«Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО»
статья по развитию речи

Касимова Гузель Курбановна

 «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

/Ушакова О.С./

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста     возрастают.

Большое количество  детей имеют нарушения в звукопроизношении, в лексическом и грамматическом строе речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи № 40»

Нижнекамского муниципального района РТ

 «Речевое развитие дошкольников

в условиях ФГОС ДО»

                                                                               г.Нижнекамск

 «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи».

/Ушакова О.С./

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста     возрастают.

Большое количество  детей имеют нарушения в звукопроизношении, в лексическом и грамматическом строе речи.

Причины низкого уровня речевого развития детей:

Отсутствие культуры речи и культуры общения взрослых и детей.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться до его появления на свет, в пренатальный период и тем более после его рождения.

В  соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка. Установка на развитие – современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Задачи образовательной области «Речевое развитие»:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой;
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

«Слово – есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира»

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных   приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.

Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

   Связанная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.

Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.

Работа по развитию связной речи ведется в следующих направлениях:

1. Обогащение словарного запаса.

2. Разучивание стихов.

3. Отгадывание загадок.

4. Обучение рассказыванию

5. Пересказ художественных текстов.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми.

Наши дети проявляют мало интереса к художественной литературе, их диалогическая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея бедный словарный запас, они затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить рассказ или описание по сюжетной картинке, что снижает уровень мотивации.

В таких условиях на помощь приходят современные информационные технологии как один из источников мотивации развития связной речи дошкольников. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания. Поэтому расширение возможностей использования современных информационных технологий в работе над развитием связной речи у детей дошкольного возраста является одной из современных технологий.

 Создание банка мультимедийных презентация, обучающих  и развивающих фильмов по  обучению и развитию связной речи дошкольников в детском саду является неотъемлемым для педагогической деятельности.

Основной и ведущий вид деятельности дошкольника – это игра.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в интересную игру!» Здесь даже не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Большое значение  игре придавал А. С. Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворить, надо  не только дать время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

При организации речевых игр и упражнений нужно руководствоваться такими рекомендациями:

  • Игры не должны быть длительными по времени (5 – 15 минут);
  • Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознано исправить возможную ошибку, а руководитель – помочь ему в этом;
  • Игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
  • Игра может быть частью общеобразовательного занятия или проводится в один из режимных моментов.
  • В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
  • В игре следует  развивать у детей стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
  • Почти все речевые игры и игровые приёмы многоцелевые. Они дадут воспитателю возможность проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром более живо и интересно, помогут детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
  • В процессе игры руководитель принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.

Предлагаю вашему вниманию  несколько примеров организации речевых игр.

1.Игра «Волшебная палочка»

Правила игры:

« Волшебная палочка»  (ручка, карандаш, линейка и т.п.) передается из рук в руки  и сопровождается речью по заданному заказу-правилу.

  1. Передающий называет любое число, а принимающий на 2, 3,4 единицы больше или меньше;
  2. Передающий называет существительное, а принимающий прилагательное (глагол), образованное от названного существительного;
  3. Передающий называет сказку, а принимающий – персонаж из названной сказки.

2.  «Прилагательные ассоциации»

Слова : хороший, плохой, маленький, большой - Не говорить!

Книга….

Волк…

Сказка…                                                         Медведь…

3 «Спой правильно»

Цель: Отрабатывать предложно-падежные конструкции, а также обучать согласованию предлогов с существительными и числительных с существительными можно не только в стихах, но и в песнях. Песни легко запоминаются, детям задание нравится.

Пропеть стихотворение на мотив колыбельной «Спи, моя радость, усни».

Платье стирают в тазу.

Сено лежит на возу.

Видно слезинку в глазу.

Прядка волос на лбу.

Плавали рыбки в пруду.

Дети катались на льду.

Вишни поспели в саду.

Много цветов на лугу.

Пропеть стихотворение на мотив песни «То березка, то рябина».

Два лимона, мандарина,

Два арбуза, апельсина.

Но две груши и редиски,

Две котлеты и сосиски.

Два слона, но две мартышки,

Два банана, но две шишки.

Два кита, два крокодила.

И огромных две гориллы.

  1.  «Вежливые слова»

Игра проводится с мячом – команды строятся напротив друг друга.

Команды бросают друг другу мяч, называя вежливые слова.

  1. Только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами);
  2. Слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);
  3. Слова извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 2 – 4 лет.

  1. Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.).
  2. Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу.
  3. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.).
  4. Не забывайте повторять с детьми пройденный материал.
  5. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений.
  6. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам.
  7. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

  1. Развивать произносительную сторону речи:
  • подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
  • вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
  1. Развивать и совершенствовать словарь:
  • знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов;
  • учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
  1. Развивать грамматические навыки устной речи:
  • упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
  • упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»;
  • учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»;
  • обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
  1. Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
  • создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность);
  • учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение);
  • демонстрировать детям культуру ведения диалога;
  • готовить к обучению связной монологической речи;
  • посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
  1. Не забывать развивать мелкую моторику рук.
  2. Создавать условия, способствующие активизации речи:
  • рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира;
  • создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.

Литература

Голицина Н.С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

Список использованных источников:     Web - сайт - http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/12/15/seminar-tekhnologiya-rechevogo-razvitiya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация деятельности воспитателя в образовательной области «Речевое развитие» в условиях введения ФГОС ДО

консультация для воспитателей по внедрению ФГОС в образовательную область "Речевое развитие"...

«Развитие речевой деятельности в условиях ФГОС ДО»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения ...

«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»

Раскрываются основные направления коррекционно- логопедической работы с детьми с задержкой речевого развития, которая должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка....

Речевое развитие в условиях реализации ФГОС ДОУ.

Речевое развитие  в условиях реализации ФГОС ДОУ....

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

" Фасилитированная дискуссия как современный метод речевого развития в условиях ФГОС дошкольного образования".

В методике развития речи дошкольников, по мнению исследователей О. И. Соловьёвой, Ф. А. Сохина, Е. И. Тихеевой, использованию картин принадлежит ведущая роль. Картина в различ...