Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности. Тема "Приметы весны"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Горбунова Ольга Михайловна

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности. Тема "Приметы весны"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности

Тема:  «Приметы зимы»

Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, ведущее место среди которых занимают познавательная активность, инициатива, самостоятельность, проявление творчества в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

На современном этапе, когда перед педагогом встает задача  добиться, чтобы каждый ребенок вырос не только физически здоровым, но и  инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, умеющим быстро ориентироваться в любой жизненной ситуации, находить решения встающих перед ним вопросов, чрезвычайно важно рациональное планированиепедагогической деятельности,  организация образовательного процесса.  В своей работе я  использую способ проектирования непрерывной образовательной деятельности  в форме технологической карты.

Технологическая карта НОД на тему «Приметы зимы» разработана для группы детей общеразвивающей направленности 6-7 лет с учетом их индивидуальных, возрастных и психических особенностей.

Занятие  начинается с создания проблемной ситуации, решение которой предлагается найти самим воспитанникам. На  протяжении занятия детям предлагаются различные задания, направленные на развитие познавательной активности, логики, мышления, внимания, памяти. В процессе выполнения заданий педагог побуждает воспитанников к нахождению путей решения поставленных задач, самостоятельному принятию решения в каждой конкретной ситуации.

Методы и приёмы  направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности, навыков самоконтроля.В процессе образовательной деятельности прослеживается реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка. Налажены партнерские отношения с детьми.  Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата,  учитывает его точку зрения, чувства, эмоции.

        Удобное табличное размещение материала позволяет педагогу обеспечить целостность, системность и эффективность всех направлений развития ребенка, опираясь на целевые ориентиры дошкольного образования.

        Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщѐнность.

Представленная карта  построена в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:

  • Принцип непрерывности (занятие  построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
  • Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
  • Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
  • Принцип психологической комфортности.

Составление технологической карты как формы планирования педагогической деятельности поможет объединить многие функции,  сэкономит время, а также будет  способствовать успешной  организации образовательного процесса, решению намеченных задач, сделает работу педагога более осмысленной и результативной.

Основная часть

Группа:  общеразвивающей направленности детей 6-7 лет

Тема:  «Приметы зимы»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Цель: Обобщение представлений о взаимосвязи явлений в природе.

Задачи:

образовательные:

  • продолжать работу по расширению и уточнению знаний детей о зимних  изменениях в живой и неживой природе;
  • закреплять представления о взаимосвязи явлений в природе;
  • закреплять умение составлять предложения и пересказывать по мнемосхеме;
  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима»;

развивающие:

  • развивать речевую и познавательную активность, произвольное внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление, любознательность, причинно-следственные связи, навыки самоконтроля, самооценки;
  • развивать  мелкую моторику.
  • развивать связную речь, умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.

воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к обитателям живой природы;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
  • продолжать работу над формированием положительно – эмоционального отношения к красоте зимней  природы.

Методы: проблемный (проблемная ситуация), словесный (беседа, диалог, вопрос),наглядно-практический метод (работа с мнемотаблицей), игровой (ТРИЗ – игра, дидактические игры  иигровые упражнения), графический (работа с перфокартой).

Приемы: рассказ воспитателя, создание ситуации выбора, фантазирования, активизации самостоятельного мышления и действия детей.

Активизация словаря:  «покрыты инеем», «сугробы», «гололед», «белоснежная зима».

Предшествующая работа: наблюдения детей в природе;  чтение художественной литературы;  рассматривание зимних пейзажей;  дидактические игры: «Что зимой бывает или не бывает?»», «Нарисуй портрет зимы», «Подбери слово», «Назови месяцы зимы», «Почемучка», «Когда это бывает?»,  «Составь предложение (рассказ)»  по опорным картинкам, «Четыре времени года», «12 месяцев»; рисование и выполнение аппликационных композиций по теме «Зима»; прослушивание музыкальных произведений о зиме;  разучивание пословиц, народных примет о зиме;  разучивание стихотворения Я.Аким «Первый снег », загадывания загадок о зиме.

Оборудование и дидактический материал: интерактивное оборудование, мультимедийная  презентация, магнитная доска,  картинный и дидактический материал,  мнемотаблица «Зима», перфокарты, карандаши, плоскостная модель «солнце», конверт с листочками.

Этап, его продолжитель-ность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности

Результаты

Психологичес-кий настрой,

1 мин

   -Создать атмосферупсихологичес-кой безопасности,установить зрительный, тактильный контакты.

   -Произносит текст приветствия.  

   - Приветст-вует детей.

   -Приветствуют друг друга.

   - Выполняют движения, соответствую-щие тексту.

   - Проявляют эмоции.

   - Занимают свои места.

Звучит музыка  Психологический этюд «Здравствуй »

- «Здравствуй, солнце (руки вверх). Здравствуй, Земля (приседают).

Здравствуйте, мои друзья (руки вперед).

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

   - Психологичес-кая готовность к предстоящей деятельности.

Вводно-организацион-ный этап,

2-3 минуты

   - Создать эмоциональ-ный комфорт, доброжелательное отношение друг к другу.

  -Формировать внутреннюю мотивацию на деятельность.

   - Задает вопросы и предлагает для восприятия заведомо ошибочные фразы.

   - Общается  с детьми,

   -Привлекает внимание к теме НОД.

   -Отвечают на вопросы и моделируют правильные высказывания на магнитной доске.

   - Включаются  в  игровую ситуацию.

   Упражнение «Когда это бывает?»

- Вы любите играть? Чтобы узнать тему занятия, давайте поиграем в игру «Когда это бывает? ».                                 

- В какое время года  идет снег?

-Когда дети катаются на санках, лепят снеговиков?

- Когда появляются сугробы?

- Когда реки покрываются льдом?

-  Какое время года будет после осени?

   - Привлечение направленного внимания.

Актуализация,  

3 минуты

   - Актуализи-ровать имеющиеся знания и  представления о признаках зимы.

   - Формиро-вать интерес к содержанию НОД.

Решение проблемной ситуации.

Постановка игровой задачи.

Направление деятельности воспитанников.

Рассказ воспитателя о том, для чего нужна зима.

-Осознают и принимают поставленную задачу.

-Участвуют в диалоге, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы.

   - Рассказывают о приметах зимы, выражают своё мнение, основываясь на имеющихся представлениях.

Проблемная ситуация «Почему к нам приходит зима?»

Ребята,  а вы знаете, почему наступает зима? Что происходит с природой, животными зимой?

Сюрпризный моментРебята нам сегодня в группу пришло письмо из леса.  Снеговик не может выбраться из леса. Злая Баба яга  придумала ему сложные задания  и если он их не выполнит то останется в лесу до самой весны. Поможем снеговику выполнить задания, чтобы он к нам пришел в детский сад в гости.

   - Воспроизведе-ние  имеющейся информации.

   - Внутренняя  мотивация на деятельность.

Расширение имеющихся представлений,  

5 – 8 минут

   - Расширять и уточнять имеющиеся знания  и представления о зимних изменениях в природе.

   - Активизиро-вать словарь детей по теме «Зима».

   -Упражнять в подборе определений к заданному слову.

   - Продолжать работу над

формировании-емположитель-но – эмоционально-го отношения к красоте зимней  природы.

   - Продолжать совершенство-вать умение устанавливать причинно-следственные связи.

  - Объясняет, даёт инструкции.      

  - Организует

взаимодейст-вие между детьми в достижении результата.

   - Обсуждает с детьми.
   - Предостав-ляетвозмож-ность высказать свои мысли, поощряет.

   - Участвуют в беседе, словесных играх, выполняют речевое упражнение.

   - Отвечают на вопросы.  

   - Составляют связные высказывания.

 (Зимой идет снег; зимой стоят сильные морозы  и т.д.).

   - Повышают речевую активность.  

   -Устанавлива-ют причинно-следственные связи.

   - Словарь: «зимняя спячка», «сугробы»

Приёмы активизации самостоятельного мышления детей: ТРИЗ -  игра «Хорошо-плохо»

- Зимой хорошо, можно кататься на санках, лепить снеговиков, зимой приходит Дед Мороз на елку.

- Зимой плохо: стоят сильные морозы, метет метель. Зимой можно простудитсяи заболеть и т. д.

   Речевое упражнение  

 «Придумай предложение».

- Подберите пару картинок так, чтобы они были связаны между собой и придумайте предложение.

- Что изображено на картинке?

- Предложение начните со слова «Зимой…».

   Беседа «Нужно ли природе зима?»

  - Что происходит с животными зимой? Что является причиной этих изменений?

   - Воспроизведе-ние  имеющейся информации.

   - Практическое  употребление навыка связной речи

   - Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности.

Динамическая пауза,

2 минуты

Смена вида деятельности, предупрежде-ние утомляемости.

   Проводит физкультми-нутку.

   - Участвуют в физминутке, выполняют физические упражнения на различные группы мышц.

   - Рассказывание предваритель-но  заученного текста:

"Снеговик пропал"

Снеговик в лесу пропал                Поднимают обе руки вверх, пальцы раскрыты, руки скрещены

Он куда-то убежал.                        Указательным и средним пальцами правой руки изображают бег.

Может, испугался волка?                 Обнимают себя руками, изображая страх.

 Может, зайка сбил с дороги?        Показывают руками ушки

И в сугробах тонут ноги?                Поочередно высоко поднимают ноги.

.

   - Снятие напряжения, эмоциональная  и физическая разрядка.

Практическая работа,

5 – 10 минут

 

Развитие связной речи и логического мышления

Овладевать умениями пересказывать по картинкам.

Развивать долговременной слуховой памяти.

Демонстриру-ет  картинки мнемотабли-цы, соответ-ствующие содержанию текста. Вместе с детьми составляет рассказ  по картинкам мнемотабли-цы

Оказание необходимой помощи и

эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

  -  Взаимодейст-вуют с другими детьми и педагогом(задаютвопросы, помо-гают, договари-ваются, обме-ниваются таблицами).

   - Высказывают свое мнение о порядке расположения картинок, основываясь на последовательности рассказа.

-Распределяют действия в сотрудничестве.

  -Устанавлива-ют причинно-следственные связи.

  - Составляют текст с опорой на мнемотаблицу.

-Словарь: («белоснежнаязима», «покрылись инеем»,

«намело сугробы»).

     Дидактическая игра «Что такое зима?»

- После, какого времени года приходит зима?

- Какие приметы зимы вы знаете? (Стало холодно. Выпал снег.. Деревья покрыты инеем. На дорогах гололед. Заяц одел белую шубку. Мороз. Метут метели, воет сильный ветер.

Составление рассказов с помощью мнемотаблицы «Зима»

- А сейчас я предлагаю вам составить рассказ о зиме. В этом  поможет  наша помощница-таблица.

Игра «Составь предложение»

- Рассмотрите таблички о зиме. Каждая табличка - это новое предложение.

(Фронтальная, индивидуальная работа).

Пример рассказа «Зима»
Наступила белоснежная зима. На дорогах намело сугробы. Деревья покрылись инеем. Люди одевают теплые вещи: шубы, валенки и варежки.

Дети катаются на санках, на коньках, лепят снежную бабу и играют в снежки.

На Новый Год, дети, наряжают елку игрушками и веселятся.

   - Овладение умениями составлять рассказ по мнемосхеме.

   - Воспроизведе-

ние  имеющейся информации.

   - Отработка  умений работать по правилу и образцу,  слушать взрослого и выполнять  его инструкции.

   Рефлексивно-корригирующий этап,

2 минуты

Формировать  навыки самоконтроля.

-  Корректировать при необходимости деятельность и результат в соответствии с поставленными задачами.

  - Проверяет полученные результаты, исправляет  возможные ошибки.

   Работают с перфокартой, комментируют действия, исправляют ошибки. Выражают свое мнение, объясняют свой выбор.

Индивидуальная работа с перфокартой «Зимние приметы»  (2 вида по уровням сложности).

Сформирован-ность элементарных навыков самоконтроля.

Заключитель-ный этап. Рефлексия,

3 минуты

Обобщить полученный ребёнком опыт. Сформировать навыки самооценки.

    Подводит итоги НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненныхзаданий, эмоционального состояния, обсуждает особенностииндивидуаль-ной и совместной работы.

-Высказывают-ся по поводу полученной информации, своего эмоцио-нального состояния; эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

Обсуждают, анализируют,делятся впечатлениями.

   Рефлексивные вопросы.

О каком времени года мы говорили?

-  Какое  задание  было

интересным?

- Какие задания показались вам трудными?

 - Что помогло справиться с заданием?

 - Чему сегодня научились?

 - Что узнали нового?

 - Где это пригодится?

 - Зачем вы все это делали?

 - Кому помогли?

Педагог: Ребята, Вы выполниливсе задания.и помогли Снеговику, чтобы он мог прийти к нам в гости.Каждому из Вас пришлось бы трудиться очень долго, а все вместе мы дружно справились с этой работой.

В конверте лежат снежинки – сюрпризы от Снеговика..До свидания, до новых встреч!

Осознание себя как участника познавательного процесса.

Оценивание результатов своей деятельности.

Список использованной литературы:

  1. Агранович З.Е. Времена года. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012.
  2. Круглый год. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями.СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

Приложение

C:\Users\Рябинушка\Desktop\Отрисовки 2015\snowflake-clipart-outline-xigKKLE5T.pngC:\Users\Рябинушка\Desktop\Отрисовки 2015\snowflake-clipart-outline-xigKKLE5T.pngC:\Users\Рябинушка\Desktop\Отрисовки 2015\snowflake-clipart-outline-xigKKLE5T.png

Картинки по запросу птицы кормушки

Похожее изображение

Похожее изображение

  1. Мнемотаблица «Зима»                                                                            

(2 вида по уровням сложности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с миром природы» Младшая группа.

Цель – развитие классификационных умений у детей дошкольного возраста.Формировать представления о природных и рукотворных объектах;Учить детей разделять объекты материального мира по признакам пр...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-продуктивная деятельность раздел «Рисование» в старшей группе Тема: «Светофор будущего»

Цель: Рисование светофора будущего  ЗАДАЧИ:Образовательные:- закреплять представление детей о светофоре- продолжать знакомить с волшебниками Развивающие:-  развивать речь детей, ум...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с применением экспериментально – исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства воды»

Цель: Создать условия для знакомства со свойствами и значением воды в процессе экспериментирования. Образовательные:- актуализировать и систематизировать знания детей о распространении воды, ее с...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию базовый вид деятельности – аппликация по теме «Весна»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитиюбазовый вид деятельности – аппликация  по теме «Весна»...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию базовый вид деятельности – аппликация по теме «Весна»

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...