Обучение пересказыванию детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Князева Наталья Валерьевна

Обучение пересказыванию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_pereskazyvanie.docx17.54 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение пересказыванию детей старшего дошкольного возраста

Что такое пересказ? Пересказ — это воспроизведение литературного образца в устной выразительной речи, это метод развития связной и монологической речи детей. Это сложный умственный навык, который формируется постепенно в процессе обучения. А также деятельность, которая основывается на развитии памяти, мышления, воображения, речи.

Какие же виды пересказов используют в работе с дошкольниками? В ДОУ используют следующие виды пересказов: -Полный; -Выборочный; -Творческий.

Полный пересказ предполагает передачу всего художественного произведения. Он больше соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста, связанных с желанием дословно передать услышанное. Поэтому работа по обучению детей пересказу начинается именно с этого вида.

Выборочный пересказ предполагает воссоздание отдельного эпизода художественного произведения. Как правило, в дошкольном учреждении (в саду) для выборочного пересказа предлагают отрывки, содержащие диалог действующих лиц.

Творческий пересказ применяют только в работе со старшими дошкольниками, поскольку они уже имеют достаточный опыт воспроизведения текстов. Этот вид пересказа предполагает выполнение творческих заданий, например пересказ от имени определённого героя.

Дошкольников старшего возраста начинают целенаправленно обучать пересказу. Именно в этом возрасте дети способны передавать текст «собственными словами» содержания художественного произведения. Поэтому необходимо показать ребёнку, как можно изменять текст при пересказе. Пригодится использование иллюстративного материала, размещённого в детских книжках. Иллюстрации помогают ребёнку воспроизвести содержание всего произведения или отдельного эпизода, принять участие в розыгрыше диалогов между действующими лицами.

Пересказ по иллюстрациям можно использовать на всех этапах обучения. Иллюстративный материал позволяет ребёнку более ярко представить героев и события, изображённые в художественном тексте. Опираясь на наглядные образы, ребёнку легче воспроизвести содержание. Пересказ по иллюстрациям всегда происходят после чтения, просмотра рисунков и беседы по содержанию художественного текста.

Эффективным средством в процессе обучения является составление плана пересказа. Пересказ по плану используют с детьми пятого-шестого года жизни. План — это перечень основных частей произведения. Действенными приёмами в составлении плана и удержании его в памяти является использовании серии сюжетных рисунков, схематического изображения основных событий (моделирование), словесные подсказки воспитателя. По данным психологов после пяти лет у детей начинает развиваться монологическая речь. Поэтому именно в этом возрасте значительное внимание следует уделять формированию умения пересказывать самостоятельно.

План можно предлагать в форме вопросов, в форме указаний, о чём надо рассказывать, или в виде картинного плана. Например: План в форме вопросов к сказке «Лиса и Рак». - С кем лисичка встретилась в поле? - О чём спорили Рак и лиса? - Как Рак обманул Лису? План в форме указаний к сказке «Кривая уточка» - Сначала расскажи о том, как дед и баба нашли в лесу кривую уточку. – Потом расскажи о том, как хроменькая уточка превращалась в девушку и что она делала. - расскажи, почему девушка не захотела остаться дома у деда с бабой. - Расскажи, как она улетела со стаей уток.

Пересказ по частям используют в работе с детьми старшего возраста. Его применяют при условии, что текст, предложенный для пересказа, является большим по объёму и его легко разделить на логически завершённые части. Целью этого приёма является уменьшение учебной задачи на одного ребёнка, благодаря его сосредоточению на пересказе определённой части произведения. При проведении пересказа по частям следует использовать план в форме указаний.

Какие же требования для произведений для пересказа? Для пересказа подбирают прозаические произведения (сказки, рассказы). Стихотворные тексты следует разучивать наизусть, а не пересказывать, иначе теряется их эмоциональное воздействие. Произведения для пересказа должны быть понятными и доступными детям определённого возраста, близкими к их жизненному опыту. Желательно, чтобы в произведениях были знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера. Для пересказов следует подбирать художественные произведения, имеющие воспитательную ценность, чёткую композицию, динамичный сюжет и небольшой объём. Это должны быть проверенные временем лучшие образцы детской литературы, которые отличаются простым и богатым языком. (т.е. доступен словарь, короткие чёткие фразы, без сложных грамматических форм, наличие сравнений, образных слов и выражений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение пению детей старшего дошкольного возраста

В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ...

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста (по "Букварю" Жуковой)

Тематическое планирование по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Содержание: пояснительная записка, тревования к уровню подготовки детей к концу года, темы занятий....

Подготовка к обучению к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Готовность к обучению грамоте детей 7-ми лет является составляющей частью речевой готовности. Как, впрочем, и речевая готовность входит в общую психологическую готовность ребёнка к обучению в шк...

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РЕЧЕВЫХ ЕДИНИЦАХ У ДЕТЕЙ», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «Я УЧУСЬ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ» ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Демонстрационный дидактический материал содержит комплект таблиц для  фронтальных и индивидуальных занятий по обучению грамоте детей дошкольного и младшего школьного возраста.Серия наглядно-практ...