Конспект занятия по речевому развитию "Весна пришла".
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Материал полезен воспитателм для закрепления примет весеннего времени года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akimova_i.n._konspekt_vesna_prishla.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

по развитию речи

в старшей группе «Подсолнушек»

на тему: «Весна пришла».

 Составила и провела: Акимова И. Н., воспитатель.

Камчатский край

с. Мильково

Цель: формирование навыка составления рассказа о весне по схемам.

 Задачи:

1. Уточнять и расширять представления о весенних изменениях в природе;

2. Обогащать словарный запас по теме «Приметы весны»;

3. Развивать речь, память и воображение детей;

4. Создавать сюжетную композицию в коллективной работе.

Основные образовательные области в НОД:

«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материал: аудиозапись (весенняя композиция, журчание ручья), картинки-схемы, для аппликации (заготовка картины, птицы, проталины, солнце, клей, кисточки, салфетки).

Герой: взрослый в костюме медведя.

Ход работы:

I часть. Организационный момент. Звучит весенняя музыкальная композиция. 

Загадка о весне:

Я раскрываю почки

В зелёные листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня …. (Весна).

В: О каком времени года говорится в загадке?

Д: Ответы детей.

В: Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите.

В: Какой по счету идёт весенний месяц март?.

Д: Ответы детей.

В: После какого времени года приходит весна?

Д: После зимы.

В: Молодцы! Вы прекрасно разбираетесь в признаках времен года.

II часть – Основная.

Звучит тревожная музыка.

Забегает испуганный, заполошенный Мишка.

М: Караул, караул, я ничего не могу понять, что происходит! Помогите, помогите!

В: Мишка, что случилось, чего ты так испугался?

М: Я боюсь, мне страшно, когда я проснулся после зимней спячки, то увидел, что в природе совершается что-то невероятное. Всё шумит, всё гудит, льётся, бежит. Яркое солнце слепит глаза. Откуда-то появились глубокие лужи, а снег тает на глазах, превращаясь в серую массу. Птицы щебечут и галдят над головой без устали. Кто мне объяснит, что же произошло?

В: Мишка, успокойся, вот садись на стульчик, отдышись и отдохни. А мы с ребятами постараемся тебе помочь и всё объяснить. Ребята, поможем Мишке разобраться, что происходит с нашей природой?

Д: Ответы детей.

В: Давайте составим рассказ о весне по схемам. Вместе с нами составлять рассказ будет и Мишка. Он будет внимательно слушать ваши рассказы. Потом сравним свои рассказы и рассказ Мишки.

В: - Так какие же приметы у весны?

1) В: Подумайте, почему наступила весна? (Солнце светит ярко).

- Весной солнышко какое? (Яркое, ласковое, теплое, лучистое, золотое, приятное, желтое, оранжевое, доброе, весеннее).
– Вот сколько хороших слов подобрали вы к слову «солнышко».

- Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит).

(Показ картинки - солнышко)

– Вот и первая примета весны.

 - Солнышко светит ярко, стало теплее.

 

2)  В: Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же происходит со снегом? Какой стал снег?

Д: Подбирают слова-определения к слову снег (грязный, серый, рыхлый, липкий, холодный). 

В: - От солнечного тепла снег темнеет, становится рыхлым, на солнечных пригорках тает.

 Снег тает и появляются первые проталины. Ребята кто знает, что такое проталины? (Ответ детей).

В: Проталина – место, где растаял снег и открылась земля.

(Показ схемы – проталина).

- Вот и вторая примета весны.

- Снег тает и появляются первые проталины. 

3) В: Солнышко всё сильнее пригревает. Тяжко находиться снегу под теплыми лучами солнца.

Вот тает снег и превращается… А во что он превратился, вы скажете, когда послушаете запись. (Звуки ручейка).

- Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручеёк).
– И побежал весёлый ручеек.

– А что можно сказать про ручеек, какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, холодный, бурлящий, звонкий, прозрачный, глубокий).
– Бежит ручеек, журчит, радуется и приговаривает: «Весна пришла».

(Схема – ручеёк).

 - Вот ещё примета.

- Зажурчали ручьи. 

4) Ребята, какие изменения происходят с деревьями?

Д: (набухают почки).

- Разогретые солнышком, деревья пробуждаются от зимнего сна, наполняются соком и набухают почки.

- Ребята скажите, какое дерево у нас на Камчатке просыпается первым?

Д: Первой просыпается верба.

(Схема – верба).

- Это ещё одна примета весны.

- На вербе раскрылись почки. 

5) Свои изменения весна внесла и в животный мир. Послушайте.

(Запись: голоса птиц).

- Птицы весной, суетятся, весело щебечут.

(Показ схемы).

Вот и ещё примета.

 - Птицы стали весело петь.

Ребята, а что происходит с медведем весной?

Д: он просыпается так же как и природа, но только от зимней спячки.

В: Конечно, когда медведь просыпается, он в первую очередь делает зарядку.

(Приглашаем Мишку сделать зарядку вместе с ребятами).

Физкультминутка: «Мишка».

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге.                Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна:                Потягивания, руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил.          Вращения головой.

Наклонился назад-вперед,        Наклоны вперед- назад.

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки               Наклоны: правой рукой коснуться

И трухлявые пеньки.                 Левой ступни, потом наоборот.

В них съедобные личинки-

Для медведя витаминки.

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся.             Дети садятся.

Составление рассказа детьми по рисункам-схемам.

В: Ребята, посмотрите на приметы весны - схемы, посчитайте, сколько их.

 - А теперь по схемам составьте  рассказ о весне. Кто хочет рассказать первым?

Весна пришла.

Солнышко светит ярко и стало теплее. Появились первые проталины. Зажурчали ручьи. На вербе раскрылись почки. Птицы стали весело петь.  

(Рассказывать выходят 3 – 4 ребёнка).

В: А теперь Мишка, послушаем твой рассказ.

Весной светит яркое солнышко. Снег тает и появляются первые проталины. Журчат ручьи. На деревьях набухают почки. Стали весело петь птицы. 
В: Получился замечательный рассказ. Действительно, к нам пришла весна.

Аппликация - (Коллективная работа).

 «Картина для Мишки».

М: А теперь, ребята я хочу с вами поиграть в интересные игры.

1. Дидактическая игра: «Назови ласково» (перекидывая друг другу мяч).

Снег - снежок             

Вода - водичка

Ручей - ручеек           

Солнце - солнышко

Капля – капелька        

Птица - птичка

Дерево – деревце.     

2. Дидактическая игра: «Продолжи мысль». 
Педагог просит детей логически завершить начатые предложения о весне. Дети выполняют предложенное задание. 
Прошла суровая зима, и к нам пришла ... (
Весна).
Весна - это пора, когда все ... (
Оживает, пробуждается, радуется, растет).
Небо весной ... (
Голубое, высокое, чистое, ясное).
С него нам приветливо сияет ... (
Солнышко).
Оно уже поднялось ... (
Выше).
Солнце согревает землю своими ... (
Лучиками).
Всюду бегут ручейки, так как тает ... (
Снег).
Скоро вернутся из теплых краев ... (
Птички).
На холмах зазеленеет весенняя ... (
Травка).
Расцветут первые весенние ... (
Цветочки).

III часть. Заключение. 

В: Ребята, понравилась ли вам встреча с лесным гостем?

Как вы думаете, теперь Мишка понял, что произошло с нашей природой?

М: Вот и подошла к концу наша с вами встреча. Я очень рад был с вами сегодня познакомиться и от всей души благодарен вам за то, что вы, ребята, смогли объяснить мне, что такое весна и с какими изменениями в природе она к нам приходит. До скорых встреч!

(Дети прощаются с Мишкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию "Весна пришла" старшая группа

Знакомство детей с временем года весна, её характерными признаками....

Конспект занятия по речевому развитию во второй группе раннего возраст Бабушка Арина в гости к нам пришла".

Занятие направлено на закрепление изученного материала, развитие речи детей, памяти....

Конспект занятия по речевому развитию «Курочка - Рябушечка в гости к нам пришла» (группа раннего возраста)

Цель: Совершенствовать умение детей понимать вопросы воспитателя, вести простейший диалог.Задачи:Укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление звук...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Весна пришла»

Обеспечить развитие умения детей составлять творческие рассказы по картине.Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно рас...

Конспект занятия по речевому развитию «Мама-кошка к нам пришла» в первой младшей группе

Конспект занятия по речевому развитию «Мама-кошка к нам пришла»в первой младшей группе...

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе на тему «Весна пришла»

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе«Весна пришла»Цель:учить детей различать и называть признаки весны (солнышко светит, снег растаял);расширять словарный за...

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе " Осень в гости к нам пришла "

Конспект занятия в младшей группе  " Осень в гости к нам пришла "...