Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные растения»
план-конспект занятия по развитию речи

Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx38.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Комнатные растения» (для детей подготовительной группы)

Цель: уточнить и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;

- учить выделять из текста однокоренные слова.

Развивающие:

- закреплять у детей навык употребления притяжательных местоимений;

- активизировать и расширять словарь по теме;

- упражнять в подборе имён прилагательных и глаголов, противоположных по смыслу.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, трудолюбие и желание помогать взрослым в уходе за ними.

Оборудование: предметные картинки с изображением комнатных растений, сюжетные картинки, на которых изображены различные действия по уходу за комнатными растениями.

 

Ход ООД

1. Организационный момент

Воспитатель: Сядет тот, кто назовет комнатные растения, которые изображены на картинках. (Названное растение дети уносят с собой.)

2. Объявление темы

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о комнатных растениях и о том, как нужно за ними ухаживать.

3. Вводная беседа

Цветы

Цветы бывают разных цветов и форм: голубые, жёлтые, красные, похожие на колокольчики и звездочки... Они растут в дикой природе и в саду. Садовые цветы — это нередко очень красивые родственники диких цветов. Весной и летом на полянах полным-полно цветов. Бабочки и другие насекомые «посещают» цветы, потому что им нравится яркая окраска лепестков и их запах. Некоторые цветы являются редкими и растут лишь в определённых местах. Такие цветы рвать нельзя!

А ещё цветы можно выращивать дома, на подоконнике. Они хорошо растут, если им достаточно света, их поливают и ухаживают за ними. И даже зимой они будут покрыты листьями. У комнатных растений обычно красивые листья или цветы.

4. Развитие лексико-грамматических категорий

Воспитатель: У каждого из вас есть картинка с изображением комнатного растения. Сейчас мы расскажем, чьё это теперь растение.

Игра «Чьё это растение?»

(Образование притяжательных прилагательных.)

У Вовы кактус. Чей это кактус? (Это Вовин кактус.)

У Самиры толстянка. Чья это толстянка? (Это Самирина толстянка.)

У Лорены фиалка. Чья это фиалка? (Это Лоренина фиалка.)

У Самира фикус. Чей этот фикус? (Это Самира фикус)

Воспитатель: Чтобы комнатные растения хорошо росли, за ними нужно ухаживать. Посмотрите на картинки. Я назову действия, которые выполняют с цветами, а вы представьте, что это случилось вчера.

Игра «А вчера?»

(Образование формы прошедшего времени глаголов. Проводится по картинкам с изображением данных действий.)

Маша поливает кактус. А вчера? (Маша поливала кактус.)

Ваня и Лена протирают листья у сансивьеры.

Катя пересаживает фикус.

Ира рыхлит землю вокруг фиалки.

Ангелина опрыскивает листья у бегонии.

Дима подкармливает толстянку.

Дети ухаживают за цветами.

Рассматривание картины «Уголок природы» и беседа по ней

1

Воспитатель: Посмотрите на картину «Уголок природы». Кого вы видите на ней?

Воспитанники: Мы видим воспитателя и детей.

Воспитатель: Куда они пришли? Что они делают?

Воспитанники: Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

Воспитатель: Что делает воспитатель?

Воспитанники: Воспитатель показывает мальчику, как надо рыхлить землю в горшках с цветами маленькими грабельками.

Воспитатель: Что делают мальчики на заднем плане?

Воспитанники: Мальчики поливают растения из маленьких леечек.

Воспитатель: Что делают девочки?

Воспитанники: Девочки рассматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

Воспитатель: Какие растения в уголке природы?

Воспитанники: Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Рассказ по картине «Уголок природы»

Воспитатель: Давайте составим рассказ по картинке по плану.

Сначала мы расскажем:

1. Кого видим на картинке?

2. Куда они пришли?

3. Что делают? (воспитатель, мальчики, девочки)

4. Чем закончим рассказ?

5. Расскажем, почему в уголке природы такие красивые цветы.

Воспитатель: Подумайте одну минуту и начинаем рассказывать.

Самира начнёт рассказ, Вова продолжит, а Самир закончит. Лорену мы попросим повторить рассказ целиком.

1-й воспитанник: На картине мы видим воспитателя и детей. Они пришли в уголок природы и ухаживают за комнатными растениями.

2-й воспитанник: Воспитатель показывает мальчику, как надо маленькими грабельками рыхлить землю в горшках с цветами. Мальчики поливают растения из маленьких леечек. Девочки рассматривают бальзамин и гортензию и сравнивают цветы и листья этих растений.

3-й воспитанник: Растения в уголке природы красивые, потому что ребята правильно за ними ухаживают. Они любят свой уголок природы.

Воспитатель: Очень хорошо, молодцы! А теперь Лорена повторит рассказ целиком.

Физкультминутка

На солнечном окошке («Солнце» над головой.)

Фиалка расцвела — («Цветочек»)

Лиловые цветочки

Тихонько подняла. (Взмахи рук снизу вверх.)

Средь листьев она прячется,

Не любит лезть вперёд, (Закрывают лицо руками.)

Но всякий к ней наклонится (Наклоняются, не касаясь руками пола.)

И бережно возьмёт. (Тихонько встают.)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на цветок и назовите его части.

Игра «Назови части»

(Пополнение словаря по теме «Цветы»)

Стебель, лист, цветок, черенок, корни. (Несколько детей повторяют названия частей цветка.)

Воспитатель: Мы назвали по одной части у цветка, а сейчас назовём их много.

Игра «Один — много»

(Образование формы множественного числа существительных.)

Один стебелёк, а много ... (Стебельков.)

Один лист, а много ... (Листьев.)

Один цветок, а много ... (Цветков.)

Один черенок, а много... (Черенков.)

Один корень, а много... (Корней.)

Игра «Скажи наоборот» (Подбор антонимов.)

Колючий лист — гладкий лист.

Влажная земля — сухая земля.

Тёплая вода — холодная вода.

Толстый лист — тоненький лист.

Большой цветок — маленький цветок.

Расцвёл цветок — отцвёл цветок.

Мягкая земля — твёрдая земля.

Толстый стебелёк — тонкий стебелёк.

5. Итог занятия

Воспитатель: Как назвать одним словом: герань, фиалка, фикус, толстянка, кактус?

Воспитанники: Комнатные растения.

Воспитатель: Что нужно делать для того, чтобы комнатные растения хорошо росли?

Воспитанники: Рыхлить, поливать, пересаживать.....

Воспитатель: Что это? (показывает картинку «Части цветка»)

Воспитанники: Стебель, лист, цветок, черенок, корни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» на тему Л.Н. Толстой "Спала кошка на крыше..."

Данное занятие расчитано на детей младшей группы, которое учит детей слушать рассказ без наглядного сопровождения, совершенствует память и внимание....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Дикие животные»

Конспектзанятия по образовательной области«Речевое развитие» (Развитие речи)на тему:«Дикие животные»...

Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" на тему «Комнатные растения» в первой младшей группе

Цель: познакомить с комнатными растениями, со способами ухода за ними.Программное содержание:1. Дать представления детей об уходе за комнатными растениями;2. Закрепить знания об основных пот...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Мой дом»

Цель: закрепить у детей знания о понятии «дом», познакомить с правом жить в своём доме.Задачи:Образовательные:- закреплять умение называть свой домашний адрес;- закрепить названия частей д...

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Комнатные растения»

Цель: уточнить  и расширить представлений детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.Задачи:Образовательные:- учить детей употреблять глаголы в прошедшем времени;- учить выделять из тек...