Театрализованные игры как средство развития связной речи старших дошкольников
картотека по развитию речи (старшая группа)

Нилинова Дарья Владимировна

Игра «Зеркало»

Цель: развитие монологической речи.

Петрушка загадывает загадку:

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет —

Все как есть ему покажет!

Что же это? (Зеркало.)

В группу (зал) вносят большое зеркало. Каждый из команды подходит к зеркалу, и, глядя в него, первый — хвалит себя, восхищается собой, второй рассказывает о том, что ему не нравится в себе. Затем то же самое проделывают члены другой команды. Петрушка и жюри оценивают этот конкурс.

                           Игра «Телефон»

Цель: развитие фантазии, диалогической речи.

Петрушки загадка:image

Поверчу волшебный круг —

И меня услышит друг.

Что ЭТО? (Телефон.)

Петрушка приглашает по два человека от каждой команды, особенно тех, кто любит беседовать по телефону. Для каждой пары предлагается ситуация и тема для разговора. Пара составляется из членов противоположных команд.

1. Поздравить с днем рождения и напроситься в гости.

2. Пригласить на спектакль человека, который не любит ходить в театр.

3. Вам купили новые игрушки, а вашему другу хочется в них поиграть.

4. Вас обидели, а друг вас утешает.

5. Ваш друг (подруга) отнял любимую игрушку, а теперь извиняется.

6. У вас именины

Игра «Давайте хохотать»

Цель: развитие навыков импровизации и монологической речи.

Воспитатель предлагает детям вспомнить любую полюбившуюся песню. Спеть ее, а затем мелодию песни без слов прохохотать. Сначала играет воспитатель: он «хохочет» песню, а дети отгадывают, что это за песня. Затем каждый из детей «хохочет» мелодию своей песни, все остальные отгадывают.

Воспитатель собирает детей в кружок на копре и предлагает произнести фразу «Скоро, скоро Новый год, что же он нам принесет?» с различными интонациями. Для начала уточняется, с какими интонациями может быть произнесена эта фраза (задумчиво, уверенно, с чувством неудовольствия, с сожалением, с радостью, с ожиданием волшебства и т.д.).

Ребенок произносит фразу, затем поясняет, почему выбрана именно эта интонация.

Игра «Договорим то, чего не придумал автор»

imageЦели: развитие диалогическойи монологической речи детей;

воспитание коммуникативныхкачеств;

Воспитатель предлагает детям вспомнить сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Начинает воспитатель:

Муха, Муха-Цокотуха,

Дети хором произносят слова сказки:

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла…

— Давайте представим ситуацию, в которой оказалась Муха.

Дети по желанию разыгрывают мини-сценку, придумывая слова. Вариаций может быть очень много. Например:

— Ой, посмотрите, я нашла денежку, какое счастье. Я пойду на базар и куплю… нет, лучше самовар! Я приглашу друзей, мы устроим праздник…

Или:

— Что это? Денежка? Интересно, кто ее мог здесь обронить? Может, медведь шел по дороге на базар и уронил? А может, заяц или лиса. Ну, всё равно. Я денежку никому не отдам! Эта денежка моя, потому что я её нашла. Что бы мне купить?

imageИгра «Веселый Старичок-Лесовичок» 

Цель: учить пользоваться разными интонациями. 

Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют. 

Воспитатель: 

Жил в лесу старичок маленького роста 

И смеялся старичок чрезвычайно просто: Старичок-Лесовичок: Ха-ха-ха да хе-хе-хе, Хи-хи-хи да бух-бух-бух ! Бу-бу-буда бе-бе-бе, Динь-динь-динь да трюх-трюх! 

Воспитатель: Раз, увидя паука, страшно испугался, 

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся: 

Старичок-Лесовичок: Хи-хи-хи да ха-ха-ха, Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль! го-го да буль-буль-буль.' 

Воспитатель: А увидя стрекозу, страшно рассердился, Но от смеха на траву так и повалился: 

Старичок-ЛесовичокГы-гы-гы да гу-гу-гу, да бах-бах-бах! Ой, ребята, не могу! Ой, ребята, ах-ах-ах! Игра проводится несколько раз.

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А.Апухтина.

Цель: побуждение к активному участию в инсценировке. 

Ведущий: Выскочил кузнечик из травы на кочку.

Постучал кузнечик звонким молоточком.

Кузнечик: Молоточек тук да тук!

Кто травинку клонит? Лезет жук, лезет жук, охает и стонет! 

imageЖук: Ох, кузнечик, выручай, хоть просить неловко! Сам не знаю где и как лопнула подковка. Без подковки мне не жить, так пекут мозоли. Ни работать, ни ходить, хоть кричи от боли! 

Кузнечик: Это дело не беда! Подними-ка ногу! Молоточек тук да тук! Получай подковку, жук! (Появляется комар.) 

Комарик: Я, комар, несчастней всех, прямо сбился с толку! Поломал я, как на грех, острую иголку! 

Кузнечик: Пусть меня не просит тот, кто чужую кровь сосет! Ты из кузницы моей убирайся поскорей! (Комар улетает. Появляется сороконожка.)Сороконожка: Ой, кузнечик, помоги! Ножка треснула немножко. Я осталась без ноги, вот беда какая! 

Кузнечик: Ножка ножкой, но какая? 

Сороконожка: Кажется, сороковая. 

Ведущий: Тук-тук, тук да тук! Это дело добрых рук. Ножка целая опять. Сороконожка: Можно больше не хромать ! Все дружно: Молоточек вновь играет, наковаленка поет! Всем кузнечик помогает, быстро помощь подает! По возможности разыгрывать сценку нужно обеим подгруппам детей. После инсценировки необходимо обсудить, что получилось, над чем нужно поработать.

 

Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим

imageЦель: развитиеинтонационной выразительности речи. Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть. 

Петух: Я всех умней! 

Ведущий: Кричал петух. 

Петух: Умею я считать до двух! 

Хорек: Подумаешь! 

Ведущий: Ворчит хорек. 

Хорек: А я могу до четырех! 

Жук: Я — до шести! 

Ведущий: Воскликнул жук. 

Паук: Я — до восьми! 

Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка. 

Сороконожка: Я, кажется, умней немножко Жука и даже паука — Считаю я до сорока. Уж: Ах, ужас! 

Ведущий: Ужаснулся уж. 

Уж: Ведь я ж не глуп, 

Но почему ж 

Нет у меня ни рук, ни ног, А то и я считать бы смог! 

Ученик: А у меня есть карандаш. Ему что хочешь, то задашь. Одной ногой умножит, сложит, Все в мире сосчитать он может!

Игра «Гимнастика для язычка»

Цель: учить выразительности речи. 

Воспитатель: Жил был ШУМ! Ел ШУМ: Дети: Хрумхрумхрум! Воспитатель: Ел суп: Дети: Хлюп, хлюп, хлюп! 

imageВоспитатель: Спал так: Дети: Храп, храп, храп! 

Воспитатель: Шел ШУМ: Дети: Бум, бум, бум! (Дети не только проговариваю'!; но и имитируют движения.)

Игры на пальцах

Цель: развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Воспитатель загадывает загадку: — Кто пушистый и с усами проживает рядом с нами? (Собака и кошка.) Собака: У собаки острый носик, есть и шейка, есть и хвостик. Правая ладонь на ребро, на себя, большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается . Кошка: У кошки ушки на макушке, чтоб лучше слышать мышь в норушке. Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

Игра «Кто во что одет?»

Цель. Развитие наблюдательности, произвольную зрительную память. 

Ход игры: Водящий ребенок стоит в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, и поют на мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот». Для мальчиков: В центр круга ты вставай и глаза не открывай. Поскорее дай ответ: Ваня наш во что одет? Для девочек: Ждем мы твоего ответа: Машенька во что одета? Дети останавливаются, а водящий закрывает глаза и описывает детали, а также цвет одежды названного ребенка.

Пальчиковый театр  «Заяц - хваста»

imageЦель: Развитие связной речи у детей, интерес к сценическому искусству.

Игровая задача для детей: Развивать умения согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

Атрибуты: пальчиковый театр из конусов.

Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Заяц - хваста», рассматривание иллюстраций в книге, разучивание слов героев.

Игровые правила: Играет детей 8 детей. Дети распределяют роли и определяют очередность выступления.

Игровые действия: Игра начинается в лесу. Заяц хвастается перед другими зайцами, что он никого не боится. Узнала об этом ворона. Ворона пристыдила и попросила, чтобы он больше не хвастался. Заяц обещает больше не хвастать. Один раз собаки напали на ворону. Заяц спасает ворону. Ворона хвалит его и говорит, что он храбрец.

Результат: Инсценировка сказки

Игра «Превращение предмета»

Цель: Развитие чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию. 

Ход игры: предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: а) карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа; б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, колобок, цыпленок; в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка, обувная щетка, игра. Можно превращать стул или деревянный куб, тогда дети должны оправдывать условное название предмета.

Игра-пантомима «Сугроб»

Цель: развитие выразительности мимики и жестов. Дети имитируют движения по тексту. На поляне сугроб. Большой-пребольшой. Но вот пригрело солнышко. Сугроб тихонечко стал оседать под лучами теплого солнца. И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они еще сонные и слабенькие. Но вот солнце пригрело еще сильнее, и ручейки проснулись и быстро, быстро побежали, огибая камушки, кустики, деревья. Вскоре они объединились, и вот шумит в лесу бурная река. Бежит река, увлекая с собой прошлогодние листья и ветки. И вскоре река влилась в озеро и исчезла. — Почему река исчезла в озере?

Игра «Убежало молоко»

imageЦель: развитиепантомимических навыкову детей. 

Разогрелось — и назад: Вниз по лестнице скатилось, 

Вдоль по улице летело, 

Вдоль по улице пустилось, 

Вверх по лестнице пыхтело 

Через площадь потекло, 

И в кастрюлю заползло, 

Постового обошло, 

Отдуваясь тяжело. 

Под скамейкой проскочило, 

Тут хозяйка подоспела: 

Трех старушек подмочило, Закипело? 

Угостило двух котят, Закипело! 

В пантомиме участвуют все дети. Перед началом можно вспомнить и спросить детей, видели ли они, как «убегает» из кастрюли молоко. 

Стихотворение читается несколько раз, уточняются движения и мимика. Детей можно разделить на подгруппы: зрители и актеры. Затем дети меняются. Воспитатель собирает детей около себя и предлагает вспомнить сказку «Колобок». Некоторые сценки из сказки можно проиграть. А затем детям предлагается следующий вариант разыгрывания: все роли в сказки пропеть. Причем мелодии придумывают сами актеры. Это задание сложное, поэтому сначала воспитатель пропевает вместе с детьми. Можно использовать шапочки-маски и театральные костюмы.

Игра «Музыкальный диалог» 

Цель: побуждение детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию. 

Заданные тексты: 

1. Два цыпленка под веревкой 

Машут крыльями неловко: 

— Ах, какой большой червяк! 

Не достать его никак! 

2. У колодца пес сидит 

И не приближается: 

— На цепи ведро висит... 

Может быть, кусается?. 

3. Ходят куры у дорожек, 

Квохчут в переулочке: 

— Неужели же из крошек 

Вырастают булочки? 

4. Жеребеночек из стога 

Ухватил травы немного: 

— Не видал я до сих пор 

Таких больших и вкусных гор. 

5. На забор котенок влез, 

Стал он ростом до небес. 

Замяукал: «Ой, друзья! 

Посмотрите — вырос я!» 

6. Щенок сидит у будки, 

Сидит вторые сутки. 

Никак не может он понять, 

Куда уходит солнце спать. 

7. Ходит по лесу теленок, В рыжих пятнышках бока. — Почему в траве зеленой Не бывает молока? (Отвечают дети.)

Игра «Пчелы в улье» 

Цели: развитие логического и ассоциативного мышленияучить детей интонационно выразительно проговаривать фразы; 

Загадка: Что за домик, мне скажите, Кто в том домике живет, В нем летает каждый житель? Запасая сладкий мед? (Пчелы и улей.) — Как летают и жужжат пчелы? (Дети, прижав локти к телу, машут ладошками, как крылышками, и со звуком Ж-Ж-Ж перемещаются по группе.) Дети строят из крупного конструктора (подручного материала) «улей» и собираются в нем. На полу разложены плоские бумажные цветы. Воспитатель читает под музыкальное сопровождение. Пчелы в поле полетели, Сели пчелы на цветы, Зажужжали, загудели, Пчелка я и пчелка ты. Дети передвигаются по группе вокруг цветов. Присаживаются возле цветов и «собирают» нектар. Возвращаются в «улей». 

— Ребята, какой лесной житель любит мед и часто забирается к пчелам в улей? (Медведь.)

Кукольный театр «Теремок».

imageЦель: развивать вербальную и пантомимическую выразительность; активизировать связную речь, развивать речевую выразительность

Ход инсценировки: Детям предлагается выбрать героя сказки, которого они хотят озвучивать; вспомнить последовательность действий. Воспитатель обращает внимание ребенка на особенности выбранного персонажа. Воспитатель предлагает превратиться в сказочных зверей и начать сказку. Воспитатель ведет основную линию сюжета, дети озвучивают персонажей. По завершении представления педагог благодарит детей за интересную инсценировку; у зрителей интересуется, кто из персонажей им больше понравился, почему.

«Загадки без слов» 

Цель: развивать выразительность мимики и жестов. Воспитатель созывает детей: Сяду рядышком на лавку, С вами вместе посижу. Загадаю вам загадки, Кто смышленей — погляжу. Воспитатель вместе с первой подгруппой детей садятся на модули и рассматривают иллюстрации к загадкам без слов. Дети выбирают картинки, которые могут загадать, не произнося ни слова. Вторая подгруппа в это время располагается в другой части зала. Дети первой подгруппы без слов, с помощью мимики и жестов изображают, например: ветер, море, ручеек, чайник (если сложно, то: кошку, лающую собаку, мышь и т.д.). Дети второй подгруппы отгадывают. Затем загадывает вторая подгруппа, а отгадывает — первая.

Игра-драматизация «Заюшкина избушка»

Цель: развитие связной выразительной речи и пантомимики детей; закреплять знания содержания сказки.

Материал и оборудование: маски зверей, домик зайки

imageИгровые действия: детям предлагается выбрать героя сказки которого они хотят озвучивать; вспомнить последовательность действий. Воспитатель обращает внимание ребенка на особенности выбранного персонажа. Воспитатель предлагает превратиться в сказочных зверей и начать сказку. Воспитатель ведет основную линию сюжета, дети озвучивают персонажей. По завершении представления педагог благодарит детей за интересную инсценировку; у зрителей интересуется, кто из персонажей им больше понравился.

Игра - драматизация «Рукавичка».

Цель: развивать связной выразительной речи и пантомимики детей; закреплять знания содержания сказки, умение пользоваться атрибутами театра.

Ход игры - драматизации: Воспитатель предлагает назвать волшебные предметы, с помощью которых можно попасть в сказку. Дети называют. Затем воспитатель достает маски и предлагает детям превратиться в зверей из сказки «Рукавичка». В процессе игры-драматизации помогает детям. В конце благодарит всех за интересную инсценировку.

Игра «Лиса и кувшин».

Цель: Развитие связной речи, учить детей исполнять средства выразительности мимикой и интонацией

Игровая задача для детей: Расширять словарный запас детей.

Атрибуты: кукольный театр из стаканчиков

Предварительная работа: Знакомство с содержанием сказки, рассматривание иллюстраций, разучивание слов героев сказки.

imageИгровые правила: Играют трое детей. Они определяют очередность выступления героев.

Игровые действия: Действие сказки начинается со слов автора. Лиса находит кувшин и засунув голову в кувшин кушает из него. Съев содержимое, лиса не могла сама достать голову из кувшина. Она долго уговаривала отдать голову. А потом решила его утопить и сама вместе с ним ушла под воду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

Театрализованные игры, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Статья на тему "Театральные игры, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста" поможет подобрать интересные методы развития речи у ребенка дошкольного возраста....

Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников.

Театрализованная игра -  один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и...

Дидактическая игра, как средство развития связной речи старших дошкольников.

Дидактическая игра, как средство развития связной речи старших дошкольников....

Выступление на педагогическом совете Тема: «Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников»

Речь - своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом.Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей....