Открытый показ НОД по развитию речи Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Вдовенко Валентина Викторовна

Открытый показ НОД по развитию речи Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_pokaz_nd_v_podgotovitelnoy_gruppe_2020-2021.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» Г. ЗЕРНОГРАДА

Открытый показ НОД по развитию речи

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»

                       

                                                                 Подготовила:

Воспитатель Вдовенко В.В.

Зернограда, 2020

Задачи:

Связная речь: учить детей передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений;

Грамматика: учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий;

Словарь: учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным и глаголам; обогащать словарь новыми словами и словосочетаниями: румяный, карманная книга, вволю набегался, восторг, сенокос;

Работа над предложением: учить составлять предложения из предложенных слов.

Оборудование: картинки, с изображением времён года, поднос, осенний лист, яблоко, груша, солнечные очки, ёлочная игрушка, подснежник.

Ход образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Встанем в круг, соберем все свои знания, силы и настроимся на занятие.

Мы спокойны, мы cпокойны,

Говорим всегда красиво

Четко и неторопливо

Вспоминаем обязательно

Что учили на занятии.

    (Дети садятся полукругом)

2.Беседа о временах года.

Воспитатель: (читает стихотворение)

Придумала мать дочерям имена,

 Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

 Приходит Весна – зеленеют леса,

 И птичьи повсюду звенят голоса.

 А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

 Зима засыпает снегами поля.

 Зимой отдыхает и дремлет земля.

(на доске картинки, изображающие 4 времени года)

Воспитатель: Скажите, о чём говорится в этом стихотворении?

Дети: Об осени, зиме, весне и лете.

Воспитатель: А как можно сказать об этом одним словом?

Дети: Времена года.

Воспитатель: Кто запомнил приметы каждого времени года, о которых говорится в стихотворении?

Дети: Весна – зеленеют леса,

 И птичьи повсюду звенят голоса;

Лето – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот;

Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады;

Зима засыпает снегами поля.

отдыхает и дремлет земля.

Воспитатель: Здорово, вы очень внимательны!

3.Подбор прилагательных к существительным.

-А теперь давайте подберем слова подходящие к каждому времени года:

-зима какая? (холодная, снежная, белая, долгая)

-весна какая? (зеленая, свежая, цветущая, веселая)

-лето какое? (жаркое, красивое, солнечное…)

-осень какая? (золотая, дождливая, скучная, богатая…)

4.Знакомство с рассказом К.Д Ушинского «Четыре желания».

Воспитатель: Я знаю оду историю, которая произошла с мальчиком Митей. Хотите её послушать?

Этот рассказ написал К.Д. Ушинский (1824 -1871). Он называется «Четыре желания». Слушайте внимательно и попробуйте сказать, после прочтения, почему автор его так назвал.

(Воспитатель читает рассказ)

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

- Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

5.Работа по содержанию произведения.

Воспитатель: О чём говорится в рассказе?

Дети: О мальчике Мите, о временах года.

Воспитатель: Чем Мите нравилась зима?

Дети: Ему нравилось кататься на санках с горки, на коньках.

Воспитатель: Что ему понравилось весной?

Дети: Бегать по лугу за бабочками, рвать цветы.

Воспитатель: Что запомнилось Мите летом?

Дети: Он ловил рыбу, собирал ягоды, кувыркался в сене.

Воспитатель: Какими словами сказал мальчик об осени?

Дети: Осень- лучше всех времён года. Он собирал фрукты.

6.Физминутка.

  Я прошу подняться вас – это «раз»,

   Повернулась голова - это «два»,

   Руки вбок, вперед смотри это «три».

    На «четыре» – поскакать.

    Две руки к плечам прижать - это «пять».

    Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

7.Работа над словарём.

Воспитатель: Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним. 
Что означает слово
румяный? (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания
карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
Как понять словосочетание
вволю набегался, повеселился вволю

(достаточно много).
Что значит,
восторг (веселье, радость).
Ребята, а что такое
желание? (мечта, просьба, задумка) 
Сенокос – косьба травы на сено. Сноп – связка срезанных стеблей с колосьями (хлебных злаков).

Воспитатель: Я прочту ещё раз рассказ, после чего вы постараетесь рассказать его самостоятельно.

(Повторное чтение произведения)

8.Пересказ рассказа детьми.

(Вызвать 4 детей, каждый из которых расскажет об определённом времени года. Повторяется дважды).

9.Образование степеней сравнения прилагательных и наречий.

Воспитатель: Ребята, а вам какое время года нравится больше всего и почему?

(Ответы детей).

Воспитатель: Каждое новое время года мальчику казалось лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень- лучше.

Давайте сравнивать: Весна тёплая, а лето…

Дети: Теплее, более тёплое.

Воспитатель: Трава зелёная, а после дождя она…

Дети: Зеленее, более зелёная.

Воспитатель: Поздней осенью холодно, а зимой…

Дети: Холоднее, более холодно.

Воспитатель: Осенью бывают сильные ветры, а зимой…

Дети: Сильнее, более сильные.

10.Д/игра «Составь предложение».

Воспитатель: А сейчас я прочитаю предложения, в которых перепутались слова, попробуем составить их правильно.

- на, зимой, кататься, весело, санках.

- на, хорошо, лугу, весной, зеленом.

- много, в, летом, лесу, ягод.

- яблоки, осенью, и, поспевают, груши.

(Дети вместе с воспитателем составляют предложения из слов)

11.Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: С каким произведением сегодня познакомились?

Что больше всего понравилось в рассказе? (Ответы детей)

Ребята, у меня в руках поднос, на нём лежат подарки, которые «прислали» времена года. Вы должны отгадать, от какого времени года каждый подарок. Вынимая по очереди предметы, определите, от какого времени года подарки.

(Дети выполняют задания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе. Тема. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского " Четыре желания "

В конспекте говорится о временах года, используется загадки, литературный текст, словесные игры для развития связной речи....

План - конспект пересказа рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" (подготовительная группа)

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе пресказ рассказа К.Д.Ушинского "Четыре желания" .Данный материал будет полезен педагогам детских садов и старшим воспитателям, а также р...

Конспект игровой ситуации по развитию речи чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» во второй младшей группе

во второй  младшей  группеЦель: приобщение детей к методу  чувственного познания природы – наблюдение, через ознакомление с рассказом К.Д. Ушинского «Четыре желания&ra...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект НОД речевое развитие в старшей группе Тема: Пересказ рассказа Константина Дмитриевича Ушинского «Четыре желания»

Воспитатель высшей квалификационной категорииСеребрякова Татьяна АлександровнаМБДОУ ЦРР детский сад №4 «Золотой ключик»город КонстантиновскРостовская область Конспект НОД речевое разв...

Конспект по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы.

laquo;Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания» для подготовительной группы. Задачи:- Формировать навык составления рассказа по плану, грамматически правильно оформлять выск...

Конспект НОД по речевому развитию «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Четыре желания», с использованием мнемотаблиц для подготовительной группы

Формировать навык составления рассказа с использованием мнемотаблиц по рассказу К.Д.Ушинскому. Формировать умение составлять законченный рассказ на тему из личного опыта.Учить разным способам обр...