Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Моя семья»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рыжкова Ольга Владимировна

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- обучение пересказу.

Развивающие:

- развивать навыки связной речи.

- обогащать словарный запас детей (прилагательными);

- развивать мелкую моторику рук, зрительную память.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_po_razvitiyu_rechi_moya_semya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей»

Конспект

занятия по образовательной области

«Речевое развитие» (Развитие речи)

на тему:

«Моя семья»

(для детей подготовительной группы)

        

                                                                                 Подготовила и провела

                                                                                     воспитатель семьи № 1  

                                                                                                       Рыжкова О.В.

Саранск 2021

Цель:  показать значение семьи в жизни человека.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье;

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- обучение пересказу.

Развивающие: 

- развивать навыки связной речи.

- обогащать словарный запас детей (прилагательными);

- развивать мелкую моторику рук, зрительную память.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи.

Методы и приёмы: беседа, рассказ, игровые упражнения.

Материал и оборудование: письмо с заданиями, мячик, подсвечник, свеча, картина с изображением членов семьи.

Предварительная работа: рассказы детей о членах своей семьи; беседы на темы: «Моя семья», «Мои бабушки и дедушки», составление рассказов о своей семье; чтение художественной литературы.

Ход ООД

  1.  Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята! (зажигает свечу в подсвечнике)

Что за башенка стоит,

А в окошке свет горит?

К этой башне подойдём,

А зовётся башня – дом.

- Скажите, что я сделала?

Воспитанники: Зажгли свечу, огонь.

Воспитатель: А как вы считаете, чем служил огонь для древних людей?

Воспитанники: Обогревал, давал свет, пищу.

Воспитатель: В далёкие времена символом домашнего очага, тепла и уюта был огонь: он собирал всех вокруг себя, давал людям свет, тепло, пищу. Сегодня мы с вами поговорим о самом дорогом, что может быть у человека, – о семье. 

2.         Основная часть

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться со мной в страну под названием «Семейный очаг». Давайте закроем глазки и произнесём волшебные слова:

«Раз - мы низко приседаем,

Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать,

Глазки надо открывать!»

Воспитатель: А это что такое?

Воспитанники: Письмо.

Воспитатель: Наверно, это письмо для нас, что же в нём написано?! «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть задания, выполнив которые, вы узнаете, что же такое семейный очаг. Желаю удачи!». Так вот, кто такая Искорка!

Воспитатель: Ребята выполним задания, которые прислала нам Искорка?

Воспитанники: Да.

Первое задание называется «Четвертый лишний»

Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дворник, брат, папа, дедушка.

Дедушка, папа, водитель, отец.

Второе задание «Кто ты мне?» (с мячом)

Воспитатель: Все члены семьи связаны друг с другом как - будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приходится. Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.

1. Кем члены семьи приходятся друг другу? (родственники)

2. Мальчик для папы и мамы кто? (сын)

3. Мальчик для дедушки и бабушки? (внук)

4. Девочка для папы и мамы? (дочь)

5. Девочка для дедушки и бабушки? (внучка)

6. Папа для дедушки и бабушки? (сын)

7. Мама для дедушки и бабушки? (дочь)

8. Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

9. Девочка для мальчика в семье кто? (сестра)

Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

Пальчиковая игра «Моя семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

И у нас разлада нет.

Поднимают руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определённой последовательности загибают пальцы сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

Третье задание «Назови ласково»

Дети — детки — деточки;

семья — семейка;

мама — маменька, мамулечка, матушка;

папа — папочка, папуленька, папулечка;

сын — сыночек, сынуля, сыночка;

дедушка — дедулечка;

бабушка — бабулечка;

дочь — дочка — доченька, дочуленька;

внук — внучек, внучок;

внучка — внученька;

сестра — сестричка, сестрёночка;

брат — братик.

Воспитатель: Вам нравится ваша семья?

Воспитанники: Да.

Четвёртое задание «Какая ваша семья»

(дети стоят в кругу и передают друг другу мяч называя слова.): родная, дружная, счастливая, трудолюбивая, хозяйственная, спортивная, культурная, крепкая, жизнерадостная, гостеприимная, здоровая.

Воспитатель: Как вы думаете, что разрушает семью?

Воспитанники: Ссоры, обиды, конфликты, непонимание, невнимание, непослушание, лень, неправильные поступки.

Пятое задание «Радость или огорчение?»

Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.

Буду называть поступки, а вы с помощью хлопка покажите, порадует или огорчит этот поступок ваших близких (если порадует – хлопают в ладоши, если огорчит – не хлопают).

  1. Вы съели на завтрак всю кашу.
  2. Вы подрались с другом.
  3. Разбросали по комнате все игрушки.
  4. Помогли маме вымыть посуду.
  5. Нагрубили бабушке.
  6. Нарисовали и подарили папе красивый рисунок.
  7. Перед сном пожелали всем «спокойной ночи».
  8. Порвали новую книжку.

Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Физкультминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я -

Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)

Шестое задание пересказ рассказа «Как Маша стала большой» (Е. Пермяк)

Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачёсывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.

Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.

Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.

А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:

- Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метёт, но и посуду моет.

Стали маленькую Машу называть большой.

Воспитатель. Какие вы все молодцы! Так хорошо пересказывали рассказ. И на вопросы ответили правильно.

Воспитатель. А теперь последнее задание.

Седьмое задание «Подбери признаки»

Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная;

Папа - строгий, умный, сильный;

Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая;

Дедушка - старый, мудрый, седой;

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая;

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный.

Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу. Возьмитесь все за руки, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова.

«Раз - мы низко приседаем,

Два - мы глазки закрываем,

Три - попробуем мы встать,

Глазки надо открывать!»

Воспитатель: Вот мы и в группе. Вам понравилось выполнять задание Искорки?

Воспитанники: Да.

Воспитатель: Так что же такое семья?

Воспитанники: Семья - родные люди, живущие рядом, в квартире или доме.

  1.  Рефлексия

Воспитатель: 

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты,

Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно,

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Воспитатель: Дети, возьмите друг друга крепко за руки. Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья.  Вы все сегодня молодцы и Искорка прислала вам сюрприз (конфеты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Бытовая техника»

Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи у детей 6-7 лет.Задачи: Образовательные:- Закрепить знания о бытовых электроприборах, их назначении и  правилах пользования;- уточни...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Поздняя осень»

Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников по теме: «Поздняя осень»Задачи:  Образовательные:- уточнить и расширить активный словарь воспитанников по теме «...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Секреты дружбы»

Цель: продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить  доброжелательности.Задачи:Образовательные: - формирование у детей навыка устанавливать хорошие, доброжелательные отношения с деть...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Комнатные растения»

Цель: уточнить  и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.Задачи:Образовательные:- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;- учить выделять из тек...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Волшебница-зима»

Цель: расширение знаний о зимних явлениях.Задачи:Образовательные:- поддерживать интерес к явлениям живой и неживой природы;- учить использовать полученные знания в играх;- обобщить и систематизировать...