Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеC:\Users\Пользователь\Desktop\Логотип Гнёздышко.png

«Детский сад «Гнездышко» п. Пуровск Пуровского района

Конспект по развитию речи в старшей группе

Тема: «Составление описательного рассказа о

зимующих птицах»

(с использованием интерактивных технологий)

                                                                                                   Подготовила: Т.В. Забродская

П. Пуровск, 2021г.

Тема: «Составление описательного рассказа о

зимующих птицах»

Цели: формировать экологическую культуру у детей;

прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.

Задачи:

развивающие:

• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;

• совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;

• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

образовательные:

• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.

Оборудование:  мультимедийное оборудование, силуэтные картинки с изображением зимующих птиц, сюжетные картинки с изображением времен года, макет дерева, наборы разрезных карточек в конверте к игре «Целое – части», мнемосхема, мяч, тарелки, различный корм для птиц, аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”, цветные карандаши, раскраски

Ход занятия:

На экране появляется иллюстрация зимнего леса. Звучит аудиозапись концерта А. Вивальди “Зима”.

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в зимний лес. Тихо в лесу зимним утром. И кажется: нет никого во всем лесу.

(Звучит аудиозапись пения птиц)

Воспитатель:  Скажите, чьи голоса вы услышали?

Дети: Голоса птиц.

Воспитатель: А каких птиц вы знаете?

Дети: Зимующие и перелетные

Воспитатель:  Назовите птиц, которые остались с нами зимовать?

Дети: Синица, воробей, сорока, ворона, голубь

Воспитатель: Чем питаются зимующие птицы?

Дети: Ягоды, крошки, семечки, несоленое сало.

  • Дидактическая игра «Раздели слова на слоги»

(на столе лежат силуэты – картинки птиц)

Воспитатель: - Давайте рассмотрим картинки и назовем зимующих птиц.

Выберите себе птицу, назовите ее и определите, сколько слогов в названии.

Дети: У меня ворона. В этом слове три слога: во-ро-на.

У меня синица. В этом слове три слога: си-ни-ца.

У меня голубь. В этом слове два слога: го-лубь

У меня воробей. В этом слове три слога: во-ро-бей.

У меня сорока. В этом слове три слога: со-ро-ка

У меня клест. В этом слове один слог: клест.

  • Дидактическая игра «Какая птица улетела?»

Воспитатель: Ребята, посадите своих птиц на наше дерево. Каких птичек вы видите на дереве? Птички хотят с вами поиграть в прятки. Посмотрите внимательно и запомните, где находятся птички. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.

Воспитатель: Кого не стало?

Дети:  Синички.

Воспитатель: Где сидела синичка?

Дети: На ветке.

(Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья)

Воспитатель:  Кого теперь не стало?

Дети: Воробья.

(Воспитатель убирает плоскостное изображение вороны)

Воспитатель:  Кого не стало?

Дети: Вороны

Воспитатель:  Кого не стало?

(Воспитатель убирает плоскостное изображение голубя)

Дети: Голубя

Воспитатель:  Молодцы, ребята.

  • Дидактическая игра «Целое - части» (работа в парах)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, из каких частей состоит птица?

Воспитатель: Предлагаю разделиться на пары. Выберите конверт. Соберите картинку, а потом назовите части тела (голова, крылья, туловище, клюв, хвост, лапки, глаза) и название птицы. Договоритесь, кто будет отвечать.

  • Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: Молодцы, дети. Предлагаю вам поиграть в игру «Назови ласково». Я буду называть слова, вы отвечайте мне ласково: голова – головушка; синица – синичка; крыло – крылышко; воробей – воробышек, клюв – клювик; хвост – хвостик; лапы - лапки

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Черный жилет, красный берет,

Нос как топор, хвост как упор.

Все время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только их лечит (Дятел)

Воспитатель: Правильно. Приглашаю поиграть с пальчиками.

  • Пальчиковая игра «Дятел».

Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку – четыре удара пальца по ладони):

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,–

Все равно он будет мой.

  • Чистоговорка

Дятел жил в дупле пустом, Дуб долбил как долотом. (С. Маршак)

Дятел в дуб все тук да тук, Дуб скрипит: Что там за стук? (С. Черный)

(Все дети произносят спокойно, произносят только мальчики протяжно-медленно, произносят только девочки быстро)

Воспитатель: -

Ребята, а что вы знаете об этой птице? Опишите ее.

(На экране появляется иллюстрация дятла)

  • Рассказ воспитателя:

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку.

Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сыплются удары крепкого клюва - Падают легкие семена.

Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют кузницами. “Кузница” - это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны, в которую он вставляет шишку, прежде чем ее разбить. Расклюет одну шишку - летит за другой, принесет в клюве, вставит в расщелину, а старую, пустую шишку выбросит. Поэтому на снегу под “кузницей” дятла валяется целая куча пустых шишек.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, почему дятла называют лесным доктором?

Дети:  Помогают уничтожать насекомых.

Воспитатель:  Правильно, питаются дятлы насекомыми, живущими в коре и под корой деревьев, стучит дятел, - значит, будут уничтожены насекомые -вредители и лес будет жить.

Дети, а как можно помочь зимой птичкам?

Дети: Нужно птиц кормить.

  • Дидактическая игра «Кто что любит»

Воспитатель:  Давайте с вами вместе вот на эту тарелочку сложим то, что любят птицы (на столе разложен разный корм для птиц, дети кладут корм и поясняют какая птица что любит)

Дети:  Семена подсолнечника - лучший корм для снегирей, воробьев, синиц.

Пшено и просо предпочитает воробей.

Ягоды рябины – снегири.

Хлебные крошки едят синицы, воробьи.

Сырое (несоленое) сало - синицы, дятлы.

Сырое мясо - синицы, вороны, дятлы, сороки.

Воспитатель: - А куда надо сыпать корм, чтобы птицам было удобнее?

Дети: - Можно поставить кормушки.

Воспитатель: - Правильно, молодцы! Давайте смастерим им кормушки.

  • Пальчиковая игра

Мы кормушку смастерили.            Удары кулачками друг о друга сверху.

Мы столовую открыли.                 Раскрыть ладошки.

Воробей, снегирь - сосед, Поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинцев.

Будет вам зимой обед!

В гости в первый день недели

Две синицы прилетели,

А во вторник - снегири,

Ярче утренней зари!

Три вороны были в среду

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев –

Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог         Хлопки в ладоши чередовать с ударами о колени.

Прилетело семь сорок.

Воспитатель:  Дети, к кормушкам прилетает много птиц. Давайте и мы поиграем в игру «Один – много». Я назову одну птицу, а вы называете, много птиц.

  • Дидактическая игра «Один – много» (с мячом)

Ход игры: Воспитатель называет птиц в единственном числе, а ребенок, мячом, отвечает во множественном числе:

воробей – воробьи; синица – синицы; голубь – голуби; ласточка –ласточки;

щегол- щеглы; снегирь, снегири; дятел- дятлы; ворона – вороны;

  • Динамическая пауза «Снегири».

Вот на ветках, посмотри,   показывают грудку руками

В красных майках снегири-    Хлопают себя по бокам

Распустили пёрышки

Греются на солнышке

Головой вертят,

Улететь хотят

Улетели! Улетели!    Бегут по кругу, взмахивают руками

За метелью, за метелью.

Воспитатель: - А теперь, ребята, давайте попробуем составить описательный рассказ о птицах по схеме:

-Кто это?

-Величина

-Строение.

-Чем покрыто?

-Какие звуки издает?

-Чем питается?

-Как передвигается?

-Где встречается?

-Перелетные или зимующие?

  • Рефлексия.

Воспитатель: - О каких птицах мы сегодня говорили?

- Какую птицу называют лесным доктором?

- Какое полезное дело для леса делают дятлы?

- Как называется место, где дятлы расклевывают шишку?

- Почему дятлов надо охранять?

- Как мы можем помочь птицам пережить суровую зиму?

- Что нового, интересного вы сегодня узнали?

- О каких зимующих птицах вы хотели бы поговорить на следующем занятии?

Воспитатель: - Вы сегодня просто молодцы хорошо рассказали о птицах и о том, что о них надо заботиться. После такого занятия у меня такое прекрасное настроение, а у вас? Я вам сейчас раздам раскраски, вы их аккуратно раскрасите, и мы сделаем альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...

Технологическая карта образовательной деятельности по формированию связной монологической речи в старшей группе тема Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Данная технологическая карта поможет закрепить умение детей составлять описательный рассказ о зимующих птицах по картинке с опорой на план-схему, активизировать словарный запас и формирование навыков ...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: составление описательного рассказа по картине «Зима»

Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап.1.Коммуникативная игра - приветствие«Доброе утро!»  Настрой на работу....