«Проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Данилова Ангелина Евгеньевна

Самой главной потребностью в жизни ребёнка является общение. Психологи и педагоги, отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, которые возникают в общении с ровесниками и взрослыми. Дети становятся грубыми по отношению друг к другу, замыкаются в себе, а также меньше общаются. В результате этого у детей появляются проблемы развития их коммуникативных умений. Важное, значение в этом процессе, как раз и принадлежит обучению речевому этикету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблема формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста»

Самой главной потребностью в жизни ребёнка является общение. Психологи и педагоги, отмечают, что именно в старшем дошкольном возрасте дети особенно ощущают дискомфорт, связанный с проблемами, которые возникают в общении с ровесниками и взрослыми. Дети становятся грубыми по отношению друг к другу, замыкаются в себе, а также меньше общаются. В результате этого у детей появляются проблемы развития их коммуникативных умений. Важное, значение в этом процессе, как раз и принадлежит обучению речевому этикету.

Речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения.

К проблеме исследования речевого этикета у взрослых и детей обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская. Они рассматривали речевой этикет - не только как систему вербальных единиц, но и как формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении и способствующие установлению доброжелательных взаимоотношений.

Не зная элементарных правил речевого этикета, создать приятный диалог, очень сложно. Для того чтобы ребёнок научился владеть этими правилами, нужно приложить к этому усилия. Нельзя сегодня учить ребёнка, а завтра нет. Правилами ребёнок обучается всю свою жизнь, ведь каждый раз он оказывается в новых ситуациях. Также, чтобы усвоение правил было более эффективным, стоит соблюдать условия. Ими могут быть учет психологических возрастных особенностей детей, также, если в доме ребенка не соблюдаются правила речевого этикета, вся воспитательная работа окажется безуспешной, очень важно привлечь родителей к обучению детей правилам речевого этикета.

Эффективными методами и приемами обучения дошкольника речевому этикету, могут быть сюжетно-ролевые игры, беседы, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, которые можно активно включать в педагогический проект. С помощью его проведения, за определенный срок, благодаря методам и приемам, ребёнок будет знакомиться, и продолжать усваивать правила речевого этикета, которые ему так необходимы для общения.

Владеть речевым этикетом - значит:

- знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, выступления перед аудиторией, ведения спора и др.;

- осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения и высказывания, а также подбора слов, подходящих в каждой конкретной ситуации;

- обладать умениями и навыками по выполнению речеисполнительных установок, например, определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой.

При ознакомлении детей с правилами речевого этикета, важно донести до них необходимость культуры речевого общения, познакомить их с «волшебными» словами, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным и вежливым человеком.

Существуют методики, которые позволяют выявить уровень сформированности речевого этикета у детей старшей группы:

1.        Методика А.М. Щетининой «Программа наблюдения за культурой поведения ребёнка» (адаптированно).

Цель: Выявление уровня культуры диалога, соблюдения правил речевого этикета при общении со-взрослыми и сверстниками.

2.        Методика А.М. Щетинина, Л.В. Кирс «Неоконченные ситуации»

Цель: Изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

3.        Беседа с детьми о речевом этикете.

Цель: Выявление полноты знаний детей о речевом этикете.

Исходя из предложенных методик определяется уровень речевого этикета исследуемой группы детей, а также дальнейшая работа, например, создание проекта на тему «В мире вежливых слов».

Проект может быть разработан среднесрочный, интегрированный, который включает в себя развитие следующих образовательных областей:

-речевое развитие;

-познавательное развитие;

-социально - коммуникативное развитие;

-художественно - эстетическое развитие,

-физическое развитие.

В проекте должна быть представлена не только работа с детьми, но также работа с родителями, ведь родители тоже влияют на развитие речевого этикета.

Предполагается, что в реализации проведения проекта, уровень речевого этикета у детей должен повыситься. В своей речи дети будут использовать всё больше вежливых слов, благодаря чему, им будет легче заводить диалоги, организовывать игровую деятельность, также дети будут знать, как благодарить за оказанную услугу, будут свободно высказывать свое отношение, к взрослым и сверстникам в доброжелательной форме, без помощи взрослых употреблять слова в соответствии с ситуацией и условиями общения.

Соблюдение правил речевого этикета способствует установлению доброжелательных отношений между участниками общения - ребенком и ребенком, ребенком и взрослым человеком из близкого и дальнего окружения. Для того, чтобы научиться владеть речевым этикетом, надо просто иметь желание, выполнять основные правила речевого этикета. Также основным моментом для развития речевого этикета являются родители, если дома данные правила не будут соблюдаться, то работы воспитателя будет мало, также она просто окажется безуспешной. Важно, поддерживать ту среду, в которой ребёнок будет испытывать потребность в соблюдении правил.

Список литературы.

1. Акишина, А.А. Русский речевой этикет: Учебное пособие для студентов. - М.: Рус.яз., 1983. - 181 с.

2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2008.-255с.

3. Гольдин, В.Е. Речь и этикет. - М.: Мозаика - Синтез, 2003. - 234 с.

4. Крулехт, М.В. Влияние игр на развитие речевого этикета дошкольников. - М.: Академия, 2014.- 403с.

5.Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Владос, 2013. - 224 с.

6. Курочкина, И.Н. Этикет для детей и взрослых: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.:Академия, 2007. - 256 с.

7. Кузнецов, И.Н. Все об этикете: Этикет от А до Я. - М.: Минск, 2006. - 681 с.

8. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 96с.

9. Сидорова, А.А. Как организовать проект с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2016.

10. Усачев, А.А. Азбука хорошего поведения. - М.: Росмэн, 2012. - 78 с.

11. Формановская, Н. И. Культура общения и речевой этикет. - М.: Икар, 2005. - 250 с.

12. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребёнка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород.:НовГу  им. Ярослава Мудрого,2000.-48с.

13. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений/М.М.Алексеева, В.И.Яшина.- М.: Академия, 2004. - 400 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Путешествие в страну вежливости».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее...

Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Одно их противоречий современного общества - настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речево...

Педагогический проект по формированию культуры поведения и основ речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Всемирный День спасибо».

Воспитание культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится п...

Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Речевой этикет – это не только система вербальных единиц, это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой...

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет" (презентация)

Опыт по формированию навыков этикета у детей старшего дошкольного возраста "Этикет с детских лет"...