Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности по обучению грамоте детей с применением развивающего пособия В.В. Воскобовича
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности по обучению грамоте  детей с применением развивающего пособия

В.В. Воскобовича, на тему: «Путешествие в сказочную страну буквографию».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_ood.docx45.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД в старшей группе компенсирующей направленности по обучению грамоте  детей с применением развивающего пособия

В.В. Воскобовича, на тему: «Путешествие в сказочную страну буквографию».

     

автор: Н. В. Комаристая ,

учитель-логопед, МДОУ детский сад №1 комбинированного вида п.

Уразово Валуйского района Белгородской области

Цель: развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. 

Задачи:

Образовательные: совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов. Уметь составлять слоги из данных звуков и анализировать слоги и слова. Формирование понятий «буква», «слог», «слово», «предложение». Формировать умения делить слова на слоги, различать на слух твёрдый согласный звук. Совершенствование навыка составления и чтения слогов и слов. Уметь составлять односложные слова. Совершенствование грамматического строя речи закрепить правильное употребление предлогов.

Автоматизация правильного произношения звука в слогах, словах, предложениях.

Коррекционные: развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

ориентированию на плоскости.

Воспитательные: воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Образовательная область: речевое развитие.

Материалы и оборудование: развивающие игры В.В. Воскобовичa:

«Шнур-затейник», «Игровизор», «Шнур-затейник», «Шнур-грамотей», «Мини-коврограф», «Теремки Воскобовича», сказочные герои.

Методические приёмы: показ, объяснение, сказочный сюжет, игры

 В.В. Воскобовича.

Предварительная работа: предшествующие занятия обучению грамоте, обучение играм В.В. Воскобовича.

Ход ООД

I. Орг. момент

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в сказку. Согласны!?

Артикуляционная гимнастика:

Если в сказку всем сердцем поверить,

В мир волшебный раскроются двери!    (приоткрыть рот «Птенчик»)

Вы туда без труда попадете,                    (удерживать широкий расслабленный                        

На волшебном ковре-самолёте,                язык на нижней губе на счёт от 1до     

                                                                         10  «Лопатка»

На летучем большом корабле,     (поднять боковые края и кончик языка  

                                                                                                                 «Чашечка»)

Или с Бабой-Ягой на метле,         (кончик узкого языка ритмично движется

                                                                                            вправо-влево «Часики»)

На плоту по молочной реке,        (широкий расслабленный язычок «Лопатка»)

И верхом на Коньке-Горбунке,   (поцокать языком «Лошадка»)

Можно в сказку влететь на          (широкий язык движется вверх-вниз

                                Жар-птице,                                                                «Качели»)

Можно на колобке закатиться,      (круговые движения кончиком языка по

                                                                                         губам «вкусное варенье»)

Можно въехать как слон на еже  (пожевать язычок, слегка прикусывая

                                                                           «накажем не послушный язычок»

Ой! Мы кажется в сказке уже…..

(дети выполняют артикуляционную гимнастику).

Учитель-логопед: Ребята, посмотрите, кто нас встречает? Это же малыш Гео!

(приветствие малыша ГЕО и ребят).

Малыш ГЕО предлагает нам путешествие в сказочную страну  «буквографию», но для этого нужно  отгадать загадки чтобы узнать какие звуки мы будем изучать, эти звуки есть в словах отгадках.

I.  а) Одеяло белое не руками сделано. Не ткалось и не кроилось, с неба на  

     землю свалилось.  (Снег).

     б) С неба звёзды падают. Лягут на поля. Пусть под ними скроется чёрная

     земля. Много-много звёздочек, тонких, как стекло: звёздочки холодные, а  

     земле тепло.   (Снежинки).

     в) Белая морковка зимой растёт. Растёт она вниз головою, не летом растёт,    

     а зимою. Но солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.    (Сосулька).

     г) Стоял я посреди двора  где играет детвора, но от солнечных лучей

     превратился я в ручей.  (Снеговик).

 - Какой звук чаще других встречался в этих словах?

 - Как вы думаете с каким звуком мы будем знакомиться?

     (дети отгадывают  загадки и определяют звук в словах-отгадках).

Артикуляция звука (губы в улыбке, язык «горочкой»).

Характеристика звука (согласный, твердый, глухой).

Мы попали  в сказочную страну «Игровизор».  

Малыш ГЕО просит ребят напечатать букву С по клеточкам в тетради.

 (дети выполняют задание)

II. Учитель-логопед: Ребята малыш ГЕО очень обрадовался что вы выполнили его задание и предложил помочь принцессе которая жила в некотором царстве, в некотором государстве, которая очень любила шить и вышивать, она вышивала разноцветные дорожки и узоры, а буквы не умела Малыш ГЕО предлагает научить принцессу вышивать буквы с помощью «шнура-затейника».

Малыш ГЕО-  Послушайте инструкцию:  - Я «бросаю» вам звуки, а вы мне «возвращаете» слоги с помощью «шнура-затейника».

С+А-СА              С+У-СУ                           С+Э-СЭ      

С+О-СО              С+Ы-СЫ  

(дети выполняют задание)

III. Игра «Шнур-грамотей» (составление слова «Снеговик»).

ГЕО даёт задание назвать ещё слова, похожие на слово снег и разделить слова на слоги.

(Ответы детей) Снежок, снежинки, снежки, Снегурочка, снегири.

 IV. Мини-коврограф . Я скажу два слова, а вы из них составьте одно слово (образование сложных слов) с опорой на картинку, обведи картинки с заданным звуком (С) в начале слова. Автоматизация звука (с) в словах.

Снег падает-снегопад

Ходит по снегу-снегоход

Пыль сосёт-пылесос

Мясо рубит-мясорубка

Сам летит-самолёт

Сам катится-самокат

Сок варит –соковарка

Сок выжимает-соковыжималка

(ответы детей) 

V. игра: «Теремки Воскобовича»

Учитель-логопед: Стоит синий теремок. Кто в теремочке живёт?

Буква С – твердый согласный звук. Определение  места звука (с) в словах Игровое упражнение «Буквы рассыпались». (составление из букв слова)

Словарный материал: с,е,л –лес

                                      т,к,н,а,с –санки

                                      а,к,ь,л,у,с,о,с -сосулька

(Какой звук слышится в этих словах? Дети: (твёрдый согласный звук (с)) Где находится этот звук? в начале, середине, или в конце) слова? Который этот звук по счёту? (первый, второй или какой?) Ответы детей.

VI. Физкультминутка. Воспитание координации слова с движением, плавной, напевной речи.

Учитель-логопед: Давайте и мы тоже сделаем снежную бабу.

Дети.

Сегодня из снежного мокрого кома  (Идут по кругу наклонившись: катят 

Мы снежную бабу слепили у дома.    перед собой воображаемый ком.)

Стоит эта баба у самых ворот-           (разглаживают руками снег на бабе)

Никто не проедет! Никто не пройдёт!    (грозят пальцем правой руки,

                                                                                                      потом левой.)

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».            (Идут по кругу.)

VII. Составление сюжетного рассказа с употреблением предлогов по опорным картинкам: мальчик, девочка, санки, снеговик, снег, сосульки, птицы снегири.

Как назовём мальчика и девочку? - Саша и Света.

С чем гуляет Саша? – с санками.

Санки без чего?- Без спинки.

Из чего лепит Снеговика Света? – из снега.

Откуда свисают сосульки? – с крыши.

Где сидят снегири? – на сосне.

Где летит стая птиц? – по небу.

(Дети отвечают на вопросы полным предложением)

Анализ предложения, наиболее понравившегося, установить, сколько слов в предложении? Какое первое? Второе? Третье Составление схемы предложения.

VIII. Релаксация.

Учитель-логопед: А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на ковер. Расслабьтесь. Ножки раздвиньте. Руки ладошками вверх. Закройте глаза. Представьте, что вы лежите на мягком белом облачке.

(Дети отдыхают. Логопед включает запись спокойной музыки. Через три минуты магнитофон выключается, дети открывают глаза, медленно встают, потягиваются.)

Учитель-логопед: Вот мы и вернулись из сказочной страны в детский сад.

III. Заключительная часть.

Учитель-логопед: «Ребята вам понравилась сказка?».

«Расскажите, что больше всего удивило вас в путешествие в сказочную страну «Буквографию?»

«С каким звуком мы сегодня познакомились?».

«Какие игры были для вас самые интересные?».

 (Ответы детей).

ЛИТЕРАТУРА

1. Нищева Н.В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.-256 с.

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 6 лет (старшая группа).- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-544 с.

3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М:ТЦ «Сфера», 1999.-112 с. (Серия «Вместе с детьми.)

4. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-практических занятий. – М.: «Гном-Пресс», 2000. – 64 с. (подготовка к обучению грамоте).

5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. Издание 2-е, дополненное и исправленное. – М.: «Гном-Пресс», 1999. – 96 с. (Опыт работы практического педагога).

6. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. – 48 с.

7. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч. – методическое пособие-конспект / Худ.И.Ф. Дукк. -48 с. +цв. Вкл. 16 с.

8. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»; методическое пособие / В.В. Воскобовича, Н.А. Мёдова, Е.Д. Файзуллаева и др.; под ред.Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», «КАРО», 2017.-352 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект  развлечения в старшей группе компенсирующей направленности. Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» Автор:Кошкина Светлана Валентиновна, воспитатель высшей квалификационн...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР ПО ТЕМЕ: «ОВОЩИ»

Конспект занятия для детей с ОНР шестого года жизни. Предназначен для развития связной речи и актуализации словаря по теме "Овощи"....

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ОНР ( 1 год обучения).

Тема: « Как собака друга искала.» Использование моделирования на логопедических     занятиях с детьми с общим   недоразвитием речи....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»города Воткинска Удмуртской Республики      Конспект зан...

Конспект НОД для воспитанников группы компенсирующей направленности по обучению грамоте "Знакомство с звуками Т, ТЬ, буквой Т

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по обучению грамоте воспитанников с ОНР. Разнообразные задания позволяют в доступной для детей форме закрепить понятия "звук", "слог", "...