Занятие по развитию речи по лексической теме «Овощи» с применением метода Синквейн.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Елена Васильевна Юрченко

формировать умение составлять связный рассказ об овощах с использованием метода Синквейн

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи по лексической теме «Овощи»

с применением метода Синквейн.

Средняя группа

Цель: формировать умение составлять связный рассказ об овощах с использованием метода Синквейн
Задачи:
Образовательные: активизация словаря по теме «Овощи»; совершенствование и обогащение словаря словами : определениями, прилагательными, глаголами. Обучение самостоятельной работе по составлению синквейна с опорой на алгоритм-модель.
Развивающие: развитие связной речи, памяти, речевого слуха, мелкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения, логического мышления.
Воспитательные: воспитание доброжелательности, активности, инициативности, навыков сотрудничества, самостоятельности.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
- Овощи: капуста, морковь, помидор, огурец, лук, картофель, чеснок, перец, кабачок, тыква, баклажан, кукуруза, свекла, редис, репа
- Где растут, когда сажают, когда собирают, как ухаживают, где можно купить, как употребляют в пищу, чем убирают
- орудия труда
Техническое обеспечение занятия:
Оборудование: магнитофон, ноутбук, видеозапись детской песни «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку…», презентация-синквейна - овощи, предметные картинки для составления синквейна.
Демонстрационный материал: синквейн презентация-овощи.
Раздаточный материал: Осенние листочки на каждого ребёнка, картон формата А4 зелёного цвета на каждого ребенка, детали-заготовки для составления картинки- овоща на каждого ребенка, клей-карандаш, салфетки, медальки.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Овощи», Д/и «Найди по описанию», «Что сначала, что потом», «Что растет в саду, огороде?», «Узнай на ощупь, на вкус», «Четвёртый лишний», игра – хоровод «Кабачок», п/и «Баба сеяла горох», разучивание песни «Что нам осень принесла?», чтение произведений художественной литературы об овощах; работа над составлением синквейнов-овощи.
Планируемые результаты:
- расширенное преставление об овощах;
- сформированость навыков употребления имени прилагательного, глаголов с именем существительным в мужском и женском родах и подбора к ним определений;
- дети умеют составлять рассказ по теме овощи с использованием метода синквейн;
- расширены представления воспитанников об окружающем мире.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/10/79577_ae592c52fa49525c786f7a12ec3993ff.jpg.jpg

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие
(дети стоят в кругу вместе с воспитателем).
Здравствуйте, ребята!
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Наши ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг - другу улыбаемся!
(воспитатель предлагает детям сесть на свои места)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (Осень). А какие приметы осени вы знаете (желтеют и опадают листья на деревьях, птицы на юг улетают, становится холодней, дует ветер, идёт дождь, люди собирают урожай и т. д.)


2. Дыхательная гимнастика
Дети выполняя дыхательную гимнастику и дуют на листочки
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф
И качает так листок – ф-ф-ф
(Спокойный выдох)
Дует сильный ветерок – Ф-Ф-Ф
И качает так листок – Ф-Ф-Ф
(Активный выдох)
Дует ветер, качаются листочки и поют свои песенки:
Осенние листочки на веточках висят
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – у-у-у
Дети хором поют «а-а-а», «и-и-и», «о-о-о», «у-у-у»

Воспитатель: Ребята, вы сказали, что осенью собирают урожай овощей.

Видеозапись песни «Антошка».

Воспитатель: Я приглашаю вас отправиться в страну «Огородную». Вы уже догадались, кто там живет? (Антошка, овощи). Покружись, покрутись в стране «Огородной» окажись.

Вот мы и очутились на огороде. Ой а тут письмо от Антошки, оказывается он не хочет копать картошку потому что ничего не знает об овощах. Поможем ему в этом, расскажем об овощах.
- Где растут овощи (в огороде на грядке).
- А как растут овощи? (растут в земле, над землей, на кустах….)
- А одинаковые ли они? (нет)
- Чем они отличаются? (по цвету, форме, величине, вкусу)
- Как их собирают? (срывают, выкапывают, выдергивают, срезают, срубают)
- Что можно приготовить из овощей? (пюре, суп, сок, салат, голубцы, котлеты, икру овощную)
- Какие овощные соки можно приготовить (морковный, томатный, свекольный, огуречный)
- Скажите, как готовят овощи? (моют, режут, жарят, варят, тушат, солят, маринуют, замораживают, запекают)
Вы так много знаете об овощах, а не хотите ли отправиться в путешествие? (Да)

3. Объяснение нового материала.
Есть особые стихотворения, в которых нет рифмы. Такие стихи называются синквейн. Сегодня мы с вами научимся придумывать стихи-синквейны про овощи.

Показ и обсуждение презентации "Овощи" с использованием метода Синквейн.

Воспитатель: А теперь, мы прогуляемся по огороду.
Физминутка
Мы пойдем в огород (шагаем на месте)
Что там только не растет (разводим руки в сторону)
Огурцы сорвем мы с грядки (срываем воображаемые огурцы)
Помидоры с кожей гладкой (показываем руками силуэт шара)
Длинная морковка (опускаем вниз руки и соединяем ладони внизу)
От нас укрылась ловко (приседаем и прикрываем голову рукой)
Дергай, дергай из земли (встаем, делаем движения - дергаем из земли)
Все собрали — посмотри! (Прикладываем руку ко лбу)

4. Аппликация-синквейн-помидор.
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько слов мы с вами назвали, связанных с овощами. А теперь давайте этими словами мы расскажем стихотворение-синквейн про наш любимый и полезный овощ-помидор.

Дети на столах, с помощью воспитателя составляют таблицу-синквейн-помидор.

4. Итог занятия.
Воспитатель: Какие хорошие стихи-синквейны у вас получились!
Где мы сегодня с вами были.
Понравилось вам на огороде.
О чем мы сегодня говорили.
Что нового еще сегодня узнали.
Ребята, нам нужно вернуться из путешествия по огороду в детский сад.
Давайте скажем слова: Покружись, покрутись в детском саду окажись.

5. Рефлексия
Воспитатель: Ребята, Антошка, хоть и был ленивый, но приготовил для вас подарки в корзинке!
Раздача медалек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты»

Конспект НОД по ознакомлению с природой и развитию речи по лексической теме «Овощи и фрукты». Программное содержание. Закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как их убирают и ...

Открытое занятие по развитию речи Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна.

Рассматривание картины "Зимние забавы" с применением метода синквейна....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Овощи» с применением метода Синквейн

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города ЖелезногорскаКурской областиСнегирева Татьяна Ивановна...

Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ» с использованием современного метода СИНКВЕЙН для детей подготовительной к школе группы

Конспект нетрадиционного занятия по развитию речи «КОТ В САПОГАХ»с использованием современного метода СИНКВЕЙНдля детей подготовительной к школе группы...

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе.

Открытое занятие по развитию речи "Путешествие к горе Белухе" с применением технологии синквейн в подготовительной группе....