Консультация для педагогов "Использование игрового набора "Дары Фребеля" в речевом развитии детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи

Гарифуллина Роза Разифовна

Консультация для воспитателей детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:


                                    Консультация для педагогов:

«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в речевом развитии детей дошкольного возраста.»

 

                                                                                                             

Введение

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижение целей образовательной  программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и  охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие.

Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей развития у детей культуры речи через решение следующих задач:

  • развитие речевых способностей и умений;
  • формирование предпосылок чтения и письма;
  • овладение способами и нормами практического общения в различных жизненных ситуациях.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области

«Речевое развитие»

Основное содержание работы по освоению целей и задач данной области должно быть направлено на воспитание у детей звуковой культуры речи, словарную работу (обогащение, закрепление и активизация словаря), формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания, воспитание интереса к художественному слову. Все эти задачи решаются на протяжении всего дошкольного детства, игры, представленные в пособии, дают только некоторые ориентиры по освоению ребенком речевой культуры в дошкольном возрасте.

Важно отметить, что в играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания.

В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов.

При усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений).

Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.

«Развитие языковой способности включает в себя развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие языковой способности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности, основой которой является семантический компонент».

Необходимо содействовать речевому развитию ребенка в повседневной жизни: в режимных моментах, совместной деятельности воспитателя с детьми, в их самостоятельной деятельности.

Важнейшим средством речевого развития детей является общение со взрослыми и с детьми в разных видах деятельности. Поэтому первостепенное значение имеет организация содержательного, продуктивного общения педагога с детьми.

Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах детской деятельности: в игре, труде, бытовой деятельности – и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность.

При подборе игр для развития общения со сверстниками важно учитывать, что первые такие игры могут использоваться уже в раннем возрасте, и в них все дети действуют одновременно и одинаково. Это народные игры и игры-забавы, игры-хороводы, в которых эмоциональная составляющая, ритм, музыка, движения и простые правила создают безопасную и доверительную атмосферу, так необходимую для формирования взаимодействия взрослого и ребенка и, следовательно, способствуют развитию общения ребенка со взрослым на основе доверительного контакта.

Следующими играми должны стать такие, в которых развиваются и согласованность действий и движений с партнером, и ориентация в пространстве, и совместное преодоление препятствий в игре. Это хорошо всем известные «У медведя во бору», «Кот и мыши» и т.п., где дети учатся совместно действовать в эмоционально окрашенной атмосфере игры. Следующим уровнем в развитии взаимодействия дошкольников друг с другом становятся игры, в которых дети решают совместную игровую задачу группами, по очереди. Так ненавязчиво возможно обучение детей принимать на себя роль и действовать в рамках этой роли с уже прописанными действиями и движениями. И далее – игры, которые учат кооперации и взаимопомощи, таким образом формируется самооценка и самоконтроль. Другими примерами игр, развивающих навыки межличностного общения, могут служить игры, разработанные К. Фопелем.

В настоящем пособии большинство игр, предлагаемых для решения задач всех образовательных областей, способствуют развитию речевых навыков. В данном комплекте представлены игры, которые специально развивают именно средства общения.

В представленном комплекте карточки с играми являются адаптированным вариантом идей Фрёбеля при реализации задач образовательной области «Речевое развитие».

Игры, представленные в методическом пособии, возможно использовать при реализации любой из программ дошкольного образования и  решая задачи образовательной области «Речевое развитие», способствуют решению задач из других образовательных областей.

Особенности работы с карточками

Прежде чем приступить к работе, рекомендуется ознакомиться со всеми карточками данного набора. Если воспитатель на основании актуального уровня развития детей группы или сложностей, возникших в сфере  межличностного общения дошкольников, нуждается в подборе игры для совершенствования форм общения, то рекомендуется, изучив карточки из остальных наборов, на которых в колонке «Интеграция с образовательными областями» указана область «Речевое развитие», выбрать подходящую для решения конкретной задачи игру.

На карточках данного комплекта стихотворения, загадки и физкультминутки подобраны в соответствии с игровым замыслом и сюжетом игры и создают необходимую атмосферу для начала игры. Рекомендуется разучить эти короткие произведения до начала реализации игрового замысла. При реализации игр, направленных на решение задач развития средств общения, необходимо создать такую атмосферу, которая будет настраивать ребенка именно на общение. Это означает, что при проведении игр подобного типа воспитатель становится полноправным их участником, игроком. Посторонние предметы, звуки, персонажи должны обыгрываться по ходу игры. Это игры с широким полем для импровизаций, поэтому правила в них просты, доступны, а интерес поддерживается именно личностным отношением воспитателя к игре и основывается на стремлении воспитателя создать базу для взаимного интереса детей друг к другу.

В данном методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Его неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.

Методические рекомендации по работе с каждой карточкой

Игра «Аукцион»

Эта игра представляет собой модификацию известной игры «Данетка», которая способствует развитию мышления ребенка и внеситуативно-познавательной формы общения через расширение системы вербальных средств. Игра воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта, стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.

Предварительная работа. Данная игра может служить для получения детьми первого опыта игры в вопросы и ответы. Воспитателю необходимо обратить внимание детей на то, какие вопросы им задаются. Не рекомендуется при первых раундах игры рассказывать детям, как нужно задавать вопрос. После нескольких сыгранных раундов целесообразно обсудить тактику задавания правильных вопросов с максимально быстрым ответом.

Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок. Для создания атмосферы аукциона рекомендуется использовать молоток и карточки, с помощью которых дети смогут установить очередность задавания вопросов. Вместо карточек можно использовать крышки от коробок или другие детали набора. Лицитатор (ведущий аукциона) произносит слова, характеризующие внешние данные ребенка, который хочет задать вопрос. Например: «Молодой человек в синей рубашке и с голубыми глазами». Или слова, обозначающие место, на котором сидит ребенок, например: «Молодая леди в третьем ряду», и т.п.

Организация игрового пространства. Рекомендуется использовать просторное помещение, в котором каждую собранную фигуру можно рассмотреть с любой стороны. Для создания атмосферы рекомендуется организовать подиум и места в зрительном зале.

Дальнейшее развитие игры. Возможно передать роль ведущего аукционом ребенку.

Игра «Волшебники»

Развивает внеситуативно-познавательные формы общения и расширяет состав вербальных средств общения. Стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса, развивает абстрактно-логическое мышление.

Предварительная работа. Рекомендуется предварительно прослушать песню Ю. Энтина «Где водятся волшебники?». Необходимо перед игрой выучить несколько «волшебных заклинаний». Рекомендуется предварительно познакомить детей с отрывком из произведения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

Подготовка материалов к игре. Для «колдовства» можно использовать ширму от кукольного театра или легкую ткань.

Организация игрового пространства. Играть можно как на полу, так и на столе. Важно, чтобы каждый ребенок мог поучаствовать в трансформациях и замещениях предметов.

Дальнейшее развитие игры. Возможно предложить детям пофантазировать, чем раньше были фигуры из набора, а возможно, и сочинить совместную историю о том, как «жили-были толстые и огромные кубы-дубы… И вот однажды…».

Игра «Для чего еще»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и обогащает систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.

Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру подобного типа, следует поиграть в игры типа «Что перепутал художник?». Рекомендуется подобрать и рассказать нелепицы, небылицы, лимерики. Чтобы сам процесс строительства не получился слишком длительным и не вызвал у детей затруднений, рекомендуется предварительно сконструировать несколько предметов, которые легко узнаваемы детьми.

Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.

Организация игрового пространства. Организовать игру можно на поверхности стола или на полу.

Дальнейшее развитие игры. Для демонстрации способов использования построенного предмета можно использовать другие детали набора.

Игра «Небоскреб»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.

Предварительная работа. Рассматривание картинок с различными башнями и высотными зданиями. Рекомендуется поиграть в игры, в которых группа детей из трех-четырех человек переносит совместно какой-то объемный, но легкий предмет. Предварительно рекомендуется поиграть с детьми в любые игры по сооружению совместных построек. Такие игры учат кооперации, неизбежно создают ситуации для взаимодействия, возможно, провоцируют конфликт. Воспитателю важно помнить, что именно для этого он и использует подобного рода игры. Важно компетентно помогать детям разрешать сложившиеся конфликты.

Подготовка материалов к игре. Важно предварительно договориться, какие элементы остаются в игре, а какие нет. Можно предложить детям самостоятельно решить, из каких наборов материалы им будут не нужны и почему. Можно высыпать детали в определенное, доступное для всех место и перемешать их. Можно оставить детали в коробках.

Организация игрового пространства. В зависимости от количества групп необходимо так расположить игровые наборы, чтобы каждой группе было одинаково далеко до наборов с элементами. Организовать игру можно на поверхности стола или на полу.

Дальнейшее развитие игры. После проведения игр подобного типа важно проговорить возникшие ситуации с детьми, обращаясь к чувствам и переживаниям детей по поводу возникших конфликтов, обсудить, каким образом той или иной команде удалось победить.

Игра «Путаница»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных (в модификации – невербальных) средств общения.

Предварительная работа. Прежде чем предложить детям игру подобного типа, следует поиграть в игры типа «Что перепутал художник?» или в игры типа «Что изменилось?».

Подготовка материалов к игре. Рекомендуется предложить детям выложить все материалы на стол и перемешать их. В случае, если детям хорошо известны материалы из наборов, можно не извлекать их из коробок.

Организация игрового пространства. Конструировать выбранный объект рекомендуется на столе, чтобы все участники игры могли следить за процессом конструирования и увидеть законченную конструкцию.

Игра «Пчелы и змеи»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему невербальных средств общения.

Предварительная работа. Не требуется.

Подготовка материалов к игре. Не требуется.

Организация игрового пространства. Игровое помещение группы детского сада, игровая площадка на улице.

Дальнейшее развитие игры. Возможно заменять сигналы, которые использует группа для общения, на сигналы, предложенные в игре «Туристический автобус» (образовательная область «Познание»).

Игра «Экскурсия в музей»

Развивает внеситуативно-познавательные формы общения и расширяет систему вербальных средств общения. Воспитывает уважение к другому человеку, продуктам его труда, формирует самооценку и развивает воображение на основе имеющегося опыта. Стимулирует развитие связной речи и познавательного интереса.

Предварительная работа. Экскурсии в музеи родного края, виртуальные экскурсии в самые известные музеи мира. Перед началом игры необходимо выяснить у детей, кто в каком музее уже бывал, что запомнилось из увиденного и услышанного на экскурсии. Рекомендуется воспитателю самому рассказать о музее, в котором он был. Возможно, что музей организован в самом детском саду, и дети сами учатся проводить там экскурсии. Тема «Зачем нужны музеи?» может стать темой проектной деятельности, а игра «Экскурсия в музей» явиться частью подобного проекта.

Подготовка материалов к игре. Необходимо предложить детям материалы всех наборов и предоставить им возможность самим выбирать материал для экспоната, регламентируя время работы, например, звуком колокольчика. Предварительно рекомендуется проговорить с детьми замысел экспоната, а уже затем отправляться за материалом. Для расширения возможностей игры можно в будущем предложить детям также использовать и другой дополнительный материал.

Организация игрового пространства. Рекомендуется использовать просторное помещение, в котором каждому экспонату найдется свое место, и рассмотреть который можно будет с любой стороны. Возможно использование драпировки. Важно, чтобы создалась тихая и спокойная музейная атмосфера, а в организации пространства приняли участие сами дети.

Дальнейшее развитие игры. Возможно, что в семьях детей сохранились какие-то старинные или просто интересные вещи, например, привезенные из путешествий. Можно предложить детям подготовить мини-экскурсию в историю этой вещи. Дальнейшим вариантом такой игры может быть создание тематических музеев и выставок. Игры подобного типа могут стать традицией, которая основана на умении детей рассказывать о своих новых впечатлений.

Игра «Я – змея»

Развивает ситуативно-деловые формы общения и расширяет систему вербальных средств общения.

Предварительная работа. Не требуется.

Подготовка материалов к игре. Подготовить наборы, завязать крепкий плотный узел на конце первой веревки.

Организация игрового пространства. За столом или на полу. Дети располагаются по кругу.

Дальнейшее развитие игры. В такую игру можно играть как в подвижную, образуя цепочку, что помогает формировать доверительные отношения между детьми в группе. (Играть, конечно же, следует на добровольных началах.)

Игра «Фанты»

Игра, развивающая кратковременную память и концентрацию внимания, развитие активного словарного запаса.

Предварительная работа. Не требуется.

Подготовка материалов к игре. Распределяя фанты между детьми, важно проследить, чтобы не было двух одинаковых. Детям предлагается самостоятельно выбрать себе элемент, который будет фантом, а затем, рассмотрев фанты у всех, заменить одинаковые на похожий или совершенно другой.

Организация игрового пространства. Игровое пространство группового помещения, где есть возможность расположиться по кругу. Возможно проведение игры на прогулке в весенне-летний период.

Дальнейшее развитие игры. Игра может использоваться для описания личностных качеств ребенка, достижений ребенка, формируя таким образом самооценку, в игре можно описывать события или приключения, произошедшие с ребенком, можно знакомиться таким образом с увлечениями сверстников и профессиями родителей и т.п. В случае такой модификации воспитатель сидит спиной к детям, показывает фант, задает вопрос, получает ответ от ребенка и пытается угадать, чей это был фант, по голосу и другим признакам. Если ведущий угадал, он меняется с владельцем фанта местами.

Особенности работы с карточками по сказкам

(тексты произведений приведены в Приложении 1)

  • Игра по сказке «Гензель и Гретель»
  • Игра по сказке  «Колобок»

Прежде чем приступить к работе, рекомендуется ознакомиться со всеми карточками данного набора. Стихотворения и загадки, предлагаемые на карточках, подобраны в соответствии с замыслом литературного произведения и создают необходимую атмосферу для начала игры-драматизации. Для наиболее полного развития сюжета литературного произведения и привлечения к участию в игре большего количества участников рекомендуется использовать все модули игрового набора «Дары Фрёбеля».

Предварительная работа. Перед драматизацией литературного произведения необходимо внимательно ознакомиться с карточкой, еще раз прочитать рекомендованное произведение, выделить в нем те этапы, которые будут инсценироваться детьми. Важно, чтобы отобранные части произведения плавно перетекали от одного к другому, сохраняя единую сюжетную линию.

Подготовка материалов к игре. В начале работы необходимо подготовить действующих лиц инсценируемого литературного произведения. Основой для этого служат детали из наборов «Дары Фрёбеля» № 8  «Лица» персонажей может нарисовать воспитатель заранее или сделать это вместе с детьми после прочтения выбранного произведения. Изготовленные «лица» приклеиваются с помощью липкой ленты на сделанную из наборов основу. Материал для декораций можно отобрать из модулей набора заранее, а можно предложить это сделать детям, в зависимости от особенностей группы, с которой проводится работа.

Организация игрового пространства. Драматизация предложенных литературных произведений может проводиться как на столе, так и на полу, в зависимости от количества участников. В конце игры необходимо совместно убрать изготовленные «декорации».

Дальнейшее развитие игры. Дети могут самостоятельно придумывать сюжет и персонажей инсценированного произведения. Важно, чтобы детям было интересно играть, в группе сохранялся положительный эмоциональный настрой.

В данном методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Речевое развитие». Неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.

Особенности работы с карточкой, содержащей оригами

- Игра «Красная Шапочка» (Текст произведения приведен в Приложении 1)

Изобретенные Ф. Фрёбелем «дары» и «виды деятельности» делятся на три категории: жизни, красоты и знаний. Обычные оригами относятся к категории жизни. Оригами, которые складываются в симметричные узоры, – относятся к категории красоты. А основы геометрии, которые возможно показать через оригами, относятся к категории знаний.

Оригами, или складывание из бумаги, по мнению Ф. Фрёбеля, есть творческое и очень важное занятие для развития ребенка, хотя и весьма сложное, так как требует развитие глазомера и большой аккуратности и точности при работе.

В раннем возрасте, когда у ребенка только развивается мелкая моторика (ловкость пальцев), точность, глазомер, занятия по оригами должны строиться как игра. Во время работы по складыванию бумаги необходимо давать инструкции последовательно и точно. Важно, чтобы ребенок не потерял интереса к занятию, не разочаровался в нем.

Основные принципы организации занятий по оригами, по Ф. Фрёбелю:

  • занятие по оригами должно быть организованно с учетом возраста ребенка; - занятия должны проводиться в игровой форме;
  • фигуры для складывания необходимо выбирать простые, с которыми ребенок часто сталкивается в реальной жизни;
  • прежде чем приступить к созданию фигур из бумаги, целесообразно сконструировать их из деталей «даров» (трехмерные, объемные фигуры);
  • на одном занятии может быть сложена только одна фигура;
  • все операции по складыванию фигур надо делать аккуратно;
  • обязательно должен быть переход от занятия по складыванию моделей к игре с ними (например, сделать домики для трех поросят).

Также необходимо учитывать следующее:

  1. при занятии оригами с дошкольниками (особенно младшими) важен не результат, а процесс создания фигур;
  2. во время занятий по конструированию из «даров» и оригами, важно развитие продуктивной деятельности и умственных способностей детей, а не точное копирование представленного образца;
  3. самая большая ценность этих занятий в том, что ребенок сам участвует в изготовлении фигур.

Особое внимание Фрёбель уделяет рекомендациям педагогам, работающим с детьми:

  1. во время занятий по конструированию и оригами необходимо позволить ребенку действовать в своем ритме, просто и свободно;
  2. действия педагога в игре не должны быть искусственными, необходимо быть включенным в игру, быть ее неотъемлемой частью;
  3. не надо привлекать внимание детей авторитарными методами, вводить строгую дисциплину;
  4. не надо быть волшебником, у которого все получается наилучшим образом, а дети никогда не достигнут этого.

Преимущества оригами для развития ручного труда детей дошкольного возраста. Оригами – не только интересное развлечение, но и полезное занятие, в процессе которого происходит естественный массаж кончиков пальцев рук, развивается подвижность и точность движений пальцев как правой, так и левой руки. Это уникальное средство для развития тонкой моторики и повышения чувствительности пальцев. Активная работа обеих рук влечет за собой повышение активности полушарий головного мозга, и развивается не только левое полушарие, отвечающее за логику и речь, но и правое, ответственное за творчество, интуицию, воображение. Поэтому занятия оригами способствуют развитию пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти, фантазии и творческого мышления.

К достоинствам оригами в развитии ребенка можно отнести следующее:

  • доступность бумаги как материала, простота ее обработки;
  • дети в процессе работы овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.

Оригами:

  • развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
  • способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
  • стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
  • совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда;
  • способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.

Однако конструирование оригами представляет для дошкольника некоторые трудности, так как бумагу – плоский материал – надо перевести в объемные формы. Воспроизведение действий, показанных взрослым, не является для ребенка простой механической операцией. Ему приходится постоянно думать, соразмерять свои движения, следить, чтобы при сгибании противоположные стороны и углы совпадали. При слабом развитии мелкой моторики, при неразвитом глазомере эти действия требуют от ребенка известного волевого и мыслительного напряжения.

Отношение детей к оригами существенным образом изменяется, когда им становится ясно, что из бумаги можно делать определенные поделки, игрушки.

Простейшие способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или диагонали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам.

Прежде чем приступить к складыванию моделей, нужно ознакомиться с техническими приемами и основными видами складок, которые используются в оригами. Складывать бумагу нужно аккуратно и точно, освоив сначала простые, а затем сложные складки.

Способы складывания (Приложение 2): сгиб «долиной»; сгиб «горой»; наметка; складка-«молния».

В оригами существуют формы, которые принято считать базовыми. Это стандартные заготовки, из которых потом складываются различные модели. Из них можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые из этих базовых форм приведены на обратной стороне карточек.

Базовые формы: «треугольник»; «дверь»; «книжка»; «воздушный змей»; «блин»; «рыба»; «дом»; «двойной треугольник»; «птица»; «катамаран».

На первых занятиях по складыванию бумаги необходимо в игровой форме ввести ребенку основные понятия: угол, сторона, ориентация в пространстве, линия сгиба. Например, используя для этого наборы № 7. Фигуры из этих наборов можно расставить по углам квадратного листа бумаги. Для ориентации в пространстве, а также развития основных понятий (наподвза и т.д.; вправовлевовпереди и т.д.) можно также воспользоваться этими наборами и квадратным листом бумаги. Важно также обыграть введение в ориентацию в пространстве с помощью сюжетно-ролевой игры или драматизации сказки.

Основные навыки по складыванию бумаги по средней линии необходимо вводить от угла к стороне. То есть сначала мы соединяем уголки листа, потом выравниваем стороны и перегибаем его пополам, разглаживая пальцем линию сгиба.

Самой первой фигурой оригами для дошкольников может стать «конверт». Фрёбель предлагал детям делать такие «конверты», а вместо марки ставить на него поцелуй. Также при закреплении понятия «средняя линия» можно складывать из бумаги книжки, альбомы и т.д. (все, что можно сложить).

Следующим этапом в занятиях по оригами идет строительство домиков и их частей. Вначале можно сделать крышу (из квадратного листа бумаги, сложив его пополам). Необходимо обратить внимание, что получившаяся модель из бумаги подобна геометрическим фигурам, входящим в набор № 6 (например, разложив куб на две треугольные призмы). Далее следует перейти к строительству остальных частей дома (стены, окна и т.д.). Важно показать детям, что можно создавать объемные модели как из наборов №№ 3, 4, 5, 6 (деревянных геометрических фигур), так и из бумаги (плоского материала).

После построения домиков в освоении оригами необходимо перейти к складыванию из большого квадрата маленьких (его частей), разглаживая линии сгиба и заламывая различные его сегменты. На этом этапе важно продемонстрировать детям эти трансформации на примере набора № 2 (куб) и № 3 (куб, состоящий из 4 частей), № 4 (куб, состоящий из прямоугольных призм), а также показать это на плоскости набором № 7.

Важно в игровой форме привить ребенку интерес к оригами.

Также можно интегрировать в занятия по оригами основы цветового восприятия (цветовых ощущений): сначала цвет бумаги для фигуры выбирает сам ребенок, далее, знакомясь с цветами, ребенок должен сначала назвать цвет из предложенных. Также можно включать в занятия по складыванию бумаги набор № 1, для выбора цвета (например, через игру «Фанты»). Выбор цвета ребенком можно использовать в качестве диагностического мониторинга настроения ребенка во время занятий, ориентируясь на восьмицветный тест М. Люшера

В методическом пособии приведены только примеры возможного использования игрового набора «Дары Фрёбеля» с использованием техники оригами. Его неограниченные воспитательные и образовательные возможности могут быть раскрыты только в совместной деятельности детей друг с другом и со взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"...

"Роль игровой деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"

В данной статье изложен материал о речевом развитии детей дошкольного возраста через игру....

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Консультация знакомит воспитателей с влиянием загадок на речь детей, также знакомит с методикой обучения составлению загадок....

Консультация для родителей «Игровые технологии как основа развития детей дошкольного возраста»

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов построенных на ведущем...