"Дидактические игры на развитие речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
статья по развитию речи (старшая группа)

Титова Оксана Валериевна

В статье представлен практический материал исползования дидактических игр для развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon did.igry_po_razvitiyu_rechi.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа

Выступление из опыта работы на тему:

«Дидактические игры на развитие речи

в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»

Воспитатель:

                                                                                                             Титова О.В.

2021

Одним из важнейших направлений коррекционного обучения является дидактическая игра, она помогает воспитателю в процессе формирования лексико-грамматического строя речи, а также навыков словообразования у детей с ТНР.  

Игра остается для детей с ТНР приоритетным направлением. Использование дидактических игр в работе дает им определенные знания и навыки, развивает их умственных способности, обучает, приучает к выполнению правил в игровой деятельности.

 Работая с детьми своей группы, широко использую дидактические игры  на занятиях по формированию целостной картины мира, элементарных математических представлений, развитию речи для обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний. Слежу за тем, чтобы содержание игры и её правила соответствовали воспитательным и образовательным задачам, конкретным программным требованиям, виду занятий.

Дидактические игры подбираю согласно тематике занятия, учитываю психологические особенности детей, уровень их подготовки, интересы. Предлагая детям дидактические игры,  знакомлю с правилами и игровыми действиями,  рассказываю, как надо играть, как вести диалог, задавать вопросы, отвечать на них красивыми распространенными предложениями.

Готовясь к проведению дидактической игры, важно учитывать  задачи воспитания и обучения конкретной возрастной группы, вид занятия, лексическую тему, подбирать  необходимый дидактический  материал: пособия, игрушки, картинки. Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи.  Для ее решения воспитатель должен тщательно готовиться, находить и использовать занимательную для детей форму проведения. В противном случае игра превращается в дидактическое упражнение.

 В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Воспитатель контролирует процесс игры, следит за выполнением правил, использует методические приемы: дополнительное объяснение, советы, напоминание, вопросы, оценку.

В своей работе использую комплекс игр, которые имеют большой диапазон вариативности и многофункциональности.

Например:

- «Логопедическая вертушка»  - игра с прищепками на соответствие предметов;

- «Подбери картинку» (классификация предметов);

- «Найти лишний предмет»; «Сравни лишний предмет» (объяснить, чем отличаются чашка и стакан, помидор и тыква, самолёт и птица и т.д.); «Назови одним словом» (после воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе),

- «Назови части»;

«Подбери следующие картинки к словам» (лохматый, косолапый – медведь; маленькая, быстрая проворная - белка);

- «Подбери как можно больше названий предметов (существительных) к названию действий (глаголу); идёт (кто) - девочка, медведь; идёт (что) -дождь, время и т.д.

- «Кто как ест? Кто, как голос подаёт? (подобрать по картинкам как можно больше слов к предметам, которые отвечают на вопрос «Что делает» - волк что делает? – воет, бегает, рычит, кусает и т.д.;

- «Солнышко» - подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос какое, какая, какой, какие.

В процессе использования дидактических игр решаются следующие задачи по развитию речи детей дошкольного возраста:

- накопление необходимого словарного запаса для полноценного общения. («Подскажи словечко», «Скажи наоборот», «Ассоциации», «Бывает – не бывает» и др.);

- усваивания лексического значения слов и их правильного употребления. («Что происходит в природе?», «Из чего сделано?», «Кто кем был?», «Что бывает осенью, зимой, весной, летом?» и др.);

- осваиваются обобщающие понятия, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений. («Назови одним словом», «Найди ошибку» др.);

- улучшается образность мышления и ее выражение словесными описаниями, благодаря использованию, специальных речевых построений. («Ассоциации», «Четвёртый лишний», «Подбери признаки», «Животные и их детёныши» и др.);

- стимулируется работа воображения в занимательной игровой форме. («Что бывает круглым?», «Назови три предмета», «Кто больше знает?», «Калейдоскоп» и др.);

- развивается логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач. («Отгадай-ка!», «Что это такое?», «Бывает - не бывает» и др.;

- способствует активному использованию новых слов в повседневном общении. («Расскажи, как», «Что вокруг нас?», «Я загадал предмет» и др.).

Большое разностороннее влияние на совершенствование речи, активизацию и обогащение словаря ребёнка имеют дидактические игры и упражнения,  требующие концентрации внимания, активизации мыслительных процессов, которые я использую в своей работе:

-  упражнения на развитие лексики (подбор к действию объектов) «Кто и что плавает?», «Кто и что греет?», «Кто и что летает»;

- упражнения на установление противоположностей «Большой - маленький; высокий - низкий и т.д.

- упражнения на развитие словообразования «Назови ласково», «Чей малыш», «Какой сок» и т.д.

- упражнения на закрепление словоизменения существительных, прилагательных, глаголов  «Один – много», « 1, 2, 3…5», « Какого цвета».

- упражнения на подбор родственных слов (ель, ельник, еловая);

- упражнения на подбор эпитетов к предмету. Белки бывают какие: маленькие, рыжие, пушистые, умные озорные и т.д. Предлагаю детям отгадать предмет: круглый, оранжевый большой, а внутри мягкий, сочный, вкусный – апельсин.

Использую дидактические словесные игры коррекционной направленности: «Определи место звука в слове», «Подскажи словечко», «Назови предметы на заданный звук», «Подбери рифму», «Назови ласково», «Кто больше?» и др.

В каждой дидактической игре задача выполняется при помощи действия, которое определяет и организует поведение каждого ребенка, развивает интерес и определяет их эмоциональное отношение к игре, сплачивает детей в единую команду.  

Ответственный момент в руководстве дидактической игрой - это подведение итогов. Детям предлагается сделать выводы, что в игре получилось хорошо, что хотели бы они исправить. В нашей группе для рефлексии используется наглядное пособие «Колесо успеха». Каждый ребенок может оценить свое участие в игре при помощи символа - «бельевой прищепки разного цвета»: зеленая - активно участвовал в игре, не допускал ошибок, желтая – выполнял задания в игре самостоятельно, но с незначительной помощью, красная – задания в игре выполнялось только с помощью воспитателя или детей группы.

Таким образом, разработанные и созданные дидактические игры в нашей группе способствуют эффективной коррекции детей с ТНР, развитию активности и инициативы, помогают детям овладеть своим поведением, развивают волю, самостоятельность, связную речь.

Список литературы:

1.      Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста». М. «Просвещение» 1989г

2.      Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова «Преодоление речевых нарушений у дошкольников». СПб. «Союз» 2001г

3.      Т.И. Петрова, Е.С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников». М. «Школьная Пресса» 2008г

4.      О.С. Ушакова «Развитие речи детей 3 – 5 лет». М. «Творческий центр» 2011г

5.      Т.Б. Уварова «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками». М. «Творческий центр» 2010г

6.      Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения по развитию речи». М. «Айрис пресс» 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста .

Протоколы исследования динамики развития речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи пятилетнего возраста ....

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста

Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речи

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей 4 - 5 лет с нарушениями речиТема: "Домик в деревне"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...