Обобщение опыта работы по теме: «Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Борисова  Юлия Юрьевна

Целенаправленное обучение детей с ОНР пересказыванию позволяет детям овладеть языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. Использование пересказа для формирования связной речи является эффективным средством для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Обобщение опыта работы по теме:

«Пересказ как средство формирования связной речи старших дошкольников с ОНР»

Выполнила:

учитель-логопед

Борисова Юлия Юрьевна

Одной из острых проблем современной педагогики являются речевые проблемы детей дошкольного возраста. Отмечено, что всё больше возрастает количество детей, которые не могут высказаться так, чтобы их поняли, не могут описать события минувшего дня, свои впечатления и чувства. Им остро не хватает словарного запаса.

    Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Бородич, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А.Ткаченко и др.

    В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка.

 

В соответствии с ФГОС дошкольного образования главными задачами образовательной области «Речевое развитие» являются:
— владение речью как средством общения и культуры;
— развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

—  знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Особое внимание следует обратить на следующие задачи:

— развития диалогической речи дошкольников;

— развития речевого творчества;

— формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.

        Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Это развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

      Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.

Пересказ художественных произведений положительно влияет на связность детской речи. Дети следуют образцу литературной речи, подражают ему. Тексты содержат образные описания, которые вызывают интерес детей, формируют умение описывать предметы и явления, совершенствуют все стороны речи, обостряют интерес к языку.

       Художественные произведения развивают у ребёнка эстетическое восприятие и чувства. Чрезвычайно важно в этом отношении эмоциональное, выразительное исполнение произведения. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной речи у детей.

       Умение связно, последовательно, образно и точно излагать свои мысли и пересказывать полученную информацию помогает ребенку быть общительным, раскрепощенным, развивает уверенность в своих силах. Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: доброту, отзывчивость, толерантность и др.

 Как известно, пересказ - самая первая ступень в формировании навыков монологической речи.

Пересказ – осмысленное, связное, творческое  воспроизведение литературного текста в устной речи, ребенок придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет, готовые речевые формы и приемы. В процессе работы по обучению пересказу обогащается словарный запас, активно развивается восприятие, память, внимание, мышление, воображение, совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа. Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т.к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но, однако,  эта лёгкость относительна, потому что мы знаем, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение, не потеряв смысла. Качество детских пересказов зависит от эффективности проводимой работы по развитию всех сторон речи. Поэтому при обучении пересказу педагог ставит перед собой следующие задачи:

образовательные:

- осмысленно воспринимать содержание произведения,

- планировать развернутые высказывания, в процессе пересказа использовать средства художественной выразительности.

развивающие:

- развивать умение логически излагать мысль, учитывая самоконтроль при построении высказываний,

 способствовать развитию лексико-грамматическому и фонетико-фонематической стороны речи,

 продолжать развивать коммуникативные способности, память, внимание, мышление

воспитательные:

- создать положительный эмоциональный настрой

 учить быть смелыми, сильными, ловкими, внимательными

 воспитывать дружеские взаимоотношения.

   Таким образом, умение пересказывать представляет собой самостоятельное сложное умение, очень нужное в жизни, но которым не в одинаковой степени владеют даже взрослые люди. Этому умению надо учить, начиная с раннего возраста. Поэтому перед каждым занятием по пересказу педагог должен глубоко продумать его познавательное и воспитательное значение.

Важно, чтобы ребенок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживая героям.

Пересказ - это деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память, воображение. Роль пересказов высоко оценивалась в классической педагогике (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой).

Занятия по пересказу положительно влияет на развитие связной детской речи.

  • Дети усваивают образцы литературного языка, способы описания предметов и явлений, формируется интерес к языку, развиваются их эстетические чувства, воспитывается выразительность речи.
  • Пересказ представляет широкое поле для активной работы мышления - ведь ребенку при пересказе надо сопоставлять, сравнивать, делать выводы (лиса - самая хитрая); соблюдать логичность в изложении (старуха поскребла, помела, замесила, изжарила; колобок покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по столу к двери и т. д.), осознать связь между событиями.
  • На данных занятиях развивается умение слушать и понимать литературный текст; говорить связно, последовательно; формируется грамматическая правильность речи, так как дети подражают совершенным образцам; обогащается пассивный словарь детей (из контекста им понятны такие слова, как аукаться, завалинка, закоулочки и др.) и закрепляются, активизируются более употребительные выразительные слова (румяненький, хорошенький, безвредный, помощники, мордочка и т. п.).
  • Дети учатся понимать художественное произведение как произведение искусства, отражающее настоящую, реальную действительность. Эти занятия чрезвычайно важны также для развития собственного исполнительного навыка выразительного чтения у детей.

Таким образом, для ребенка-дошкольника пересказ заключается в устной передаче прослушанного им произведения, в сохранении основного содержания, последовательности событий и некоторых сторон языка произведения.

Пересказ - связное выразительное воспроизведение текста прослушанного художественного произведения.

Виды пересказов чаще всего используются в работе с дошкольниками.

Традиционные виды пересказа:

Среди различных видов пересказов наибольшее распространение в программе детского сада получил

1. Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту) - пересказ текста в той последовательности, в которой он воспринимается при чтении взрослым. В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

Данный вид пересказа рассматривается, главным образом, как средство закрепления в детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя предложений и развитию связной речи детей. Поэтому работа по обучению детей пересказу начинается именно с этого вида.

2. Выборочный пересказ предполагает воссоздание отдельного эпизода художественного произведения. Как правило, в дошкольном учреждении для выборочного пересказа предлагают отрывки, содержащие диалог действующих лиц.

Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3. Творческий пересказ применяют только в работе со старшими дошкольниками, поскольку они уже имеют достаточный опыт воспроизведения текстов. Этот вид пересказа предполагает выполнение творческих заданий, например пересказ от имени определённого героя. Включает:

  • Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»
  • Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.
  • Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.
  • Кроме того, могут встречаться пересказы с творческими дополнениями: например: составление предложений по двум предметным картинкам, восстановление деформированных предложений , отбор слов из предложенных педагогом и составление из них предложений

Кроме того, возможно использование и нетрадиционных видов пересказа:

  • «Расскажи самому себе» - пересказ шепотом небольшой части текста перед зеркалом (каждый смотрит в своё зеркало)
  • Пересказ в диалогических парах – дети поворачиваются друг к другу и поочередно пересказывают текст, прочитанный дома
  • Пересказ по кругу – дети сидят, образовав два круга, и начинается общение образовавшихся диалогических пар. Далее дети внутреннего круга передвигаются в одном направлении и образуются новые пары. Каждый отдельный ребенок рассказывает всем по отдельности свой текст и услышит новые от тех, с кем общался. Каждый раз он чувствует себя увереннее.
  • Пересказ группе детей – дети работают в группах в соответствии с уровнем сформированности рассказывания. Каждый рассказывает свой стих. Далее каждый выполняет пересказ для группы. Очень важно, чтобы начиная пересказ наиболее продвинутый в речевом развитии ребенок обеспечил время для адаптации застенчивому.

В зависимости от вида пересказа педагог определяет вид занятия:  

пересказ по готовому плану;

пересказ по выбору детей;

пересказ по ролям.

Методы и приемы, используемые педагогом для осуществления задач обучения пересказу, различны. Важно, чтобы на занятиях возникали благоприятные условия для общения, содержанием которого является изложение текстов сказок, рассказов.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

  Пересказ не самоцель, а средство речевого развития дошкольников. Содержанием для пересказа может быть не всякий литературный материал. Произведения по пересказу должны отвечать необходимым критериям, закрепляющих представления детей о современной действительности.

Выбирать следует лишь те произведения, которые дети способны пересказать сами.

Существуют определенные требования к литературному тексту для пересказа:

1.При подборе литературных текстов для пересказа следует, прежде всего, учитывать их содержание, доступность, динамичность и эмоциональность. Язык произведений для пересказа должен характеризоваться доступным детям словарем, короткими, четкими фразами, отсутствием сложных грамматических форм.

2. Произведения следует подбирать сюжетные, с четкой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий.

3. Нужно, чтобы в произведениях присутствовали знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера; мотивы поступков действующих лиц должны быть понятными.

4. Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность), т.е. должны иметь воспитательную ценность, обогащать моральный опыт детей.

5. В теоретической и методической литературе требования к размеру текстов для пересказа противоречивы. Некоторые исследователи детской речи считают, что важен не размер, а содержание и структура рассказа. Другие предлагают давать детям для пересказа только короткие произведения, так как  размер произведения влияет на восприятие, усвояемость и качество пересказа. Относительно этого параметра произведения, отбираемого для пересказа, необходимо учитывать следующее:

  • если пересказ проводился уже в средней группе, то в старшей группе во втором полугодии дети после вторичного прочтения педагогом произведения могут правильно, последовательно и достаточно полно воспроизвести длинный рассказ или сказку без дополнительных вопросовпедагога;
  • в начале работы качество детских пересказов зависит от величины произведения. Как показывает практика, из равноценных по сложности и динамичности произведений более короткие дети пересказывают последовательнее, точнее и полнее, чем длинные.

Этим требованиям отвечают народные сказки, короткие рассказы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, М.Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина и др.

   Не рекомендуется пересказывать стихотворения, т.к. нарушается единство формы и содержания, воспитывает не внимание к поэтической форме.

По данным психологов после 5 лет у детей начинает  развиваться монологическая речь. Поэтому именно в этом возрасте значительное внимание следует уделять формированию умения пересказывать самостоятельно.

Требованиями, предъявляемыми к пересказам детей:

  • Необходимо пересказ осуществлять на основе полного понимания текста, т.е. вполне сознательно и осмысленно;
  • Пересказ должен быть последовательным, без существенных пропусков, которые нарушают логику изложения;
  • При пересказе ребенок должен употреблять образные слова и выражения, использованные автором произведения; удачно заменять некоторые слова синонимами;
  • Во время пересказа ребенок должен избегать долгих пауз, повторений одной и той же мысли;
  • Пересказывать следует достаточно громко и четко
  • Выразительная и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.

Таким образом, работа по пересказу с детьми в младшей группе осуществляется в процессе ознакомления детей с художественной литературой.  Большое значение имеют индивидуальные занятия, в процессе которых создаются условия для активного участия каждого ребенка в пересказе.  С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Перед взрослым стоят две задачи: научить детей сначала слушать и правильно воспринимать произведение, отвечать на вопросы, а затем рассказ самого ребенка.

Начиная со средней группы программой детского сада предусмотрено систематическое обучение детей  пересказыванию.  Наиболее целесообразной формой организации детей по пересказыванию является занятие со всей группой.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

В этот возрастной период решаются более сложные задачи: детей учат не только рассказывать короткие, хорошо известные сказки и рассказы, но и выразительно передавать разговор действующих лиц, слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствия тексту. Произведения для пересказа отличаются большим разнообразием по тематике, содержанию и форме. Мораль в произведении может быть уже скрытой.. Важным методическим приемом является оценка детского пересказа.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

В этом возрасте выдвигаются новые задачи: уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание рассказа или сказки без помощи взрослого, близко к тексту, используя авторские слова и выражения. Предлагаются более сложные, длинные произведения, подводят к пересказу описательных текстов (рассказы Толстого, Ушинского, Пришвина, Бианки, Скребицкого)

И к концу дошкольного обучения у детей совершенствуются умения эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т. п.). Учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей: они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов педагога.

Типичная структура занятия

Построение занятия определяется разнообразием его задач. Очевидно, вначале нужно помочь детям понять и запомнить текст.

И если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, так как они еще не вполне готовы к этому виду деятельности, то «старшие дети уже владеют умением принимать задачу — запомнить и припомнить, а многие из них используют те или иные приемы в разных видах деятельности». В связи с этим нужно предоставить детям время для подготовки к дальнейшему пересказу, к активному овладению содержанием, словарем, выразительной формой устной передачи текста. А затем уже идет этап руководства речевой деятельностью при воспроизведении монолога.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет общие особенности. Прежде всего, воспитатель должен выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать

Итак, занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру

1. Вводная часть.

Цель: вызвать интерес к занятию, подготовить детей к воспроизведению текста, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).

Задачи:

• выяснить знания детей по теме произведения;

• обеспечить понимание слов и выражений, которые будут в тексте;

• расширить представления детей о предмете, о котором идет речь в произведении;

• обеспечить эмоциональный настрой детей пред слушанием произведения.

В вводной части занятия используются приемы, готовящие детей к восприятию произведения, формирующие соответствующий эмоциональный настрой, организующие внимание. Это могут быть рассматривание картины или объекта, отгадывание загадок, чтение педагогом небольшого стихотворного текста, прослушивание музыкального произведения.

Приёмы: Краткая вступительная беседа; Показ картинки; Напоминание о наблюдениях; Загадка.

2.Первичное чтение произведения играет очень важную роль. Педагог должен читать текст медленно, четко и выразительно. Детей ни в коем случае не следует предупреждать о последующем пересказе, дабы обеспечить целостность восприятия произведения и его максимальное эмоциональное воздействие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.

3. Подготовительная беседа (анализ произведения).

Не менее важную роль играет беседа после первичного прочтения текста. Педагог должен продумать вопросы заранее, чтобы при разборе обеспечить понимание детьми идеи произведения, выделить основные моменты, охарактеризовать персонажей и их действия, обратить внимание на особенности языка произведения.

4. Повторное чтение после беседы с детьми проводится уже после нацеливания детей на пересказ. Например: «Вслушивайтесь, как я читаю». Вторичное чтение должно быть более медленным по сравнению с первым. После повторного чтения необходимо сделать паузу для обдумывания детьми содержания и подготовки к пересказу. На этом этапе, чтобы облегчить детям задачу, педагог может напомнить им план пересказа.

5.Пересказ (3—7 человек). Активное руководство педагога. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).

6.Заключительная часть занятия включает анализ пересказов детей (анализируется подробно первый пересказ, остальные – менее подробно; в подготовительной группе к анализу привлекаются сами дети).

Обязательным этапом работы на таком занятии являются оценка работы детей, краткий сравнительный анализ двух или нескольких детских рассказов, оценка образности и точности языка. Это важный обучающий прием, и им не следует пренебрегать, хотя опыт показывает, что этот последний этап занятия часто смазывается или опускается ввиду нехватки времени. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется.», «Я советую Сереже.», «А может быть, лучше.»

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа. Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое произведение, проводят беседу, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей.

Во всех группах используются разные методические приемы обучения пересказыванию.

Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие 

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

• рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

• лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

• использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т. д., способствующих пониманию содержания рассказа;

• наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

• беседа по произведению (выявляет о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);

•выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;

•выделение из текста фраз к каждой картинке;

•придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

•частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);

• составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

  Приемы, способствующие совершенствованию детских пересказов:

• подсказ слова или фразы воспитателем. На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное проговаривание последовательных предложений, а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз.

• пересказ по частям, причем сменой рассказчиков руководит педагог

• пересказ по ролям (в лицах).

• передача текста от первого лица или лица разных его героев

•игровые приемы (н-р: пересказ, сидя у макета телевизора).

Подводя итог, хочется сказать, что Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста.

Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и поняли его идею, основные этапы развития действия.

Большое значение имеет внимание педагога, его интерес к тому, что и как пересказывают дети. Это, во-первых, вызывает у ребенка желание рассказать как можно лучше и, во-вторых, помогает выяснить, нуждается ли он в помощи, какая нужна помощь, как руководить им в процессе пересказа.

Таким образом, работа по обучению пересказу должна вестись систематично. Начинать следует с коротких сказок и рассказов, так как их ребенок пересказывает увереннее. 

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Список литературы:

  1. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. \ А.Н.  Гвоздеев – СПБ.: Детство- Пресс, 2007. – 471 с.
  2. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу. \ \ В.П. Глухов- Минск, 2014. 257с.
  3. Глухов, В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. \  В.П. Глухов- Минск, 2016- 86-95 с.
  4. Гомзяк, О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей и  подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014. — 128 с
  5. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. – М. : «ГНОМ и Д», 2003.
  6. Нищева Н.В.Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до7 лет. Методические рекомендации. ФГОС" СПБ.: ООО «Детство-Пресс», 2019.-80с.
  7. Ткаченко, Т.А. В первый класс без дефектов речи. \ Т.А. Ткаченко- СпБ.: Санкт-Петербург, 2017.- 56-63 с.
  8. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит\ Т.А. Ткаченко- СпБ.: Санкт-Петербург, 2017.- 96 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал,...

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа представляет собой опыт работы по развитию связной речи детей. Работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста. Также эта презентация использовалась для защиты  квалификац...

Презентация по теме "Пересказ как средство формирования связной речи"

Данная работа обобщает опыт моей работы по развитию связной речи....

Методическая разработка по теме: Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлен...

Опыт работы по теме: "Театр как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Театр  как средство  формирования  связной  речи  детей  старшего дошкольного  возраста"...

Сообщение из опыта работы на тему « Театрализованная игра в формировании связной речи детей с ТНР»

    Значительные трудности в овладении навыками связной, грамотной, выразительной и эмоциональной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, обусловлены недостаточной сформированно...

«Творческий пересказ как средство развития связной речи старших дошкольников»

quot;Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, ...