Развитие речи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
материал по развитию речи

Лысенко Любовь Владимировна

Особенности коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми школьниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Развитие речи умственно отсталых учащихся - одна из важнейших задач, которая решается школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у школьников познавательные способности, совершенствуем психические функции. От того, насколько будет сформирована речь умственно отсталых детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них несформированные все операции речевой деятельности: недостаточная речевая мотивация, снижение потребности в речевом общении, нарушение планирования речевой деятельности, самоконтроль за речью. В остальном, у детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.).

Из психологических факторов, которыми обусловлены особенности речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта, главным является нарушение познавательной деятельности и психической деятельности в целом; недостаточное развитие словесно-логического мышления; трудности запоминания словесного материала. Это приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому семантический дефект у детей с интеллектуальным недоразвитием является преобладающим (Р.И. Лалаева). То есть затруднено использование речи, как средства выражения мыслей, за счёт чего происходит обозначение предметов, явлений и действий.

Имеющиеся недостатки речи у детей с интеллектуальными нарушениями характеризуются стойкостью. Устранение речевых нарушений у детей с УО это длительный процесс и осуществляется он на протяжении всего периода обучения.

Рассмотрим проявления нарушений основных компонентов речи у умственно отсталых учащихся.

Нарушение фонетико – фонематического компонента речевой системы.

1.Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искажения звуков).

2. Несформированность фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • недостаточная сформированность предпосылок к развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  • недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  • трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

Основные направления работы по развитию фонематических процессов.

  • Работать над правильным речевым дыханием, формированием длительного плавного выдоха с использованием игровых упражнений.
  • Проводить простые артикуляционные упражнения с опорой на картинки.
  • Работать над ударением в словах, над выделением заданного звука в слове, придумывание слов с заданным звуком. Учить узнавать заданный звук среди других фонем.

Нарушение лексико – грамматического компонента речевой системы.

Лексический запас ограничен бытовой тематикой, качественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству, преобладает предметно-глагольный словарь, в речи недостаточно прилагательных, наречий и других частей речи.

Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы (несогласования по числам, родам, падежам) в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • трудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

Характерные нарушения связной речи у данной категории детей, следующие: отсутствие полноты и развернутости в высказывании, нарушение правильной последовательности при воспроизведении событий, искажение логической зависимости явлений, отсутствие или неправильное использование языковых средств связи (местоимений, наречий), обеднённость речи, ее недостаточная выразительность. Детей с УО нужно обучать связному высказыванию.

Особенно трудной является контекстная форма речи. Это может быть рассказ, о каком-то событии, пересказ. Ситуативная речь, т.е. с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию, осуществляется легче.

Система логопедической работы по формированию связной речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности:

  • пересказ с опорой на серию сюжетных картинок;
  • пересказ по сюжетной картинке;
  • пересказ без опоры на картинки;
  • рассказ по серии сюжетных картинок;
  • рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.

Нарушение чтения и письма

Для детей с интеллектуальными отклонениями, кроме нарушений устной речи, характерно нарушения чтения и письма.

Среди умственно отсталых школьников начальных классов отмечается большое количество детей со специфическими стойкими и повторяющимися ошибками в процессе чтения, дислексиями. Симптоматика дислексии у умственно отсталых школьников характеризуется большим разнообразием, выраженностью и стойкостью ошибок чтения. Нарушения чтения у этих детей можно представить в виде следующих типичных проявлений:

  • не усвоение букв;
  • побуквенное чтение;
  • искажения звуковой и слоговой структуры слова;
  • нарушения понимания прочитанного;
  • аграмматизмы в процессе чтения.

Эти проявления обусловлены рядом причин:

  • общее недоразвитие речи;
  • несформированность фонематического восприятия;
  • неумение осуществлять звуковой анализ слова;
  • нарушение зрительного восприятия графических знаков.

Техникой чтения дети с нарушениями интеллекта овладевают медленно. Читая текст, они допускают множество ошибок, которые заключаются в следующем:

  • пропускают и переставляют буквы;
  • не прочитывают окончания;
  • искажают звуковой состав слова;
  • заменяют одни слова другими, не останавливаются на знаках препинания.

Дети с УО испытывают трудности в понимании прочитанного текста. Это определяется не только несовершенством техники чтения, но и низким уровнем общего развития умственно отсталых детей.

Письмо - более трудный процесс, чем чтение. Нарушения письма у умственно отсталых школьников отмечаются значительно чаще, чем у детей с нормальным интеллектом.

Симптоматика дисграфии у умственно отсталых школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов. И, как правило, сопровождается орфографическими ошибками. Это объясняется тем, что применение многих правил требует достаточно высокого уровня усвоения языковых закономерностей, сформированности языковых обобщений, а дети с нарушением интеллекта не владеют данными категориями.

Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия и т. д.).

Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены:

  • недоразвитием познавательной деятельности;
  • нарушением устной речи;
  • несформированностью языковых обобщений;
  • нарушением деятельности речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма;
  • особенностями организации психической деятельности.

Особенности коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми школьниками.

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие.

2. С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом уроке идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности. При обучении пересказу, составлению рассказов используйте серии сюжетных картинок, мнемодорожки и мнемотаблицы, модели, схемы текстов, рисунки к тексту.

Для упрочения звукобуквенных связей необходимо формировать стабильный графический образ букв: обводка букв, рисование на ладони и опознание буквы, выкладывание буквы из мелкой мозаики. Развитию буквенного гнозиса способствуют упражнения, в которых надо найти заданную букву среди других; определить буквы в неправильном положении; найти заданную букву на зашумлённой картинке.

4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

5. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики необходимо включать в урок упражнения для развития тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики, применение элементов Су-джок терапии.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков. Для улучшения запоминания необходимо применять способ запоминания «маячок» (яркая вспышка, образ, эффект), затрагивая органы чувств ребёнка.

7. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме.

8. Усвоенные  правильные речевые навыки у умственно отсталых детей необходимо закреплять на различном речевом материале, в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)

9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить смену видов деятельности в рамках одного урока, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

10. С учётом специфики познавательной деятельности, особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми  является тщательная дозировка заданий и речевого материала;  не очень быстрый темп работы; длительные сроки коррекционной работы.

Таким образом, проведенная коррекционно-логопедическая работа должна способствовать усвоению программы не только по русскому языку, но и по другим предметам.

Полноценная речь умственно отсталого ребенка - это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге способ достижения наилучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что тоже в значительной степени содействует его дальнейшим жизненным успехам.

Учитель-логопед: Лысенко Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:Развитие мышления детей младшего школьного возраста

Развитие мышления детей младшего школьного возрастаВ младшем школьном возрасте особенно активно развивается способность к мышлению. До того, как вступить в этот возраст дети думали преимущественно наг...

Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Выступление на методическом объединении психологов: «Особенности развития ЭВС детей младшего школьного возраста с нарушением слуха»....

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

В материале рассмотрены основные особенности детей школьного возраста с умственной отсталостью, а также рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной шк...

Методическая разработка по теме "Развитие речи детей младшего школьного возраста посредствам дидактической игры"

Основные задачи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста определены в ФГОС ДО и примерных основных образовательных программах дошкольного образования. Анализ психолого-педагогической ...

Комплекс игровых упражнений для снижения агрессивности у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью

Данный комплекс игровых упражнений по снижению агрессивности младших школьников с УО составлен на основе реализующих задач в школьном коррекционно-образовательном учреждении для детей с умственной отс...