закрепить общие представления о характерных особенностях и явлениях природы, происходящих осенью, о приметах, названиях месяцев ,

Развивающая: расширять словарь по теме осень, развивать умение детей слушать и слышать музыку об осени, учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определением времени года, развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Предварительная работа: систематические ежедневные наблюдения за изменениями в природе, ведение календаря природы; чтение литературных произведений об осени; разучивание стихов на осеннюю тематику.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением осенних пейзажей, перелёта птиц, погодных явлений, листья деревьев, музыка П.И. Чайковского «Времена года»

Ход занятия:

В: Ребята, я вчера прогуливалась в парке и собрала вот этот замечательный   букет из осенних листочков. Посмотрите какие они яркие, красочные.

Послушайте пожалуйста стихотворение о красоте осенних листьев.

«Осенние краски»

Осень краски подарила

Матушке-природе.

Ярким цветом запылали листья на берёзе,

А из этих ярких

Листьев коврики повсюду

Эту дивную красу

Долго не забуду.

  В: Ребята, скажите пожалуйста, а какого цвета осенние листочки?

  Д : Варианты ответов.(красные, жёлтые, зелёные, бордовые, оранжевые)

  В: Совершенно верно. А сейчас я предлагаю сыграть вам в игру

  « С какого дерева листок»

(Педагог показывает лист с определённого дерева, а дети должны сказать    название дерева)

В: Хорошо, все справились с этим заданием. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение. Послушайте пожалуйста.

« Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

О каком времени года говорится в этом стихотворении?

Д: Осень

В: Правильно, осень. Скажите, а какие осенние месяца вы знаете?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь  

В: Ребята, а вы знаете как в народе называют сентябрь?

Д: В народе сентябрь называют «златоцвет».

В: Почему сентябрь –златоцвет?

Д: Потому что лето не хочет от нас уходить, деревья еще зеленые, тепло, ярко светит солнце, цветут цветы, люди легко одеты…

В: А кто знает, как в народе называют октябрь?

Д: В народе его называют «листопад»«грязник».

В: Почему?

Д: Деревья и кустарники меняют свою окраску. Наблюдаем явление листопад. Травы буреют. Если идет дождь, на улице грязь.

 В: А кто ответит как в народе называют ноябрь?

Д: В народе ноябрь называют чернотроп.

В: Почему? 

Д: Выпадает первый снег, но он быстро тает, потому, что земля еще теплая.

В:Ребята,а какие первые признаки осени вы знаете?

Д:Варианты ответов(часто идут дожди, солнце не греет, люди одеваются теплее, по утрам туман, сыро, дни становятся короткими, а ночи длинными, птицы собираются улетать на юг)

В: Вот мы с вами сейчас вспомнили признаки осени.

 А кто мне скажет, осень-это хмурое или светлое время года?

Д: Хмурое.

В: Ребята, послушайте стихотворение великого русского поэта А.С. Пушкина     « Уж небо осенью дышало» И потом мы снова вернёмся к этому вопросу.

                Уже небо осенью дышало

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день

Лесов таинственная сень.

С печальным шумом обнажалась

Ложился на поля туман

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу, приближалась

Довольно скучная пора

             Стоял ноябрь уж у двора.

В: Что вам показалось грустным в стихотворении А.С. Пушкина?

Д: Варианты ответов.

В: А сейчас я хочу включить вам песню , которая называется

«Осень грустная пора?»

(музыка О. Девочкиной, слова Г. Якуниной)

«Кто сказал, что осень-
Грустная пора?
Радостно по лужам
Скачет детвора.

 Жёлтые листочки
В воздухе кружат,
По стеклу дождинки
Весело стучат.
И запели песни
В небе журавли,
Косяками в югу
Тянутся они.

 Кто сказал, что осень-
Грустная пора?
Сколько ярких красок
Дарит нам она?»

В: А теперь скажите, так осень это хмурая или светлая пора?

Д: Осень бывает как грустная, хмурая ,так и светлая, тёплая.

В: Конечно, осень может удивлять нас каждый день своими погодными проявлениями. Сегодня светит солнце, оно отражается в разноцветной палитре листьев и от этого становится только светлее и радостнее. Такая осень для нас будет радостная. А завтра может пойти дождь, всё небо будет серым и хмурым. Листья намокнут и станут блёклыми. Будет холодно. И конечно такая осень нам покажется хмурой.

     А сейчас давайте немного разомнёмся и отдохнём.

 Физкультминутка «Мы осенние листочки»

(Каждый ребёнок берёт в руки по осеннему листочку )

Мы листики осенние приседают)

Мы листочки осенние, на ветках мы сидим

(Дети идут по кругу, руки в стороны вверх)

Дунул ветер- полетели, и на землю тихо сели.

(Бегут по кругу и машут руками, приседают, руки опускают на пол)

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

(Поднимаются , движение руками вправо и влево)

Закружились, полетели и на землю снова сели.

(Кружатся на месте и приседают)

После физкультминутки дети присаживаются на свои места.

В: Ребята, мы с вами сегодня посмотрели много иллюстраций с изображением осени. Поговорили о том, какие изменения произошли в природе с приходом осени. Давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили.

Д: Мы вспомнили признаки осени, названия осенних месяцев, названия деревьев , рассуждали о том, что осень-это хмурая и грустная или светлая и тёплая пора.

В: А сейчас вы будите художниками и нарисуете ту осень , которую вы себе представляете. Она может быть хмурая или ясная, тёплая или холодная, светлая или грязная. А после мы оформим с вами выставку из ваших работ.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию "Унылая пора "(рисование по мокрому слою).

Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции (далеко, близко, деревья большие, маленькие). Использовать цвет, как средство передачи настроения, создавать путем смешивания красок...

Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"

Конспект, где представлено много интересного для ребят....

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. тема: "Пора спать"

Занятие по развитию речи в первой младшей группе «Пора спать» Задачи: Вовлекать детей в общение. Стимулировать непроизвольные индивидуальные высказывания. Развивать процесс звукоподра...

Конспект занятия по развитию речи "Осень-прекрасная пора"

Ознакомление детей с приметами осени, загадки, игры....

Конспект занятия по аппликации «Осенняя пора» в младшей группе.

В лесочке, где всталиБерёзки стеной,Пригнула я веточкуС жёлтой листвой.И кажется мне,(От волненья дрожу)Как будто я осеньЗа ручку держу.Коллективная работа "Осенняя пора". Конспект заня...

Конспект занятия по развитию речи «Лето- веселая пора!» (старшая группа)

Упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени, упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам,закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем ...

Конспект занятия по развитию речи. "Лето весёлая пора!"

Конспект занятия по развитию речи «Лето- веселая пора!» (старшая группа) Задачи: -упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени, - упражнять детей...